III. Герменевтика и феноменология
Жан Набер об акте и знаке In: Etudes philosophiques. Paris, P.U.F., 1962. № 3, 339–349.
[446] Мэн de Биран (Main de Biran) Мари Франсуа Пьер (Confier de Biran, 1766–1824) — французский философ и политический деятель.
[447] Малъбранш (Malebranche) Никола (1638–1715) — французский философ, главный представитель окказионализма, стремившийся соединить идеи картезианства с учением Августина.
[448]Речь идет о втором издании «Критики чистого разума», осуществленном в 1787 г.
Хайдеггер и проблема субъекта
Впервые опубликовано на английском языке: The Critique of subjectivity and Cogito in the Philosophy of Heidegger, in: Heidegger and the Quest for Truth, éd. Manfred S. Frings. Chicago, Quadrangle Books, 1968. P. 62–75.
[449] В 1929–1930 гг. Хайдеггер осуществляет радикальную переориентацию своего мышления, названную им самим «поворотом»; именно с тех пор исследователи творчества немецкого мыслителя говорят о «раннем» («Бытие и время», 1927) и «позднем» («Неторные тропы», 1950; «Время картины мира», 1950) Хайдеггере.
[450]Здесь и далее см.: Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997 (пер.
B. В. Бибихина).
[451]Здесь и далее см.: Хайдеггер М. Время картины мира// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993 (пер. В. В. Бибихина).
[452] См. комм. 4 на с. 606.
[453] См. комм. 44 на с. 611.
[454] Gelassenheit — брошенность, одиночество (нем.)
Вопрос о субъекте: вызов семиологии
Впервые частично воспроизведено: «Die Zukunft der Philosophie und die Frage nach dem Subject». — In: Die Zukunft der Philosophie. Ölten u. Freiburg i. B., Walter-Verlag, 1968,128–165. — ив: «New developments in Phenomenology in France — the Phenomenology of language». — In: Social Research. New York, ed. New School for Social Research, vol. 34, № 1, 1967. P. 1—30.
[455] Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. С. 348–349.
[456] См.: Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
C. 229–258.
[457]Habitus — внешность, наружность, облик (лат.). [458]Здесь и далее см.: Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974 (пер. с фр. Ю. Н. Караулова).
[459] Hic et nunc — здесь и теперь (лат.).
[460] Статья «Трансценденция ego» явилась своего рода творческим итогом изучения Ж.-П. Сартром феноменологии и экзистенциализма в Германии (1933–1934); опубликована в 1936 г. в журнале «Recherches philosophiques».
Символика интерпретации зла
Первородный грех: исследование значения
In: Eglise et Théologie. Bulletin trimestriel de la faculté de Théologie protestante de Paris, 23, 1960. P. 11–30.
[461] Пелагианство — христианская ересь, возникшая в начале V в. на латинском Западе в связи со спорами о божественной благодати, первородном грехе человека, свободе воли и предопределении; свое название получило от имени монаха Пелагия (ок. 360–410).
[462]Климент Александрийский (ок. 150–215) — христианский богослов и писатель.
[463] Манихейство — религиозное учение об окончательном торжестве добра (Света) над злом (Мраком), созданное персом Мани (III в.).
* Peccatum originale — врожденный грех (лат.).
Peccatum naturale — природный грех (лат.).
*Йонас (Jonas) Ханс (1903–1993) — немецко-американский философ, занимавшийся проблемами философии биологии, философии сознания, этики.
Пёч (Puech) Анри-Шарль (р. 1902) — французский религиовед, специалист в области истории религий.
[464] Сотериология (от греч. sortier — спаситель) — учение о спасении через искупителя.
[465] Речь идет о трактате Августина «Рассуждение против Фортуна-та-манихея» («Disputatio contra Fortunatum manichaeum»), 392.
[466] Defecîus — нехватка (лат.)
[467] Aversio a Deo — отпадение от бога (лат.).
[468] Und malum faciamus — Откуда мы берем зло (лат.).
[469] Declinatio — отклонение (лат.). Corruptio — порча (лат.).
[470] Libertas adpeccandum et ad non peccandum — свобода греховности и непогрешимости (лат.)
[471] Речь идет о трактате Августина «О различных вопросах к Сим-плициану» («De diversis quaestionibus ad Simplicianum»); в трудах: Аврелий Августин. Исповедь. М., 1997; Анри-Ирене Марру. Святой Августин и августинианство. М., 1999 — годом издания этого трактата значится 396-й.
[472] В тех же трудах (см. предыдущий комм.) название этого трактата и дата его написания указаны так: «О Благодати Христовой и о первородном грехе против Пелагия и Целестия» («De Gratia Christi et de peccatooriginal!contraPelagiumetCoelestium», 418).
Герменевтика символов и философская рефлексия (1)
In: II Problema délia Dimitizzazione (Actes du Congrès international. Rome, janvier 1961), Archivio di Filosofia, direction E. Castelli, 31, 1961. P. 51–73.
[473] «EnumaElish» — древняя вавилонская поэма о сотворении мира..
[474] «Прометей прикованный* — трагедия Эсхила.
[475] Орфики — представители религиозного движения в Древней Греции, возникшего в результате реформы культа Диониса.
[476]Цит по: Материалисты древней Греции. М., 1955. С. 50.
[477] Минерва — в римской мифологии покровительница ремесел и искусств, позднее — богиня мудрости, войны и городов.
Юпитер — в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы; царь богов.
