Действенными давно созревшие обвинения в ограниченности
белых критиков" (2, с. 587).
Лэрри Нил в своей деятельности соединил "движение черного
искусства" с "массовым черным движением" Политика и эстетика
— черная сила и черное искусство — идут рука об руку. Контек-
Стом возникновения Ч. Э. Л. Нил считает декадентский и антигу-
манный западный мир. "Западный мир — Запад — предстает
ныне как умирающее создание, абсолютно лишенное духовности"
(3, с. 648).Возрождение Л. Нил видит в обращении иск-ва и лит-
Ры к негритянской музыке в фольклору как основам черной образ-
Ной экспрессии.
Эддисон Гейл мл. в онтологии "Черная эстетика" (1971) пред-
Ставил тридцать три ст. ведущих негритянских писателей и крити-
Ков — от В. Дюбуа, Л. Хьюза, О. Килленза, Р. Райта до А.
Бараки и молодых совр. авторов. Э. Гейл выразил свое понимание
Ч. Э. как "политической и художественной попытки деамерикани-
276 "ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА'
Зации черного сознания и литературы, имеющей глубокие корни в
афро-американской традиции... " Он настаивал на том, чтобы "все
Черные художники не только восстанавливали свое специфическое
Культурное наследие, но и противостояли искушению ассимиля-
Ции, которой отмечено творчество очень многих представителей
Старшего поколения негритянских писателей, таких, как Джеймс
Уелдон Джонсон, Джеймс Болдуин и Ральф Эллисон" (4, с.
XVI).
Среди академич. лит. критиков самым влиятельным в сфере
Ч. Э. является Дарвин Тёрнер. С 1972 г. более десяти лет он
Руководил программой афро-амер. исследований в ун-те Айовы, в
Ые годы был одним из директоров Национального совета
Черных исследований, в наст, время является приглашенным
Редактором мн. журн. и членом мн. советов и фондов. Тёрнер —
составитель популярной антологии для учащихся "Черная амери-
канская литература" (1969), библиографии для студентов "Афро-
американские писатели" (1970), соавтор "Теории и практики
преподавания литературы афро-американцев" (1971) (5).
"Литература, которую я рассматриваю как собственно афро-
Американскую, — пишет Т. Тёрнер, — воспроизводит черты,
Свойственные устной фольклорной традиции, выражает себя на
Специфическом языке черной общности, впитывает и воссоздает
Важные аспекты черной культуры, такие, как проповедь, исполь-
Зует ритмические характеристики музыки, созданной черными,
развивает позиции, свойственные черному обществу" (5, с. 11-12).
Нек-рые известные литераторы старшего поколения — Ро-
Берт Хейден, Дж. Саундерс Реддинг, Натан А. Скотт мл.,
Мелвин Толсон — не разделяют идеи Ч. Э. Н. Скотт в своем
Эссе по истории послевоенной черной лит-ры, опубликованном в
"Гарвардском путеводителе современной американской литерату-
ры" (1979), критикует Ч. Э. за прямолинейность, философскую
Непоследовательность, нетерпимость, особенно по отношению к
Белым критикам, за осуждение выдающихся негритянских писате-
лей (прежде всего Ральфа Эллисона), за этнич. сепаратизм.
Следует отметить широкий разброс индивидуальных теорети-
ко-лит. пристрастий сторонников Ч. Э. В период расцвета "нового
ренессанса" черную лит. критику характеризовало множество
Методов, простирающихся от феноменологич. теории раннего
Бараки до мифологич. критики Нила, от социальной критики
Фуллера до историч. эстетич. практики Хендерсона, наконец, от
Моралистич. позиции Гейла до культурологич. критики позднего
Бараки. В конце 60-х годов этих критиков объединило неприятие
"ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА" 277
Изоляционистской ориентации формализма и экзистенциализма, а
Также их непоколебимая приверженность черной социальной
Истории и сепаратистской политике; все они рассматривали свою
критич. деятельность как "социологическую, политическую,
историческую и вполне законную." "Ни один из этих исследовате-
Лей не проявлял особого интереса к герменевтике, критике чита-
тельского отклика, структурализму,_деконструктивизму... не
были они и последователями Маркса или Фрейда" (6, с. 342-
В 80-ые годы представители Ч. Э. были поглощены форми-
Рованием самосознания черных художников и черной аудитории.
В 80-ые годы мн. негритянские критики приняли ориентацию
Постструктурализма. Отражением этой тенденции является сб.
статей "Раса, письмо и расовое различие", опубликованных пер-
воначально в крупнейшем критич, журн. США "Critical Inquiry" и