Тема 3. философия древней индии
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
1. Введение (актуальность) темы:
История философской мысли Древней Индии восходит к концу II - началу I тысячелетия до н.э. Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства, прочность индийской сельской общины, ее замкнутый характер. Обострившиеся социальные противоречия нашли отражение и в области идеологии, в начавшейся борьбе против религиозных догм брахманизма - идеологии, закреплявшей сословное деление среди свободных, освещавшей власть знати и приниженное положение основной массы свободных. Особенностями философии Древней Индии являются: тесная связь с мифологией; связь личности и окружающего мира; обращенность внутрь человека; аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние как жизненные принципы; абстрактный характер философии, которая решает проблемы первопричины, Абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами; учение о перерождении, вечном круговороте жизни и смерти; учение о карме - сумме злых и добрых дел каждого человека, определяющей форму очередного перерождения.
2. Цель:Ввести студентов в круг основных проблем, поставленных древнеиндийскими мыслителями, и познакомить с категориальным аппаратом индийской философии.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· основные философские системы древнеиндийской философии;
Студент должен уметь:
· характеризовать особенности развития философии в Индии;
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать и интерпретировать основные понятия древнеиндийской философии.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Начала философского мышления. Особенности развития философии в Индии.
2. Учение джайнизма и буддизма. Учение материалистов.
3. Философские системы индуизма: санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога, веданта.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Идеология брахманизма. Понятие “брахман” и “атман”.
2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы в Индии.
3. Космологические представления.
4. Понятие кармы, сансары, нирваны, мокши, дхармы.
5. Теория реинкарнации в Индии.
6. Имеет ли нравственный смысл система “йога”?
7. Можно ли рассматривать цивилизации Древнего мира как “золотой век” человеческой истории?
8. В чем суть учения о 4-х элементах?
9. Что такое гедонизм?
10.Почему восьмеричный путь в буддизме называют “срединным”?
11.Что такое закон зависимого происхождения?
12.Почему онтология буддизма называется “негативной”?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Специфика ведийской мифологии.
2. Основные ортодоксальные школы древнеиндийской философии.
3. Религиозно-философская концепция буддизма.
4. Проблема человека в философии Древней Индии.
5. Концепция миропонимания Рерихов.
6. Понятие кармы в индийской философии.
7. Литература:
Основная:
1. Антология мировой философии: В 4 т. - Т. 1. - Ч. 1. - М., 1969.
2. Древнеиндийская философия. - М., 1972.
3. История философии в кратком изложении. - М., 1991.
4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.
5. Чанышев А.Н. Начало философии. - М., 1982.
Дополнительная:
1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. - М., 1980.
2. Буддизм. Проблемы истории, культуры и современности. - М., 1990.
3. Буддизм: Словарь. - М., 1982.
4. Буддийский взгляд на мир. - СПб., 1994.
5. Глазенапп Х. Буддийские таинства // Вопросы философии. - 1994. - № 7, 8.
6. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. - М., 1987.
7. История философии. - Т. 1. - М., 1957.
8. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. - СПб., 1993.
9. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2-х т. - Спб., 1994.
10.Рерих Е.И. Братство // Социологические исследования. - 1991. - № 2.
11.Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М., 1991.
12.Топоров В.Н. Санскрит и его уроки // Древняя Индия: Язык. Культура. Текст. - М., 1985.
13.Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 1994.
14.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991.
15.Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. - М., 1994.
16.Шохин В.К. Санкхья-йога и традиции гностицизма // Вопросы философии. - 1994. - №7, 8.
17.Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М., 1988.
Первоисточники по восточной философии:
1. Антология мировой философии. В 4-х т. – М., 1969. –Т. 1.
2. Афоризмы старого Китая. – М., 1991.
3. Буддизм. Четыре благородные истины. – М., Харьков, 2000.
4. Бхагавад-гита. – СПб., 1992.
5. Дао. Гармония мира. – М., Харьков, 1999.
6. Джавахарлал Неру. Открытие Индии. Книга I, гл. 4-5. – М., 1989.
7. Из книги Мудрецов. Проза древнего Китая. – М., 1969.
8. История китайской философии. – М., 1989.
9. Книга Экклесиаста. // Вопросы философии, 1991, № 8.
10. Конфуций. Изречения. – М., 1994,
11. Конфуций. Уроки мудрости. – М., 1999.
12. Мень А. У врат молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до н. э. // Звезда Востока, 1991, №№ 8, 10.