[478] àÔr^ia— несправедливость (греч.). oqjxxaia — неумеренность (греч.).
[479] Per generationem — по рождению (лат.).
[480]Здесь и далее см.: Кант. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.
[481] См.: Иов. 38,1.
[482] Hiatus — пропасть, расселина, отверстие (лат.).
[483] Мардук — центральное божество вавилонского пантеона, главный бог Вавилона.
"^Гераклит (ок. 540–480) — древнегреческий философ (именно он ввел в философию понятие логоса как говорящего с самим собой космоса, который упорядочивает мир при помощи смешения противоположных начал).
Филон Александрийский (кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.) — иудей-ско-эллинистический философ, теолог, экзегет; логос у него создает космос из огненной стихии и является организующим принципом и наиболее совершенным творением мира.
[484] Спиноза. Этика. М.;Л., 1933. С. 143 (пер. Н. А. Иванцова).
[485]Maître Jacque (по имени персонажа комедии Мольера «Скупой», бывшего одновременно и кучером и поваром) — мастер на все руки (франц.).
[486] «Атласный башмачок» (1929) — пьеса французского писателя Поля Клоделя (1868–1955).
Герменевтика символов и философская рефлексия (2)
Первоначально под названием «Herméneutique et réflexion». — In: De-mitizzazione e immagine (Actes du Congrès international, Rome,Janvier 1962), Ar-chivio di Filosofia, direction E. Castelli, 32, 1962. P. 19–34.
[487] См. комм. 56 на с. 611–612.
[488] Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа (1613–1680) — французский моралист.
[489]Eschaton — последний, конечный (греч.)
Демифизация обвинения
In: Demythisation et Morale (Actes du Congrès international. Rome, janvier 1965), Archivio di Filosolia, direction E. Castelli, 35,1965 et Paris, Aubier, 1965. P. 49–65.
[490]От лат. principium — начало, первопричина, первоисточник.
[491]Ponit sednon tollit — полагает, а не отвергает (лат.).
[492]Semeljussit semperparet, ânaÇ teyôuevov— принятому однажды подчиняются всегда (лат., греч.)
^Ансельм Кентерберийский (1033–1109) — средневековый теолог и философ, представитель августинианства.
Барт (Barth) Карл (1886–1968) — швейцарский протестантский теолог, основоположник «диалектической теологии».
[493]Intellectsfidei — разумная вера (лат.)
[494]Faktum — факт (нем.).
[495]Deus sive natura — Бог, или природа (лат.).
Интерпретация мифа о наказании
In: Le Mythe de la peine (Actes du Congrès international. Rome, janvier, 1967). Archivio di Filosofia, direction E. Castelli, 37,1967 et Paris, Aubier, 1967. P. 13–42.
*°Литтре (Littré) Эмиль (1801–1881) — французский лексикограф позитивистской ориентации, автор пятитомного «Словаря французского языка» (1863–1873).
[496] Здесь и далее см.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990 (пер. Б. Г. Столпнера и М. И. Левиной).
[497]Massa реrdita — загубленная масса (лат.).
[498] «Орестея» — трилогия древнегреческого драматурга Эсхила (525–456), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды».
[499] Lex — закон, юридическая норма (лат.). Nomos — обычай, закон (греч.).
Септуагинта — наиболее древняя и значимая греческая версия Ветхого Завета, созданная «семидесятью толковниками» между 250 и 130 гг. до н. э.
[500]См.: Ос. 2, 18–23; Ис. 50, 1.
[501] Паскаль различает три несводимых друг к другу порядка бытия: физический, интеллектуальный, нравственный (см.: Паскаль Б. Мысли. М., 1994).
Религия и вера»
Предисловие к Бультману In: Bultmann R. Jesus, mythologie et démythologisation. P., éd. du Seuil, 1968.
[502] Речь идет об аллегоризме стоиков, представителей одного из главных течений эллинистической философии, зафиксированном в их диалектике, которая делится на учение об «обозначающем» (поэтика, теория музыки и грамматика) и «обозначаемом», или предмете высказывания.
[503] Имеется в виду аллегоризм Филона Александрийского', понимавшего священную историю не буквально, как того требовал иудаизм, а аллегорически, с помощью отвлеченных понятий языческого пантеизма.
[504]См.: Быт. 16; 21; 25.
[505]См.: Гал. 4, 24.
[506] Речь идет о представителях александрийской филологии (возникла в начале III в. до н. э.), подчинявших изучение языка практическим потребностям критики текста (Аристарх, Дионисий Фракиец и др.).
[507]Цицерон Марк Туллий (106—43 до н. э.) — римский оратор и государственный деятель, теоретик красноречия.
[508]Тертуллиан Квинт Септимии Флоренс (ок. 160 — ок. 220) — христианский богослов и писатель; в своих суждениях тяготел к парадоксам, подчеркивая существование пропасти между верой и разумом.
Ориген (ок. 185–254) — христианский теолог, философ и ученый, основатель библейской филологии; разрабатывал учение о трех смыслах Библии — «телесном» (буквальном), «душевном» (моральном) и «духовном» (философско-мистическом), отдавая последнему безусловное предпочтение.
[509]Маркион (конец I в. — 160 г.) — христианский теолог, гностик; сторонник отграничения христианства от иудейства.
[510]Любак (Lubac) Анри de (1896–1991) — французский философ и теолог.
[511]Lectio divina — Священные тексты (лат.).
[512] Multiplex intelectus — многозначное понимание (лат.).
Intellectus de mystherio Christi — понимание таинства Христа (лат.).
