Тема 3. философия древней индии

(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

1. Введение (актуальность) темы:

История философской мысли Древней Индии восходит к концу II - началу I тысячелетия до н.э. Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства, прочность индийской сельской общины, ее замкнутый характер. Обострившиеся социальные противоречия нашли отражение и в области идеологии, в начавшейся борьбе против религиозных догм брахманизма - идеологии, закреплявшей сословное деление среди свободных, освещавшей власть знати и приниженное положение основной массы свободных. Особенностями философии Древней Индии являются: тесная связь с мифологией; связь личности и окружающего мира; обращенность внутрь человека; аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние как жизненные принципы; абстрактный характер философии, которая решает проблемы первопричины, Абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами; учение о перерождении, вечном круговороте жизни и смерти; учение о карме - сумме злых и добрых дел каждого человека, определяющей форму очередного перерождения.

2. Цель:Ввести студентов в круг основных проблем, поставленных древнеиндийскими мыслителями, и познакомить с категориальным аппаратом индийской философии.

3. Задачи:

Студент должен знать:

· основные философские системы древнеиндийской философии;

Студент должен уметь:

· характеризовать особенности развития философии в Индии;

Студент должен приобрести навыки и качества:

· уметь анализировать и интерпретировать основные понятия древнеиндийской философии.

4. Основные учебные вопросы (план):

1. Начала философского мышления. Особенности развития философии в Индии.

2. Учение джайнизма и буддизма. Учение материалистов.

3. Философские системы индуизма: санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога, веданта.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1. Идеология брахманизма. Понятие “брахман” и “атман”.

2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы в Индии.

3. Космологические представления.

4. Понятие кармы, сансары, нирваны, мокши, дхармы.

5. Теория реинкарнации в Индии.

6. Имеет ли нравственный смысл система “йога”?

7. Можно ли рассматривать цивилизации Древнего мира как “золотой век” человеческой истории?

8. В чем суть учения о 4-х элементах?

9. Что такое гедонизм?

10.Почему восьмеричный путь в буддизме называют “срединным”?

11.Что такое закон зависимого происхождения?

12.Почему онтология буддизма называется “негативной”?

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1. Специфика ведийской мифологии.

2. Основные ортодоксальные школы древнеиндийской философии.

3. Религиозно-философская концепция буддизма.

4. Проблема человека в философии Древней Индии.

5. Концепция миропонимания Рерихов.

6. Понятие кармы в индийской философии.

7. Литература:

Основная:

1. Антология мировой философии: В 4 т. - Т. 1. - Ч. 1. - М., 1969.

2. Древнеиндийская философия. - М., 1972.

3. История философии в кратком изложении. - М., 1991.

4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.

5. Чанышев А.Н. Начало философии. - М., 1982.

Дополнительная:

1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. - М., 1980.

2. Буддизм. Проблемы истории, культуры и современности. - М., 1990.

3. Буддизм: Словарь. - М., 1982.

4. Буддийский взгляд на мир. - СПб., 1994.

5. Глазенапп Х. Буддийские таинства // Вопросы философии. - 1994. - № 7, 8.

6. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. - М., 1987.

7. История философии. - Т. 1. - М., 1957.

8. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. - СПб., 1993.

9. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2-х т. - Спб., 1994.

10.Рерих Е.И. Братство // Социологические исследования. - 1991. - № 2.

11.Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М., 1991.

12.Топоров В.Н. Санскрит и его уроки // Древняя Индия: Язык. Культура. Текст. - М., 1985.

13.Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 1994.

14.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991.

15.Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. - М., 1994.

16.Шохин В.К. Санкхья-йога и традиции гностицизма // Вопросы философии. - 1994. - №7, 8.

17.Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М., 1988.

Первоисточники по восточной философии:

1. Антология мировой философии. В 4-х т. – М., 1969. –Т. 1.

2. Афоризмы старого Китая. – М., 1991.

3. Буддизм. Четыре благородные истины. – М., Харьков, 2000.

4. Бхагавад-гита. – СПб., 1992.

5. Дао. Гармония мира. – М., Харьков, 1999.

6. Джавахарлал Неру. Открытие Индии. Книга I, гл. 4-5. – М., 1989.

7. Из книги Мудрецов. Проза древнего Китая. – М., 1969.

8. История китайской философии. – М., 1989.

9. Книга Экклесиаста. // Вопросы философии, 1991, № 8.

10. Конфуций. Изречения. – М., 1994,

11. Конфуций. Уроки мудрости. – М., 1999.

