РАЗДЕЛ 1. Предмет философии и ее история
Краткие конспекты лекций
по учебной дисциплине:
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
По специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело»
На дневном отделении
Группа: №
Место проведения: аудитория колледжа
Утверждено на заседании
цикловой методической комиссии
общегуманитарных дисциплин
протокол №_______от___________
председатель ЦМК: Некрашевич Н.М._____________
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные задания предназначены для реализации требований ГОС к минимуму содержания и уровню подготовки студента по «Основам философии» по специальностям среднего профессионального образования Министерства здравоохранения РФ.
Актуальность изучения философии в деле подготовки специалистов среднего профессионального образования обуславливается рядом причин:
1. Необходимостью формирования навыков самостоятельного, критического и творческого мышления.
2. Необходимостью знания методологии современной науки.
3. Необходимостью формирования научного мировоззрения, умения различать научное, объективное, доказанное знание от псевдонаучного и оккультного.
4. Необходимостью формирования представления о человеке как многогранной целостности биологического и духовного, объективного и субъективного, без учета которой медицинская помощь не будет полностью эффективной.
5. Необходимостью формирования гуманного отношения к человеку.
6. Важностью духовной полноты личности для медицинского работника.
Целью дисциплины и является раскрытие у студентов видения глубины и многообразия действительности, а также способствовать формированию культуры мышления и самообразования, уважительному и гуманному отношению к другим людям.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта после изучения курса студенты должны
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Краткие конспекты лекций состоят из трёх разделов:
В разделе 1. «Введение» изучаются предмет, структура и функции философии, специфика философского знания, основные проблемы философии, значение философии для человека.
В разделе 2. «История философии» изучаются основные вехи мировой философской мысли, особенности и специфика каждой из исторических эпох развития философии, важнейшие концепции античной философии, философии эпох Средневековья и Возрождения, Нового времени, немецкой классической философии, русской философии и философии ХХ века.
В разделе 3. «Основные проблемы философии» изучаются проблемы философской онтологии, понятие, формы и свойства бытия и материи, проблема человека в философии, сознательное и бессознательное в жизни человека, проблемы теории познания и социальной философии, этические проблемы в философии и медицине.
В кратком лекционном курсе уделяется внимание новым достижениям, понятиям и трактовкам в области философии.
Знания полученные при изучении дисциплины «Основы философии» необходимы для изучения следующих дисциплин «Основы экономики», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Основы права», «История», «Экономика и организация здравоохранения», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Медицинская генетика», «Гигиена и экология человека», «Фармакология», а также всех клинических дисциплин.
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии
Слово "философия" существует уже две с половиной тысячи лет. На древнегреческом языке оно означает "любовь к мудрости". Характерно, что триста лет тому назад философию на Руси так и называли - "любомудрием". Философами называли себя люди, которые стремились к мудрости, пытаясь ответить на наиболее общие, "предельные" вопросы, касающиеся устройства мира и места в нем человека. Их интересовало, к примеру, "что лежит в основе всего существующего в мире?", "какие силы и законы управляют порядком мироздания?", "какова природа человеческой души?", "как отличить истинное знание от случайного мнения?", "что такое благо и справедливость?", "могут ли люди создать совершенное общество?".
На такие вопросы очень трудно, даже невозможно дать однозначные, удовлетворяющие всех ответы. Поэтому вместе с возникновением философии начался и нескончаемый, продолжающийся до наших дней, спор между философами по подобным проблемам. Многие считают, что этот спор, или критический диалог, и является сутью философии. Именно так понимал философию знаменитый древнегреческий философ Сократ, посвятивший всю свою жизнь поиску истины в философских дискуссиях.
Существует множество определений философии и истолкований того, что она собой представляет и в чем состоит ее ценность. Иногда от философии ожидают глубочайших откровений и считают ее областью занятий необыкновенных людей. Иногда философствование объявляют бесполезными раздумьями о чем-то туманном и далеком от жизни.
Древнегреческий философ Платон полагал, что философия является познанием сущего, или вечного, непреходящего. Его ученик Аристотель понимал ее как исследование причин и принципов вещей. Философы поздней античности - стоики, эпикурейцы - видели в философии искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума. Мыслители христианского средневековья рассматривали философию как мирскую мудрость - необходимую ступень к достижению божественной мудрости, открываемой в теологии.