[513]Св. Бернар (1090–1153) — католический теолог-мистик.
[514] Fidex ex auditu — здесь: вера на слух (лат.).
[515]Досократики — ранние греческие философы VI–V в. до н. э., а также их ближайшие преемники в IV в. до н. э.
[516]Sacrificmm intellectus — принесенный в жертву разум (лат.).
[517]П. Рикёр в своей «Интеллектуальной автобиографии» отмечает, что под структурализмом он прежде всего имеет в виду разнообразные лингвистические концепции, вытекающие из учения Фердинанда де Соссюра: семиология Р. Барта, семиотика А. Греймаса, литературная критика Ж. Жене, наука о мифах К. Леви-Строса (См.: RicoeurP. Réflexion faite. Autobiografîe intellectuelle. P. 38).
[518] Фидеизм — утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение.
[519]Экзистенциалы — понятия, выражающие, по Хайдеггеру, духовный опыт личности, ощущающей свою неповторимость и смертность.
Свобода и надежда
Первоначальное название работы: «Approche philosophique du concept de liberté religieuse». — In: L'Herméneutique de la liberté religieuse (Actes du Congres international. Rome, janvier 1968). Archivio di Filosofia, direction E. Castelli, 38, 1968 et Paris, Aubier, 1968. P. 215–234.
[520]Мольтман (Moltmann) Юрген (р. 1926) — немецкий теолог, предпринявший попытку соединить традиционную христианскую эсхатологию с идеями социальной теологии: надежда на божественное вмешательство в земные дела должна, по его мнению, сочетаться с преобразованием общества и самого человека в духе христианских принципов.
[521]"Швейцер (Schweitzer) Альберт (1875–1965) — немецкий мыслитель, близкий «философии жизни»; теолог, врач, музыковед, автор трудов по философии культуры, этике, новозаветной экзегезе.
[522]Бубер (Buber) Мартин (1878–1965) — еврейский религиозный философ, поэт и литератор; создатель «диалогической теологии», близкой к «диалектической теологии» и экзистенциализму.
[523]Exnihüo — из ничего (лат.).
[524]Речь идет о философской поэме «О природе» древнегреческого философа и поэта Парменида (ок. 540–480 до н. э.)
[525]Necspe — пес теш — если нет надежды, нет и страха (лат.).
[526]Promissio — обещание, обетование (лат.);
Missio — послание (лат.).
[527]Creatio ex nihilo — творение из ничего (лат.).
[528] Синоптики — обозначение евангелистов Матфея, Марка и Луки.
[529]Spero ш intelligam — надеюсь, чтобы понять (лат.).
[530]Вейлъ (Weil) Эрик (1904–1977) — французский философ.
[531] Intellectus fidei et spei — разум веры и (разум) надежды (лат.).
[532] Die Absicht aufs höchste Gut — устремленность к высшему благу (нем.).
[533]См. работы Бэкона: «О прогрессе наук…», «О достоинстве и преуспеянии наук», «Новый органон» — Бэкон Ф. Соч. в 2-х тт. М., 1972.
Виновность, этика и религия
Впервые опубликовано на английском языке: Guilt, Ethics and Religion. — in: Talk of God. Royal Institute of Philosophy. Lectures, vol.11,1967–1968. Londres, Macmillan, 1969. P. 100–117.
[534] ^Петтаццони (Pettazzoni) Рафаэль (1883–1959) — итальянский историк религии.
[535] Ego sum qui fed — Я тот, кто это сделал (лат.).
Религия, атеизм, вера
Впервые опубликовано на английском языке: Religion, Athéisme and Faith. I: on Accusation, II: on Consolation. — In: The Religious significance of atheism. By Alasdair Maclntyre and Paul Ricoeur. XVIII Series of Bampton Lectures in America, delivered at Columbia University (1966). New York et Londres, Columbia University Press, 1969. P. 57–98.
[536] Танатос (греч. thanatos) — в греческой мифологии бог, олицетворяющий смерть; в психоанализе — термин, означающий влечение к смерти.
[537]См.: Материалисты Древней Греции. С. 45.
[538]См.: Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1990 (особенно с. 99, 103,107; пер. С. Л. Франка).
^Sils-Maria — деревушка близ Венеции, где в 1881 г. у Ницше родилась идея работы «Так говорил Заратустра»: «Я здесь засел и ждал в беспроком сне, По ту черту добра и зла…»
(Фр. Ницше. Сильс-Мария).
^Бонхёффер (Bonhoeffer) Дитрих (1906–1945) — немецкий протестантский теолог, автор концепции «безрелигиозного христианства».
[539]См.: Иов 38, 1.
[540] См.: Иов 38,4.
[541]См.: Иов 40, 10–24; Пс. 103, 26; 73, 14; Ис. 27, 1.
[542]См.: Иов 42, 5.
^Сократики — философские школы, основанные вскоре после смерти античного философа Сократа (469–399).
[543]Physis — природа (греч.).
[544]Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 2. С. 769 (пер. Ю. М. Антоновского).
[545] См., например, Хайдеггер М. Письмо о гуманизме; Вопрос о технике; Поворот // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Отцовство: от фантазма к символу
In: L'Analyse du langage théologique: le nom de Dieu (Actes du Congrès international. Rome, janvier 1969). Archiviodi Filosofia, direction E. Castelli, 39,1969 et Paris, Aubier, 1969. P. 221–246.
