Семинар № 35. Политическая философия Ж. де Местра
Учебные вопросы:
- Политико-философское осмысление Французской революции.
- Роль религии.
Темы докладов и презентаций:
- Консерватизм как идеология (по статье С. Хантингтона: Huntington S. Conservatism as an Ideology// The American Political Science Review, vol. 51 No. 2 (Jun., 1957)
Первоисточники:
- Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М., 1997.
- Местр Ж. де. Санкт-Петербургские вечера. СПб, 1998.
Дополнительная литература:
- Берлин И. Жозеф де Местр и истоки фашизма. // Философия свободы. Европа. М.: НЛО, 2001.
- Манхейм К. Консервативная мысль. //Диагноз нашего времени. М., 1994.
- Пикуль Д.Л. Философия государства и права Жозефа де Местра. М.: Современные тетради, 2008.
- Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. М., 1997.
- Французский консерватизм XIX-XX вв.: Сборник обзоров. М.:ИНИОН, 1989.
Семинар № 36. «Принципы политики» Бенжамена Констана
Учебные вопросы:
- Проблема свобода личности: взаимоотношение личности и общества.
- Идея народного суверенитета.
- Сущность политической власти и формы правления.
Темы докладов и презентаций:
- Критика Бенжаменом Констаном учения о гражданской религии Ж.-Ж. Руссо
Первоисточники:
- Констан Б. Принципы политики, пригодные для всякого правления //Французский классический либерализм. М: РОССПЭН, 2000.
Дополнительная литература:
- Лабулэ Э. Политические идеи Бенжамена Констана. М., 1905.
- О свободе: Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.
- Паршакова Е.Д. Политические взгляды Б. Констана. М., 1994.
- Согрин В.В., Патрушев А.И., Токарева Е.С., Фадеева Т.М. Либерализм Запада XVII-XX вв. М., 1995.
- Федорова М.М. Французский либерализм до и после революции. Руссо - Констан // Полис 1993. № 6.
- Фламэн М. История либерализма и современный либерализм. М., 1995
- Французский либерализм в прошлом и настоящем / ред. В. П. Смирнова. М.: МГУ, 2001.
Семинар № 37. Политические идеи американских конституционалистов
Учебные вопросы:
- Политические идеи «Декларации независимости» и статей «Федералиста».
- Социально-политические идеи Т. Джефферсона.
- Политическая философия А. Гамильтона.
Темы докладов и презентаций:
- Влияние европейской просветительской литературы на «отцов-основателей» американского конституциализма.
- Политические идеи Томаса Пейна.
Первоисточники:
- Джефферсон Т. О демократии. СПб., 1992.
- Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М.: Весь мир, 2000.
Дополнительная литература:
1.Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли: В 3 т. М., 1962-1963.
- Согрин В.В. Джефферсон: Человек, мыслитель, политик. М.: Наука, 1989.
- Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца ХХ века. М.,1995.
- Хофстедтер Р. Американская политическая традиция и ее создатели. М., 1992.
- Шелдон Г. Политическая философия Томаса Джефферсона / С прил.: Избр. тр. Т. Джефферсона. М.: Республика, 1996.
- Шлезингер А. М. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Академия, 1992.
Раздел 3. Обеспечение учебных занятий
Методическое обеспечение
3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины
Аудиторная работа (лекции, семинарские и практические занятия, коллоквиумы) обеспечивается:
1) учебно-программными изданиями: настоящей рабочей программой учебной дисциплины, действующей в рамках учебного плана, и вносимыми в нее по решению кафедры ежегодными дополнениями и изменениями;
2) учебно-теоретическими изданиями: учебниками и учебными пособиями;
3) учебно-методическими рекомендациями по преподаванию курса;
3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы
В состав методического обеспечения самостоятельной работы входят: методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы; задания для самостоятельной работы; темы рефератов, эссе и методические рекомендации по их выполнению; перечень вопросов к зачету и методические рекомендации по подготовке к ним.
На лекции преподаватель рекомендует студентам обязательную и дополнительную литературу, разъясняет методы работы с ней. Материал предстоящей лекции будет усвоен лучше, если студент уже имеет общее представление по теме.