Родоначальники новоевропейской философии Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт полагали, что ее ядром является учение о методе, с помощью которого достигается истинное и полезное знание. Величайший из философов последних столетий Иммануил Кант отличал философию в ее школьном понимании - как систему философских знаний - от подлинного философствования, стремящегося уяснить отношение познания и действия к существенным целям человеческого разума. Необычайно высоко оценивали значимость философии последователи Канта - Иоахим Фихте и Георг Гегель. Для них философия выступала средоточием всей человеческой культуры.
Однако он полагал, что она не должна оставаться областью отвлеченных академических занятий. Ее основное предназначение - изменить несправедливый социальный мир, стать оружием действия.
С конца XIX в. вслед за философами-неокантианцами многие стали понимать философию как теоретическое мировоззрение - систематическое размышление, в котором человек, находящийся в мире, пытается понять и мир и самого себя. В свете кризисных событий, охвативших Европу после первой мировой войны, философы-экзистенциалисты поставили в центр философии фундаментальные проблемы экзистенции - существования человека в истории, обществе, мире.
Большинство философов, как мы видим, оценивали философское мышление весьма высоко. Но были и другие точки зрения. В середине прошлого века французский философ Огюст Конт заявил, что прежняя философия относится к отжившему, спекулятивно-метафизическому, типу мышления. Поэтому нужна новая философия, которая должна отказаться от своего прошлого и превратиться в позитивное научное мышление, стать общей наукой, суммирующей наиболее важные результаты других наук. С иных позиций "подкоп" под возвышенный образ философии предпринял один из крупнейших мыслителей XX в. Людвиг Витгенштейн. Он доказывал, что философские проблемы обычно представляют собой смесь логической путаницы, языковых ошибок и расстройства мышления. Поэтому, решая ту или иную проблему, философ должен с помощью скрупулезного анализа выявить истоки ошибок и путаницы и вернуться к здравому смыслу.
Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.
Сами философы по-разному определяют предмет своих занятий: «познание сущего, вечного и непреходящего» (Платон), «исследование причин и принципов вещей» (Аристотель), «учение об абсолютных границах всякого возможного знания» (И. Кант), «мыслящее рассмотрение предметов» (Гегель), «познание того, что есть» (Фейербах), «раскрытие разумом вселенской истины» (Бердяев).
Круг проблем, относящихся к числу философских, изменялся по мере развития человеческой культуры, научного познания и практики. Большое значение также имеют личность мыслителя, его духовные ориентиры, интересы и цели. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ей предметом мировоззренческого осмысления. Но всегда существовали такие вопросы, ответы на которые по традиции ожидают именно от философии. Это коренные проблемы мировоззрения. Кант свел их к четырем: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», «Что есть человек?».
Структура философского знания:
- онтология – о бытии мира
- гносеология – теория познания
- диалектика – теория метода
- социальная философия
При более широком подходе могут быть выделены три основные темы философского сознания. Прежде всего оно стремилось осмыслить, что представляет собой мир, в котором мы живем. Эта тема конкретизируется в вопросах «Есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении? Конечен мир или бесконечен? Един или множественен? Что такое пространство и время?».
Наряду с темой мира в философии рано обозначилась тема человека. Уже древние мыслители провозгласили, что человек – «мера всех вещей». Ту же линию в трактовке философии спустя многие века продолжил Кант, видевший ее высшее предназначение в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире. Это вторая важнейшая философская тема находит свое выражение в вопросах: «Что такое человек и какова его сущность? В чем смысл его жизни? Свободен он или не свободен? Может ли человек влиять на ход событий? Существует ли прогресс общества? Что такое истина, красота, добро, справедливость?». Эти и подобные вопросы особенно актуальны в переломные века истории, когда рушатся привычные формы общественной жизни, обостряются социальные противоречия.