13. Рерих Е.И. Письма (1932 – 1955) – Новосибирск, 1995.
14. Рерих Н. О Вечном – М., 1994.
15. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха просвещения. (Хрестоматия) – М., 1991. – С. 3 – 58.
Дополнительная по восточной философии:
1. Бондаренко Ю.Я. Человек, Судьба, Вселенная глазами древних мудрецов. – М., 1994.
2. Гиндилис И. М., Фролова В.В. Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России // Вопросы философии 2001, №3.
3. Филатов С., Лункин Р. Раздражение – не метод идейной полемики // Вопросы философии. 2002, №3.
4. Кнотт К. Индуизм. – М., 2001.
5. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. – М., 2002.
6. Кожевников В.А. Повести о перевоплощении Готамо-Будды и их значение в истории развития буддизма. // Вопросы философии, 1997, № 2.
7. Майданов А.С. Тайны великой Ригведы – М., 2002.
8. Панфилов Т.Ф., Старостин Б.С. Обсуждение проблем восточной философии. // Вопросы философии, 1998, № 7.
9. Семененко Л.М. Афоризмы Конфуция. – М., 1987.
10. Трубникова Н.Н. Знак и действительность в буддийском тайном учении. // Вопросы философии, 2000, № 2.
11. Филатов С., Лункин Р. Рериховское движение в России: восстановление связи времен. // Вопросы философии 1999, № 12.
12. Хрестоматия по истории философии от Лао-Цзы до Фейербаха. Ч.1. М., 1997.
13. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.
9. Рекомендуемые понятия для изучения темы 3:
Джайнизм, буддизм, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса,
йога, веданта. Идеология брахманизма. Брахман, атман. Ортодоксальные и неортодоксальные школы в Индии. Карма, сансара, нирвана, дхарма, реинкарнация, восьмеричный путь, веды.
ТЕМА 4. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
1. Введение (актуальность) темы:
Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от восточных философских систем и является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии античной философии условно можно выделить 4 основных этапа. Первый этап (VII-V вв. до н.э.) - досократовский, второй этап (пол. V - конец IV вв. до н.э.) - классический, третий этап (конец IV - II вв. до н.э.) - эллинистический, четвертый этап (I в. до н.э. - V-VI вв.) - римский.
2. Цель:Познакомить студентов с основными этапами развития античной философии, школами и персоналиями.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· основные философские системы античности;
Студент должен уметь:
· характеризовать основные философские категории;
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать и интерпретировать значение античной философии и ее вклад в современную мировую цивилизацию.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Рождение древнегреческой философии. Досократовская философия.
2. Античная философия классического периода.
3. Философия эллинистического и римского периодов.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Что дает основание называть первых греческих философов “физиками”?
2. Натурфилософские взгляды Милетской школы.
3. В чем заключается идеализм пифагорейцев?
4. Что означает идея тождества бытия и мышления у элеатов?
5. В чем суть апорий Зенона?
6. Атомистические взгляды Левкиппа-Демокрита.
7. Релятивизм софистов.
8. Этический рационализм Сократа и его философский метод.
9. Объективный идеализм Платона, его учение об идеях. Платонова теория государства.
10.Что означают слова Аристотеля: “Платон мне друг, но истина дороже”? Каково место Аристотеля в истории философии и науки?
11.Назовите три школы античности, которые в этической части своей философии ставили одинаковые цели, но предлагали различные пути их достижения.
12.В чем состоит суть мистического учения неоплатонизма?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Особенности материализма Милетской школы.
2. Афористика Гераклита Темного.
3. Становление и развитие мистического философствования в традиции пифагореизма.
4. Феномен Сократа в античной философии.
5. Апории Зенона.
6. Концепция Эроса у Платона.
7. Этико-политические воззрения Аристотеля.
8. Стоический идеал мудреца.
9. Этико-философская концепция Эпикура.
10.Неоплатонизм и его место в европейской историко-философской традиции.
7. Литература:
Основная:
1. Антология мировой философии: В 4 т. - Т. 1. - Ч. 1. - М., 1969.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.
3. История философии в кратком изложении. - М., 1991.
4. Лосев А.Ф. История античной философии. - М., 1989.
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.
6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.
Дополнительная:
1. Адо П. Плотин, или простота взгляда. - М., 1991.
2. Аристотель. Вторая аналитика. - Соч. - Т. 2. - М., 1978.
3. Батлук О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме. // Вопросы философии, 2000, № 2.
