Место и роль ФИЛОСОФИи в культуре
В данном разделе мы познакомимся с тем, что изучает философия, мировоззрением и его структурой, спецификой философских проблем. Проведём сравнительный анализ философии, искусства и науки, а так же рассмотрим структуру философского знания.
Тема 1.1. Предмет философии.
Данная тема посвящена предмету, методам, основному вопросу философии; мировоззрению и специфике философии.
Предметом философии является рассмотрение проблем предельного, абстрактного и наиболее общего характера. Это проблемы природы существования, познания, нравственности, разума и назначения человека.
Философские идеипротиворечивы, но между ними логическая связь. Признание одной идеи ведет к признанию других, т.о. решая проблемы, создают целостные системы философского знания. Основой философииявляется свобода мысли. Живой, свободный разум ставит перед собой все новые вопросы, подвергает их критики и стремится выйти за пределы того, что ему известно. Это и есть специфика постановки философских проблем.
Методы философииэтопути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.
Диалектика– метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий.
Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной, ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности. В средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе.
Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные, посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции. Цель - не достижение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно». Использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов; широко распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус, проявление матери. Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.
Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в последнее время.
Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. «Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».
Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.
Основным вопросом в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторонаосновного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороныосновного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от этих сторон в философии выделяются основные направления – материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления: объективный идеализм; субъективный идеализм; материализм; вульгарный материализм; дуализм; деизм. С гносеологической (познавательной) стороны: гностицизм; агностицизм; эмпиризм (сенсуализм); рационализм.
Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: материя реально существует и независима от сознания. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и различается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю). Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; сознание определяется материей (бытием).
Представители материалистического направления: Демокрит, Фалес, Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные области, логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма: реально существует только идея. Идея первична. Вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»; «мир идей» изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле); «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»; каждая единичная вещь – воплощение идеи данной вещи, например, лошадь – воплощение общей идей лошади. Большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты считали, что: все существует только в сознании познающего субъекта (человека); идеи существуют в разуме человека; образы материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.
Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть: существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления). Все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной). В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная; материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия. Основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание дополняют друг друга и существуют всегда.
Деизм – направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
Эмпиризм. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. «Нет ничего в мыслях чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях». Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
Рационализм. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве: «Бог существует»; «У квадрата равные углы»; «Целое больше, чем его часть» и т.д. Основоположником рационализма считается Р. Декарт.
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно им мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а, следовательно, никогда не будет познан разумом.
Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что: мир познаваем; возможности познания неограниченны.
Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): мир непознаваем; возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант. Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но они имеют свои границы.
В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы другого основного вопроса философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека.
В мире множество философских школ и течений и все они претендует на истинность своих основ, взглядов и выводов. Трудно представить систему философского знания, утверждающую, что ее основы сомнительны, методы ошибочны. Такая философия не имеет никакой ценности и практической пользы не несет. Претензия на истину – это стремление занять ведущее место в сознании большинства людей; определять их цели и задачи, предлагать направления и методы решения проблем; - это желание обрести идеологическую и нравственную власть над сознанием людей, стать для них верховным судьей и главным советчиком. Т.О. проблема поиска истины является основным вопросом философии. Систему критериев истины мы рассмотрим в разделе «Теория познания».