Семинар № 35. Политическая философия Ж. де Местра

Учебные вопросы:

  1. Политико-философское осмысление Французской революции.
  2. Роль религии.

Темы докладов и презентаций:

  1. Консерватизм как идеология (по статье С. Хантингтона: Huntington S. Conservatism as an Ideology// The American Political Science Review, vol. 51 No. 2 (Jun., 1957)

Первоисточники:

  1. Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М., 1997.
  2. Местр Ж. де. Санкт-Петербургские вечера. СПб, 1998.

Дополнительная литература:

  1. Берлин И. Жозеф де Местр и истоки фашизма. // Философия свободы. Европа. М.: НЛО, 2001.
  2. Манхейм К. Консервативная мысль. //Диагноз нашего времени. М., 1994.
  3. Пикуль Д.Л. Философия государства и права Жозефа де Местра. М.: Современные тетради, 2008.
  4. Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. М., 1997.
  5. Французский консерватизм XIX-XX вв.: Сборник обзоров. М.:ИНИОН, 1989.

Семинар № 36. «Принципы политики» Бенжамена Констана

Учебные вопросы:

  1. Проблема свобода личности: взаимоотношение личности и общества.
  2. Идея народного суверенитета.
  3. Сущность политической власти и формы правления.

Темы докладов и презентаций:

  1. Критика Бенжаменом Констаном учения о гражданской религии Ж.-Ж. Руссо

Первоисточники:

  1. Констан Б. Принципы политики, пригодные для всякого правления //Французский классический либерализм. М: РОССПЭН, 2000.

Дополнительная литература:

  1. Лабулэ Э. Политические идеи Бенжамена Констана. М., 1905.
  2. О свободе: Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.
  3. Паршакова Е.Д. Политические взгляды Б. Констана. М., 1994.
  4. Согрин В.В., Патрушев А.И., Токарева Е.С., Фадеева Т.М. Либерализм Запада XVII-XX вв. М., 1995.
  5. Федорова М.М. Французский либерализм до и после революции. Руссо - Констан // Полис 1993. № 6.
  6. Фламэн М. История либерализма и современный либерализм. М., 1995
  7. Французский либерализм в прошлом и настоящем / ред. В. П. Смирнова. М.: МГУ, 2001.

Семинар № 37. Политические идеи американских конституционалистов

Учебные вопросы:

  1. Политические идеи «Декларации независимости» и статей «Федералиста».
  2. Социально-политические идеи Т. Джефферсона.
  3. Политическая философия А. Гамильтона.

Темы докладов и презентаций:

  1. Влияние европейской просветительской литературы на «отцов-основателей» американского конституциализма.
  2. Политические идеи Томаса Пейна.

Первоисточники:

  1. Джефферсон Т. О демократии. СПб., 1992.
  2. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М.: Весь мир, 2000.

Дополнительная литература:

1.Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли: В 3 т. М., 1962-1963.



  1. Согрин В.В. Джефферсон: Человек, мыслитель, политик. М.: Наука, 1989.
  2. Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца ХХ века. М.,1995.
  3. Хофстедтер Р. Американская политическая традиция и ее создатели. М., 1992.
  4. Шелдон Г. Политическая философия Томаса Джефферсона / С прил.: Избр. тр. Т. Джефферсона. М.: Республика, 1996.
  5. Шлезингер А. М. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Академия, 1992.

Раздел 3. Обеспечение учебных занятий

Методическое обеспечение

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины

Аудиторная работа (лекции, семинарские и практические занятия, коллоквиумы) обеспечивается:

1) учебно-программными изданиями: настоящей рабочей программой учебной дисциплины, действующей в рамках учебного плана, и вносимыми в нее по решению кафедры ежегодными дополнениями и изменениями;

2) учебно-теоретическими изданиями: учебниками и учебными пособиями;

3) учебно-методическими рекомендациями по преподаванию курса;

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

В состав методического обеспечения самостоятельной работы входят: методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы; задания для самостоятельной работы; темы рефератов, эссе и методические рекомендации по их выполнению; перечень вопросов к зачету и методические рекомендации по подготовке к ним.

На лекции преподаватель рекомендует студентам обязательную и дополнительную литературу, разъясняет методы работы с ней. Материал предстоящей лекции будет усвоен лучше, если студент уже имеет общее представление по теме.