Одной из важных граней мировоззренческого осмысления темы человека выступает совокупность проблем, обозначаемых термином философия техники. Цивилизация исторически возникла и развивается на основе преобразующей деятельности людей. Техника является уникальным средством преобразования природы, самого человека и человеческого общества. Первые орудия труда были изготовлены не менее трех миллионов лет назад. Вопросы, поставленные древними философами актуальны и в наши дни: «Почему человек – изобретатель? Откуда у него этот дар? Какова цель инженерной деятельности? На что могут надеяться люди, вооруженные техникой? Каково влияние техники на самого человека, на его мышление, мораль и культуру?».
Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и определяются многообразной его деятельностью.
Все множество проблем может быть сведено в пять больших групп:
1) онтологическую (общие категории и закономерности бытия, существующие в единстве с теорией познания и логикой);
2) антропологическую (биологическая природа человека);
3) аксиологическую(вопросы о ценностях)
4) гносеологическую (познание);
5) праксеологическую(вопросы изменения мира).
Античная философия
I период | до Сократа |
II период | от Сократа до Аристотеля |
III период | эллинистическая ф., неоплатонизм |
Милетская школа
Вопрос, с которого началась философия – поиск единого первоначала
Фалес: «Всё полно водой»; зарождается вопрос о единстве материи. Началом всех вещей он полагал воду, а космос — одушевленным и полным божественных сил.
«Старше всех вещей — бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего — космос, ибо он творение бога.
Больше всего — пространство, ибо оно вмещает все.
Быстрее всего — мысль, ибо она бежит без остановки.
Сильнее всего — необходимость, ибо она одолевает всех.
Мудрее всего — время, ибо оно обнаруживает все.»
Он сказал, что смерть ничем не отличается от жизни. “Так почему же, — спросил кто-то, — ты не умираешь?” “Именно потому, что разницы никакой”, — ответил он.
Анаксимандр признавал в качестве источника рождения всех вещей не "воду", не какое-либо отдельно взятое вещество, а нечто беспредельное, которое бесконечно и неопределенно - апейрон. Это первовещество, апейрон должно быть:
- бесконечным, так как оно не исчерпывается в творении
- материальным
- наделённым вечным движением
Анаксимандр полагал, что все в мире изменчиво и текуче. В этом проявляется своеобразие воззрений Анаксимандра, которое нашло свое более ясное выражение в учении о происхождении и гибели бесчисленных миров, возникающих из апейрона.
Большое значение имели космологические и космогонические представления Анаксимандра. Над землею, по его мнению, существуют водная, воздушная и огненная оболочки. Когда огненная оболочка разрывается, образуются кольца: солнечное, лунное и звездное. Земля же подобна цилиндрическому отрезку колонны, она неподвижна.
Животные и люди возникли из высохшего морского дна, приняв другую форму, когда перешли на сушу. Во взглядах Анаксимандра сочетались мифологические и рационалистические воззрения.
Анаксимен в качестве первовещества окружающего нас мира берет воздух – нечто среднее между водой и огнём; это духовная субстанция, как пар. Природа, лежащая в основе всего, едина и бесконечна, разрежаясь, она становится огнем, сгущаясь же - ветром, затем облаком, затем землею, потом камнями, прочее же возникает из них. И он также признает вечное движение, вследствие чего происходит изменение.
"Воздух" Анаксимена не просто подобен обычному воздуху. Это первовещество больше похоже на пар или дыхание. Здесь воззрения Анаксимена переплетаются с мифологическими представлениями о душе, как некотором начале, которое пронизывает все живые тела. "Подобно тому, как душа, - говорит он, - будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлет весь мир". В этих словах выражается идея пантеизма, по которому Бог равен природе, т.е. воздуху, выступающему началом всего сущего.
Пифагор и пифагорийцы
Пифагор – выходец из восточной Греции, основал свою школу на юге Италии. Жил в Египте и Вавилоне, испытал влияние учений Востока.
Основные черты философии Пифагора:
- вера в переселение душ.
- Школа – нравственное воспитание
- стремление к социальным преобразованиям общества→ интеллектуальная аристократия, главные качества правителя – просвещение и гуманность
- мистическое учение о числах→ попытка свести все явления к числовым отношениям и рассматривать числа как непреходящую сущность вещей (как все числа составлены из чета и нечета, так и все вещи соединяют в себе противоположности, из которых основные - "предел" и "беспредельное"; в то же время каждая вещь рассматривалась как примирение противоположностей - "гармония").