Самостоятельная работа обеспечивается доступом к основным информационным ресурсам, информационной базе данных, в том числе библиографической, возможностью выхода в Интернет.
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, осуществляемая по заданиям, содержащимся в учебной программе под методическим руководством преподавателя. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс знаний, полученных студентом.
Основным видом самостоятельной работы студента в рамках дисциплины является прочтение первоисточников и комментаторских работ.
Кроме того, учебной дисциплиной предусмотрены следующие виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекции, семинару, коллоквиуму, зачету; написание рефератов, эссе.
Эссе – это краткая самостоятельная научная работа, в которой студент должен раскрыть один узкий проблемный вопрос. Опираясь на учебную и научную литературу, студент должен выразить в эссе собственное мнение. Объем работы не требует подробного введения и заключения. Вместо заключения достаточно сформулировать вывод, к которому пришел автор в результате рассуждений. В эссе обязательно должен присутствовать список использованной литературы. Тема эссе формулируется преподавателем, ведущим семинарские занятия и озвучивается заблаговременно.
Разработка интеллект-карт по первоисточникам. Форма проведения практического занятия. Интеллект-карты (mind-map) или ассоциативная карта – способ графического схематичного изображения аргументации, в т.ч. политической Рассматривается как удобная техника ведения конспекта в ходе прочтения первоисточника. Способствует лучшему пониманию аргументации автора. Разрабатывается в рамках практических занятий под руководством преподавателя.
Пример интеллект-карты: Политическая аргументация Данте Алигьери «Монархия»
1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.
Показателями, характеризующими текущую учебную работу студентов, являются:
1) посещаемость занятий (лекций и семинаров), активность работы на семинарах;
2) устный опрос на семинарах по пройденному материалу;
3) выступления с докладами и презентациями по темам семинарских занятий;
4) оценка письменных работ (тестов, конспектов первоисточников, рефератов, эссе), предусмотренных по каждому из четырех модулей учебной дисциплины.
Код модуля | Период по учебному графику | Текущий контроль | Аттестация |
Модуль 1. Политические учения древнего мира | 1 семестр | Устный опрос, доклады, конспект первоисточника, тест | Письменный зачет в конце семестра |
2 семестр | Устный опрос, доклады, конспект первоисточника, тест | Письменный зачет в конце семестра | |
Модуль 2. Политическая мысль западноевропейского средневековья | 2 семестр | Устный опрос, доклады, конспект первоисточника, реферат | |
Модуль 3. Политическая мысль эпохи Возрождения | 3 семестр | Устный опрос, доклады, конспект первоисточника, тест | Итоговый экзамен по всему курсу в конце третьего семестра |
Модуль 4. Политическая мысль Нового времени | 3 семестр | Устный опрос, доклады, конспект первоисточника, эссе |
Устный опрос на семинарах проводится по учебным вопросам, сформулированным по каждой теме семинарского занятия (раздел 2.2), а также по первоисточникам и комментаторской литературе (3.4.1 и 3.4.2).
Темы докладов, презентаций и рефератов по каждой учебной теме содержатся в рабочей программе (раздел 2.2).
Примеры тестов приведены в рабочей программе (раздел 3.1.4).
Промежуточная аттестация проводится в форме письменного зачета после окончания учебного процесса в первом и втором семестре.
На зачете проверяются:
1) степень овладения теоретическим материалом дисциплины;
2) усвоение базовых категорий дисциплины;
3) умение анализировать и сопоставлять концепции, теории и идейно-теоретические позиции политических философов и философских школ, формирующих основные направления политического дискурса в различные исторические эпохи;
4) способность формулировать самостоятельные выводы на основе изучения первоисточников и комментаторской литературы.
Ответ считается зачтенным, в случае, когда он удовлетворяет всем следующим критериям:
1) свидетельствует об адекватном понимании студентами двух вопросов, предложенных преподавателем из списка;
2) содержит достаточно подробную характеристику проблематики по обоим вопросам;
3) в нем приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету вопроса, отсутствуют явно ошибочные положения;
4) в нем отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к обоим вопросам;
5) оформлен в целом аккуратно, но может содержать исправления, и (или) отдельные неточные формулировки.
