Тема 1. Отношение «мир-человек» как проблема философии.
1. Мировоззрение и его исторические типы.
2. Специфика философских проблем.
3. Основные разделы философского знания.
Тема 2. Человек в философии Древнего Востока.
1. Становление индийской и китайской философии.
2. Философские идеи ведического периода и буддизма.
3. Конфуцианство и даосизм о человеке.
Тема 3. Философия Древней Греции.
1. Становление античной философии. Учение Демокрита о бытии.
2. Философия Сократа и Платона о сущности человека.
3. Проблемы бытия, человека и общества в философии Аристотеля.
Тема 4. Средневековая европейская философия.
1. Основные черты средневековой философии.
2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм.
3. Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского.
Тема 5. Философия Возрождения.
1. Антропоцентризм и пантеизм философии Возрождения.
2. Образ человека как творца самого себя. Противоречивость ренессансного гуманизма.
3. Диалектика Бога, мира и человека в учении Н. Кузанского.
Тема 6. Новоевропейская философия.
1. Формирование научной картины мира в XVI – XVII вв.
2. Обоснование истинности научного знания в учениях Ф. Бэкона и Р. Декарта.
3. Идеалы человека и общественного устройства в философии Просвещения.
Тема 7. Немецкая классическая философия.
1. Основные принципы немецкой классической философии.
2. Философия И. Канта: активность субъекта познания; постулаты практического разума.
3. Система и метод философии Гегеля.
4. Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха.
Тема 8. Марксистская философия.
1. Формирование марксистской философии.
2. Основные идеи философии марксизма.
3. Концепция человека в марксистской философии.
Тема 9. Русская философия.
1. Формирование и специфические черты русской философии.
2. Проблема человека и общества у славянофилов и западников.
3. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX – начала XX века.
Тема 10. Современная зарубежная философия.
1. Общая характеристика современной зарубежной философии.
2. Рационалистическое направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика.
3. Антропологическая проблематика в современной философии: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм.
4. Антропологическая ориентация современной религиозной философии.
Оценивается до 3-х баллов:
1 балл – если реферат оформлен по нормам, но не представлен на занятии;
2 балла – реферат оформлен по нормам, но при выступлении студент затруднялся в ответах на вопросы или ответил на вопросы, однако в оформлении существуют неточности;
3 балла – реферат оформлен по нормам, представлен на занятии, студент ориентируется в теме и отвечает на вопросы.
Все заработанные баллы суммируются и отражают автоматическую оценку по дисциплине.
Задание для индивидуальной работы
Составить кроссворд из 15-20 вопросов по теме «История философии». Ответы на кроссворд дать на отдельном листе.
Оценивается в 1 балл.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Березниковский филиал
Кафедра общенаучных дисциплин
Контрольная работа по дисциплине «Философия»
Отношение «мир –человек» как проблема философии
Выполнил: Иванов Иван Иванович
студент группы Эк-15з
Проверила: Симанова Нина Александровна
доцент кафедры ОНД, канд. филос. н.
Березники, 2016
МОДУЛЬ 2. ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ
Тема 3. Онтология. Понимание бытия
Вопросы для обсуждения:
· Онтология как учение о фундаментальных структурах бытия. Семантика понятия бытие. Смысл вопроса о бытии. Классический вопрос о субстанции. Интерпретации категории субстанция;
· Формы бытия и их соотношение. Понятия материя, сознание, дух, их сущность и различия. Вещь, свойство, отношение (типология вещей, системность, структура). Время и пространство, их изменения в различных слоях бытия;
· Экзистенциально-феноменологическое понимание бытия.
Теоретический материал
Проблемы определения, понимания бытия и духа, законов бытия, форм его существования и познания – фундаментальные проблемы философии.
