Ному односторонним аналитич. мышлением восприятию и

Худож. моделированию мира. Предтечами такого понимания

Мифа в XVIII в. были Т Блэкуэлл в Англии и И. Гердер в

Германии. Доминирующим этот новый подход к мифу стал

После появления философских трудов Ф. Шеллинга и литера-

Турно-теоретич. работ немецких романтиков.

И. Гердер, высоко оценивая миф, исходил гл. образом из

Своих наблюдений над народным творчеством (эта линия была

Продолжена гейдельбергскими романтиками, в частности

Я. Гриммом); Ф. Шеллинг пришел к подлинному культу мифа

(подхваченному затем братьями Шлегелями и др. йенскими

Романтиками) чисто философским, умозрительным путем. Он

разработал известную "философию тождества" (основная

мысль к-рой состояла в том, что "дух" и "природа" тождествен-

Ны) в пику кантовскому дуализму — противопоставлению

Идеального и реального. Высшее проявление этого тождества

Ф. Шеллинг видел в мифе и иск-ве. Истоки иск-ва

Ф. Шеллинг сводит к абсолютным, божественным

"первообразам" бессознательно, интуитивно создаваемым

Древними мифотворцами. Шеллинговская теория мифа и ран-

Них ступеней худож. творчества — одна из самых влиятельных.

Идея о "первообразах" в X X в. нашла свое развитие в концеп-

ции "архетипа" К. Юнга. Ф. Шеллинг подходил к мифологии

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА 227

Исторически, отмечая исчезновение ее ранних форм на позд-

Нейших этапах. Специфич. чертой мифа, отличающей его от

Аллегории, он считал то, что особенное в нем не обозначает

Всеобщее (как в аллегории), а является им. С течением времени

Миф теряет непосредственность и бессознательность выраже-

Ния и, вырождаясь в аллегорию, разрушается. Ф. Шеллинг, а

За ним и йенские романтики, верили в возможность создания

"новой мифологии", к-рая должна возникнуть из "глубин духа"

А конкретнее — из их стремления синтезировать науку, лит-ру,

Религию и др. проявления совр. жизни.

Философские, мировоззренческие трактовки мифа, продол-

Женные вслед за романтиками Р. Вагнером и Ф. Ницше, а в

XX в. нашедшие выражение в диаметрально противоположных

Подходах к мифологии со стороны Т Манна, ратовавшего за

Гуманизм, и теоретиков фашизма, стремившихся использовать

Миф в узко националистич. интересах, были дополнены иссле-

Дованиями антропологов, лингвистов и социологов. Общепри-

Нятое понимание сущности мифа не было достигнуто; чем

Больше специалистов занималось поисками истины, тем более

многозначным становилось само понятие "миф" Если ранее,

например, сходились в понимании мифа как "повествования", то

С течением времени многие отказались от этого, определяя миф

Как форму сознания, как первобытную идеологию или филосо-

Фию, независимую от формы выражения, ибо миф можно не

Только рассказать, но и пропеть и даже протанцевать.

Многозначность в определении мифа и мифологии достигла

Наивысшей степени в X X в., когда и возникла мифологич.

Критика, претендующая на достаточно строгое, научное пони-

Мание и объяснение литературы. Каждый мифокритик, как

Правило, опирался на свою собств. концепцию мифа или на одну

Из многочисленных теорий, разработанных другими (прежде

Всего Дж. Фрейзером и К. Юнгом). В XIX в. мифологич.

Школа в литературоведении возникла на базе учений Я. Гримма

И М. Мюллера, основоположников сравнительного метода в

Исследовании мифологии, опиравшихся при реконструкции

Мифов на достижения сравнительного языкознания, а также на

Основе концепций Э. Тейлора и др. представителей антропо-

Логической школы, связывавших зарождение и развитие мифо-

Логии с анимистическими представлениями первобытных наро-

Дов. Лингвистич. и антропологич. школы враждовали между

Собой, так что уже в X IX и. представители мифологич. литера-

Туроведения имели возможность выбора ориентиров для своих

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА 228

Научных построений. Один из крупнейших представителей

Русской мифологич. школы в литературоведении

А. Н. Афанасьев ортодоксально следовал за М. Мюллером,

Связывая рождение мифов с особенностями древнего языка, его

Богатой метафоричностью, ведущей к путанице понятий и

стимулирующей "детское" воображение мифотворца. Близкий

Же к мифологич. школе в литературоведении

А. Н. Веселовский опирался на концепции англ. антропологов,

Наши рекомендации