Самостоятельная работа обеспечивается доступом к основным информационным ресурсам, информационной базе данных, в том числе библиографической, возможностью выхода в Интернет.

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, осуществляемая по заданиям, содержащимся в учебной программе под методическим руководством преподавателя. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс знаний, полученных студентом.

Основным видом самостоятельной работы студента в рамках дисциплины является прочтение первоисточников и комментаторских работ.

Кроме того, учебной дисциплиной предусмотрены следующие виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекции, семинару, коллоквиуму, зачету; написание рефератов, эссе.

Эссе – это краткая самостоятельная научная работа, в которой студент должен раскрыть один узкий проблемный вопрос. Опираясь на учебную и научную литературу, студент должен выразить в эссе собственное мнение. Объем работы не требует подробного введения и заключения. Вместо заключения достаточно сформулировать вывод, к которому пришел автор в результате рассуждений. В эссе обязательно должен присутствовать список использованной литературы. Тема эссе формулируется преподавателем, ведущим семинарские занятия и озвучивается заблаговременно.

Разработка интеллект-карт по первоисточникам. Форма проведения практического занятия. Интеллект-карты (mind-map) или ассоциативная карта – способ графического схематичного изображения аргументации, в т.ч. политической Рассматривается как удобная техника ведения конспекта в ходе прочтения первоисточника. Способствует лучшему пониманию аргументации автора. Разрабатывается в рамках практических занятий под руководством преподавателя.

Пример интеллект-карты: Политическая аргументация Данте Алигьери «Монархия»

Семинар № 35. Политическая философия Ж. де Местра - student2.ru

Семинар № 35. Политическая философия Ж. де Местра - student2.ru
1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.

Показателями, характеризующими текущую учебную работу студентов, являются:

1) посещаемость занятий (лекций и семинаров), активность работы на семинарах;

2) устный опрос на семинарах по пройденному материалу;

3) выступления с докладами и презентациями по темам семинарских занятий;

4) оценка письменных работ (тестов, конспектов первоисточников, рефератов, эссе), предусмотренных по каждому из четырех модулей учебной дисциплины.

Код модуля Период по учебному графику Текущий контроль Аттестация
Модуль 1. Политические учения древнего мира 1 семестр Устный опрос, доклады, конспект первоисточника, тест Письменный зачет в конце семестра
2 семестр Устный опрос, доклады, конспект первоисточника, тест Письменный зачет в конце семестра
Модуль 2. Политическая мысль западноевропейского средневековья 2 семестр Устный опрос, доклады, конспект первоисточника, реферат
Модуль 3. Политическая мысль эпохи Возрождения 3 семестр Устный опрос, доклады, конспект первоисточника, тест Итоговый экзамен по всему курсу в конце третьего семестра
Модуль 4. Политическая мысль Нового времени 3 семестр Устный опрос, доклады, конспект первоисточника, эссе

Устный опрос на семинарах проводится по учебным вопросам, сформулированным по каждой теме семинарского занятия (раздел 2.2), а также по первоисточникам и комментаторской литературе (3.4.1 и 3.4.2).

Темы докладов, презентаций и рефератов по каждой учебной теме содержатся в рабочей программе (раздел 2.2).

Примеры тестов приведены в рабочей программе (раздел 3.1.4).

Промежуточная аттестация проводится в форме письменного зачета после окончания учебного процесса в первом и втором семестре.

На зачете проверяются:

1) степень овладения теоретическим материалом дисциплины;

2) усвоение базовых категорий дисциплины;

3) умение анализировать и сопоставлять концепции, теории и идейно-теоретические позиции политических философов и философских школ, формирующих основные направления политического дискурса в различные исторические эпохи;

4) способность формулировать самостоятельные выводы на основе изучения первоисточников и комментаторской литературы.

Ответ считается зачтенным, в случае, когда он удовлетворяет всем следующим критериям:

1) свидетельствует об адекватном понимании студентами двух вопросов, предложенных преподавателем из списка;

2) содержит достаточно подробную характеристику проблематики по обоим вопросам;

3) в нем приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету вопроса, отсутствуют явно ошибочные положения;

4) в нем отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к обоим вопросам;

5) оформлен в целом аккуратно, но может содержать исправления, и (или) отдельные неточные формулировки.

