Своеобразие литературы 1850-1860-х годов. Общая характеристика
Литература 1840-х годов. Общая характеристика
Социально-политическая обстановка эпохи. Идеалы культуры и просвещения с точки зрения официальной идеологии, смысл уваровской формулы “самодержавие - православие - народность”. Столичные кружки и салоны 1830-1840-х годов и их роль в духовном становлении русской интеллигенции.
Кружок Н.В. Станкевича как исток формирования идеологии русского западничества, философский характер кружка, русские гегельянцы. Эстетика западников, ориентация на европейские культурные образцы.
Натуральная школа, круг идей и эстетика, европейские и русские истоки ее поэтики. Смысл формулы Белинского: “Гоголь - отец натуральной школы”. Сборник “Физиология Петербурга” и “Петербургский сборник” - манифесты нового литературного направления. Роль журнала “Современник” в отстаивании и пропаганде новой эстетики.
Кружок славянофилов, их полемика с западниками и официальным правительственным курсом. Взгляды А.С. Хомякова, М.П. Погодина, С.П. Шевырева. Славянофильская концепция русской и европейской истории, эстетические воззрения и пристрастия. Журнал “Москвитянин”, его антизападническая направленность и роль в распространении славянофильской системы ценностей.
Творчество А.И. Герцена
Основные вехи жизненного пути. Идеологическая эволюция Герцена: юношеское увлечение идеями сен-симонизма и христианского социализма, гегельянство и его преодоление, культ научного знания и борьба с романтизмом, отвлеченным идеализмом и религиозной картиной мира (цикл очерков “Дилетантизм в науке”).
Полемика со славянофилами.
Политическая позиция Герцена на рубеже 1850-1860-х г.г.: двойственное отношение к эпохе “великих реформ” Александра II и идеологическим воззрениям радикалов-шестидесятников (статьи “Лишние люди и желчевики”, “Еще раз Базаров”).
Роман “Кто виноват?”. Смысл названия. Идея “среды”, формирующей личность, и личности, преодолевающей влияние “среды”. Тема истинного и ложного воспитания, образ Жозефа. Конфликт романтического и научно-материалистического взглядов на мир, образы Круциферского и Крупова. Бельтов как “лишний человек”. Идеи женской эмансипации и их преломление в романе, образ Любоньки Круциферской. Поэтика романа: жанровое своеобразие, элементу гоголевской образности и поэтики физиологического очерка, иронический пафос.
Идея духовной эмансипации личности в рассказе “Сорока-воровка”.
Критика несовершенства общества в повести “Доктор Крупов”, социальное и философское начала в повести.
“Былое и думы”. Проблема жанра. Синтез эпического охвата и исповедальной интонации. Соотношение мемуарного, публицистического и художественного начал. Идея личности, формируемой в потоке истории, как ключ к философской концепции “Былого и дум”. Широта тематического диапазона книги.
И.С. Тургенев.
Жизненный путь, основные вехи. Культурно-идеологическая и политическая позиция Тургенева, Тургенев как западник-либерал, его отношение к консерваторам и революционерам-радикалам, отношение к реформе 1861 года. Спор Тургенева со славянофилами и Герценом как автором цикла “Концы и начала” о судьбах России и Европы, их роли в культурном развитии человечества.
“Записки охотника”. История создания цикла, его идеологический пафос. Социальная, национальная и общекультурная, философская тематика. Идейно-художественная функция образа охотника-рассказчика. Природа в цикле. Темы любви, смерти и судьбы в рассказах “Смерть”, “Конец Чертопханова”, “Стучит!”, “Живые мощи”. Этнографизм и “микроскопическая” детализация в портрете как приметы “физиологического очерка”.
Любовная повесть Тургенева. Любовь как наслаждение, раскрепощающее личность, и иррациональная стихия, влекущая к гибели в повестях “Затишье”. “Переписка”, “Первая любовь”, “Вешние воды”.
Искусство и его жрецы в лирико-философском этюде “Довольно!”.
“Иррациональное” и “страшное” в “таинственных” повестях и рассказах Тургенева: “Собака” “Сон”, “Песнь торжествующей любви”, “После смерти (Клара Милич)” и др.
