Рационалистическая философия XIX века
Одним из первых философских направлений, переосмысливающих предмет философии как «умозрительной, спекулятивной науки», наиболее последовательно представленной Гегелем, был классический позитивизм, возникший в 30-е годы XIX века. Основателем позитивизма считается французский родоначальник «социальной физики» Огюст Конт (1798-1857), его последователями были англичане Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер. Конт в главных своих сочинениях «Дух позитивной философии» и «Курс позитивной философии» изложил свое собственное видение, какой должна быть новая, позитивная философия.Во-первых, по мнению Конта, позитивная философия должна быть построена по образу и подобию конкретной эмпирической науки, она не должна быть мировоззрением. Во-вторых, она должна отказаться от попыток постигнуть «первые начала бытия» и познания, ибо такое знание не нужно для практических целей, «истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене первичных и конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами - в замене слова, почему словом как».[27] В-третьих, философия должна исключить из своего предмета основной вопрос философии, ибо не существует ни материализма, ни идеализма, этот вопрос не имеет решения. В-четвертых, философия не должна сама открывать знания, а использовать знания конкретных, эмпирических наук, синтезировать и систематизировать это знание, в этом ее главная функция.
Для понимания предмета позитивной философии, предложенной Контом, необходимо обратиться к пониманию самой науки. Наука, по Конту, представляет собой опытное знание, которое в процессе развития познания будет расширяться, следовательно, наука есть процесс постоянно изменяющегося знания от простого к сложному, от единичного к общему. Однако главная функция науки в понимании основателя позитивизма описательная. Любая эмпирическая наука должна опираться на законы, которые являются ее сутью. Следовательно, позитивная философия должна в своем основании иметь законы. Конт утверждал, что в основании философии находятся три основных закона: во-первых, «закон трех стадий», во-вторых, закон постоянного подчинения воображения наблюдению, и, наконец, всеобщий закон классификации наук. Главным законом Конт считал «закон трех стадий», которому подчиняется не только процесс познания окружающего мира, но и процесс развития общества, представляющий собой его духовное
развитие. Процесс познания проходит три этапа: теологический, метафизический и позитивный. На первом этапе происходит познание человеком «внутренней природы сущего», но познать ее человек не может, поэтому он признает существование внешних сверхъестественных сил. На метафизической стадии познания человек создает абстрактные понятия о познаваемом им мире, первосущности, первопричины которые находятся за пределами опыта. На позитивной стадии познания мир познается при помощи опыта конкретными науками, которые наблюдают и описывают явления мира, открывают законы, как повторяющиеся связи между явлениями. На этой стадии развития познания начинает действовать закон постоянного подчинения воображения наблюдению, которое является основным методом в развитии науки. На этапе позитивного развития происходит развитие различных наук, которые отличаются друг от друга предметом познания, следовательно, возникает необходимость классификации наук, которые подчиняются энциклопедическому закону классификации. Главной заслугой Конта является введение им нового, более совершенного принципа классификации наук. Науки, по его мнению, следует классифицировать по предмету исследования и содержанию. Основными принципами классификация наук являются: во-первых, развития науки от простого к сложному; во-вторых, восхождения от абстрактного к конкретному; и, в-третьих, от старого к новому. Все науки представлены Контом в следующем порядке: 1) математика, 2) астрономия, 3) физика, 4) химия, 5) физиология, 6) социальная физика (социология), 7) мораль. Предложенная классификация наук была подвергнута критике еще современниками Конта. Есть одно но, Конт не включает позитивную философию в классификацию наук. Следовательно, философия есть все же не обычная эмпирическая наука, действительно Конт очерчивал основной круг проблем философии. Позитивная философия представляет собой «однородную» науку, включающую в себя наиболее общие принципы конкретных наук, которые она должна приводить к наименьшему числу основоположений, а также законы логики развития человеческого разума и методы частных наук. Последующие представители позитивизма еще более сужают предмет философии, утверждая, что «каждая наука сама себе философия».