Оценка «не зачтено» выставляется за письменный ответ в случае, когда он:

1) не соответствует вопросам, предложенным преподавателем;

2) является неправильным в целом и (или) содержит, в основном, ошибочные положения;

3) не раскрыты основные понятия, относящиеся к проблематике вопросов;

4) отсутствует ответ на один из двух предложенных вопросов;

5) не отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросам.

Кроме того, оценка «не зачтено» выставляется в случае нарушения студентом установленной процедуры, повлекшего его удаление с зачета.

Итоговый экзамен проводится в письменной форме после третьего семестра по результатам изучения всего объема дисциплины, установленного программой.

На экзамене проверяется:

1) основательность интерпретации первоисточников, изучаемых на протяжении трех семестров;

2) степень овладения теоретическим материалом, представленном в первоисточниках и комментаторской литературе;

3) характер усвоения базовых категорий дисциплины;

4) умение анализировать и сопоставлять различные идейно-теоретические позиции отдельных политических философов и политико-философских школ;

5) способность формулировать самостоятельные выводы.

Письменный ответ оценивается «отлично» в случае, когда он удовлетворяет всем следующим критериям:

1) свидетельствует об адекватном понимании студентом двух вопросов экзаменационного билета;

2) является исчерпывающим, т.е. охватывает все существенные аспекты каждого из вопросов;

3) в нем всесторонне отражены теоретические подходы, существующие в зарубежной и отечественной политической науке;

4) представлен в аккуратном виде и логически структурирован.

Письменный ответ оценивается «хорошо» в случае, когда он не полностью соответствует критериям для получения оценки «отлично», но удовлетворяет следующим критериям:

1) свидетельствует о правильном понимании студентом обоих вопросов экзаменационного билета;

2) содержит достаточно подробную характеристику проблематики по обоим вопросам;

3) в нем приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету вопроса, отсутствуют явно ошибочные положения;

4) в ответе, несмотря встречающиеся нечеткие формулировки, достаточно полно отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросам экзаменационного билета;

5) оформлен в целом аккуратно, но содержит исправления и (или) отдельные ошибочные положения и характеристики, произвольные сокращения и (или) информацию, не относящуюся к вопросу экзаменационного билета.

Письменный ответ оценивается «удовлетворительно» в случае, когда он не удовлетворяет критериям, для получения оценки «отлично» и «хорошо», но удовлетворяет следующим критериям:

1) свидетельствует об определенной степени понимания студентом обоих вопросов экзаменационного билета, но содержит неполную и (или) неточную характеристику проблематики по вопросам экзаменационного билета, неточные формулировки основных понятий, относящихся к предмету вопроса, и (или) содержит отдельные ошибочные положения, которые не оказывают определяющего влияния на характер ответа;

2) в нем неполно отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросам экзаменационного билета;

3) оформлен неаккуратно, содержит исправления объемных структурных частей ответа (например, целых абзацев) и (или) значительное количество нечетких формулировок.

Письменный ответ оценивается «неудовлетворительно» в случае, когда он:

1) не соответствует вопросам экзаменационного билета;

2) является неправильным в целом и (или) содержит, в основном, ошибочные положения;

3) не раскрыты основные понятия, относящиеся к проблематике вопросов экзаменационного билета;

4) отсутствует ответ на один из двух экзаменационных вопросов;

5) не отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросам экзаменационного билета.

Кроме того, письменная работа оценивается «неудовлетворительно» в случае нарушения студентом установленной процедуры, повлекшего его удаление с экзамена.

Базовыми ориентирами при подготовке к зачету являются, помимо курса лекций и самостоятельного изучения первоисточников и комментаторской литературы, списки вопросов, доведенные до сведения студентов на первом семинарском занятии в рамках учебной дисциплины.

Кадровое обеспечение

Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

Преподавание дисциплины «История политических учений» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.

Лекции по дисциплине может читать профессор, доцент или старший преподаватель кафедры и, как исключение, ассистент, имеющий ученую степень по профилю дисциплины.

Зачет и экзамен принимает лектор.

Наши рекомендации