Романы Тургенева - художественная летопись жизни русского общества1830-1860-х годов. Центральные герои как герои-идеологи и духовные символы поколений, сменяющихся на арене истории. Смерть героя-идеолога как постоянный мотив тургеневского романа, ее культурно-исторический смысл. Образ тургеневской женщины, ее связь с природным, иррациональным началом в жизни. Поэтика тургеневского романа, связь с пушкинско-лермонтовской традицией “дворянского” романа о герое времени, социально-бытовой и космический уровни тургеневского романа, психологизм, особенности композиционной структуры.
Роман “Рудин”, исторические прототипы и литературные предшественники главного героя. Рудин в ситуации русского человека на рандеву. Рудин - рефлектирующий Гамлет и энтузиаст-идеалист, символический смысл его гибели на баррикадах.
Роман “Дворянское гнездо”, тема национальной и духовной родины в произведении, ее утраты и обретения. Психологическое противостояние героев “русской почвы” и “европейского духа”. Западничество Паншина. Славянофильские черты в личности и мировоззрении Лаврецкого. Образ Лизы Калитиной, народно-религиозные корни ее личности. Искусство музыки и его роль в пробуждении стихии любовного чувства. Трагическое и элегическое начала в художественном строе произведения. А.А. Григорьев о “почвенной” атмосфере “Дворянского гнезда” в статье “И.С. Тургенев и его деятельность”.
Роман “Накануне”. Смысл названия. Инсаров как идеальный разночинец и высокий герой нового типа, его противостояние героям-дворянам в романе. Героическое и жертвенное в характере Елены Стаховой. Попытка соединения идеала общественного долга и личного счастья и ее крах, исторические и метафизические корни краха, идея божественного возмездия в романе. Темы любви, смерти, искусства, их символический и композиционный параллелизм. Добролюбов Н.А. о романе в статье “Когда же придет настоящий день?”
Роман “Отцы и дети”. Социально-политическая и философская проблематика произведения. Автор и его герои в романе. Искусство и природа в романе. Оппозиция “живого” любовного чувства и “мертвой” идейной схемы, фигуры псевдонигилистов в романе. Центральные женские персонажи романа. Герои романа как психологические двойники. Сюжетно-композиционные повторы и аналогии в романе и их концептуальный смысл. Роман в оценке критиков (М.Антоновича, Д. Писарева, Н. Страхова и др. ).
Доклад Тургенева “Гамлет и Дон-Кихот” в контексте идеологических споров рубежа 1850-1860-х годов, русские Гамлеты и Дон-Кихоты в тургеневском творчестве.
Роман “Дым”, его социально-политическая и философская проблематика. Исторические прототипы образов революционеров-эмигрантов. Потугин - новый тип героя-идеолога, его точка зрения на настоящее и будущее России и Европы. Идея трагического хода мировой истории, смысл названия романа.
Роман “Новь”, смысл названия и эпиграфа. Образ Нежданова, гамлетовское в Нежданове, общественно-исторический смысл его гибели. Соломин - практический деятель нового типа. Женские образы в романе.
“Стихотворения в прозе”, жанровое и композиционное своеобразие цикла, его тематическое многообразие. Символические, аллегорические и фантастические образы в цикле, лиризм, элегизм, притчевость, поэтика “сновидения” в “Стихотворениях в прозе”.
Творчество И.А. Гончарова.
Основные вехи биографии, первые литературные опыты.
Роман “Обыкновенная история”. Конфликт “прекраснодушного” романтизма и трезвого практицизма в произведении. Романтические маски Александра Адуева (сентиментально-элегическая, байроническая и др.) в столкновении с “реальной действительностью”. Петр Адуев как идеолог и защитник новой “действительности” с позиций романтизма и практицизма “буржуазного” типа. Авторское отношение к крайностям романтизма и практицизма, поиск путей примирения между ними, образ Лизаветы Александровны. Поэтика романа: ирония и юмор, роль пушкинских реминисценций, элементы гоголевской образности и стилистики. Белинский о романе Гончарова как живой классике “натуральной школ”.
Роман “Обломов”. Социально-политические и философские проблем. Обломовщина как понятие социальное, философское, национальное. Обломов и “лишние люди” в русской литературе. А. Штольц, социальные, национальные и культурные корни его характера. Женские образы в романе. Философия любви у Гончарова. Система смысловых (Азия - Европа. покой - движение. тепло - холод) и структурно-композиционных (контрастные пары персонажей) оппозиций в романе. Поэтика романа, влияние на нее поэтики Гоголя и “физиологического очерка”. Критика о романе.