- три основных мира: естественный, человеческий и божественный
В Кротоне Пифагор основал этико-религиозное пифагорийское товарищество, получившее большое распространение, целью которого было нравственное обновление и очищение религиозных воззрений. В неё входили как мужчины, так и женщины, считавшие, что очищения можно достигнуть очищения уже при жизни. Поступление начиналось с физических состязаний (борьба запрещалась); затем надлежало провести ночь в пещере и 12 часов после провести в одиночестве и только потом представиться аудитории. После выступления делался вывод о претенденте.
Гераклит
Происходил из аристократической древнегреческой семьи.
Враждебно относился к демократии и полагал, что власть должна принадлежать меньшинству "лучших", так как "наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу всему тленному. 'Толпа же набивает себе брюхо, подобно скоту". Однако аристократизм Гераклита имел больше духовный, чем политический оттенок.
Написал трактат «О природе»
Интуитивный характер познания. Истинную природу вещей нельзя познать простым накоплением знаний. Познание осуществляется через чувства, но последние не могут дать истинного знания, которое приобретается только мышлением. Для Гераклита чувства и разум в познании тесно связаны: "Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить".
Закон изменения:универсальность изменения, его всеобщности. Ему приписывают слова: "все течет". Подлинные его слова следующие: "В одну и ту же реку нельзя войти дважды". Вечное изменение образует способность человеческого развития – возрастание души.
Закон единства и борьбы противоположностей: Гераклит высказал мысль о переходе явлений в свою противоположность:
"Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это".
"Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". "Враждующееся соединяется, из расходящихся.- прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу".
Всякое явление для Гераклита составлено из противоположных начал. Эти противоположности находятся в состоянии борьбы:
"Война есть отец всего и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других свободными". "Следует знать, что война всеобща, и правда - борьба, и все происходит через борьбу и по необходимости".
Признавая главной характеристикой мира борьбу противоположностей, Гераклит одновременно полагает, что противоположности, переходя друг в друга, сохраняют общую для обеих тождественную основу, т.е. он выдвигает идею о тождестве противоположностей.
Закон бытия у Гераклита - "всеобщий логос", который лежит в основе борьбы противоположностей, их единства и тождества.
Постоянный процесс изменения, процесс движения, а также переход противоположностей друг в друга связаны с относительностью качеств вещей. Так, Гераклит приводит примеры, когда морская вода может выступать и как чистейшая, и как грязнейшая: "Для рыб она питательна и спасительна, людям же негодна для питья и пагубна". В 62-м фрагменте он пишет: "Бессмертные - смертны, смертные же бессмертны: жизнь одних есть смерть других и смерть одних есть жизнь других".
Первоначало - огонь. "Этот космос, один и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". "Все обменивается на огонь и огонь на все, как на золото товары и товары на золото". Те изменения, которые происходят в направлении: земля - вода - воздух - огонь, называются Гераклитом путем вверх, а те изменения, которые идут в обратном порядке, - путем вниз.
Бог – вечное чистое движение. Каждая вещь божественна, так как в ней заключён огонь.
Парменид
Учение Парменида представляет собой первую попытку в древнегреческой философии изложить метафизическое понимание окружающего мира, природы. Он считает, что характерной чертой бытия являются его неподвижность и неизменность, оно не обладает признаками рождения и уничтожения. Здесь позиция Парменида противоположна воззрениям Гераклита. Отстаиваемая Парменидом картина мира имела своим источником недоверие к свидетельствам органов чувств.
Проводя различие между чувственным и рациональным познанием, Парменид считает, что разум имеет превосходство над чувствами.
Так как свидетельства органов чувств часто обманывают нас, то, следовательно, чувства дают недостоверные знания. К достоверной и непререкаемой истине ведут только ум, умозрение. Поэтому то, что мыслится в разуме, и является, по его мнению, сущим.
Чувственные восприятия противопоставляются Парменидом бытию. Путь мнения и путь истины Парменида дают две картины мира: мир единого и вечного бытия и кажущийся мир мнений. Наш мир – это мир ложного мышления, а мир действительного знания – это мир чистой мысли.
