Тема 7. Социальная философия
Вопросы для обсуждения:
· человек как социальное существо. Типы социальных общностей. Понимание и объяснение социальной реальности. Общественная жизнь: ее структура, состав, формы. Социогенез. Суть требований общества к человеку;
· характеристика современного общества. Понятие информационного общества. Роль информации в обществе, истоки информационного общества, перспективы развития и проблемы информационного общества.
Теоретический материал
Понятие человек – понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека (природная организация, коммунальность, способность производить орудия труда, разум, воля, и др.). В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты человека. Индивид – отдельный человек, единичный представитель человеческого рода. Это понятие не включает конкретных социальных и психологических характеристик человека. Индивидуальность – означает единственность, неповторимость человека, уникальность человеческого существа. Это понятие характеризует также целостность нашего «Я», наше своеобразие и несхожесть с другими. Подлинно индивидуальное – единственное в своем роде, что не может стать меновой стоимостью. Личность – член общества, носитель определенной исторически сложившейся совокупности общественных отношений, центр сознательности, организованности и духовности. Термин «личность» обозначает социально интегрированного человека, целостность человека в единстве его социальных и психических качеств, индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций. Укорененность личности в социальном, сверхличном бытии создает ту самую замечательную черту, которая именуется индивидуальностью. Личность и индивидуальность никогда не бывают готовыми (это не вещи), они всегда созидаются. Личность обретается только через труд, в работе над социальными, профессиональными, культурными или другими сверхличными задачами. Она создается в результате социально-творческой деятельности в сфере хозяйства, политики, науки, искусства и т. д.
Социогенез–процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.
Социальная общность – реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.
Выделяют в основном два типа общностей: массовые и групповые.
Однако в практике социологических исследований принято классифицировать социальные общности по разным основаниям. Это:
· базовые признаки — этнические, территориальные, демографические, гражданские, политические, социально-трудовые;
· структурные признаки — формальное членство, степень организованности, иерархия, территория;
· количественный фактор — десятки участников, сотни, тысячи, миллионы;
· признак устойчивости, саморегулирования и самообновления;
· продолжительность функционирования.
Информационное общество – это, прежде всего люди, обладающие обширными и глубокими знаниями, способные активно использовать компьютеры и другую информационную технику для решения проблем.
Нормой существования человека в информационном обществе становится необходимость систематического переобучения и неоднократной смены профессии и места работы в течение своей жизни.
Образованность, предприимчивость, мобильность, готовность к самообразованию и повышению квалификации становятся главными критериями востребованности человека на рынке труда.
Развитие информационного общества сопровождается «информационным взрывом», т.е. лавинообразным нарастанием объема носителей научной, технической, экономической, политической и т.п. информации (статей, книг, журналов, патентов и т.п.).
Информатизация существенно изменяет образ жизни людей и характер их производственной деятельности (возможность работы на дому при наличии компьютеров и систем телекоммуникаций, информатизация жилых и производственных помещений и т.п.).
Информатизация общества порождает не только социальные достижения, но и новые социальные опасности и риски:
– загрязнение жилой и производственной среды «электронным смогом», вредным для здоровья;
– нарастание физической и интеллектуальной гиподинамии людей;
– развитие многообразных форм компьютерной преступности;
– возникновение у многих людей «компьютерной зависимости», снижения уровня эмоционального развития людей и т.п.
На рубеже ХХ–ХХI вв. человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами (экологическими, военными и др.). Они угрожают самому существованию цивилизации и даже жизни на планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар. Глобальные проблемы – это общепланетарные проблемы, затрагивающие жизнь человечества в целом.
Задания для индивидуальной (групповой) работы
Используя теоретический материал, ответьте на вопросы (оценивается до 2 баллов):
1. У. Ростоу предлагает следующую историческую типологию развития общества:
а) традиционное общество (докапиталистическое);
б) переходное общество (страны Европы до промышленного переворота);
в) общество периода «сдвига» (промышленного переворота) (возникновение индустриального общества);
г) зрелое общество с развитой индустрией;
д) завершающая стадия (индустриальное общество с высоким уровнем потребления). Согласны ли вы с такой периодизацией? Что лежит в ее основе?
2. Какой критерий классификации общества предложил К. Маркс? Насколько он, по-вашему, объективен и обоснован?
3. Что такое человеческие потребности, как они влияют на развитие общества? Возможно ли деление потребностей на естественные и искусственные?
4. Можно ли утверждать, что любое человеческое общество должно пройти определенные этапы развития? Можно ли их «перескочить»? Чем чреваты подобные «скачки» в истории, и не противоречат ли они научному подходу к обществу?
5. Можно ли утверждать, что развитие науки и техники представляет угрозу существованию человечества (Г. Торо, К. Лоренц, Л. Мэмфорд и др.)? Земле? Природе? Почему?
Задание для индивидуальной работы
Используя Интернет-источники, заполните таблицу.Укажите не только проблему, но и суть проблемы для современного общества.
Глобальные проблемы современности | ||
Интерсоциальные проблемы | Проблемы системы «человек-общество» | Проблемы системы «природа-общество» |
Оценивается в 1 балл.
Тестовые задания для самопроверки
1. Философская антропология – это обобщающее философское учение о…
а) человеке
б) обществе
в) культуре
г) цивилизации
2. Система норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе - …
а) методология
б) психология
в) мораль
г) эстетика
3. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», - писал…
а) Сократ
б) Гегель
в) Фейербах
г) Ленин
4. Приоритет интересов отдельных личностей над общественными интересами характерен для…
а) индивидуализма
б) персонализма
в) коллективизма
г) гедонизма
5. «Проблема человека является основной проблемой философии», – считал…
а) И. Кант
б) Г. Гегель
в) К. Маркс
г) Н. Бердяев
6. Учение о человеке как общественном существе было разработано в философии:
а) экзистенциализма
б) фрейдизма
в) марксизма
г) персонализма
7. Представления людей о доброте, долге, чести, справедливости относятся к сфере …
а) политики
б) нравственности
в) экологии
г) искусства
8. Трудовая теория антропосоциогенеза была предложена…
а) И. Кантом
б) Г. Гегелем
в) Ч. Дарвином
г) Ф. Энгельсом
9. «Первой производительной силой общества являются рабочие, трудящиеся», – считал…
а) К. Маркс;
б) Н. Чернышевский;
в) В. Ленин;
г) Г. Плеханов.
10. Философы античности, внесшие наибольший вклад в исследование общества:
а) Фалес и Анаксимен;
б) Парменид и Зенон;
в) Платон и Аристотель;
г) Леквипп и Демокрит.