Роман “Обрыв”. Эпоха, изображенная в произведении. Образная система, проблематика. Символический подтекст образа бабушки. Культурно-исторические пласты образа Райского. Марк Волохов - пародия Гончарова на поколение нигилистов. Тушин - образ практического деятеля нового типа. Женские образы в романе, многообразие типов любви в романе. “Обрыв” и “Евгений Онегин” - персонажные соответствия. Гончаров о концепции романа в статье “Намерения, задачи и идеи романа “Обрыв”.
Творчество Н.А. Некрасова
Основные вехи биографии. Первые поэтические опыты в романтическом духе (сборник “Мечты и звуки”). Разрыв с романтизмом и переход на позиции реалистической эстетики, редактирование сборника “Физиология Петербурга” и “Петербургского сборника”. Тематическая, персонажная и языковая прозаизация лирики, усиление в ней роли сюжетного начала. Тематическое многообразие лирики Некрасова. Некрасов-сатирик, объекты сатиры в стихотворениях “Современная ода”, “Нравственный человек” и др. Усвоение и трансформация фольклорных тем и поэтики в крестьянских балладах (“Огородник”, “Тройка”) и других стихотворениях на народные темы. Христианские мотивы в поэзии Некрасова, их социальное преломление. Психологизм, драматизм в любовной лирике Некрасова. Богатство поэтического языка Некрасова, “некрасовские” размеры и рифмы.
Поэма “Саша”, оппозиция “слабого” мужского и “сильного” женского характера и ее социально-исторический смысл. Обыденно-реалистическое и фольклорно-поэтическое начала в крестьянских поэмах “Коробейники” и “Мороз, Красный нос”. Героизация декабристской темы и поэтизация мотива христианской жертвы в исторических поэмах “Русские женщины”, “Дедушка”. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, широта тематического и стилевого диапазона поэмы. Многообразие крестьянских типов. Религиозные мотивы в поэме и их социальная огласовка. Фольклорное начало, его функции и способы художественной репрезентации.
Творчество А.А. Фета
Дуализм личности и судьбы - Фет как поэт и помещик-прагматик. Основные темы лирики поэта. Понятие суггестивной лирики. Импрессионистический характер поэзии Фета. Образы европейского искусства и античности в поэзии Фета. Антологическая лирика. Фет как поэт-новатор. Влияние философии А.Шопенгауэра на творчество и мировоззрение Фета. Критика о его поэзии.
Творчество Ф.И. Тютчева
Важнейшие моменты биографии и основные этапы творчества. Философский характер тютчевского романтизма, связь с “натурфилософией” Шеллинга. Тютчев-пантеист: концепция природы как живого организма.
Любовная лирика Тютчева. Стихотворения «Денисьевского” цикла. Трагизм и психологизм тютчевской любовной лирики.
Социальные мотивы в поэзии Тютчева (“Русской женщине”, “Эти бедные селенья...” и др.). Политическая лирика. Поэтические отклики Тютчева на оду Пушкина “Вольность” и восстание декабристов. Тютчев об эпохе европейских революций в стихотворении “Море и утес”. Особенности тютчевского консерватизма, близость к кругу идей славянофильства. Тютчев как идеолог “славянского единства” (“Русская география”, “Славянам” и др.).
Поэтика Тютчева.
Творчество А.Н. Островского
Происхождение А.Н. островского, связь писателя с купеческо-мещанской культурой Замоскворечья. Первые драматические опыты. Идеи натуральной школы и поэтика гоголевской драмы в комедии “Свои люди - сочтемся”, особенности изображения купеческого быта в пьесе.
Островский - член редакции “Москвитянина”. Патриархальная утопия купеческой жизни и антизападнические настроения в пьесах “Москвитянского” периода - “Не в свои сани не садись”, “Бедность не порок”, “Не так живи, как хочется”. Художественная оригинальность “москвитянских” пьес: синтез очерковой нравоописательности и народной сказки.
Творчество Островского второй половины 1850-х годов. Кризис патриархальной идиллии “страны Замоскворечья”. Симпатия к либеральному критицизму. Обличительная направленность и элементы тенденциозной драмы в пьесах “Воспитанница”, “Доходное место”. Самодурство в понимании Островского и Добролюбова.
Драма “Гроза”. Психологический, социальный и исторический смысл конфликта Катерины с царством самодуров. Религиозные мотивы пьесы. Своеобразие жанра. Критика о пьесе Островского.