По его мнению, мысль - это мысль о предмете. Помыслить можно только сущее. Мышление нельзя отделить от бытия даже тогда, когда мы думаем о небытии. Но для Парменида по сути небытия нет, так как небытие - это пустота, пустое пространство, значит, если нет небытия, то и нет пустого пространства, все заполнено веществом. Отсюда вытекает следующий вывод: если весь мир, все пространство заполнено веществом, то не существует никакого множества вещей, так как между вещами нет пустых промежутков, которые отделяли бы одну вещь от другой. Это учение своим острием направлено против Пифагора, который постулировал наличие в мире пустоты (т.е. воздуха).
Мысль есть нечто, несущее в себе объективное знание, но не субъективное переживание.
Демокрит
Демокрит был учеником Левкиппа и основные положения атомистической теории заимствовал у него, но развил их дальше. Демокрит утверждает, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы - это неделимые частицы. Атомы соединяются между собой и образуются вещи. Они различаются между собой формой, порядком и поворотом. Атомы едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Кроме них существует еще пустота, так как без пустоты не было бы возможности перемещения, а также уплотнения и сгущения. Пустота по своему характеру однородна, она может отделять тела между собой, а может находиться и внутри самих тел и отделять отдельные часть этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются абсолютной плотностью.
Атомы обладают свойством движения от природы, и передается оно посредством столкновения атомов. Движение выступает основным источником развития. Демокрит считает, что первичного движения, первого толчка никогда не было, так как движение - способ существования атомов.
Он полагал, вслед за Левкиппом, что не только ничего не возникает из ничего, как это считали предшествующие философы, но и что ничего не возникает без причины. Все происходит по строгой необходимости. Все детерминировано механическим движением атомов.
Демокрит придавал большое значение чувственному познанию. Он выдвинул теорию истечения для объяснения восприятия внешних предметов органами чувств. По этой теории из предметов истекают так называемые образы, подобия этих предметов. Когда они попадают в глаз, то появляются представления о предмете. Чувственное познание, по мнению Демокрита, не является достоверным познанием. Познание при помощи чувств он называет "темным", оно не истинно. Подлинной формой познания выступает лишь познание при помощи рассуждений.
Объясняя психическую деятельность человека, Демокрит пишет, что душа - это движущее начало и орган ощущения и мышления. Для того, чтобы приводить в движение тело, душа сама должна быть материальной и движущейся. Она состоит из атомов, поэтому она смертна, так как после смерти человека атомы души тоже рассеиваются.
Сократ
Важнейшим этапом в становлении Сократа как мыслителя явилось провозглашение его «мудрейшим из людей» Дельфийским оракулом (об этом повествует Платон в Апологии Сократа). Размышляя об этих словах и сопоставляя их с собственным убеждением в том, что он «знает только то, что ничего не знает», Сократ пришел к выводу, что это убеждение и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Познание меры собственного (и других людей) незнания, к чему побуждают человека и значащиеся при входе в дельфийский храм Аполлона слова «Познай самого себя», стало общим принципом сократовских исследований.
Основное положение сократовского метода, как его дал Аристотель, сводится к парадоксу «Добродетель есть знание», или, более точно: «Человеческая добродетель есть состояние ума».
Лучше любого из современников Сократ осознавал основное направление, в котором двигалась эпоха, и обозначил его в виде двух положений: 1) степень абстракции, к которой стремится мысль, должна быть абсолютной и совершенной, сведенной средствами диалектики к «идее как таковой»; 2) в человеке кроется мыслящая сила, способная к осуществлению этой задачи. Эта сила – псюхэ. С чего начинается познание? Псюхэ чувствует притяжение («эрос») к другой псюхэ и «совокупляется» с ней посредством «логоса» (слова), порождая последовательность мыслей, которые очищаются затем методами диалектики. Учение Сократа, выраженное в терминах любовной символики, воплощалось в личности самого Сократа, и, быть может, именно это обеспечило ему неувядаемую славу.
Свое учение Сократ излагал только в устной форме→ истину нужно добывать в диалоге: Сократ в произведениях Платона всегда претендует на то, что он лишь выявляет знание, которым уже обладает человек, которого он подвергает испытанию.