[546] — термин, обозначающий в Священном писании и патриотической литературе понятие христианской любви, милосердия («Ага-пе — это братская любовь со свойственными ей непротивлением, жертвенностью, мученичеством». — RicoeurP. Histoire et vérité.?., 1964. P. 253).
[547] Период творчества Гегеля в годы преподавания в Йенском университете (1801–1806).
[548]Personenrecht — личное право (нем.).
^Sachenrecht — вещное право (нем.).
[549]Moralität — моральность (нем.).
[550]Sittlichkeit — нравственность (нем.).
[551] Пропп Владимир Яковлевич (1889–1970) — русский лингвист, фольклорист.
Русские формалисты — русские языковеды, в конце XIX в. выступившие за поиск собственно лингвистических критериев при изучении языка; их пафос, по словам Ельмслева (см. комм. 40 на стр. 608) состоял в протесте против смешения грамматики с психологией и логикой.
[552] Барт (Barth) Ролан (1915–1980) — французский литературовед (см. комм. 17 на стр. 618).
^Erinnerung — воспоминание (нем.).
[553]Здесь: реализующей себя эсхатологией (нем.).
^Redivivus — воскресший, обновленный (лат.).
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Августин Аврелий — 21–23, 25,
34, 43, 96, 99, 254, 339, 342–351,
353, 355, 356, 375–377, 379–381,
384, 390, 522, 604, 612, 613
Авраам — 81, 421–423, 464, 491,
584
Автономова Н. С. — 604
Адам — 86, 341, 342, 344–347,
349, 350, 354–357, 365, 367, 368,
374, 375, 379, 381, 384, 386, 387,
392, 458, 526, 527
Алэн (Alain) (Э. Шартье) — 156,
190, 608
Анна, св. — 263
Ансельм Кентерберийский — 423,
614
Антоновский Ю. М. — 617
Аполлон — 162, 393, 608
Аристарх — 615
Аристотель — 21–24, 34,190, 307,
334, 376, 377, 501, 510
Аткинсон (Atkinson) — 181
Атон — 182
Барышникова Г. И. — 610
Барт (Barth) К. — 423, 473, 479,
614
Барт (Barth) P. — 18, 583, 614, 616,
618
Башляр (Bachelard) Г. — 118, 606
Бенвенист (Benveniste) Э. — 129,
222, 318, 321, 322, 607, 612
Бергсон (Bergson) A. — 211, 230,
412, 609
Бердяев Н. А. — 6
Бернар (Bernard) св. — 467, 616
Бибихин В. В. — 605, 612
Блэк (Black) M. — 129, 607
Боас (Boas) Ф. — 76, 86, 605
Бонхёффер (Bonhocffer) Д. — 555,
596, 617
Брейе А. — 6
Брейер (Breuer) И. — 234, 610
Брюкке Э. — 610
Брюнсвик Л. — 6
Бубер (Buber) M. — 489, 616
Бультман (Bultmann) P. — 47, 66,
244, 462, 466, 471, 473–486, 491,
492, 603, 604, 611, 615
Бугру Э. — 5
Бэкон (Bacon) Ф. — 513, 617
Вайс (Weiss) И. — 489
Валабрега (Valabrega) — 237
Валентин — 344, 350, 380
Ван Гог Ван Гог (Van Gogh) B. —
Ван дер Леув (Leew van der) Ж. —
44, 55, 103, 603
Вебер (Weber) M. — 244, 611
Вейль (Weil) Э. — 498, 616
Веланс (Waelhens) A. де — 154, 608
Вергот (Vergote) А.-Б. — 240, 611
Винчи Л. да — 611
Витгенштейн (Wittgenstein) Л. —
5, 47
Вундт (Wundt) В. — 608
Гадамер (Gadamer) ГЛ-Г. — 5, 9, 24
Галилей (Galilei) Г. — 40
Гартман (Hartmann) Г. — 154, 191,
243
Гегель (Hegel) И. В. Ф. — 8—11,
14, 16, 36, 54, 88, 145, 154, 156,
157, 165, 190, 196, 198, 210, 214,
230, 231, 303, 304, 307, 309, 334,
389, 390, 410, 425, 439, 442, 444,
446, 448, 449, 452, 457, 499–501,
512, 527, 550, 551, 571–577, 579,
592–595, 598, 608, 610, 615, 618
Гейне Г. — 608
Гераклит — 369, 388, 542, 561, 614
Геру (Gueroult) M. — 215, 609
Гесиод — 372, 429
Гёльдерлин (Hölderlin) — 562
Гёте (Goethe) И. В. — 169, 190, 255,
512
Гийом (Guillaume) Г. — 133, 134,
328, 607
Гиро (Guiraud) П. — 101, 606
Гич (Geach) П. — 129, 607
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Годель (Godel) P. — 108, 606 Гомер — 372
Гранэ (Granet) M. — 72, 605 Греймас (Greimas) А.-Ж. — 18, 114, 116, 119, 138, 583, 606, 616 Гуго Сент-Викторский (Hugo de Sancto Victore) — 97, 606 Гумбольдт (Humboldt) В. — 125, 132, 139, 606