Островский в 1860-е годы. Драмы на материале простонародного быта и комедии о маленьких людях. Пьесы “Шутники”, “Трудовой хлеб”, “Пучина”. Обновление художественной системы Островского - снижение очерковости, усиление интриги, смешение драматического и комического начал. Оригинальность повествовательной интонации и своеобразие комизма в “бальзаминовской” трилогии.
Исторические пьесы Островского. Народ и народные типы в хрониках “Козьма Захарьич Минин-Сухорук”, “Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский” и историко-бытовых комедиях “Воевода” и “Комик ХVII столетия”. Концепция русской истории Островского и ее место в идейной борьбе 1860-х годов. Критика дворянских типов пореформенной России в сатирической комедии “На всякого мудреца довольно простоты”, развенчание героя-интеллигента в образе Глумова.
Островский в 1870-1880-е годы. Комедии “Лес”, “Волки и овцы”. “Высокий герой” позднего островского (Несчастливцев в “Лесе” как вариант образа Любима Торцова). Фольклорные темы, образы и мотивы, народный миф о сметри-возрождении в сказке-феерии “Снегурочка”. Быт и нравы цивилизованной буржуазии в психологической драме “Бесприданница”. Люди театра в пьесах “Таланты и поклонники”, “Без вины виноватые”.
Своеобразие поэтики драмы Островского: этнографизм, повествовательность, самоценность диалога и “речевое действие”, элементы проповеднического дидактизма, “романный” психологизм, колоритность и народность языка.
Творчество А.К. Толстого
Основные вехи биографии, своеобразие идеологической и эстетической позиции Толстого. Защита аристократического принципа и культ благородного рыцарства в исторической концепции писателя, идеализация Киевской Руси и критика последующих периодов русской истории. Эпоха Ивана Грозного и Смутного времени в изображении Толстого. Сложность психологической разработки образов главных героев - царей в драматической трилогии “Смерть Иоанна Грозного”, “Царь Федор Иоаннович”, “Царь Борис”.
Мотивы и образы русского фольклора, их функции в балладах “Змей Тугарин”, “Илья Муромец” и др.
Прошлое и настоящее России в сатирических балладах “Сон Попова” и “Поток-богатырь”, стихотворении “История государства Российского от Гостомысла до Тимашева”.
Эстетическая программа толстого, его особый статус в кругу поэтов “чистого искусства”. Критика нигилистической доктрины “разрушения эстетики” в стихотворениях “Против течения”, “Порой веселой мая...”.
Лирическая поэзия Толстого, ее романтическая одухотворенность. Фольклорные мотивы в лирике поэта.
Юмористические стихотворения Толстого. Толстой - создатель литературной маски Козьмы Пруткова.
Литература 1870-х годов. Общая характеристика
70-е годы в общественно-политической и культурной жизни России. Изменение уклада русской жизни. Состояние общественной мысли. Успехи естественных наук, состояние филологии, истории, просвещения.
Развитие критического реализма, его основные течения и их взаимосвязи. Судьба жанра романа в 1870-е годы, его разновидности. Развитие малых жанров. Взаимодействие жанров в литературе 1870-х годов.
Проблема изображения жизни народа в литературе 1870-х годов. Народническое движение, причины его возникновения, противоречия. Идеологи народнического движения (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, П.Н. Ткачев). Народническая литература, ее связь с народническим движением. “Социологические” тенденции в народнической литературе, принципы изучения и изображения жизни народа (документальность, кропотливость, публицистичность, роль автора-повествователя, внимание к народной речи, жанровые формы, роль художественно-публицистического очерка, принципы циклизации очерков).
Писатели охранительного направления. “Вторая волна” антинигилистического романа. Роль “Русского вестника” в судьбах антинигилистической литературы. Вс. Крестовский (“Кровавый пуф”), Н.С. Лесков (“На ножах”), Б. Маркевич (“Марина из Алого Рога”). Антинигилистические тенденции в романе Достоевского “Бесы”. Поэтика антинигилистического романа, ценности, противопоставляемые нигилизму (семья, полезный труд, любовь, вера, человеческое достоинство). Концепция человека в антинигилистическом романе.
Идейные и эстетические течения в критике: народническая, революционно-демократическая, славянофильская и охранительная (Н. Михайловский, П. Ткачев, Н.Шелгунов, Н. Щедрин, И. Аксаков, М. Катков, А. Суворин).