«Разум правит миром» → Сократ предвосхищает жажду единого Бога
Подлинное сознание всегда этично по своей природе→ разум и есть добро
Общий нравственный разум→ нравственное социальное поведение: осознанное подчинение нравственным законам = осознанная добродетель
Платон
Творчество Платона
I период – до смерти Сократа | «Апология Сократа»; «Государство» 1 книга; «Тритон» | осваивает способ сократовского диалога |
II период | Диалоги «Горгий», «Менон» | формируются идеи |
III период | Диалоги «Пир», «Федон»; «Государство» | складывается учение об идеях |
IV период | Книга законов | Преобладание социальной тематики, время самокритики |
Платон перенял у Сократа идею о том, что задача философии – действительное делание блага.
Учение об общем понятии
Платон взял от Сократа определение этических категорий (мужество, добро, красота) – это понятия, определения сущности предмета, которые схватывают общее в ряде предметов, определяют родовое единство→ сущность – единство в многообразии, единство противоположностей внутри рода. Для Платона важен в первую очередь род, а не родовые различия. Он обращается к единой и неизменяемой сущности вещей. Учение об общем понятии вырастает в теорию идей
Теория идей
Над миром чувственным существует мир сверхчувственного – мир идей, мир вечных норм, мир идеала.
Идея обладает сверхчувственным бытием и поэтому постигается только разумом. Идея не может быть выражена в чувственном опыте, она существует сама по себе как общее для множественности чувственных предметов.
Например: идея прекрасного, идея блага. Идея блага связана с телеологическим принципом, лежащим в основании мировоззрения Платона.
Теологический принцип
Бог – само благо, высший разум, ведающий целесообразностью. Человек, желающий себе блага, всегда стремится к божеству по пути знания. Каждая вещь в нашем мире стремится к абсолюту
Идеи соответствуют предметам вещественного мира→ существуют разряды и классы идей соответственно классам и разрядам вещей.
Познать идею – свести многообразие к целесообразному единству, постигая таким образом некий закон
Задача объяснения мира – все частные законы свести к единому, общему закону, общему для всех вещей и являющемуся для них благом.
Теория идей → понятие бытия у Парменида→ идея - это нечто вечное, целесообразное, неизменное. Тезис же Гераклита о текучести, изменяемости мира Платон переносит на характеристику чувственного мира.
Миру идей противостоит мир небытия, материи
Материя – это начало и условие пространственной разделённости, множественности вещей чувственного мира.
Понятия бытия и понятие небытия (материи) противостоят друг другу, но они неравноправны. Первоначален именно мир идей, мир бытия.
Чувственный мир есть нечто среднее между бытием и небытием, он порождение этих двух миров. Мир бытия – мужское, действенное начало; мир небытия – женское, пассивное начало; наш мир – их детище, соединяющее противоположности этих двух миров→ отсюда драматизм нашего существования.
Теория познания
Теория познания связана с учением о душе. Платон говорит, что знание возможно не для всякого: оно невозможно для всеведущего Бога и для невежды, непонимающего, что он не знает ничего. Знание возможно для того, кто между ними, для философа.
Знание – это не ощущение, его нельзя получить эмпирическим путём, оно ограничено от чувственного опыта.
В людях есть бессмертная душа, которая до своего воплощения находилась в мире идей→ Истинное знание уже содержится в нас, так как всё знание едино. «Истина всего сущего всегда находится у нас в душе». Истинное знание – это припоминание. В познании необходима интуиция (например, интуиция прекрасного).
Воплощение души: её образовывает демиург, смешивает её с материальной частью человека и из этой смеси творит души по количеству звёзд. В земной жизни душа проходит через испытания, и если она их вынесла, то возвращается в мир абсолюта, если же оскверняется – следует в мир материи.
Таким образом, философия Платона также носит этический характер. Она рассматривает природу высшего блага, а затем наблюдает осуществление этого блага в жизни отдельного человека→ учение о добродетели→ рассмотрение добродетели в жизни общества – политика.
В философии – возможность очищения, она способствует отвлечению души от тела, ведёт к подлинной свободе духа. Задача философии – показать, что такое благо, какая жизнь истинно благая.
