Или изобразительных средств, при помощи к-рых автор данного

текста создает специфич. "власть письма" над сознанием чита-

Теля.

Однако эта "власть письма" крайне относительна, и любой

Художник, по мысли постмодернистов, ощущая ее относитель-

Ность, все время испытывает, как пишет Э. Сейд, чувства

смущения, раздражения, досады, вызванные "со-

Знанием собственной двусмысленности, собственной ограни-

ченности царством вымысла и письма" (158, с. 34). Отсюда и

Постулируемая всеми теоретиками П. неизбежность

"пародийного модуса повествования" как единственно возмож-

Ной экзистенциальной позиции серьезного художника.

При анализе иск-ва П. все его теоретики указывают, что

Пародия в нем приобретает иное обличье и новую функции по

Сравнению с традиционной литературой. Так, Ч. Дженкс

определяет гл. признак этого направления как "парадоксальный

Дуализм, или двойное кодирование, указание на который и

содержит в себе его гибридное название "постмодернизм" (117,

с. 14). Под "двойным кодированием" исследователь понимает

Присущее П. постоянное пародич. сопоставление двух (или

более) "текстуальных миров", т. е. различных способов семио-

Тич. кодирования эстетич. систем, чем, собственно, для него и

Являются разные худож. стили. Рассматриваемый в подобном

плане П. выступает одновременно и как продолжение практики

модернизма, и как его преодоление, поскольку он "иронически

преодолевает" стилистику своего предшественника.

Основной корпус постмодернистской критики на данном этапе

Ее развития представляет собой исследования разл. способов

Повествовательной техники, нацеленной на создание фрагмен-

Тированного дискурса, т. е. фрагментарности повествования.

Д. Лодж, Д. Фоккема, Л. Хейман и др. (129, 81, 101) выявили

и систематизировали многочисл. "повествовательные страте-

гии" "постмодернистского письма", т. е. сугубо условный

Характер худож. творчества. Именно благодаря этим

ПОСТМОДЕРНИЗМ

"повествовательным тактикам" литературы X X в., считает

Хейман, была осуществлена глобальная ревизия традиционных

стереотипов "наивного читателя" воспитанного на классич.

Романе X IX в., т. е. на традиции реализма. Эта антиреалистич.

Тенденция характерна практически для всех теоретиков П.,

Стремящихся не только обобщить опыт авангардистской лите-

Ратуры X X в., но и пытающихся с позиций этой худож. тради-

Ции дать эстетич. переоценку всего предшествующего иск-ва, и

Прежде всего иск-ва реализма.

Совр. зап. исследователи, объясняя феномен возникновения

П., связывают его в первую очередь с кризисом буржуазного

Сознания, особо подчеркивая тот факт, что именно буржуаз-

Ность характера последнего и привела к краху его познаватель-

Ных возможностей. Другой, не менее существенной причиной

Появления П. считается реакция на изменение общей социо-

Культурной ситуации, в к-рой под воздействием масс-медиа

Стали активно формироваться стереотипы массового сознания.

Этим фактором в значит, степени объясняется и эпатажный, и

Гротесковый характер П., пытающегося спародировать, ирони-

Чески высмеять шаблоны тривиального иск-ва, порождающего

Стереотипы массового эстетич. сознания.

Взлет иск-ва П. в России (в самых разных его видах и ро-

Дах: музыке, живописи, скульптуре, литературе и т. д. ) застав-

Ляет с настороженностью относиться к попыткам свести этот

Феномен к кризису лишь одной конкретной формы обществен-

Ного сознания. Очевидно, более правы те теоретики — У Эко

И Д. Лодж, к-рые считают неизбежным появление подобного

Феномена при любой смене культурных эпох, когда происходит

"слом" одной культурной парадигмы и возникновение на ее

Обломках другой. Причины подобной смены могут быть самы-

Ми разными: политич., социального, научно-технического и

мировоззренч. плана. Другое дело, что совпадение их во време-

Ни усиливает болезненность восприятия этой ломки, кризисно-

Сти самого существования человека. Ощущение исчерпанности

Старого и непредсказуемости нового, грядущие контуры к-рого

Столь невнятны, что не обещают ничего определенного и на-

Дежного, и делают П., где этот настроенческий комплекс отра-

зился явственнее всего, выражением "духа времени" конца XX

В., очередным fin de siecle, вне зависимости от того, сколь

Наши рекомендации