Проблема специфики человеческого бытия является важной и для современной религиозной философии и, прежде всего, для неотомизма - официальной философии современной католической церкви.
Возрождая и развивая основные положения философии Фомы Аквинского применительно к современным достижениям науки и общественной жизни, неотомизм утверждает тезис о гармонии разума и веры, науки и религии, Отстаивая эти положения, неотомизм не признает их равноправие, рассматривает веру выше разума.
Следует также подчеркнуть особенность современного томизма, отличающую его от традиционной схоластики, как интерес к проблеме человека, его активной роли и ответственности за свою судьбу, что сближает неотомизм с философией экзистенциализма.
Проблема человека и прежде всего изучение субъективной стороны его деятельности получила развитие в таком направлении как герменевтика, которая отразила процессы усиления международной напряженности после II мировой войны и закономерно вывела на первый план проблему понимания в гуманитарных науках, трудностей социального познания. Раскрывая заслуги герменевтики в изучении субъективных аспектов человеческой деятельности, важно показать ее значение в выявлении смысла социальных процессов, роли интерпретации в гуманитарном знании, в решении проблемы перевода научной информации на естественный язык, а также в осмыслении проблемы понимания как взаимодействия и взаимообогащения различных культур.
Одной из новейших форм современной философии, в которой отражается содержание всей современной культуры и новый стиль мышления, является постмодернизм.
Отмечая неоднозначность определения данного термина, можно выделить такие характерные черты постмодернизма:
- отрицание всех форм философии монизма,
- отказ от фундаментальных принципов традиционной западноевропейской философии,
- утверждение философии плюрализма и метода диалога как важнейшего в отношениях между различными философскими направлениями,
- обоснование вариативности, многомерности в качестве основных характеристик природы и общества.
Наряду с позитивным содержанием, философия постмодернизма обнаруживает опасность эклектики, т.е. смешения взаимоисключающих взглядов, позиций, что ведет к потере ориентиров.
В заключение следует отметить важнейшие особенности неклассической философии:
- ее неоднородность,
- критическое отношение к классической философии,
- переключение внимания на иррациональные, бессознательные, мистические явления,
- плюралистическое и толерантное отношение к различным философским школам.
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте роль античной философии в последующем развитии европейской культуры.
2. Охарактеризуйте гуманистический характер философии Возрождения.
3. Рассмотрите основную проблематику философии Нового времени.
4. Продумайте, какой вклад внесла философия 18-19 вв. в развитие мировой культуры.
5. Раскройте место марксизма в философии XX в.
6. Рассмотрите своеобразие и особенности русской идеалистической философии.
7. Какие черты характерны для неклассической философии XX в.?
Литература по теме:
1. Алексеев П.В. История философии: – Учебник. – М., Проспект, 2005.
2. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю., Смирнов Ю.Б. Философия. Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2004, тема 2.1-2.6.
3. Замалеев А. Курс истории русской философии, М, 1996.
4. Западная философия XX в., М., 1994.
5. История философии. Россия – Запад – Восток. Кн. 1-2. - М., 1995.
6. Крапивенский С. Общий курс философии. - Волгоград, 2004, разд.I.
7. Малявин С.Н. История русской социально-философской мысли. – М., 2003.
8. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. - Московская финансово-промышленная академия, 2009.
9. Радугин А. Философия. Курс лекций. - М., 2004, темы 3-15.
10. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-3. – СПб., 1997.
Практические задания:
Задание 1.
Установите соответствие между основными направлениями философии и представляющими их философами:
1) Материализм.
2) Идеализм.
3) Дуализм.
1) Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах.
2) Ф. Аквинский, Д. Беркли, Г. Лейбниц.
3) Р. Декарт, И. Кант.
4) Платон, Демокрит, Ф. Ницше.
5) Н. Кузанский, Т. Гегель, И. Кант.
6) Ф. Бэкон, Д. Беркли, Р. Декарт.
Задание 2.
Установите соответствие между философскими школами античности и принадлежащими к ним философами:
1) Милетская школа.
2) Софистика.
3) Атомизм.
1) Фалес, Анаксимен.
2) Протагор, Горгий.
3) Демокрит, Эпикур.
4) Фалес, Платон.
5) Демокрит, Протагор.
Задание 3.
Установите соответствие между философскими традициями и методами исследования, к которым они тяготеют:
1) Эмпиризм.
2) Рационализм.
1) Индуктивный метод, эксперимент.
2) Математический метод, интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод.
3) Индуктивный метод, вычислительный эксперимент.
4) Дедуктивный метод, религиозное откровение.
5) Компьютерное моделирование, эксперимент, математический метод.
Задание 4.
Проанализируйте часть текста, посвященного английскому философу-эмпирику Ф. Бэкону (1561-1626). Внесите соответствующую определенному понятию букву под каждую цифру в таблице.
Единственно надежным источником познания, согласно Бэкону, является чувства, _______________(1) и то, что из них вытекает. В этой связи, философию Бэкона можно определить как эмпирическую (эмпирия - опыт, опирающийся на ______________(2), а не изолированное чувственное восприятие). Бэкон считал, что эмпирический _________________(3) требует решительного освобождения человеческого разума от ложных представлений и предвзятых идей, которые он называет «идолами» или ________________(4). «Идолов», унаследованных от прошлого, возникших из особенностей человеческой природы или позиций устоявшихся _____________(5), он делит их на четыре вида:
«Идолы рода» - ложные представления о вещах, возникших из-за несовершенства органов человеческих чувств человека и ограниченности человеческого _____________(6);
«Идолы пещеры» - искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам;
«Идолы рынка» - ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов (как обычно употребляются слова на рынках, площадях, в толпе);
«Идолы _________(7)» - искаженные представления людей, заимствованные ими из различных философских концепций и идей.
Своим учением об «идолах» Ф. Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластических представлений и разного рода заблуждений, создать тем самым условия для успешного развития и распространения научных знаний. В мире науки он видел и основное средство решения социальных проблем. Естественнонаучный подход Ф. Бэкона напрямую повлиял на становление в XIX в. философии позитивизма.
А) метод
Д) «призраки»
Б) авторитеты
Е) эксперимент
В) опыт
Ж) разум
Г) театр