Творчество Л.Н. Толстого
Начало творческого пути. Роль времени и окружающей Среды в формировании писателя. Замысел и его осуществление в трилогии “Детство”, “Отрочество”, “Юность”. Темы, проблемы и основные идеи произведений, входящих в трилогию. ”Эпохи развития” толстовского героя. Становление типа толстовского героя, интеллектуала, правдоискателя, стремящегося к совершенствованию. Автобиографические черты толстовского героя. Проблема нравственного самоусовершенствования. Литературные традиции в трилогии Толстого и ее новаторский характер.
Основные этапы творческой биографии писателя. Кавказская тема в ранних произведениях Толстого: “Набег”, “Рубка леса”, “Разжалованный”. Традиции натуральной школы. Функция традиций мемуаристики в произведениях писателя раннего периода.
“Севастопольские рассказы” - правдивое изображение войны и дневник севастопольского офицера. Реализм произведений, цикличность. Идейно-тематическое единство и проблематика. Особенности выражения авторской позиции в цикле.
“Диалектика души” Толстого (определение Чернышевского) как главный творческий итог литературной деятельности начального периода.
Замысел “Романа русского помещика”. Проблема взаимоотношений барина и мужика в творчестве толстого. Неудача замысла. Отражение взаимоотношений барина и мужика в “Утре помещика”. Образы крестьян, реализм в изображении социальных противоречий жизни деревни. Образ Нехлюдова. автобиографическое и типическое в герое.
Тематика и проблематика произведений: “Три смерти”, “Два гусара”, “Альберт”. Отражение европейских впечатлений в рассказе “Люцерн”. Значение романа “Семейное счастье” для развития идейно-тематического своеобразия и своеобразия формы толстовских романов. творческие и идейные поиски толстого. Работа в качестве мирового посредника. Яснополянская школа. Педагогические идеи и статьи Толстого.
Повесть “Казаки” - итог кавказских наблюдений, предшествующей творческой работы. Место повести в идейно-творческой эволюции писателя. Нравственные искания Оленина. Образы казаков (Марьяна, Лукашка, Ерошка). Идеализация жизни казаков, тема единения человека с природой. Художественные достоинства произведения.
“Война и мир”. Творческая история романа. Жанровое своеобразие произведения. Толстой о жанре книги. Принципы работы писателя с историческими источникам, многопроблемность произведения. “Мысль народная” в “Войне и мире”. Основные положения толстовской философии истории (полемика с официальной историографией, вопрос о роли личности в истории, о движущей силе истории). Вопрос о фатализме писателя. Понимание Толстым сущности русского национального характера. противоречия толстовской историко-философской концепции.
Философская и нравственно-этическая проблематика романа-эпопеи. Система образов-персонажей произведения. Основные принципы организации этой системы, ее соотнесенность с главной мыслью романа. Андрей Болконский и Пьер Безухов. Интеллектуальный герой, стремящийся к постижению смысла жизни, в водовороте исторических событий. Рациональное осмысление мира Болконским, интеллектуальное и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером. Смысл противопоставления образов. Путь духовных исканий героев. Место героев среди персонажей других произведений писателя (Оленин, Нехлюдов и др.).
Женские образы романа (Наташа Ростова, Соня, Марья Болконская, Элен).
“Мысль семейная” в “Войне и мире”. Смысл изображения “семейных гнезд” и показа героя как части малого мира, к которому он принадлежит.
Философский смысл образа Платона Каратаева, его встречи с Пьером для реализации толстовской мысли о назначении. смысле и содержании “Живой человеческой жизни”.
Второстепенные и эпизодические лица в романе, их соотнесенность с проблематикой романа (капитан тушин, Тимохин, Тихон Щербатый, Жерков и Несвицкий, Друбецкие, купец Ферапонтов и др.).
Героическая тема произведения и решение Толстым проблемы истинного и ложного патриотизма.
Мастерство Толстого-романиста. Психологизм и его характер. Роль вставных литературных форм. Искусство внутреннего монолога, художественная деталь. портрет, пейзаж. Принцип контрастного чередования картин войны и мира.
1870-е годы как кризисные в мировоззрении и творчестве Толстого. Основные направления духовных, творческих исканий.
“Анна Каренина”, замысел романа и его реализация, особенности жанра, социальное, философское, психологическое в произведении, смысл и назначение эпиграфа. Отражение в романе толстовского понимания пореформенного состояния общества. Проблематика произведения. “Мысль семейная в романе”, Облонские, Каренины. Левины. Образ Анны Карениной. Смысл ее конфликта с обществом и собой. Образ Константина Левина, автобиографическое и типическое в герое. Направление и смысл исканий героя. Левин и проблема народа в романе. Второстепенные персонажы в произведении, смысл сюжетной линии художника Михайлова.