Гуссерль (Husserl) Э. — 5–8, 11, 12, 18, 21, 24, 33, 37–39, 47, 129, 166. 220, 250, 299, 305t 311, 312, 318, 319, 324, 326, 327, 395, 482, 486, 603, 604, 607 Давид — 490 Дальбьез В. — 5 Дарвин (Darwin) Ч. — 181,204, 205, 227, 246
Декарт (Descartes) P. — 144, 200, 213, 216, 227, 250, 286, 289–291, 299, 300, 404–406, 558, 603 Джексон (Jackson) — 261 Дильтей (Dylthey) В. — 10, 12, 35, 38, 43, 50, 66, 102, 244, 428, 430, 463, 473, 481, 482, 603 Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий) — 96, 99, 605 Дионисий Фракиец — 615 Додд (Dodd) — 354 Достоевский Ф. М. — 98 Дюмери А. — 8 Дюркгейм (Durkheim) Э. — 605 Дюфрен (Dufrenne) M. — 8,140, 607 Елизавета Тюдор — 608 Ельмслев (Hjelmslev) Л. — 122–124, 135, 222, 316, 319, 606, 618 Женет Ж. — 18, 616 Заратустра — 539, 540, 561. 562, 617
Зенон (из Китиона) — 603 Иаков — 81, 349, 381 Иванов Вяч. Вс. — 605 Иванцов Н. А. — 614 Иезекииль — 351, 353, 381 Иеремия — 351, 352. 381, 587, 588 Иоанн — 476, 489; 589, 590 Иоанн Креститель — 492 Иов — 351, 385, 432, 491, 549, 5501 555–557, 560, 561, 584 Иосиф — 81 Исаак — 422, 491 Исав — 349, 381
Ипполит (Hyppolite) Ж. — 230, 390,
447, 610
Исайя — 452, 588, 592
Иуда — 353
Йеремиас (Jeremias) И. — 581, 590
Йонас (Jonas) X. — 340, 475, 613
Камю (Camus) A. — 7
Кант (Kant) И. — 7, 9, 10,147,181,
190, 213, 216, 272, 273, 278, 283,
284, 299, 355, 375–379, 382–384,
404–406, 414, 415, 417, 423–426,
431, 449, 479, 498, 499, 501, 503-
505, 507, 509, 510, 512–514, 524,
525, 530, 531, 538, 548, 550, 551,
558, 576, 614
Караулов Ю. Н. — 612
Кассирер (Cassirer) Э. — 44
Кастелли (Castelli) Э. — 232, 233,
242, 247, 248, 603
Кафка (Kafka) Ф. — 521
Киспель (Quispel) — 340
Климент Александрийский — 338,
613
Клодель (Claudel) П. — 390, 614
Коперник (Kopemic, Copernicus) H.
203, 205, 227, 246
Крис (Kris) — 191
Кьеркегор (Kierkegaard) С. — 340,
342, 376, 389, 422, 433, 451, 457,
479, 492, 493, 529, 540, 560, 561,
611
Лагаш (Lagache) Д. — 218, 604
Лакан (Lacan) Ж. — 244, 611
Ланьо — 5
Лапланш (Laplanche) Ж. — 147, 604
Ларошфуко (La Rochefoucauld) Ф.
409, 614
Лашалье — 5
Лёвенштейн Р. — 191
Левина М. И. — 615
Левинас Э. — 8
Леви-Строс (Lévi-Strauss) К. — 19,
61, 65–67, 70–74, 76, 77, 79, 80,
85, 86, 90, 93, 94, 134, 147, 325—
327, 329, 605, 616
Леенхардт (Leenhardt) M. — 44, 603
Лежа С. — 7
Лейбниц (Leibniz) Г. В. — 15, 53,
195, 221, 223, 271, 307, 332, 334,
550, 551, 570
Лёвенштейн (Lœwenstein) P. — 91
Липпс (Lipps) T. — 260, 611
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Литтре (Littre) Э. — 435, 615
Лозинский М. — 608, 610
Лука (апостол) — 589, 616
Лукреций Кар Т. — 179, 608
Любак (Lubac) A. де — 466, 616
Лютер (Luther) M. — 348, 365,
449, 457, 477–479, 483, 495
Мальбранш (Malebranche) H. —
279, 405, 612
Мани — 342, 348, 350, 375, 380,
382, 613
Марк (апостол) — 589, 616
Маркион (Marcion) — 465, 615
Маркс (Marx) К. — 14, 50, 90, 142,
155, 193, 199–203, 212, 355, 409,
415, 533
Марру А.-И. — 613
Марсель (Marcel) Г. — 6, 8, 11
Мартине (Martinet) A. — 63, 605
Маршель (Marchel) В. — 581, 587,
588
Матфей (апостол) — 589, 590, 593,
616
Мейе (Meillet) A. — 126, 606, 607
Мерло-Понти (Merleau-Ponty) M. 7,
21, 229, 240, 307, 311–314, 318,
319, 610, 612
Микеланджело Б. — 609
Михайлов А. В. — 604
Моисей (пророк) — 57, 168, 169,
180–182,185—190,198, 247, 251,
257, 261, 262, 265, 266, 268, 399,
430, 583, 585, 592, 609
Мольер — 614
Мольтман (Moltmann) Ю. — 489,
491, 494, 497, 510, 528, 616
Монжен О. — 10, 26
Мосс (Mauss) M. - 66, 325, 326, 605
Мунье (Mounier) Э. — 7
Мэн де Биран (Main de Biran) M.
