Этапы исторического развития философии.
В данном разделе мы познакомимся с историей философии. Для того чтобы лучше понять смысл философии как науки, полезно и даже необходимо рассмотреть, как шло движение философской мысли в разные периоды истории человеческого общества. Изучение центральных проблем, возникавших перед философами того или иного времени, поможет выработать представление об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов. В каждый период истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стилей мышления и т.д. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план. При этом само своеобразие в развитии этих взглядов и учений обусловливалось специфическими экономическими, социальными и культурными факторами каждой эпохи. Все это вместе взятое и является основой для выделения определенных типов философии. Несмотря на своеобразие философских учений, между ними сохраняется преемственность, которая позволяет говорить о единстве историко-философского процесса.
Тема 2.1. Философия Древнего Востока.
Философия Востока таковой не является – это предфилософия. То, что называют Восточной философией – является религиозным способом преставлений, религиозным мировоззрением восточных народов.
Древнеиндийская философия.
Мировоззрение упанишад.
Ведийская литература - зародыш древнеиндийской философии. Она делится на: Ригведы – сборник гимнов; Брахманы – 100 путей; Упанишады – завершающий цикл, подводящий итог мировоззренческих изысканий. Здесь происходит вытеснение религиозных тем: акцент перенесён с ритуального действия на познание; толкуют не столько обряды, сколько заняты проблемами мироздания; мифологические образы сменяются рассуждениями, отвлечёнными представлениями.
Рассмотрим философские проблемы упанишад.
1. Космогонические проблемы – представление о рождении мира из яйца.
2. Вопросы космологии.
2.1.Вопрос об «опоре» – субстанции вселенной. Заключается в следующем: ограничено ли бытие явлениями или имеет в себе скрытую основу – сущность (брахману). Ответы на вопросы об «опоре» (брахмане) вселенной – демонстрируют натурфилософскую точку зрения. В качестве основы мира: пространство и ветер – бестелесные и бессмертные.
2.2. Вопрос о строении мироздания - антропоморфизм. Строение мира – уподобляют человеку – пуруши – «вселенского человека».
3. Этико-антропологическая тематика.
3.1. Вопрос об «опоре» человека, его сущности. Сущностью является «атман». Асуры – считают, что «атман» - это тело человека. Иной взгляд - это дыхание – «душа», «Я», противоположное телесному.
3.2. Положение о тождестве «атмана» с «брахманом». Во - первых, душа – атман – превращается в космический принцип: это внутренний держатель. Во- вторых, устанавливается единство человека со вселенной - (атмана и пуруши) – вплоть до слияния с высшей субстанцией – брахманой.
3.3. Вопрос о посмертной судьбе человека.
Здесь выразилось неприятие человеком смерти и стремление к бессмертию. Душа после смерти человека идет на небо двумя путями: «путём предков» и «путём богов».
3.4. Концепция ашрам–высшая цель – связана с достижение бессмертия. Четыре стадии: период «ученичества» (юность); стадия «домохозяина» (зрелость); ступень «лесного отшельника» (преклонный возраст); стадия «странника» (глубокая старость).
4. Учение о карме-переход от антропологической тематики к социально – этической. Смерть – это проблема не толькофизического существования, но и его нравственного облика и социального статуса, так как избавляется от смерти знающий мудрец, морально-очищенный человек. Представления о смерти, сансаре и карме: - регулируют поведение; - обеспечивают социальный порядок. Упанишады не ориентируются на людей высших каст, а пропагандируют жизнь философов, т.е. важно не только происхождение, но и достойное поведение, таким образом, отсутствуют сословные предрассудки.
5. Гносеологические проблемы. Познание является средством достижения вечной жизни и блаженства. Оно неотделимо от практики, направлено на осуществление действий и достижения пользы. Это не знания ради знания, а знания - умения; действия, с определённой нравственной целью. Но в целом в гносеологии преобладает мистическая направленность. Предметом познания является не чувственная данность, а атман и брахман. С помощью науки постичь их не возможно, т.к. они трансцендентны, и не воспринимаются с помощью органов чувств. Познание истинно только в отрыве от реальности, в состоянии сна, когда атман отходит от тела, человек от забот и уходит в себя, т.е. познаёт себя. В целом упанишады послужили источником многим философским учениям и явились ключом понимания основных положений.
Неортодоксальные религиозно-философские доктрины:джайнизм, буддизм и философия локаята (чарвака).
Философия Локаята (чарвака). Они полностью порвали с религиозными представлениями. Это единственное последовательное материалистическое учение в древнеиндийской философии. Исходный принцип мировоззрения: сенсуализм и эмпиризм. Онтология. Существует только тот мир, который воспринимается чувствами. Не существуют сверхъестественные явления. В качестве первоначал мироздания выдвигали 4 элемента: твердь и жидкость - это суть; жар и воздух – это труднодоступные элементы. Тело человека - возникло из сочетания земли и других элементов, при смешивании – возникает сознание (душа). Тело и душа – одно и то же соединение элементов, а так как они тождественны, то нет никакой души в качестве отдельной сущности. Гносеология. Считали, что средством познания являются только органы чувств. Не признавали ценности рационального знания; допускали только выводы, основанные на восприятии, доверяли только опыту. Этика. Они отказались от религиозной этики. Смертность души делает бессмысленными учения о карме и сансаре. Религиозной этике - противопоставляли учение, ориентирующее человека на реальную, земную жизнь. В религии - жизнь это страдание, спасение от них – уход из жизни. У локаята – жизнь это радость, не следует отказываться от наслаждений боясь наказания.
Древнекитайская философия создала самобытное представление о человеке и о мире. Корни – уходят в мифологию.