12. Мень А. У врат молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до н. э. // Звезда Востока, 1991, №№ 8, 10.

13. Рерих Е.И. Письма (1932 – 1955) – Новосибирск, 1995.

14. Рерих Н. О Вечном – М., 1994.

15. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха просвещения. (Хрестоматия) – М., 1991. – С. 3 – 58.

Дополнительная по восточной философии:

1. Бондаренко Ю.Я. Человек, Судьба, Вселенная глазами древних мудрецов. – М., 1994.

2. Гиндилис И. М., Фролова В.В. Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России // Вопросы философии 2001, №3.

3. Филатов С., Лункин Р. Раздражение – не метод идейной полемики // Вопросы философии. 2002, №3.

4. Кнотт К. Индуизм. – М., 2001.

5. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. – М., 2002.

6. Кожевников В.А. Повести о перевоплощении Готамо-Будды и их значение в истории развития буддизма. // Вопросы философии, 1997, № 2.

7. Майданов А.С. Тайны великой Ригведы – М., 2002.

8. Панфилов Т.Ф., Старостин Б.С. Обсуждение проблем восточной философии. // Вопросы философии, 1998, № 7.

9. Семененко Л.М. Афоризмы Конфуция. – М., 1987.

10. Трубникова Н.Н. Знак и действительность в буддийском тайном учении. // Вопросы философии, 2000, № 2.

11. Филатов С., Лункин Р. Рериховское движение в России: восстановление связи времен. // Вопросы философии 1999, № 12.

12. Хрестоматия по истории философии от Лао-Цзы до Фейербаха. Ч.1. М., 1997.

13. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.

9. Рекомендуемые понятия для изучения темы 3:

Джайнизм, буддизм, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса,

йога, веданта. Идеология брахманизма. Брахман, атман. Ортодоксальные и неортодоксальные школы в Индии. Карма, сансара, нирвана, дхарма, реинкарнация, восьмеричный путь, веды.

ТЕМА 4. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

1. Введение (актуальность) темы:

Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от восточных философских систем и является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии античной философии условно можно выделить 4 основных этапа. Первый этап (VII-V вв. до н.э.) - досократовский, второй этап (пол. V - конец IV вв. до н.э.) - классический, третий этап (конец IV - II вв. до н.э.) - эллинистический, четвертый этап (I в. до н.э. - V-VI вв.) - римский.

2. Цель:Познакомить студентов с основными этапами развития античной философии, школами и персоналиями.

3. Задачи:

Студент должен знать:

· основные философские системы античности;

Студент должен уметь:

· характеризовать основные философские категории;

Студент должен приобрести навыки и качества:

· уметь анализировать и интерпретировать значение античной философии и ее вклад в современную мировую цивилизацию.

4. Основные учебные вопросы (план):

1. Рождение древнегреческой философии. Досократовская философия.

2. Античная философия классического периода.

3. Философия эллинистического и римского периодов.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1. Что дает основание называть первых греческих философов “физиками”?

2. Натурфилософские взгляды Милетской школы.

3. В чем заключается идеализм пифагорейцев?

4. Что означает идея тождества бытия и мышления у элеатов?

5. В чем суть апорий Зенона?

6. Атомистические взгляды Левкиппа-Демокрита.

7. Релятивизм софистов.

8. Этический рационализм Сократа и его философский метод.

9. Объективный идеализм Платона, его учение об идеях. Платонова теория государства.

10.Что означают слова Аристотеля: “Платон мне друг, но истина дороже”? Каково место Аристотеля в истории философии и науки?

11.Назовите три школы античности, которые в этической части своей философии ставили одинаковые цели, но предлагали различные пути их достижения.

12.В чем состоит суть мистического учения неоплатонизма?

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1. Особенности материализма Милетской школы.

2. Афористика Гераклита Темного.

3. Становление и развитие мистического философствования в традиции пифагореизма.

4. Феномен Сократа в античной философии.

5. Апории Зенона.

6. Концепция Эроса у Платона.

7. Этико-политические воззрения Аристотеля.

8. Стоический идеал мудреца.

9. Этико-философская концепция Эпикура.

10.Неоплатонизм и его место в европейской историко-философской традиции.

7. Литература:

Основная:

1. Антология мировой философии: В 4 т. - Т. 1. - Ч. 1. - М., 1969.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.

3. История философии в кратком изложении. - М., 1991.

4. Лосев А.Ф. История античной философии. - М., 1989.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.

6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

Дополнительная:

1. Адо П. Плотин, или простота взгляда. - М., 1991.

2. Аристотель. Вторая аналитика. - Соч. - Т. 2. - М., 1978.