Оценка «не зачтено» выставляется за письменный ответ в случае, когда он:
1) не соответствует вопросам, предложенным преподавателем;
2) является неправильным в целом и (или) содержит, в основном, ошибочные положения;
3) не раскрыты основные понятия, относящиеся к проблематике вопросов;
4) отсутствует ответ на один из двух предложенных вопросов;
5) не отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросам.
Кроме того, оценка «не зачтено» выставляется в случае нарушения студентом установленной процедуры, повлекшего его удаление с зачета.
Итоговый экзамен проводится в письменной форме после третьего семестра по результатам изучения всего объема дисциплины, установленного программой.
На экзамене проверяется:
1) основательность интерпретации первоисточников, изучаемых на протяжении трех семестров;
2) степень овладения теоретическим материалом, представленном в первоисточниках и комментаторской литературе;
3) характер усвоения базовых категорий дисциплины;
4) умение анализировать и сопоставлять различные идейно-теоретические позиции отдельных политических философов и политико-философских школ;
5) способность формулировать самостоятельные выводы.
Письменный ответ оценивается «отлично» в случае, когда он удовлетворяет всем следующим критериям:
1) свидетельствует об адекватном понимании студентом двух вопросов экзаменационного билета;
2) является исчерпывающим, т.е. охватывает все существенные аспекты каждого из вопросов;
3) в нем всесторонне отражены теоретические подходы, существующие в зарубежной и отечественной политической науке;
4) представлен в аккуратном виде и логически структурирован.
Письменный ответ оценивается «хорошо» в случае, когда он не полностью соответствует критериям для получения оценки «отлично», но удовлетворяет следующим критериям:
1) свидетельствует о правильном понимании студентом обоих вопросов экзаменационного билета;
2) содержит достаточно подробную характеристику проблематики по обоим вопросам;
3) в нем приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету вопроса, отсутствуют явно ошибочные положения;
4) в ответе, несмотря встречающиеся нечеткие формулировки, достаточно полно отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросам экзаменационного билета;
5) оформлен в целом аккуратно, но содержит исправления и (или) отдельные ошибочные положения и характеристики, произвольные сокращения и (или) информацию, не относящуюся к вопросу экзаменационного билета.
Письменный ответ оценивается «удовлетворительно» в случае, когда он не удовлетворяет критериям, для получения оценки «отлично» и «хорошо», но удовлетворяет следующим критериям:
1) свидетельствует об определенной степени понимания студентом обоих вопросов экзаменационного билета, но содержит неполную и (или) неточную характеристику проблематики по вопросам экзаменационного билета, неточные формулировки основных понятий, относящихся к предмету вопроса, и (или) содержит отдельные ошибочные положения, которые не оказывают определяющего влияния на характер ответа;
2) в нем неполно отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросам экзаменационного билета;
3) оформлен неаккуратно, содержит исправления объемных структурных частей ответа (например, целых абзацев) и (или) значительное количество нечетких формулировок.
Письменный ответ оценивается «неудовлетворительно» в случае, когда он:
1) не соответствует вопросам экзаменационного билета;
2) является неправильным в целом и (или) содержит, в основном, ошибочные положения;
3) не раскрыты основные понятия, относящиеся к проблематике вопросов экзаменационного билета;
4) отсутствует ответ на один из двух экзаменационных вопросов;
5) не отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросам экзаменационного билета.
Кроме того, письменная работа оценивается «неудовлетворительно» в случае нарушения студентом установленной процедуры, повлекшего его удаление с экзамена.
Базовыми ориентирами при подготовке к зачету являются, помимо курса лекций и самостоятельного изучения первоисточников и комментаторской литературы, списки вопросов, доведенные до сведения студентов на первом семинарском занятии в рамках учебной дисциплины.
Кадровое обеспечение
Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий
Преподавание дисциплины «История политических учений» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.
Лекции по дисциплине может читать профессор, доцент или старший преподаватель кафедры и, как исключение, ассистент, имеющий ученую степень по профилю дисциплины.
Зачет и экзамен принимает лектор.