Многие философы высказывались о бытии или клали бытие в основу своей философии. У греческих материалистов бытие совпадало с одушевленным вещественным Космосом. У Платона бытие – это мир бессмертных идей. В средневековой философии господствовала концепция несотворенного (Бога) и сотворенного бытия (природа). В эпоху Нового времени, Просвещения развивался культ материального бытия. По Лейбницу, бытие – это воплощение деятельности духовных монад («монада» – духовная сущность, частица, представляющая собой «сжатую Вселенную»). Бытие у Гегеля – ступень восхождения абсолютного Духа. У Маркса и Энгельса бытие – материальная жизнь общества, природа («бытие» и «материя» совпадают). В «Философии жизни» В. Дильтея бытие является особым способом выражения жизни. Экзистенциалист Ж.П. Сартр выделяет «бытие для себя» (самосознание) и «бытие в себе» (материальное бытие). В философской герменевтике «дом Бытия – это язык».
Наблюдая вещи, жизнь растений, животных и людей, можно прежде всего сказать то, что они реально существуют. Даже наши страдания, мысли и чувства реально существуют, принадлежа к субъективной реальности. Бытие – это все сущее, все то, что реально существует. Бытие – это все, что схватывается связкой «быть» («институт МВД есть», «Я есть» и т.д.). Философская категория бытия обозначает бесконечное множество материальных и идеальных объектов.Но категория бытия схватывает также и то, что объединяет объекты, выражает единство многообразного: природного, социального и духовного. Бытие есть всеединая целостная действительность, совокупное целое всего, что есть.
Вопрос о структуре бытия – это вопрос о внутреннем строении бытия, о субстратах, «планах» бытия. Классический материализм сводит субстрат (основу) бытия к материи. Все есть самодвижущаяся материя и ее проявления, включая дух и сознание. Напротив, идеализм признавал и признает субстратом бытия духовную субстанцию. Последняя придает формам бытия целесообразность, единство всего сущего (все связывает со всем). Но такие односторонние представления о структуре бытия уже не удовлетворяют современную философию.
Любая форма бытия, сохраняющая модусы существования, устойчивости и развития, подчиняется всеобщим законам. К разряду основного закона бытия следует отнести взаимодействие между материей и информацией (идеальным, духом), где взаимодействие проявляется в разных формах и разных системах бытия, в структуре всего сущего. Взаимодействие материальных и разумных (идеальных, духовных) начал вечно, оно «заложено» в глобальных механизмах возникновения, творения и развития Вселенной, органической и социальной жизни на Земле. Это взаимодействие является содержанием антропного принципа. Материально-информационное взаимодействие – фундаментальный закон, который влияет на характеристики пространства и времени, на закон причинности, на развитие всех систем бытия.
Выделение и сохранение единства – следующий закон бытия. Существование вещи – это не только изменение, «отрицание» каких-то состояний, но прежде всего сохранение ее единства, целостности. Разрушая единство, та или иная форма бытия лишает себя способности «быть» в своем качестве. Человек, человеческое бытие без единства и связей – ничто. Без единства человеческих связей нет и самих людей. Любые формы бытия реально существуют, если они способны противостоять «распаду на части», деструкции, способны преодолеть противоречия внутри себя и с окружающей средой. Небытие вещи – это разрушение целостности и единства. Битва за небытие вещей и людей, государств и цивилизации идет при осознанном нарушении этого закона – закона сохранения единства .
Философское познание бытия включает осмысление основных форм бытия, их диалектики. Целесообразно выделить следующие формы бытия.
1. Бытие природы, Вселенной. Это – объективная реальность с ее состояниями, системами, законами и процессами. Бытие природы есть и будет существовать вечно, вне и независимо от человеческого опыта и сознания. Бытие природы включает: сложившееся косное, дожизненное бытие; живое, органическое бытие; бытие в форме самоосознающей жизни – высший продукт вселенского развития. Человек и его дух существуют благодаря этой непреходящей Природе.