Заслуга Конта в мировой общественной мысли заключается в создании им социологии как науки об обществе, представленной в трех разделах главного труда «Курс позитивной философии»: «социальная статика», «социальная динамика», «социальная политика». В разделе, называемом «социальная статика» излагается понятие общества, условия его жизнедеятельности, роль географической среды в его развитии, социальные институты и их функционирование. Главными социальными институтами в жизни общества, по Конту, являются семья, государство, церковь. Основой жизни общества Конт считал семью как «субстанцию», первооснову жизни человечества, именно семья способствует тому, что человек корректирует свой эгоизм и учится социализации. Роль государства в жизни общества сводится Контом к организации жизни общества, укреплению солидарности и выражению «общего духа» народа. Государство строится на идее разделения функций моральной и политической власти, при помощи этих функций оно занимается экономическим управлением и политической деятельностью. Важную роль в государственном устройстве в различные периоды жизни общества играет церковь, которая занимается обрядами, обычаями и духовными наставлениями, ибо человек в понимании Конта биологическое существо, нуждающееся в наставлениях.
В «социальной динамике» Конт осмысливал идею общественного прогресса. Общество в своем развитии, по Конту, подчинено закону «трех стадий». Теологическая стадия представлена в трех формах развития религии: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия развития общества выражается в разложении предыдущих религиозных форм, и жизнь общества выражается в реформации, просвещении, революции. Позитивную стадию развития общества определяла промышленная революция, зарождение и развитие позитивной философии.
В «социальной политике» Конт пытался осмыслить будущее развития общества, где позитивная философия должна будет стать основой духовного развития всего человечества, превращаясь в религию, соединяющую в себе разум и чувства. На этой основе он предполагал объединить все народы в единую Всемирную федерацию, где главной силой в развитии общества будет пролетариат, лишенный собственности и стремящийся к объединению. Центром такого всемирного союза должен стать Париж. Идеи Конта, изложенные в этом разделе, возникли под влиянием концепции французского утописта Сен-Симона. Эти идеи с позиций материализма были переосмыслены в философии марксизма.
В конце XIX – начале ХХ века на смену классическому позитивизму приходит вторая форма позитивизма, эмпириокритицизм (махизм). Идейными вдохновителями «второго позитивизма» были австрийский физик Эрнст Мах (1838-1916), немецкий философ Рихард Авенариус (1843-1896) и крупный французский математик Анри Пуанкаре (1854-1912). Эмпириокритики восприняли ряд идей первого позитивизма, но создали свой вариант позитивной философии, отличавшейся переходом к агностицизму и субъективизму, где еще более сужается предмет философии. Философия, по утверждению Авенариуса «не есть наука в собственном значении этого слова», «она научное мышление», которое должно заниматься только «соединением общих понятий, найденных и очищенных специальными исследованиями».[28]
Философия позитивизма получит дальнейшее развитие в ХХ веке, где будет представлена неопозитивизмом и постпозитивизмом, сводящими предмет философии к философии науки, о чем речь пойдет немного позднее.
Основные идеи философии марксизма.Марксистская философия возникает в 40-е годы XIX века в Германии, основоположниками философии марксизма были Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895). Теоретическими истоками марксистской философии были немецкая классическая философия, прежде всего, диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха, также философские идеи французского материализма. Переосмыслив вышеназванные источники, Маркс и Энгельс создали собственную философскую концепцию, которая включала в себя диалектико-материалистическое понимание природы и познания и материалистическое понимание истории. Философия, по их мнению, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления и одновременно научное мировоззрение. В работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» Энгельс формулирует основной вопрос философии как вопрос о соотношении мышления и бытия, одновременно утверждая, что бытие первично по отношению к мышлению. В другой своей работе «Анти-Дюринг» он отмечал, что «единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства …, действительное единство мира состоит в его материальности».[29] Бытие понимается как материя, причем источник развития материи заключен в ней самой, как способность к саморазвитию. Осмысливая открытия в области естествознания, Энгельс пришел в мысли, что материя «без движения также немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя»[30], то есть движение внутренне присуще материи. Материя, по Энгельсу, имеет ряд свойств, которые составляют ее сущность: притяжение, делимость, неуничтожимость. В работе «Диалектика природы» Энгельс утверждал, что материя развивается во времени и пространстве от простых форм к сложным, выделил основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Каждая последующая форма материи включает в себя предыдущую, тем самым, сохраняя процесс преемственности в развитии мира природы и общества, которое возникает на основе природы на определенном этапе ее развития. Переосмыслив сущность гегелевской диалектики, теоретики марксистской философии приходят к выводу, что объективная диалектика, диалектика бытия первична, а субъективная диалектика, диалектика познания представляет собой отражение диалектики бытия. Всеобщими законами развития мира и познания являются три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Вывод, к которому пришли теоретики философии марксизма заключался в том, что вечно существующая материя как первосушность бытия, является основой для возникновения природы, которая когда-то исторически возникла и послужила основой для развития общества, которое возникает исторически с появлением человека.
