Универсального действенного истолкования фактов и стремится
решить общую проблему — доказать способность "наук о
духе" дать знание, обладающее универсальным значением.
Контролируемый уровень объективности в П. может быть
Обеспечен только в том случае, если жизненный факт, требую-
щий П., зафиксирован — будь то рисунок, картина, сочинение
И т. п. Литература имеет особое значение для проникновения в
Духовную жизнь, ибо только в языке личные переживания
Человека находят полное, исчерпывающее и объективно пости-
Жимое выражение. Поэтому П. развивается по преимуществу
Вокруг толкования письм. памятников человеческого духа.
Истолкование этих памятников и неизбежно сопровождающий
Их критич. анализ стали отправной точкой для филологии.
П. затрагивает самую существенную сторону человеческого
отношения к миру. "В основе своей, — пишет X. Г Гадамер,
— человеческое отношение к миру... определяется понимани-
ем" (88, с. 451). В П. постигаются истины. Герменевтич. П.
Направлено на реконструирование смысла, расшифровку исто-
Рич. текста с целью осознания непрерывности духовного и
Культурного опыта человечества, на приобщение нового поко-
Ления и новой эпохи к прошлому, к традиции. Литературоведы
Видят в совр. герменевтике путь преодоления инструментализ-
Ма, преобладающего в теоретич. исследованиях, воспитание
ПОСТМОДЕРНИЗМ 245
Утонченности вкуса, просветленного отношения к произв.
(Гадамер), к-рые являются основой глубокого и подлинного П.
Герменевтика рассматривается как теория постижения ценности
(Дильтей). "Ценность" и П. составляют как бы две крайние
Точки, между к-рыми простирается поле интерпретаций. Уни-
Версализм, исторически разрабатывавшийся в П., ведет к
Выходу за пределы определяемости материалом в пространство
Духовной традиции. Цель П. в первую очередь направлена на
Смысл текста, для ее реализации требуется открытость интер-
Претации по отношению к традиции. Задача понимания смысла
Того, что сказал автор, производна по отношению к задаче
Понимания смысла текста. П. не является репродуктивной
Работой, оно решает продуктивные задачи, обусловленные его
Обращенностью за пределы субъективных смысловых устано-
Вок создателя текста. Понять текст — значит понять его как
Слово, к-рым с нами говорит традиция. При этом происходит
Сплав, синтез горизонтов интерпретатора и прошлого. Понятия
Прошлого реконструируются так, что они одновременно содер-
Жат и наши собственные понятия. П. — это создание более
Высокой общности, преодолевающей как собственную, так и
Чужую исключительность.
Происходящий в П. сплав горизонта интерпретатора и го-
Ризонта традиции осуществляется и реализуется в языке.
Серьезное значение придавал языку и речи Дильтей: "И автор,
и интерпретатор не противостоят друг другу в плане своих
Индивидуальностей. Общность человеческой природы, которая
Делает возможной общение с помощью речи, делает возможной
И интерпретацию; в ее процессе происходит сопереживание
Чужих форм жизни путем своего собственного жизнеощуще-
ния..." (74, с. 242-243). Язык — универсальный медиум, в к-
Ром протекает П. Способом реализации понимания является
Интерпретация. Сущностную черту традиции X. Г Гадамер
Видит именно в том, что она существует в медиуме языка, имеет
Языковую природу. Для Гадамера герменевтика — феномен П.
И правильного изложения понятого. Процесс П. осуществляет-
Ся по герменевтическому кругу.
Е. А. Цурганова
ПОСТМОДЕРНИЗМ — англ. POSTMODERNISM, фр.
POSTMODERNISME, нем. POSTMODERNISMUS — многозначный
И динамически подвижный в зависимости от историч., социаль-
Ного и национального контекста комплекс философских, эпи-
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Стемологич., научно-теоретич. и эмоционально-эстетич. пред-
Ставлений. Прежде всего П. выступает как характеристика
Определенного менталитета, специфич. способа мировосприя-
Тия, мироощущения и оценки как познавательных возможно-
Стей человека, так и его места и роли в окружающем мире. П.
прошел долгую фазу первичного латентного формообразования,
Датирующуюся приблизительно с конца второй мировой войны
(в самых различных сферах иск-ва: литературе, музыке, живо-
Писи, архитектуре и проч.), и лишь с начала 80-х годов был
Осознан как общеэстетич. феномен западной культуры и теоре-
Тически отрефлексирован как специфич. явление в философии,