В конце XX в. возрос интерес к русской, прежде всего, религиозно-идеалистической философии.

Русская философия представляет оригинальное образование мировой философской мысли. Приступая к ее изучению, следует остановиться на периодизации русской философии: начальный этап - XI-XIII вв.; расцвет русской средневековой философии - XV-XVI вв.; в XVII в. - переход к русской философии XVIII и XIX вв. как отечественной философии Нового времени и Просвещения.

К особенностям русской философии можно отнести:

Историософичность - ориентация на философское осмысление социально-исторической проблематики – причем в значительной степени проблем, непосредственно связанных с самой Россией, ее положением и ролью в мире.

Связь с религией, теософичность, мистицизм. В русской философии религиозные мотивы проявлялись в форме апокрифов, ересей, концепций «Святой Руси», «Москвы - третьего Рима», в теориях самобытности России, в учении о Софии В. Соловьева и т.д. Расцвет русской религиозной философии пришелся на годы Серебряного века (1890-1917) Это труды Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова, П. Новгородцева, И. Ильина, Н. Лосского, В. Зеньковского, С. Франка, Ф. Степуна и других.

Морально-этическая проблематика. Человеку, его нравственному миру, духовности, стойкости и противоречивой внутренней цельности всегда отводилось в русской философии одно из главных мест. Важнейшее положение, которое занимает в мировой философии проблема смысла жизни и морально-этической сущности человека, сложилось и под влиянием достижений русской философии.

Синкретичность (от греч. «соединение», «слитность») русской философии. Это предопределено и особым географическим - евразийским - положением России, и многоязычностью и многомерностью российской культуры, и не предсказуемостью, даже иррационализмом происходящих в России событий и др. Яркая синкретичность проявляется и в «слитности» в русской философии рационально-логического и эмоционально-чувственного начала, разума и интуиции, знания и веры, метафизических абстракций и наглядных образов, национального и интернационального и др.

Русская философия на протяжении XVI-XIX веков развивалась в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая отстаивала самобытность русской мысли, вторая - выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Противоборство славянофилов и западников - характерная особенность теоретической и общественно-политической жизни России XIX века.

Славянофильство как духовное течение, возникшее в 30-е - 40-е годы XIX века и развивавшееся в спорах с западничеством, отстаивало идеи самобытности отечественной эволюции, особой исторической миссии славян, соборности, превосходства внутренней свободы человека, основанной на совести.

Западничество как течение в русской культуре выступило с критикой устаревших порядков патриархальной России, отрицало своеобразие русского исторического развития. защищало чувство здравого смысла человека и его умение действовать легально и лояльно.

Один из самых глубоких и оригинальных философов XIX в. - В.С. Соловьев. Главное содержание философии В. Соловьева: цель новой философии - ориентация на добро с помощью универсального синтеза рациональных и эзотерических средств познания, идея о «Богочеловечестве», православное христианство как основа универсального единства русского народа.

Н. Ф. Федоров в своем труде «Философия общего дела» определял задачу философии не только в объяснении мира, но и в поисках «потерянного смысла жизни». Он не видел положительных перспектив развития современной цивилизации, существующей на началах индивидуализма, эгоизма, утилитаризма и «купеческой нравственности». Основа его концепции – идея взаимной ответственности поколений - «отцов» и «детей», предков и потомков перед обществом, природой, космосом, что потребует социально-братского переустройства человеческого мира. Федоров предложил оригинальную систему - космизм, которая подразумевала воссоздание всех живших человеческих поколений, их преображение и возвращение к Богу.

Особое место в русской культурной жизни начала XX века занимает религиозно-идеалистическая философия, представленная такими именами как Н. Бердяев, В. Розанов, Шестов, П. Флоренский, С. Франк и др.

Главная тема философии Н. Бердяева: философская антропология и онтология, православие, проблема эволюции христианства и гуманизма, проблемы отчуждения современного человека, власти коллектива и государства над личностью. Бердяев многогранно писал о приоритете свободы над бытием, об откровении бытия через богоподобного человека, о разумном ходе истории.

В. Розанов критиковал «реальное христианство», его недостатки ради «живой» религии. Он считал, что духовное возрождение России должно совершиться на почве правильно понимаемого нового христианства, в основе которого лежит понятие семьи.

П. Флоренский в своем творчестве пытался совместить научные истины с религиозной верой. Он был уверен, что первичным способом «схватывания» истины может быть только религиозное откровение.

Для философских размышлений Л. Шестова характерны идеи геоцентризма в сочетании с христианским антропоцентризмом, проблемы сущности и действенности веры и ее борьбы против мирового зла, философии жизни в единстве с экзистенциальной философией абсурда.

В философии С. Франка привлекают внимание проблемы экзистенциальной онтологии - человек и культура, человек и бытие, человек и Бог, «духовной жизни человека» и его личности, сущности человеческой души, веры и поиска высшего смысла жизни человека.

Новый этап в западной философии открыл XX век, который связан со становлением неклассического типа философии и представлен разнообразными школами и течениями, отличающимися от классической философии предметом исследования мировоззренческими и методологическими принципами. Наиболее авторитетные из этих направлений - экзистенциализм, неотомизм, герменевтика, постмодернизм.

Экзистенциализм, появление которого связано с потрясениями XX века, усугубившими отчуждение человека от общества, обратился к проблеме индивидуального человеческого существования в кризисных ситуациях. Раскрывая особенности этого направления, отличающие его от классической философии, важно подчеркнуть разработку им нового понятийного аппарата, связанного с переживаниями отдельной личности, утверждение неповторимости каждого человека, его активной роли в осознании себя, своей ответственности за собственную судьбу, решение проблемы свободы как одной из центральных в данной философии.

Необходимо подчеркнуть неоднозначность и противоречивость философии экзистенциализма, которая в определенном смысле оптимистична и может быть представлена как разновидность гуманистической философии, в то же время утверждение об абсурдности человеческой жизни выявляет ее пессимистический характер. Но при этом следует признать значимость и тех проблем человеческого существования, на которых эта философия сконцентрировала свое внимание.

Наши рекомендации