С диалектико-материалистических позиций осмысливается процесс познания, который представляет процесс отражения в сознании человека окружающего мира. Мир познаваем, по мнению марксистов, процесс познания противоречив, он конечен для отдельного человека, но бесконечен для человечества. Процесс познания возникает на основе взаимодействия субъекта, познающего человека, и объекта, познаваемого им мира, он начинается с чувственного познания, а затем происходит рациональное осмысление. Результатом познания является истина, объективное знание о мире, достоверное и независимое от человечества. Критерием познания, истины, по мнению марксистов, является практика, представляющая собой процесс деятельности людей, направленный на преобразования действительности. Таковы коротко основные положения диалектико-материалистического понимания природы и познания.
Материалистическоепонимание истории неразрывно связано с диалектикой природы и познания, где утверждается, что «общественное бытие, реальная жизнь людей определяет общественное сознание», где история общества возникает на основе природы, развивается и существует на этой основе, но представляет собой социум, отличный от природы и развивающийся по своим законам.
В небольшой работе «О роли труда в процессе превращения обезьяны в человека» Энгельс на основе теории Дарвина о происхождении биологических видов изложил концепцию происхождения человека. Основой для превращения обезьяны в человека, по Энгельсу, является труд как процесс взаимодействия между природой и животным миром, в конечном понимании между природой и человеком. Энгельс выделял, если так можно сказать, биологические и социальные предпосылки процесса возникновения человека. К биологическим предпосылкам он относил: возникновение прямохождения, изменения функций верхних конечностей, появление гибкости их и превращения в руки, изменение структуры и функций мозга на основе использования мясной пищи, приготовленной на костре. Социальными предпосылками, по его мнению, были речь, труд и коллектив. С точки зрения современных научных данных данная концепция выглядит немного наивно, но не следует забыть, что в середине XIX века данные воззрения могли считаться вполне прогрессивными и достаточно научными. Осмысливая вопрос о сущности мышления и сознания, марксисты утверждали «мышление и сознание» представляют собой «продукты человеческого мозга». В процессе трудовой деятельности происходит развитие самого мозга и органов чувств, происходит прояснение сознания, оно становится способным к абстрактному мышлению и оказывает обратное воздействие «труд, язык». Процесс этого взаимного развития протекал многие тысячелетия до появления человека. Но отмечается, что процесс развития человека на основе труда, речи и коллектива происходит конкретно в действительности, со дня рождения человека и в течение всей его жизни. По мнению философов-марксистов, человек, будучи биологическим видом, по сущности своей социален. В «Тезисах о Фейербахе», критикуя Фейербаха за признания им биологической сущности человека, Маркс отмечал, что сущность человека заключена «в совокупности общественных отношений», то есть меняются отношения в обществе, следовательно, меняется и человек.