Ф. П. — 5, 272, 273, 282, 612
Набер (Nabert) Ж. — 5,50,224,271—
285, 299, 406, 419, 421, 604, 612
Ницше (Nietzsche) Ф. — 14,15, 43,
50, 142, 193, 199–203, 208, 210,
212, 250, 252, 271, 355, 409, 415,
433, 494, 502, 532, 534–537, 539,
540, 547, 550–555, 558, 559, 561,
562, 609, 617
Огден (Ogden) Ч. К. — 107, 606
Одрикур (Haudricourt) A. — 72,
605
Ориген — 464, 615
Ортиг (Ortigues) Э. — 98, 329, 606
Осия — 452, 521, 588
Островский А. Б. — 605
Павел св. — 186, 345–348, 350,
353, 355, 356, 381, 387, 389, 421,
427, 433, 441, 451, 455–458, 460,
464, 466, 476–478, 494, 496, 520,
529, 531, 541, 555, 590
Парменид — 142, 493, 616
Паскаль (Pascal) Б. — 453, 457, 466.
615
Пелагий — 346–351, 355,375, 381,
613
Петтаццони (Pettazzoni) P. — 515,
617
Пёч (Puech) А.-Ш. — 340, 373, 613
Пиррон (из Элиды) — 608
Пирс (Peirce) Ч. С. — 104, 112, 606
Платон — 142, 156, 160, 190, 213,
216, 221, 225, 278, 332, 377, 420,
510, 546, 571, 604
Плотин — 387, 388, 390
Пойер (Pohier) Ж.-M. — 569, 580
Полилов Н. — 609
Политцер (Politzer) Ж. — 147, 607
Понталис Ж.-Б. — 604
Прометей — 162, 392
Пропп В. — 583, 618
Равесон Ф. — 5
Рад (Rad) Г. фон — 80, 82, 490,
582–584, 587, 605
Райк (Reik) T. — 184, 609
Ранк (Rank) О. — 182, 429, 609
Рапапорт (Rapaport) Д. — 243
Ричарде (Richards) А. А. — 107,
606
Робэн Л. — 6
Ротмайер (Rottmayer) — 375
Руткевич А. М. — 608
Рюйе (Ruyer) P. — 119, 606
Сакс Г. — 609
Сартр (Sartre) Ж.-П. — 6, 90, 327,
605, 608, 612
Симондон (Simondon) — 241
Симплициан — 348, 349
Смит Робертсон (Smith Robertson)
181, 609
Сократ — 162, 617
Соссюр (Saussure) Ф. де — 18, 19,
62–64, 108, 110, 112, 118, 122—
124, 127, 222, 313, 605, 616
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Софокл — 93, 160–162, 170, 190,
191, 210, 255, 268, 417, 605, 608
Спиноза Б. — 15, 27, 53, 168, 196,
221, 230, 250, 252, 253, 271, 281,
307, 308, 332, 334, 365, 387, 388,
390, 407, 419, 420, 425, 433, 434,
545, 546, 608, 614
Столпнер Б. Г. — 615
Суте (Souter) — 347
Тертуллиан — 464, 615
Титченер Э. — 608
Трир (Trier) И. — 109, 606
Трубецкой Н. С. — 63, 66, 67,
605
Ульман (Ulmann) С. — 101, 107,
109, 606
Урбан (Urban) — 109
Фейербах (Feuerbach) Л. — 14,
252, 355, 415, 475, 479, 502
Фехнер (Fechner) Г. Т. — 261, 611
Филипп А. — 7
Филон Александрийский — 388,
614, 615
Финк (Fink) О. - 220, 610
Фихте (Fichte) И. Г. — 9, 10, 225,
299, 305. 404, 406, 407, 420, 558,
610
Флейш-Маркснов Э. фон — 610
Фортунат — 342
Франк С. Л. — 617
Фреге (Frege) Ф. Л. Г. — 129, 130,
318, 482, 607
Фрейд (Freud) 3. — 8, 12–16, 43,
45, 46, 50, 53, 103, 105, 142, 143,
145, 148,149, 153, 159–161, 165—
189, 191, 193–231, 233–240, 242,
245–269, 271, 294, 300–308, 310,
331, 332, 334, 396–398, 400–402,
409, 412, 413, 415, 417, 418, 428—
430, 432, 433, 494, 504, 532, 534-
537, 539, 546, 547, 550, 552–554,
565–568,571—574,577,579,591 —
593, 595, 597, 604, 607–612
Хабермас Ю. — 9
Хайдеггер (Heidegger) M. — 5–9,
12, 13, 21, 26, 36–39, 41, 48, 52,
56, 140, 200, 285, 286, 288–299,
334, 396, 475, 481, 484–486, 538,
542–545, 558–562, 605, 607, 610,
612, 616, 617
Херманн (Hermann) B. — 479
Хомский (Chomsky) H. — 121, 131,
132, 134, 606
Христос Иисус — 34, 99, 181, 186,
345, 346, 349, 380, 387, 393, 426,
456–460, 462, 463, 465–468, 471,
472, 476, 477, 483, 488, 489, 492,
495, 496, 513, 514, 528, 529, 531,
541, 586, 589–591, 593, 616
Целестий — 349, 613
Цицерон М. Т. — 464, 615
Шастен М. — 6
Швейцер (Schweitzer) A. — 489, 616
Шекспир (Shakespeare) У. — 170,
190, 191, 255, 608, 610
Шелер М. — 6, 12
Шеллинг (Schelling) Ф. В. И. —
190, 196
Шеню (Chenu) M.-Д. — 96, 97,
100, 605
Шервинский С. — 608
Шлейермахер (Schleiermacher) Ф.