2. Бытие общества, человечества. Бытие общества – сложнейшая материально-разумная действительность, собственно человеческий мир. Этот мир имеет свою качественную специфику, законы собственного существования и развития. Социальная жизнь есть величайшее творение бытия, концентрированное выражение его сущности, узел всех его связей и энергий, его миропроникающих информационных структур. Бытие общества – «победа» информационного порядка над хаосом, управления и организации над дезорганизацией, торжество духа над материей. Бытие общества и бытие природы единородны, нерасторжимы. Не только природа продолжается в «мире людей», но и мир людей в природе.
3. «Вторая», очеловеченная природа. Это – бытие произведенных людьми вещей, систем, предметов культуры. Весь мир «второй природы» – машины, города, ландшафты, статуи, храмы, коммуникационные системы, бытовые вещи и т. д. – все это продукты человеческой деятельности, «окаменелости» человеческого разума. Эта форма бытия основана на законах природы и общественной жизни, она зависима от человека.
4. Бытие человека, личности.Бытие отдельного человека существует в трех измерениях: 1) как жизнь отдельной биологической особи, принадлежащей к виду «Homo sapiens» («человек разумный»); 2) как социально-историческое существо (как совокупность, система социальных связей и отношений); 3) как духовное существо (ценностно-смысловое измерение человеческой жизни, сознания и деятельности). Живя, существуя в трех измерениях, человек испытывает сложные коллизии (конфликты) духа и тела, личностного сознания и общественного сознания, духа и созданных объективаций в социальной среде и сфере культуры. Не исключены и гармоничные взаимоотношения человеко-бытийных измерений. Бытие человека нельзя оторвать от окружающей среды, от общества и Вселенной. Сущностные, закономерные связи природного и социального бытия трансформируются в законы человеческого поведения, смыслы и ценности человеческой жизни. Наша человеческая жизнь – это «окно», через которое мы можем созерцать, духовно постигать Целое, смысл Мироздания. Принцип соединения со всем миром весьма важен для полноценного человеческого бытия. Человек существует в единстве с природой обществом и историей. Он – центр деятельности, реализации (объективации) смыслов и ценностей. Человек существует в единстве его телесной, социальной, душевной и духовных форм жизни.
5. Бытие духа и сознания. Что такое дух? Дух – это нематериальная, животворящая, созидающая основа всего сущего, всех форм жизни. Нет ли в этом определении мистики чистейшего идеализма? Как ни странно, нет. Современные ученые и философы все больше приходят к признанию существования внеклеточных информационно-распорядительных структур, которые управляют развитием организмов, бытия общества и человека. Дух – это вселенское информационное поле, информационно-распорядительные структуры в «мире людей». Дух – это информационная связность со всем, это всеобщее в нас: идеи, разум, гармония, общие ценности и смыслы, выходящие за пределы индивидуальной жизни. Дух в нас (в человеке проявленный дух) – это наша сопричастность к Космическому. Вот поэтому мы и говорим, что дух есть жизне- и смыслосозидающее начало всякого бытия. Раньше дух и духовное бытие человека проходили по ведомству идеалистической философии. На самом деле, дух есть, «веет, где хочет», действует помимо всех социальных барьеров. Дух связан с общественным и творчески-созидательным характером жизнедеятельности людей, с включенностью их в мир культуры и Вселенной.
Душа – индивидуальное проявление духа в человеке, его человечность, совесть, способность отличать живое, духовное от неживого (мертвящего), способность неформальных реакций на человеческий мир и мир природы. Душевная жизнь или жизнь души богата в своих проявлениях и ее можно представить как самобытный мир, как проявление самобытия человека. Душа притягивает человека к высшим смыслам и ценностям, отвращая от человеческих злодеяний и всякой человеческой скверны (лицемерия, лжи, жестокости и насилия). Душевная жизнь – это сфера нравственных помыслов и поступков человека, мир его нравственных эмоций и переживаний. Душа – духовная сущность человека.
Все указанные формы бытия диалектически взаимосвязаны, существуют в единстве. Знание этих форм бытия – предпосылка исследования другого не менее важного вопроса – форм постижения бытия.