Художественное своеобразие романа.
Итоги исканий Толстого. Переход на новые мировоззренческие и религиозные позиции. основной характер творчества писателя в 1880-1890-е годы. Особенности религиозно-этической и эстетической позиции Толстого, участие в общественной жизни. Мастерство Толстого-публициста, публицистические, философские, эстетические, религиозно-этические статьи, трактаты, книги писателя («В чем моя вера?”, “О жизни”, “Что такое искусство?”, “Исповедь” и др.).
“Народные рассказы”. Феномен появления жанра в творчестве писателя. Темы, источники сюжетов, фольклорные и древнерусские эстетические принципы в переосмыслении Толстого.
Повести толстого 1880-1890-х годов (“Смерть Ивана Ильича”, “Заиски сумасшедшего”, “Отец Сергий”, “Дьявол”, “Крейцерова соната”, “Холстомер”, “Хаджи-Мурат” и др.). Тематическое многообразие, многопроблемность и цикличность произведений. Проблема смысла человеческого существования и образ пути жизни в повестях.
Драматургия Толстого. Развитие традиций русской драматургии и новаторство писателя. Основная проблематика, тематика, идеи, образы.
“Воскресение” - новый тип романа в творчестве Толстого в истории русской литературы. Смысл названия, эпиграфов. Проблематика произведения. Эволюция образов Катюши Масловой и Нехлюдова. Проблематика, проповедь “положительной” программы писателя. Проблема взаимоотношения Толстого с церковью. Социальное, нравственно-этическое содержание в романе. Образы людей из народа и образы революционеров в романе. Оценка Толстым своих персонажей. Мастерство Толстого в раскрытии характеров.
Основные достижения Толстого-художника. Всемирное значение толстого как художника и мыслителя, влияние произведений писателя на последующее развитие русской и мировой литературы. Литературоведение о творчестве писателя.
Творчество Н.С. Лескова
Самобытный характер творчества писателя, основные вехи творческой биографии. Вступление Лескова в литературу, журналистская и публицистическая работа, характер творчества 1860-х годов. Произведения, посвященные изображению жизни крестьян, исследованию русского национального характера (“Погасшее дело”, “Язвительный”. “Житие одной бабы”). Традиции “натуральной школы” в творчестве Лескова (“Воительница”). Бытовые повести и жанр “русской новеллы” в творчестве писателя (“Леди Макбет Мценского уезда”).
Антинигилистические романы Лескова “Некуда”, “На ножах”. Их сходство с другими антинигилистическими романами и отличие от них. Символический смысл названия, образы Лизы Бахаревой, Райнера, Ванскок, Розанова.
Лесков в 1870-1890-е годы. Эволюция мировоззрения, характер творчества. Лесков и Толстой. Разрыв с журналами “Русский вестник”, “Гражданин”.
Правдоискатели и народные праведники в изображении Лескова. Проблема положительного героя в творчестве писателя. “Очарованные” души и художники. Талант и творческое начало в народной жизни в изображении Лескова (“Очарованный странник”, “Однодум”, “Несмертельный голован”, “Человек на часах”, “Запечатленный ангел”. “Левша”, “Тупейный художник”, “Чертовы куклы”. “Островитяне” и др.).
Роман “Соборяне”. Творческая история произведения, смысл названия. Образы соборян. Жизнь и “житие” Савелия Туберозова. Традиции древнерусской литературы в поэтике романа (роль личности и “Жития” протопопа Аввакума). Особенности жанра произведения. Антинигилистические тенденции в романе.
Лесков-сатирик. Рассказ “Железная воля”. Пьеса “Расточитель”. Усиление сатирических тенденций (“Загон”, “Заячий ремиз”, “Мелочи архиерейской жизни”). Своеобразие сатиры писателя.
Мастерство Лескова-художника. Излюбленные приемы повествования, жанровое новаторство. Лесковский “сказ”, “ложная этическая оценка” (определение Д.С. Лихачева). Анекдот и автобиографическое начало в поэтике Лескова. Фольклорные и древнерусские традиции в поэтике писателя. Обостренный интерес писателя к изобразительному искусству.