10, 35, 43, 50, 66, 103, 244, 481,
611
Шопенгауэр (Schopenhauer) А. —
271
Эдип — 87, 93, 160–163. 166,
170, 190, 191, 203, 210, 212, 217,
242, 247, 268, 428, 536, 537, 566—
569, 573, 582, 591, 592
Экснер 3. — 610
Элиаде (Eliade) M. — 12, 44, 55,103,
395, 603
Эпикур — -179, 398, 608, 609
Эснар (Hesnard) А. Л. М. — 229,
240, 610
Эсхил — 212, 446, 461, 613, 615
Эхнатон — 182, 609
Юлиан Экланский — 344, 348, 350
Юлий II (папа) — 609
Юнг (Jung) К. Г. — 269, 611
Якобсон Р. О. — 19, 63, 65, 110,
112–114, 118, 222, 605
Янкелевич В. — 29
Ясперс (Jaspers) К. — 6–8, 26, 511
Яхве — 80, 81, 182, 185, 341, 356,
452, 476, 582–584, 586–588
Примечания
1
Ricoeur P, Réflexion faite. Autobiographie intellectuelle. Paris, 1995. P. 16.
(обратно)
2
Бердяев H. A. Самопознание. M., 1991. С. 262.
(обратно)
3
См.: Рикёр П. История и истина. СПб., 2002. С. 12.
(обратно)
4
«France catholique». 1992, № 2338. P. 16.
(обратно)
5
Réflexion faite. Autobiographie intellectuelle. Paris, 1995. P. 18.
(обратно)
6
«Известия», 1993,23 окт.
(обратно)
7
Dufrenne M., RicoeurP. Karl Jaspers et la Philosophie de l'existence. Paris, 1947.
(обратно)
8
Mongin О. Paul Ricoeur. Paris, 1994. P. 35.
(обратно)
9
См. наст. изд… с. 36.
(обратно)
10
Ricoeur P. Méthode et tâche d'une Phénoménologie de la volonté // Problèmes actuels de la Phénoménologie. P., 1952. P. 119.
(обратно)
11
Наст, изд., с. 324.
(обратно)
12
RicoeurP. Réflexion faite. Autobiographie intellectuelle. Paris, 1995. P. 38.
(обратно)
13
Ricoeur P. Lectures 2. La Contrée des philosophes. Paris, 1992. P. 196.
(обратно)
14
См.: Ricoeur P. La métaphore vive. Paris, 1975; Ricoeur P. Parole et Symbole // Revue des sciences religieuses. Strasbourg, janv.-av. 1975.
(обратно)
15
Kic0é>MrP.TempsetRécit.T. 1–3. Paris, 1983–1985.
(обратно)
16
Ricoeur P. Du texte à l'action. Essais d'herméneutique II. Paris, 1986.
(обратно)
17
Ricoeur P. Temps et Récit. T. 1. P. 26.
(обратно)
18
Ricoeur P. Temps et Récit. T. 1. P. 106–107.
(обратно)
19
Ricoeur P. Ce qui me préoccupe depuis 30 ans // Esprit, 1986, № 8/9. P. 241.
(обратно)
20
Ibid
(обратно)
21
Ricoeur P. Réflexion faite. Autobiographie intellectuelle. Paris, 1995. P. 57.
(обратно)
22
Mongin О. Face à l'éclipsé de Récit// Esprit, 1986, № 8/9. P. 225.
(обратно)
23
RicoeurP. Du texte à l'action. P. 8.
(обратно)
24
RicoeurP. Du texte à l'action. P. 162.
(обратно)
25
Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.
(обратно)
26
(обратно)
27
RicoeurP. Mémoire, Histoire, Oubli. Paris, 2000. P. 376.
(обратно)
28
(обратно)
29
(обратно)
30
(обратно)
31
(обратно)
32
(обратно)
33
(обратно)
34
греха
(обратно)
35
Quid — зачем, к чему, для чего, с какой целью (лат.).
(обратно)
36
Стоическая школа — древнегреческая философская школа, основанная Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н. э.
(обратно)
37
Галаха, Аггада — жанры талмудической литературы.
(обратно)
38
Речь идет о труде немецкого философа и историка культуры, одного из основоположников философской герменевтики Вильгельма Дильтея (1833–1911) «Возникновение герменевтики» (1900).
(обратно)
39
Dasein — присутствие, наличное существование (нем.).
(обратно)
40
Полное название труда Эдмунда Гуссерля (1859–1938): «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936); это последнее (незаконченное) произведение философа, материалом к написанию которого послужили доклады, сделанные им в 1935 г. в Вене и Праге.
(обратно)
41
Cogilo — мыслить, думать, рассуждать (лат.); Рене Декарт (1596–1650), один из родоначальников новоевропейской философии и экспериментально-математического естествознания, признавал Cogito (Со-gito ergo sum — мыслю, следовательно, существую) первым достоверным суждением науки и первым непосредственно данным сознанию объектом.
(обратно)
42
Речь идет о работе П. Рикёра «Символика зла» («Symbolique du mal»), входящей в состав его труда «Философия воли» («Philosophie de la volonté. II. Finitude et culpabilité». Paris, I960):
(обратно)
43
Ван дер Л eye (Leew van der) Жерар (1890–1950) — голландский пастор, ученый, специалист в области истории религий.
Леенхардт (Leenhardt) Морис (1878–1945) — протестантский пастор, этнолог, специалист в области первобытного мышления и мифологии.
Элиаде (Eliade) Мирче (1907–1986) — французский философ культуры, исследователь мифологии, религиовед, писатель.
