Осуждавших лингвистич. теорию мифа.
Мифологич. школа в литературоведении XIX в. претендо-
Вала на объяснение ранних, фольклорных форм худож. творче-
Ства, выявляя мифологич. темы и мотивы в сказках, былинах,
Песнях. В каждой стране, где существовало это направление, в
Том числе и в России, оно способствовало выявлению глубинно
Национальных истоков худож. творчества. Мифологич. же
Критика X X в. претендует на большее, стремясь свести всю,
Даже самую совр. худож. лит-ру к мифу, и не только в генетич.,
но и в структурном, содержательном и идеологич. планах.
Такая самоуверенность мифокритиков основывается на культе
Мифа и мифологич. сознания, к-рое, как считают многие теоре-
Тики, в частности, последователи Дж. Фрейзера и особенно
К. Юнга, сохранилось до наших дней в значительно большей
степени, чем предполагали ранее. Если, например, Э. Тейлор
говорил лишь о "пережитках" мифологич. мировосприятия, к-
Рое можно найти в разл. проявлениях совр. человека, то
К. Юнг склонен детерминировать наиболее глубинные прояв-
Ления человека влиянием архетипов, сохранившихся в могучем
Коллективном бессознательном и диктующих свою волю
сознанию. "На современных мифологических критиков, —
Пишут по этому поводу амер. специалисты по истории лит.
Критики У. Уимсат и К. Брукс, — особенно сильное впечатле-
Ние произвела идея о том, что первобытный человек все еще
живет в нас и что гражданин двадцатого столетия... воспроиз-
водит в своих снах символы древних мифов" (см. лит. к ч. I;
С. 709).
Если У. Уимсат и К. Брукс пишут об увлечении юнгианской
Теорией архетипов не без доли иронии (и с течением времени
Скептическое отношение к учению К. Юнга на Западе усилива-
Ется), то мн. представители мифологич. критики сделали эту
Теорию основанием своей методологии. Контрастное отношение
К концепциям К. Юнга присуще и отечественному литературо-
Ведению, но в нем преобладает противоположная тенденция —
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА 229
от полного неприятия (Д. Ляликов) до признания первостепен-
Ной важности некоторых его идей, в частности, учения об
архетипе (С. Аверинцев, Г Косиков). К. Юнг попытался
Решить действительно важную и малоизученную проблему
Литературы — репродукцию в ней константных тем и образов в
их исторически обусловленных вариантах. Однако оригиналь-
Ность и научная обоснованность юнгианской концепции архети-
Па и коллективного бессознательного заметно переоцениваются.
О душе человека как о резервуаре бессознательного опыта
Всего человечества писал еще Новалис, а теорию
"первообразов" худож. творчества разрабатывал Ф. Шеллинг.
С немецкими романтиками К. Юнга роднит и откровенно
"божественная" ориентация его концепций, их метафизичность,
Сознательно направленная цюрихским психологом против
Позитивизма 3. Фрейда и ведущая к умозрительным, воспри-
Нимаемым на веру, хотя и не лишенным рационального зерна
Построениям.
Первая крупная школа совр. мифологич. критики возникла в
Англии в начале нашего века. Она была результатом влияния
Идей Дж. Фрейзера, англ. исследователя древних культур,
Представителя антропологич. направления в науке о мифе.
Генезис этого направления связывается с именем француза
Б. Фонтенеля, а его расцвет — с деятельностью англ. антропо-
Логич. школы (Э. Тейлор, Э. Лэнг и др.), продолжателем дела
К-рой на рубеже веков был и Дж. Фрейзер. Он прославился
многотомной работой "Золотая ветвь" Ее публикация началась
с 1890 г. Если Э. Тейлор разработал теорию "пережитков"
Э. Лэнг уделял много внимания проблеме тотема и древних
Религий, то Дж. Фрейзер сосредоточил усилия на изучении
Магии и связанных с нею сезонных ритуалов, игравших, по его
Мнению, исключительно важную роль в первобытных общест-
Вах и оказавших огромное влияние на худож. культуру древнего
Человека. Сами ритуалы были худож. действиями, а их словес-
Ными эквивалентами стали мифы, среди к-рых важнейший —
Миф об умирающем и возрождающемся божестве. Такими
божествами были Осирис (у египтян), Адонис (у греков),
Аттис (у римлян).
В числе учеников и последователей Дж. Фрейзера, привле-
Ченных не только научной глубиной, но и блестящим стилем его
Исследований, приближающим их к худож. произв., оказались
Мн. литературно одаренные люди, попытавшиеся применить его
Теории в качестве инструмента литературоведческих исследова-
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА 230