Или изобразительных средств, при помощи к-рых автор данного
текста создает специфич. "власть письма" над сознанием чита-
Теля.
Однако эта "власть письма" крайне относительна, и любой
Художник, по мысли постмодернистов, ощущая ее относитель-
Ность, все время испытывает, как пишет Э. Сейд, чувства
смущения, раздражения, досады, вызванные "со-
Знанием собственной двусмысленности, собственной ограни-
ченности царством вымысла и письма" (158, с. 34). Отсюда и
Постулируемая всеми теоретиками П. неизбежность
"пародийного модуса повествования" как единственно возмож-
Ной экзистенциальной позиции серьезного художника.
При анализе иск-ва П. все его теоретики указывают, что
Пародия в нем приобретает иное обличье и новую функции по
Сравнению с традиционной литературой. Так, Ч. Дженкс
определяет гл. признак этого направления как "парадоксальный
Дуализм, или двойное кодирование, указание на который и
содержит в себе его гибридное название "постмодернизм" (117,
с. 14). Под "двойным кодированием" исследователь понимает
Присущее П. постоянное пародич. сопоставление двух (или
более) "текстуальных миров", т. е. различных способов семио-
Тич. кодирования эстетич. систем, чем, собственно, для него и
Являются разные худож. стили. Рассматриваемый в подобном
плане П. выступает одновременно и как продолжение практики
модернизма, и как его преодоление, поскольку он "иронически
преодолевает" стилистику своего предшественника.
Основной корпус постмодернистской критики на данном этапе
Ее развития представляет собой исследования разл. способов
Повествовательной техники, нацеленной на создание фрагмен-
Тированного дискурса, т. е. фрагментарности повествования.
Д. Лодж, Д. Фоккема, Л. Хейман и др. (129, 81, 101) выявили
и систематизировали многочисл. "повествовательные страте-
гии" "постмодернистского письма", т. е. сугубо условный
Характер худож. творчества. Именно благодаря этим
ПОСТМОДЕРНИЗМ
"повествовательным тактикам" литературы X X в., считает
Хейман, была осуществлена глобальная ревизия традиционных
стереотипов "наивного читателя" воспитанного на классич.
Романе X IX в., т. е. на традиции реализма. Эта антиреалистич.
Тенденция характерна практически для всех теоретиков П.,
Стремящихся не только обобщить опыт авангардистской лите-
Ратуры X X в., но и пытающихся с позиций этой худож. тради-
Ции дать эстетич. переоценку всего предшествующего иск-ва, и
Прежде всего иск-ва реализма.
Совр. зап. исследователи, объясняя феномен возникновения
П., связывают его в первую очередь с кризисом буржуазного
Сознания, особо подчеркивая тот факт, что именно буржуаз-
Ность характера последнего и привела к краху его познаватель-
Ных возможностей. Другой, не менее существенной причиной
Появления П. считается реакция на изменение общей социо-
Культурной ситуации, в к-рой под воздействием масс-медиа
Стали активно формироваться стереотипы массового сознания.
Этим фактором в значит, степени объясняется и эпатажный, и
Гротесковый характер П., пытающегося спародировать, ирони-
Чески высмеять шаблоны тривиального иск-ва, порождающего
Стереотипы массового эстетич. сознания.
Взлет иск-ва П. в России (в самых разных его видах и ро-
Дах: музыке, живописи, скульптуре, литературе и т. д. ) застав-
Ляет с настороженностью относиться к попыткам свести этот
Феномен к кризису лишь одной конкретной формы обществен-
Ного сознания. Очевидно, более правы те теоретики — У Эко
И Д. Лодж, к-рые считают неизбежным появление подобного
Феномена при любой смене культурных эпох, когда происходит
"слом" одной культурной парадигмы и возникновение на ее
Обломках другой. Причины подобной смены могут быть самы-
Ми разными: политич., социального, научно-технического и
мировоззренч. плана. Другое дело, что совпадение их во време-
Ни усиливает болезненность восприятия этой ломки, кризисно-
Сти самого существования человека. Ощущение исчерпанности
Старого и непредсказуемости нового, грядущие контуры к-рого
Столь невнятны, что не обещают ничего определенного и на-
Дежного, и делают П., где этот настроенческий комплекс отра-
зился явственнее всего, выражением "духа времени" конца XX
В., очередным fin de siecle, вне зависимости от того, сколь