Научного познания, т. е. картины мира, основанной на данных
Естественных наук, приводит постмодернистов к эпистемоло-
Гической неуверенности, убеждению, что наиболее адекватное
Постижение действительности доступно не естественным и
Точным наукам или традиционной философии, опирающейся на
Систематич. формализованный понятийный аппарат логики с ее
Строгими законами взаимоотношения посылок и следствий, а
интуитивному "поэтическому мышлению" с его ассоциативно-
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Стью, образностью, метафоричностью и мгновенными открове-
Ниями инсайта. Причем эта точка зрения получила распростра-
Нение не только среди представителей гуманитарных, но также
И естественных наук: физики, химии, биологии и т. д. Это
Специфич. видение мира как хаоса, лишенного причинно-
следственных связей и ценностных ориентиров, "мира децен-
трированного" предстающего сознанию лишь в виде иерархи-
Чески неупорядоченных фрагментов, и получило определение
Постмодернистской чувствительности.
Практически все теоретики П. отмечают то значение, к-рое
Имел для становления их концепций труд Ж.-Ф. Лиотара
"Постмодернистский удел" (130). Точка зрения Лиотара
заключается в том, что "если все упростить до предела, то под
"постмодернизмом" понимается недоверие к "метарассказам"
(там же, с. 7). "Метарассказом" он обозначает все те
"объяснительные системы" к-рые, по его мнению, организуют
бурж. общество и служат для него средством самооправдания:
Религию, историю, науку, психологию, иск-во (иначе говоря,
любое "знание"). Для франц. исследователя "век постмодерна"
в целом характеризуется эрозией веры в "великие метаповест-
вования" в "метарассказы" легитимирующие, объясняющие и
"тотализирующие" представления о реальности. Сегодня мы
являемся свидетелями раздробления, расщепления "великих
историй" и появления множества более простых, мелких, ло-
кальных "историй-рассказов" Смысл этих "крайне парадок-
сальных" по своей природе повествований — не узаконить, не
легитимизировать знание, а "драматизировать наше понимание
кризиса" Характеризуя науку постмодерна, Лиотар заявляет,
что она занята "поисками нестабильностей"; например, "теория
катастроф" Рене Тома прямо направлена против понятия
"стабильная система" Детерминизм сохраняется только в виде
"маленьких островков" в мире всеобщей нестабильности, когда
все внимание концентрируется на "единичных фактах", на
"несоизмеримых величинах" и "локальных" процессах (130, с.
В результате господствующим признаком культуры эры
постмодерна" оказывается эклектизм, к-рый "является нулевой
степенью общей культуры... Становясь китчем, искусство
Способствует неразборчивости вкуса. Художники, владельцы
Картинных галерей, критика и публика толпой стекаются туда,
где "что-то происходит" Однако истинная реальность этого
"что-то происходит" — это реальность денег: при отсутствии
ПОСТМОДЕРНИЗМ 251
Эстетических критериев оказывается возможным и полезным
Определять ценность произведений искусства по той прибыли,
Которую они дают. Подобная реальность примиряет все, даже
Самые противоречивые тенденции в искусстве, при условии, что
Эти тенденции и потребности обладают покупательной способ-
Ностью ' (129а, С. 334-335).
Важную, если не ведущую роль в поддержке этого
"познавательного эклектизма" играют средства массовой ин-
формации, или, как их называет Лиотар, "информатика", кото-
Рая, пропагандируя гедонистич. отношение к жизни, закрепляет
Состояние бездумного потребительского отношения к иск-ву. В
Этих условиях, практически по единогласному мнению теорети-
ков П., для "серьезного художника" возможна лишь одна
перспектива — воображаемая деконструкция "политики языко-
вых игр" позволяющая понять "фиктивный характер" языко-
Вого сознания. Отсюда и специфика иск-ва постмодерна, к-рое
"выдвигает на передний план непредставимое, неизобразимое в
самом изображении... Оно отказывается утешаться прекрасны-
Ми формами, консенсусом вкуса. Оно ищет новые способы