4. Бугай Д.В. Трактат Плотина «О Добродетелях» // Вопросы философии, 2002, № 8.
5. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.
6. Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики. - М., 1982.
7. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.
8. Гостев А. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе». // Вопросы философии, 1997, № 12.
9. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.
10.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1986.
11.Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. - СПб., 1994.
12.Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков – М., 2002.
13.Кессиди Ф.Х. Философия древних греков как проявление их менталитета // Философия и общество, 2002, № 4.
14.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1990.
15.Лосев А.Ф. История античной философии. - М., 1989.
16.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М., 1975.
17.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. - М., 1980.
18.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. - М., 1979.
19.Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты, Сократ, Платон. - М., 1975.
20.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
21.Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э. - М., 1979.
22.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон - Аристотель. - М., 1993.
23.Лурье С.Д. Демокрит. - Л., 1970.
24.Мареева Е.В. О бессмертии души (Аристотель и современность) // Вопросы философии, 2002, № 12.
25.Нахов И.М. Философия киников. - М., 1982.
26.Нерсесянц В.С. Сократ. - М., 1977.
27.Платон. Пир. - Соч. - Т. 2. - М., 1970.
28.Рассел Б. История западной философии. - Кн. 1-2. - Новосибирск, 1994.
29.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. - Т. 1. - Античность. - СПб., 1994.
30.Римские стоики: Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. - М., 1995.
31.Салахов Э.Х. Характер и судьба человека в философии Плутарха. // Вопросы философии, 2000, № 2.
32.Султанов Ш. Плотин. - М., 1996.
33.Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2-х т. - Симферополь, 1996.
34.Философия природы в Античности и Средние века /Под ред. Гайденко П.П., Петрова В.В. – М., 2002.
35.Фрагменты ранних греческих философов. - Ч. 1. - М., 1989.
36.Чанышев А.Н. Аристотель. - М., 1981.
37.Чанышев А.Н. Италийская философия. - М., 1975.
38.Чанышев А.Н. Эгейская философия. - М., 1970.
39.Шуков В.А. Апология свободомыслия Сократа // Вопросы философии, 2001, № 12.
Первоисточники:
1. Аристотель. Евдемова этика. // Вопросы философии, 2002, № 1, 9
2. Аристотель. О душе; Метафизика; // Аристотель. Соч. в 4-х т. – М., 1964.
3. Аристотель. Этика – М., 2002.
4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. – М., 1979.
5. Досократики: Анаксимандр, Ксенофан, Гераклит, Парменид, Алкмеон, Эмпедокл, Демокрит / Антология мировой философии в 4-х т. – М., 1969, Т.1.,Ч.1.
6. Лукиан. Гермотим или О выборе профессии; Учитель красноречия. // Лукиан. Избранное. – М., 1987.
7. Лукреций Т.К. О природе вещей. – М., 1958.
8. Марк Аврелий. Наедине с собой. - В кн.: Римские стоики, – М., 1995.
9. Платон. Диалоги: Пир; Апология Сократа - В кн.: Платон. Сочинения в 3-х т. – М., 1968-1971.
10.Платон. Диалоги: Федон, Парменид, Федр. - В кн.: Платон. Сочинения в 3-х т. – М., 1968-1971.
11.Плотин. О бессмертии души. // Вопросы философии, 1994, № 3.
12.Плотин. О диалектике. О добродетелях. // Вопросы философии, 2002, № 8.
13.Плутарх. Застольные беседы. – М., 1990.
14.Плутарх. О болтливости. О любопытстве. О подавлении гнева. Наставления супругам. // Плутарх. Трактаты и диалоги. – М., 1983.
15.Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений. // Секст Эмпирик. Сочинения. т.2., – М., 1976.
16.Сенека. // Римские стоики, – М., 1995.
11.Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – М., 1977.
17.Цицерон. Избранные произведения. – М., 1975,
18.Цицерон. О пределах добра и зла; О судьбе. // Цицерон. Диалоги. – М., 1964.
19.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.
20.Эпикур. Письмо к Геродоту. Письмо к Менекею. // Антология мировой философии в 4-х т. – М., 1969, Т.1.Ч.1,
Рекомендуемые понятия для изучения темы 4:
Мифологическое мировоззрение, натурфилософия, бытие, космология, досократическая философия, софисты, киники, скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм, диалектический подход к трактовке бытия, метафизический подход к трактовке бытия, идеализм, материализм, эвдемонизм, картина мира, фатализм.