3. Батлук О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме. // Вопросы философии, 2000, № 2.

4. Бугай Д.В. Трактат Плотина «О Добродетелях» // Вопросы философии, 2002, № 8.

5. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.

6. Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики. - М., 1982.

7. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.

8. Гостев А. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе». // Вопросы философии, 1997, № 12.

9. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.

10.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1986.

11.Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. - СПб., 1994.

12.Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков – М., 2002.

13.Кессиди Ф.Х. Философия древних греков как проявление их менталитета // Философия и общество, 2002, № 4.

14.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1990.

15.Лосев А.Ф. История античной философии. - М., 1989.

16.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М., 1975.

17.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. - М., 1980.

18.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. - М., 1979.

19.Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты, Сократ, Платон. - М., 1975.

20.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

21.Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э. - М., 1979.

22.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон - Аристотель. - М., 1993.

23.Лурье С.Д. Демокрит. - Л., 1970.

24.Мареева Е.В. О бессмертии души (Аристотель и современность) // Вопросы философии, 2002, № 12.

25.Нахов И.М. Философия киников. - М., 1982.

26.Нерсесянц В.С. Сократ. - М., 1977.

27.Платон. Пир. - Соч. - Т. 2. - М., 1970.

28.Рассел Б. История западной философии. - Кн. 1-2. - Новосибирск, 1994.

29.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. - Т. 1. - Античность. - СПб., 1994.

30.Римские стоики: Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. - М., 1995.

31.Салахов Э.Х. Характер и судьба человека в философии Плутарха. // Вопросы философии, 2000, № 2.

32.Султанов Ш. Плотин. - М., 1996.

33.Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2-х т. - Симферополь, 1996.

34.Философия природы в Античности и Средние века /Под ред. Гайденко П.П., Петрова В.В. – М., 2002.

35.Фрагменты ранних греческих философов. - Ч. 1. - М., 1989.

36.Чанышев А.Н. Аристотель. - М., 1981.

37.Чанышев А.Н. Италийская философия. - М., 1975.

38.Чанышев А.Н. Эгейская философия. - М., 1970.

39.Шуков В.А. Апология свободомыслия Сократа // Вопросы философии, 2001, № 12.

Первоисточники:

1. Аристотель. Евдемова этика. // Вопросы философии, 2002, № 1, 9

2. Аристотель. О душе; Метафизика; // Аристотель. Соч. в 4-х т. – М., 1964.

3. Аристотель. Этика – М., 2002.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. – М., 1979.

5. Досократики: Анаксимандр, Ксенофан, Гераклит, Парменид, Алкмеон, Эмпедокл, Демокрит / Антология мировой философии в 4-х т. – М., 1969, Т.1.,Ч.1.

6. Лукиан. Гермотим или О выборе профессии; Учитель красноречия. // Лукиан. Избранное. – М., 1987.

7. Лукреций Т.К. О природе вещей. – М., 1958.

8. Марк Аврелий. Наедине с собой. - В кн.: Римские стоики, – М., 1995.

9. Платон. Диалоги: Пир; Апология Сократа - В кн.: Платон. Сочинения в 3-х т. – М., 1968-1971.

10.Платон. Диалоги: Федон, Парменид, Федр. - В кн.: Платон. Сочинения в 3-х т. – М., 1968-1971.

11.Плотин. О бессмертии души. // Вопросы философии, 1994, № 3.

12.Плотин. О диалектике. О добродетелях. // Вопросы философии, 2002, № 8.

13.Плутарх. Застольные беседы. – М., 1990.

14.Плутарх. О болтливости. О любопытстве. О подавлении гнева. Наставления супругам. // Плутарх. Трактаты и диалоги. – М., 1983.

15.Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений. // Секст Эмпирик. Сочинения. т.2., – М., 1976.

16.Сенека. // Римские стоики, – М., 1995.

11.Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – М., 1977.

17.Цицерон. Избранные произведения. – М., 1975,

18.Цицерон. О пределах добра и зла; О судьбе. // Цицерон. Диалоги. – М., 1964.

19.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.

20.Эпикур. Письмо к Геродоту. Письмо к Менекею. // Антология мировой философии в 4-х т. – М., 1969, Т.1.Ч.1,

Рекомендуемые понятия для изучения темы 4:

Мифологическое мировоззрение, натурфилософия, бытие, космология, досократическая философия, софисты, киники, скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм, диалектический подход к трактовке бытия, метафизический подход к трактовке бытия, идеализм, материализм, эвдемонизм, картина мира, фатализм.

Наши рекомендации