Литература 1880-1890-х годов. Общая характеристика
Новое в общественном и культурном климате России после убийства народовольцами царя Александра II и завершения “эпохи великих реформ”. “Контрреформы” Александра III. Консервативные и русофильские тенденции в политике правительства. Фигура К.Л. Победоносцева и его идея “подмораживания” России. Раскол в среде революционного народничества и замирание деятельности оппозиции. Настроения общественной подавленности, апатии и разочарования. Угасание интереса к “большим идеям” и политическим потрясениям и ориентация на повседневные цели и задачи “среднего человека”.
Закрытие журналов радикально-демократического направления “Отечественные записки” и “Дело”. Культурная программа либеральных народников, этика “малых дел”. Либеральные (“Вестник Европы”, “Русская мысль”, “Русские ведомости”), народнические (“Неделя”, “Русское богатство”), развлекательно-юмористические (“Осколки”, “Стрекоза”, “Будильник”) журналы и газеты 1880-1890-х годов. Позиция газеты А.С. Суворина “Новое время”. Журнал “Северный вестник”, пропаганда идей новой европейской философии и эстетики.
Господство малых форм в литературе - повести и рассказы В.М. Гаршина, В.Г. Короленко, А.П. Чехова.
Тип русского буржуа-предпринимателя в романах П.Д. Боборыкина “Дельцы”, “Китай-город”, “Василий Теркин”, широта охвата изображаемой действительности, объективная манера повествования, приемы натуралистического фактографизма.
Тетралогия Н.Г. Гарина-Михайловского “Детство Темы”, “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры”, проблема формирования нравственной личности. Романы Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Оживление общественной атмосферы во второй половине 1890-х годов. Студенческое движение, социал-демократические кружки и распространение марксистской идеологии. Обновление художественного языка в различных видах искусства. Триумф чеховской драмы. Русские символисты, их первые выступления и поэтические сборники.
Творчество В.Г. Короленко
Основные вехи творческой биографии. Народническая идеология как основа мировоззрения Короленко. Общественно-политическая деятельность писателя. Короленко о силе и слабости народнического движения (“Чудная”) и двойственной природе революционного энтузиазма (“Мороз”). Судьба народа и народные типы в произведениях Короленко (“Сон Макара”, “Убивец”, “Соколинец”, “Без языка”). Авторская концепция русского характера в рассказе “Река играет”. Тема “униженных и оскорбленных” в повести “В дурном обществе”, психологизм в обрисовке детских образов.
Философия жизни Короленко: идея “стремления к свету” и борьбы за счастье в повестях “Слепой музыкант”, “С двух сторон”, рассказе “Парадокс”. Полемика с толстовской идеей непротивления злу насилием и этикой социальной пассивности в произведениях “Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды”, “Необходимость. Жанр притчи и философской сказки в творчестве Короленко.
“Неоромантические” тенденции в стиле писателя: элементы идеализации персонажа. преобладание лирической интонации, “импрессионистичность” описаний, использование символической и аллегорической образности.
Личное и общеисторическое, документальное и художественное в мемуарной книге “История моего современника”.
Бескомпромиссная позиция Короленко в национальном вопросе. Идейно-политическая позиция писателя в первые послереволюционные годы (письма к А.В. Луначарскому).
Творчество А.П. Чехова
Основные вехи творческой биографии. Начало творческого пути. сотрудничество в юмористических журналах. Сценка, юмореска, анекдот, пародия как основные жанры раннего Чехова. Чеховская комическая ономастика. Объекты насмешки в сценках “Смерть чиновника”, “Толстый и тонкий”, спор с традицией изображения “маленького человека”. Столкновение сложной пестроты жизни и узких представлений о ней как основа чеховского комизма в рассказах “Хирургия”, “Злоумышленник”, “Унтер Пришибеев” и др. Традиции сатиры Салтыкова-Щедрина в “Унтере Пришибееве”. Рассказы о детях (“Гриша”, “Детвора”, “Кухарка женится” и др.), особенности чеховского психологизма в изображении детских характеров, юмористическое и трагическое в рассказе “Ванька”. Образ “суровой и прекрасной родины” в повести “Степь”, жанровое своеобразие и сюжетно-композиционное новаторство повести, лиризм и “психологизм” в изображении природы, мастерство Чехова-пейзажиста.