Удовольствие, по Платону, связано с разумным началом человека, иное удовольствие ведёт к падению. Однако одно лишь обладание знанием не есть счастье. Благая жизнь – между удовольствием и разумностью. Высшее благо есть мера.
Этика одного человека слишком односторонняя, она должна быть восполнена в жизни социальной, где тоже должно воплощаться благо. Целью государственного устройства должны быть справедливость и господство истинного блага→ идея о взаимопомощи, взаимной защите. Степень процветания общества зависит от возможности разделения труда. Платон чётко разделял общество на тех, кто служит в государственной и военной сферах. У Платона особое понимание правящего сословия: оно тоже стоит на служении общему благу.
Идея целесообразности и идея блага пронизывают все построения Платона.
Аристотель
Философия становится всё более умозрительной. Аристотель перенял у Платона идею о том, что подлинное знание содержится в понятиях, так как это знание логическое. Но по Аристотелю оно находится не только в сверхчувственном мире, но и в мире чувственном. Аристотель признаёт необходимость явлений чувственного мира для знания.
Понятие не противопоставлено действительности, а идеи вещам, так как идеи осуществляются в мире действительности. Аристотель сначала исследует частные явления, а затем переходит к общему.
Теория познания
- В основе размышлений Аристотеля лежит разработка теории о понятиях, которая переходит в логику. Именно Аристотелю принадлежит теория о научном доказательстве: В основе всех наук лежит начало, которое познаётся непосредственно разумом, без участия эмпирических чувств – это аксиома. Таким образом, Аристотель в разуме признаёт способность усмотрения высших начал. Так с Аристотеля начинается разработка формальной логики.
- Познание направлено на постижение сущности вещей, но, по Аристотелю, общее познаётся из частного.
- Само знание – это система понятий, сочетающихся между собой логическим законом→ знание имеет логическое основание. Источник знания – в способности разума усматривать всеобщее. Но истинное знание должно быть положительно, должно соответствовать действительности, должно восприниматься опытом. Необходимо соединить умозрение с опытом. Логическая деятельность содержится уже в самом восприятии, так как воспринимая предмет, мы уже воспринимаем общее начало, содержащееся в нём (в каждом частном – свойства общего). Посредством памяти возникает отвлечение, позволяющее составить понятие общего. Опыт, по Аристотелю, это не источник знания, а его необходимое условие.
Всеобщее разум познаёт постепенно: сначала мы получаем эмпирическое знание, а затем повышаем степень общности знания через науку и искусство и переходим к закономерностям.
Понятия материи и формы связаны с учением об энергии и потенции. Всякое развитие – переход от возможности к реализации. Материя – пассивное начало, материал для формы. Форма же выполняет роль признака, который реализует конкретный предмет. Форма – это сумма свойств, отличающих один предмет от другого.
Сущность и вещь, также как материя и форма, не существуют в отрыве друг от друга (как у Платона). Форма является конечной целью, к которой стремится всё существующее. Мир находится в творчестве, в стремлении осуществиться.
Бог – первопричина вселенной. Бог движет мир изнутри через полагание внутренних целей (законов).
Понятия пространства и времени: наш мир движется, но вне нашего мира их нет. Земля остаётся в области изменения, зависящего от движения планет.
Платон и Аристотель
Главным разделом их философии является онтология, основной вопрос которой «Что существует и что есть сущее?». Оба философа говорят о совершенном знании, определённом совершенным бытием.
Платон | Аристотель |
Опыт знания связан с необходимостью совершенствования души | Познание доступно не избранным, а многим, так как оно основано на общих логических законах |
Методу Платона научиться нельзя | Методу Аристотеля можно научится |
Философ может рассуждать о многих вещах, но с одной точки зрения, так как его задача – научить умному государственному руководству. Философии самой по себе не существует. | Аристотель делит философию на теоретическую и практическую. Эта классификация связана со структурой бытия: неподвижное (математика), самодвижное (физика) и движимое (сфера человеческого приложения). |
К нашему движимому миру применяет недвижимую идею блага | Аристотель устанавливает философию здравого смысла: в нашем движимом мире не применимы точные науки |
Идея воспоминания, мысль о внечувственной истине. | Космогоническая ар |