(обратно)
44
Булътман (Boultmann) Рудольф (1884–1976) — немецкий протестантский теолог, историк религии, философ, представитель «диалектической теологии»; сторонник демифологизации христианского учения, выражения его содержания в терминах человеческого существования. Автор работ: «Иисус» («Jesus», 1926), «Новый Завет и мифология» («Neues Testament und Mythologie», 1948), «Теология Нового Завета» («Theologie des Neuen Testaments», 1953); см. раздел «Предисловие к Бультману» в наст. изд.
(обратно)
45
Полное название работы Э. Гуссерля: «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию» (1913; рус. пер. А. В. Михайлова — 1999 г.).
(обратно)
46
Набер (Nabert) Жан (1881–1960) — французский религиозный философ, в центре внимания которого проблемы самопознания, свободы, зла, веры. Автор работ: «Внутренний опыт свободы» («L'expérience intérieure de la liberté», 1932), «Основы этики» («Eléments pour une Ethique», 1943), «О зле» («Essai sur le mal», 1955), «Жажда Бога» («Le désir de Dieu», 1966). П. Рикёр посвятил Ж. Наберу работу «Символика зла».
(обратно)
47
Culpa — вина, проступок (лат.).
(обратно)
48
Герменевтический круг — особенность процесса познания, отражающая его циклический характер. Различные представления о герменевтическом круге связаны с осознанием взаимообусловленности объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания, с другой: чтобы нечто понять, его надо объяснить, и наоборот. Св. Августин утверждал: для понимания Священного писания необходимо в него верить, но для веры необходимо его понимание; в герменевтике XVIII–XIX вв. герменевтический круг представлен как круг целого и части: для понимания целого необходимо понимание отдельных частей, но для понимания отдельных частей необходимо уже иметь представление о смысле целого.
(обратно)
49
В связи с тем, что психоаналитическая терминология занимает в данной работе П. Рикёра значительное место, позволю себе отослать читателя, незнакомого или малознакомого с ней, к вышедшему на русском языке всемирно известному «Словарю по психоанализу» (М., 1996; пер. с фр. Н. С. Автономовой), авторами которого являются философ и врач-психоаналитик Жан Лапланш (р. 1924) и философ и литератор Жан-Бернар Понталис (р. 1924), научным редактором — Даниэль Лагаш (1903–1972), один из наиболее известных психоаналитиков, работавших в области психологии. В «Словаре» дана полная библиография трудов Фрейда.
(обратно)
50
Conatus — влечение, стремление (лат.).
(обратно)
51
См.: Платон. Пир 203 Ь-е.
(обратно)
52
Arche — начало, принцип (греч.). Telos — цель (греч.).
(обратно)
53
См. в наст. изд. разд. IV. Символика интерпретации зла, гл. «Герменевтика символов и философская рефлексия» (1 и 2).
(обратно)
54
Вероятно, Рикёр имеет в виду свой труд «Об интерпретации. Очерк о Фрейде» («De l'interprétation. Essai sur Freud», 1965) и, в частности, первую главу: «О языке, символе и интерпретации».
(обратно)
55
Gnose — познание (греч.: gnôsis).
(обратно)
56
Гностики — представители гностицизма, религиозно-философского учения поздней античности, в котором основные факты и учение христианства разрабатывались как принадлежащие языческой (восточной и эллинской) мудрости.
(обратно)
57
Экзистентное (existential) понимание — анализ человеческого существования, игнорирующий онтологическую перспективу (см.: Хай-деггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 12–13. Пер. В. В. Бибихина).
(обратно)
58
«Первобытное мышление* — труд К. Леви-Строса, опубликован в 1962 г. (рус. пер. А. Б. Островского — 1994).
(обратно)
59
Здесь и далее см.: Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург, 1999.
Соссюр (Saussur) Фердинанд де (1857–1913) — швейцарский лингвист, один из основателей структурной лингвистики.
(обратно)
60
Фонологическое направление в лингвистике — раздел лингвистики, в котором изучаются структуры и функциональные закономерности звукового строя языка.
(обратно)
61
Трубецкой Николай Сергеевич (1890–1938) — русский лингвист, один из ярких представителей Пражского лингвистического кружка; разработал основы фонологии как особой лингвистической дисциплины; сформулировал принципы и задачи морфонологии.
Якобсон Роман Осипович (1896–1982) — русский и американский лингвист, литературовед, семиотик, один из основоположников структурализма.
Мартине (Martinet) Андре (р. 1908) — французский лингвист, фонолог, последователь Н. С. Трубецкого.
(обратно)
62
Saussure F. de. Cours de linguistique générale. P. 166.
(обратно)
63
Saussure E de. Cours de linguistique générale. P. 121.
(обратно)
64
Ibid. P. 140
(обратно)
65
Lévy-Strauss С. Anthropologie structurale. P. 101, ЮЗ.
(обратно)
66
Здесь и далее см.: Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983 (пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова). В данном случае см. с. 83 и след.
(обратно)
67
Ibid. P. 102.
(обратно)
68
Мосс (Mauss) Марсель (1872–1950) — французский социолог и этнограф, ученик Э. Дюркгейма; оказал влияние на развитие структурной антропологии К. Леви-Строса.
(обратно)
69
Lévi-Strauss С, Anthropologie structurale. P. 37.
(обратно)
70
Lévi-Strauss С. Anthropologie structurale. P. 39–40.
(обратно)
71
Ibid. R 51–52,56—57
(обратно)
72
Ibid. P. 57: «Родство не является статичным, оно существует только для того, чтобы непрерывно продолжаться. Мы имеем здесь в виду не желание пр