Многообразие философско-психологической проблематики “Скучной истории”, тема переоценки жизненных ценностей и поисков “общей идеи” в повести. Принцип “равнораспределенности в конфликтах” и уравнивания позиций идеологических и психологических оппонентов как особенность художественного объективизма Чехова (“Враги”, “Именины”, “Гусев” и др.). Проблема “настоящей правды” и путей ее достижения в повести “Дуэль”, сюжеты и темы русской классической литературы в повести, Лаевский как чеховский тип “лишнего человека”, образ Фон Корена. Социальные и философские аспекты повести “Палата № 6”, тема безумия в повести. Конфликт обыденного и идеального в повести “Черный монах”. роль фантастического начала в повести. Тема социального и экзистенциального одиночества человека у Чехова (“тоска”, “Моя жизнь” и др.). Лирическое и элегическое начало в рассказах о любви (“Егерь”, “Верочка”, Дом с мезонином”, “Дама с собачкой” и др.). Чехов о судьбе человеческих надежд и иллюзий в мире трагической реальности (“Мечты”. “Бабье царство”, “В родном углу”. “На подводе” и др.). Тема пошлости обыденной жизни и человеческих отношений в рассказах “Попрыгунья”, “Учитель словесности”, “трагедия мелочей жизни” в произведениях Чехова. Христианская тематика и специфика ее преломления в рассказах “Святою ночью”, “Студент”, “Архиерей”. Чехов в полемике с народническими и толстовскими представлениями о крестьянской жизни и народном характере в произведениях о деревне: “Мужики”, “Новая дача”, “В овраге”. Тема “футлярного” существования и ее разработка в “маленькой трилогии” (“Человек в футляре”, “Крыжовник”. “О любви”) и др. произведениях.
Красота природы, искусства и поиск смысла жизни как “ориентиры настоящей правды” в творчестве Чехова. Тема и образ будущего в рассказах “Случай из практики” и “Невеста”. Проблема “незавершенности” и “открытых финалов” чеховских рассказов. Психологическая, символическая, “импрессионистическая”, “случайная” деталь у Чехова. Музыкальность и поэтичность чеховского стиля.
Публицистическое, документальное и художественное в книге “Остров Сахалин”, особое место книги в творческой эволюции писателя.
Драматургия Чехова. Водевили. Драматическое новаторство пьесы “Иванов”. Новаторство Чехова-драматурга, понятие “новой драмы”. “Чайка”, оппозиция жизнь-искусство в пьесе и тема столкновения поколений в ней, история постановки пьесы. Тема обмана жизни и суеты повседневности в пьесе “Дядя Ваня”. “Три сестры”, оппозиция смысла и бессмыслицы существования как основной философский конфликт пьесы, тема будущего, элементы поэтики “абсурда”. Идейно-художественное своеобразие комедии “Вишневый сад”.
Проблема жанрового своеобразия чеховских пьес, “Чайка” и “Вишневый сад” как лирические комедии. Традиционное и нетрадиционное в поэтике чеховской драмы. Звуковые и шумовые эффекты. Психологизация ремарки. Символическая образность, символика цвета. “Бессобытийность” пьес Чехова, “подводное течение” в них, своеобразие монологов и диалогов, прием “разговора глухих”. Драматургия Чехова в контексте западноевропейской драмы его времени.
Литературоведение о творчестве Чехова.
Литература 1840-х годов. Общая характеристика
Социально-политическая обстановка эпохи. Идеалы культуры и просвещения с точки зрения официальной идеологии, смысл уваровской формулы “самодержавие - православие - народность”. Столичные кружки и салоны 1830-1840-х годов и их роль в духовном становлении русской интеллигенции.
Кружок Н.В. Станкевича как исток формирования идеологии русского западничества, философский характер кружка, русские гегельянцы. Эстетика западников, ориентация на европейские культурные образцы.
Натуральная школа, круг идей и эстетика, европейские и русские истоки ее поэтики. Смысл формулы Белинского: “Гоголь - отец натуральной школы”. Сборник “Физиология Петербурга” и “Петербургский сборник” - манифесты нового литературного направления. Роль журнала “Современник” в отстаивании и пропаганде новой эстетики.
Кружок славянофилов, их полемика с западниками и официальным правительственным курсом. Взгляды А.С. Хомякова, М.П. Погодина, С.П. Шевырева. Славянофильская концепция русской и европейской истории, эстетические воззрения и пристрастия. Журнал “Москвитянин”, его антизападническая направленность и роль в распространении славянофильской системы ценностей.
Творчество А.И. Герцена
Основные вехи жизненного пути. Идеологическая эволюция Герцена: юношеское увлечение идеями сен-симонизма и христианского социализма, гегельянство и его преодоление,