Данские права — 1954-1964 гг.; массовое черное движение —
Гг. Десятилетнее движение за гражданские права
Охарактеризовалось расширением и усилением сопротивления
274 "ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА'
Сегрегации, формированием ненасильственных активистских
Организаций, философской расовой интеграции, достижением
Определенных успехов в юридической сфере и средствах массовой
Информации. Главной фигурой этого периода был Мартин Лютер
Кинг.
Постепенно, однако, вдохновленные примером антиколониаль-
Ных движений в Латинской Америке, Азии и особенно Африке,
Появились новые лидеры, призывающие негритянское население
Америки к черному национализму, сепаратизму, бунтам, негритю-
Ду, африканизму. Вождями этого движения стали Малколм Икс,
Клейтон Пауэлл мл., Стоукли Кармичел.
В области культуры было выработано понятие "черной эстети-
ки" Годы освободительного движения отмечены небывалым
подъемом черного искусства, получившим название "нового
ренессанса" (New Renaissance). Особенностью его было возрож-
дение "этнопоэтической чувствительности" к ритуальным истокам
Иск-ва, устному игровому началу поэзии и драмы, местным тради-
Циям и обычаям малых народов, коллективным контекстам коло-
Низированных культур. Ассимиляция этнич. литератур с евро-
Амер. традициями неизбежно вела к качественной деформации
Этих литератур. Особенно важным было то, что утверждалась не
Только новая эстетика и критика, но и принудительно иной канон,
Новый курс амер. литературы в целом. Англо-саксонская лит-ра
Рассматривалась лишь как одна из многих этнич. литератур в
США. "Проект этнопоэтики" был направлен на то, чтобы подор-
вать доминирующее интеллектуальное влияние " англо -
ортодоксальности" (Anglo-conformity). Концепция Ч. Э. явилась
Наиболее очевидным результатом этой позиции.
В июне 1964 г. Малколм Икс основал Организацию афро-
Амер. единства, одной из основных целей к-рой было провозгла-
шено следующее: "Наша культурная революция призвана прибли-
зить нас к африканским братьям и сестрам... Афро-американцы
Будут свободны в творчестве только тогда, когда они смогут
Опираться на афро-американскую общность и будут поддержаны
Ею. Афро-американские художники должны осознать, что здесь
— источник их вдохновения" (1, с. 563). Интеграции как политич.
Цели М. Икс противопоставлял поиски культурной автономии,
Базирующейся на братстве всех людей африканского происхожде-
Ния. Стандарты черного иск-ва коренятся и исходят из общности
Черной жизни. Белая евро-амер. эстетика нерелевантна для чер-
Ного человека.
"ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА" 275
В период массового черного движения негритянская лит. кри-
Тика приобрела особое влияние. В этой области работали мн.
писатели, например, Амери Барака (новое, суахильское по проис-
Хождению имя писателя Лероя Джонса, к-рое в 1968 г. он пред-
почел прежнему, "рабскому имени") и Лэрри Нил, издатели —
Хойт Фуллер, ун-тские профессиональные критики — Аддисон
Гейл мл., Стивен Хендерсон, Дарвин Т Тёрнер. 70-80-ые годы
В области лит. критики отмечены двумя заметными явлениями.
Во-первых, формировалось влиятельное молодое поколение
Черных критиков, наиболее активными среди к-рых стали Хаустон
А. Бейкер мл. и Генри Луис Гейтс. Во-вторых, обособилось
Феминистское крыло черной лит. критики, представленное писа-
Тельницами Тони Кейд Бамбарой, Мари Эванс, Одри Лорд,
Алисой Уолкер. Профессиональными критиками были Барбара
Кристиан, Глория Т Халл, Барбара Смит, Эрлен Стетсон и
Мари Хелен Вашингтон. Они всячески способствовали институа-
Лизации черной лит. критики и включению ее в программы амер.
ун-тов и колледжей.
Хойт Фуллер, издатель журн. "Negro Digest" переименован-
ного в 1970 г. в "Black World", был одним из тех влиятельных
Литературоведов, к-рые содействовали практике становления
Ч. Э. с середины 60-х до начала 70-х годов. В своей работе "К
черной эстетике" (1968) он писал о трудностях этого процесса.
Главное в "этом деликатном и опасном эксперименте — появление
Новых черных критиков, которые оказались бы способными
Формулировать и изложить основы новой эстетики и сделать