Вопрос 3. Категории материалистической диалектики.
Выделяют шесть парных категорий диалектики:
1. Единичное и общее.
2. Содержание и форма.
3. Сущность и явление.
4. Причина и следствие.
5. Необходимость и случайность.
6. Возможность и действительность.
Единичное и общее.
Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков.
Единичное - отличая данный предмет от другого, по его пространственным, временным и иным свойствам, от них, в том числе подобных ему предметов. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, их индивидуальность.
Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей.
Диалектика единичного общего.
Во-первых, единичное и общее являются противоположностями. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах.
Во-вторых, общее устойчиво, а единичное - изменчиво.
В-третьих, единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки.
Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета.
В-четвертых, несмотря на то, что единичное и общее противоположности, они существуют в единстве. Общее существует лишь в отдельном и через отдельное. Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы.
Единичное - всегда существует в связи, которая ведет к общему.
Так, к примеру, отдельно взятая личность представляет единичное. Но личность не может существовать вне общества, которое является целым по отношению к личности. Вместе с этим общество состоит из классов, а классы из личностей. То есть общее и единичное две стороны единого предмета.
Понимание диалектики единичного и общего важно как в познавательной деятельности, так и в решении практических вопросов жизни, особенно связанных с политическим устройством общества.
Содержание и форма.
Содержание – это совокупность элементов и процессов образующих предмет.
Форма – это структура и организация содержания. Форма бывает внешняя и внутренняя. Внешняя форма отражает внешние признаки содержания, внутренняя форма выражает структурную организованность содержания.
Так, к примеру, содержанием права являются общеобязательные, закрепленные в нормативных актах предписания. Формой же права является, с одной стороны его внутренняя система (нормы, отрасли, подотрасли, институты и пр.) (если речь идет о внутренней форме), с другой стороны источники права, то есть те документы, в которых содержатся правовые нормы.
Взаимодействие формы и содержания.
1. Форма определяется содержанием, но раз возникнув, форма приобретает относительную самостоятельность.
2. Содержание, с одной стороны определяет форму, задает параметры и пределы для развития формы. Вместе с тем и форма может оказывать обратное воздействие на содержание. Она может способствовать развитию содержания, а может и тормозить его.
3. Содержание - изменчиво, форма – устойчива. Форма и содержание противоположности. В процессе борьбы, содержание отбрасывает старую форму, но в тоже время новая форма способствует развитию новых элементов у содержания.
Сущность и явление.
Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая совокупность сторон предмета. Сущность определяет природу предмета и из нее вытекают все его основные стороны и признаки. Сущность не лежит на поверхности и для того, что бы ее познать, требуется проникнуть вглубь предмета, исследовать его с помощью теоретического мышления. Сущность отвечает на вопрос «для чего», раскрывает основной смысл и назначение предмета.
Явление – это внешнее непосредственное выражение сущности. Так, к примеру, если сущность государства заключается в том, что это аппарат управления в руках экономически господствующего класса, а сущность права в том, что это возведенная в закон государственная воля, то проявляется эта сущность по-разному. Может проявляться в текстах законов, может в определенных политических действиях и пр.
Сущность человека заключается в общественных отношениях, которые формируют его личность. Проявляется это в поведении индивидов в повседневной жизни (недаром, есть такое выражение «показал свою сущность»).
Диалектика сущности и явления. Диалектика сущности и явления строиться на двух основных особенностях: с одной стороны сущность и явления едины, с другой противоположны.
Сущность является, явление существенно – писал Ленин. Явление это сущность, взятая со стороны ее функционирования в непосредственной действительности. Внешняя сторона действительности, отдельные свойства предмета, составляют явление. Сущность же это те же явления, взятые со стороны в их наиболее глубоких, общих, важных и устойчивых черт.
Что бы познать сущность явления, не достаточно эмпирического познания, необходимо глубокое осмысление целой цепи событий, связанных с развитием этого явления. В то же самое время, сама по себе сущность не бывает абстрактной, она всегда находит свое выражение в конкретных событиях, поступках, действиях, что в совокупности является явлением. Не может быть сущности абстрактного права или государства, всегда за сущностью государства и права стоят конкретные явления, подтверждающие сущность.
Причина и следствие.
Причина – это явление или группа явлений, предшествующие другому явлению и вызывающие его. Явление же, которое возникает и развивается под воздействием причины, называют следствием.
Причина всегда предшествует следствию и определяет ход его развития, однако следование во времени не является достаточным основанием для определения причины. Зима следует за осенью, но из этого не следует, что осень причина зимы. Причинная зависимость между явлениями имеет место лишь тогда, когда одно из явлений не просто следует раньше по времени, но и порождает другое.
Причину не следует путать с поводом – непосредственно предшествующим следствию событием, которое не является причиной, но дает толчок к его развитию. Так, если поводом к началу Первой Мировой войны является убийство австрийского эрцгерцога Фердинанда в сербском городе Сараево, то основная причина лежит в империалистической стадии капитализма, которая неизбежно порождает передел сфер влияния в мире между крупнейшими монополистами, что неизбежно приводит к войнам.
В исследовании общественных процессов очень важно выявить подлинную причину того или иного события. Зачастую это оказывается не так просто, и мы видим на примере знаковых исторических событий (как например, Великая Октябрьская революция) разночтения в толковании их причин. Что бы правильно выявить их, необходимо всесторонне изучить противоречия общества в данную эпоху.