Другие кладут в его основу структурные аспекты. Поиски

Общечеловеческого М. дополняются попытками определить

национальный худож. или идеологич. М. Н. Фрай, например,

Тяготея к общечеловеческому и универсальному, считает М.,

Или первомифом, всего худож. творчества повествование об

Отъезде героя на поиски приключений и его возвращении с

победой, т. е. так называемый "поиск мифа" Этот универсаль-

Ный мотив подобен биологич. клетке, из к-рой развиваются все

Дальнейшие формы жизни худож. творчества. Данный М.

Н. Фрай ставит в тесную связь с сезонными циклами природы

(умирание — возрождение) и полагает, что в конечном счете

Он является мифом об исполнении всех человеческих желаний,

мифом о "золотом веке" "В тематическом аспекте, — пишет

Н. Фрай, — центральный миф литературы рисует нам оконча-

Ние житейских трудностей, свободное общество, в котором

удовлетворяются все желания" (86, с. 18).

Если Н. Фрай акцентирует внимание на тематич. стороне

М.. то Г Слокховер больше внимания уделяет его структуре.

Общечеловеческий литературный М. состоит, по его мнению,

Из четырех четко выделяемых структурных элементов. Это

'эдем" (повествование о детстве героя), "падение или преступ-

ление", "путешествие" "возвращение или гибель" Эту струк-

Туру Г Слокховер отыскивает как в самих мифах, так и в

фольклорных произв., в античных трагедиях, в "Божественной

комедии" "Гамлете" "Фаусте", "Братьях Карамазовых", т. е.

Фактически во всей литературе (164).

Амер. исследователь Ф. Янг, выдвигая мысль о существо-

вании национального М., видит его в повествовании "о раненом

герое", составляющем, по его мнению, основу всей литературы

НОНСЕЛЕКЦИЯ

США. Поиски общечеловеческого и национального М. стал]

Одной из характерных особенностей совр. зарубежной мифо

Логич. критики.

А. С. Коале

НОНСЕЛЕКЦИЯ — англ. NONSELECTION — термин по

Стмодернизма, наиболее детально обоснован и описан голл

исследователем Д. Фоккемой. Утверждая, что один из г/

Признаков постмодернистского восприятия заключается

отрицании любой возможности существования "природной ил

социальной иерархии", ученый выводит из этого так наз

"принцип нониерархии", лежащий в основе структурирования ]

формообразования всех постмодернистских текстов. Это

Принцип нониерархии в свою очередь сказывается на переос

мыслении самого процесса литературной коммуникативно:

Ситуации.

Для отправителя постмодернистского текста (т. е. его автор

— писателя) данный принцип означает отказ от преднамерен

Ного отбора (селекции) лингвистич. (или иных) элементов в

время "производства текста" Для получателя же подобног

Коммуниката (т. е. для его читателя), если он готов его прочест

(дешифровать) "постмодернистским способом" этот же прин

Цип предполагает отказ от всяких попыток выстроить в своег

представлении "связную интерпретацию" текста (81).

Из того же представления о худож. тексте как о специфич

Коллаже, по своей природе не способном трансформировать

Единое целое свою принципиально фрагментированную сущ

Ность, исходят и др. теоретики постмодернизма — Д. Лода

И. Хассан, К. Батлер, Т Дан (129, 98, 54, 71). Выделяя

Качестве основополагающего принципа организации постмодер

Нистского текста понятие Н., Д. Фоккема прослеживает ег

действие на всех уровнях анализа; а) лексемном

б) семантических полей; в) фразовых структур; г) текстовы

Структур. Синтаксис постмодернизма в целом — как синтакси

Предложения, так и более крупных единиц (синтаксис текст

Или композиции, включающей в себя аргументативные, нарра

Тивные и дескриптивные структуры) — характеризуется явныг

"преобладанием паратаксиса над гипотаксисом" что отвечае

Общему представлению теоретиков постмодернизма

"равновозможности и равнозначности" (эквивалентности) все

Стилистич. единиц.

НОНСЕЛЕКЦИЯ 239

На фразовом уровне Фоккема отмечает три основные харак-

Терные черты постмодернистских текстов: 1) син-

таксическую неграмматикальность (например, в "Бело-

снежке" Д. Бартелма) или такую ее разновидность, когда

Предложение оказывается оформленным не до конца с точки

Наши рекомендации