Материалистическое понимание истории излагается, в основном, в работе Маркса «Капитал». История человечества начинается с возникновением человека и объединением людей в различные группы. Общество, по Марксу, «есть объединения людей, связанных производственными отношениями». История человечества представляется как смена различных общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация понимается как определенный тип общества, развивающаяся по своим специфическим законам. В основе формации находится способ производства материальных благ, следовательно, основными отношениями между людьми являются экономические отношения, определяющие надстройку, те есть совокупность идей, взглядов и представлений, существующих в обществе. Способ производства, по Марксу, представляет собой взаимодействие производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя людей, орудия труда, предметы труда, средства производства и науку как производительную силу. Производственные отношения представляют собой отношения людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена материальных благ. Развития внутри формации, общества происходит на основе противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Движущей силой в развитии общества, по марксизму, является классовая борьба. Общество в своем развитии движется от бесклассового общества к классовому обществу и от него снова к бесклассовому. История развития человечества, по марксизму, представляет собой закономерный процесс его изменения, то есть в истории действуют свои специфические законы, отличные от законов природы. Основной закон развития мировой истории, по Марксу, есть закон соответствия производственных отношений уровню и развитию производительных сил. История в своем развитии проходит пять этапов, пять общественно-экономических формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, где первой ее фазой будет социализм. В развитии мировой истории, по марксизму, существует прогресс, то есть каждая формация включает в себя достижения предыдущей, и последующая формация более совершенна, чем предыдущая. Критерием прогресса в мировой истории марксизм считал уровень развития производительных сил. Процесс смены одной общественно-экономической формации осуществляется, как правило, на основе революции, которые необходимы и неизбежны в развитии общества. Многие современники Маркса и Энгельса называли данную концепцию «экономическим детерминизмом». Заслуга марксистов заключается в том, что они объясняли процесс развития общества с диалектико-материалистических позиций.
Следует обратить внимание еще на одну важную идею в философии марксизма, идею отчуждения. К.Маркс переосмыслил гегелевскую концепцию отчуждения, где утверждалось, что созданный людьми мир, приобретает самостоятельное существование, выступая по отношению к человеку враждебно. Возможность преодолеть отчуждение Гегель находил в познании, где отчуждение духа может быть преодолено, но как только преодолевается отчуждение духа, исчезает сама истории. Маркс изложил проблему отчуждения в «Капитале» и «Экономико-философских рукописях 1844 года», где отмечается, что отчуждение возникает в процессе деятельности человека и может быть преодолено не в мышлении, как утверждал Гегель, а в самой практической деятельности. Маркс осмысливал и выделял несколько форм отчуждения: во-первых, отчуждение условий труда от самого труда; во-вторых, отчуждение результатов труда от человека, вложившего в них труд; в-третьих, отчуждение социальных институтов от человека; и, наконец, отчуждение идеологии от реальной жизни человека. По мнению Маркса, процесс преодоления отчуждения возможен в далеком будущем, когда не будет разделения труда, это возможно будет осуществить в коммунистической формации. Но современная социальная практика пока не подтверждает возможность реализации идей Маркса.
Вопросы права и государства изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». На основе исследований историка Л.Г. Моргана, представившего историю развития первобытного общества, как развития семьи от полигамии к моногамии, Энгельс переосмыслил проблему возникновения семьи как важной основы общества, где зарождалась частная собственность, послужившая развитию семьи и возможности возникновения государства. Энгельс считал, что государство возникает исторически в процессе разложения первобытного общества, когда на основе частной собственности возникают противоречия, которые может решить особая организация, или объединение людей. Государство, по Энгельсу, возникает тогда, когда общество делится на классы. Существенными моментами государства являются: во-первых, территория, во-вторых, публичная власть, в-третьих, налоги и, в-четвертых, сущность государства выражается в отчуждении от общества. Кроме того, Энгельс был убежден, что государство однажды возникнув, пройдя определенный путь своего развития, исчезнет в коммунистическом обществе.
Итак, философия классического марксизма, представленная во взглядах Маркса и Энгельса, разработала несколько основных идей. Во-первых, идея материалистической диалектики, которая представлена как наука о развитии бытия и познания. Во-вторых, осмыслена идея практики как критерия познания. В-третьих, разработана идея материалистического понимания истории, и, наконец, идея отчуждения человека от его деятельности и созданных им институтов и организаций.
Идеи классического марксизма получат свое развитие в конце XIX-начале XX века в трудах учеников Маркса и Энгельса, а именно в работах Иосифа Дицгена (1828-1888), Франца Меринга (1846-1919), Карла Каутского (1854-1938), Поля Лафарга (1842-1911), Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918).
В ХХ веке идеи философии марксизма будут развиваться в странах Западной Европы, США, Африки, Латинской Америки и бывшем СССР. В нашей отечественной философии будут развиваться идеи материалистической диалектики, познания, его структуры и специфики, а также проблемы человека, его природы и сущности.