Вопрос 1. Рождение философии.
Тема 1. Предмет философии
Цель и задачи изучения темы.
Цель изучения темы: Формирование исходных представлений о причинах появления, предмете и специфики философии.
Задачи изучения темы:
1) Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме.
2) Формирование навыков философского мышления.
3) Выявление универсальности философского подхода.
Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:
· философия;
· мифология;
· онтология;
· антропология;
· этика;
· эстетика;
· гносеология;
· способ мышления.
Вопросы темы:
1. Рождение философии.
2. Основные подходы к определению предмета философии.
3. Специфика философского знания.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Рождение философии.
Философия - одна из самых древних областей человеческого знания, она возникла около 2,5 тысячи лет назад. Это - примерный возраст относительно зрелой человеческой цивилизации. Появление философии было связано с разложением мифологического сознания, существовавшего в родовом обществе, накоплением определенной суммы знаний о мире и развитием абстрактного мышления. Мифология сформировала мировоззрение, в котором отражаются в чувственно-наглядной форме фантастические образы действительности (боги, легендарные герои, знаковые события), с помощью которых человек пытался обобщить и объяснить природные и социальные явления. На смену фантастическому отражению действительности приходит принципиально новое отношение человека к миру - его сознательное, рациональное освоение: появляется философское мышление.
По авторитетному мнению выдающегося историка философии Карла Ясперса (1883-1969), первые философские школы возникли более или менее одновременно и независимо друг от друга в древних культурах Индии, Китая и Греции.И это примечательно: там, где человечество достигает определенного уровня развития, люди переходят на новую более высокую ступень освоения мира, к его философскому пониманию, без которого невозможно дальнейшее развитие духовной культуры и появление конкретных наук.
Сам понятие «философия» возникло в античности (В Древней Греции). В переводе с греческого, философия – это любовь к мудрости (phileo – «люблю», Sophia – «мудрость»). Мудрость же древние греки понимали как универсальное и совершенное знание - т.е. знание наиболее полное и глубокое, а также благоразумие в человеческих поступках. Однако это первое определение философии во все последующие эпохи постоянно дополнялось, конкретизировалось, изменялось. Каковы же современные представления о философии?
Изучение любой дисциплины начинается с определения ее предмета, но достаточное и конкретное знание об этом предмете возникает только в результате полного освоения данной науки. Как известно, предметом науки является та область действительности, которую она исследует. Что же является предметом философии? Этот вопрос обсуждался на протяжении всей истории философской мысли и сегодня остается дискуссионным (вызывающим споры).
Почему же трудно определить предмет философии? Это связано не с недостатком, а скорее с достоинством философского знания, его постоянным развитием, обновлением, проникновением во все новые и новые области человеческого бытия. Предмет философии никогда не оставался неизменным - с развитием цивилизации, духовной и материальной культуры человечества возникали новые сферы философских исследований. Ярким примером является эволюция античной философии. Она возникает как натурфилософия, устремленная к познанию первопричин возникновения природы. Затем, начиная от софистов и Сократа, ее предметом становится человек, позже появляются философские системы Платона и Аристотеля, в которых рассматриваются и природа, и человек, и проблемы познания, и формы организации общественной жизни. Таким образом, история философии - это, прежде всего, изменение, развитие ее предмета. Именно в связи с изменением предмета философии возникают проблемы в его определении: каждая философская школа стремится выделить свою область для философского исследования, и имеет, как правило, свое представление о предмете философии.
Закон отрицания.
Стоит сразу отметить, что речь идет не о механическом, а о диалектическом отрицании, под которым понимается не любое отрицание, а только такое, которое приводит к качественным изменениям. Диалектическое отрицание исходит из того, что новое не уничтожает старое, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. Энгельс в своей известной работе Анти-Дюринг приводил зерно в качестве примера диалектического отрицания. Сначала имеется зерно, затем его отрицает растение, а потом растения выбрасывает много зерен и круг как бы замыкается, но на более высоком уровне: вначале было одно зерно, а теперь зерен множество. Примером диалектического отрицания можно считать смену общественно-экономических формаций. Сначала господствовала архаическая (первобытнообщинная) формация, которая основывалась на общественной собственности, затем ей на смену пришла эпоха формаций основанных на частной собственности и затем, на новом более высоком уровне развития, в СССР была попытка вновь построить общество с господством общественной собственности.
Закон отрицания: развитие осуществляе6тся посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.
Содержание и форма.
Содержание – это совокупность элементов и процессов образующих предмет.
Форма – это структура и организация содержания. Форма бывает внешняя и внутренняя. Внешняя форма отражает внешние признаки содержания, внутренняя форма выражает структурную организованность содержания.
Так, к примеру, содержанием права являются общеобязательные, закрепленные в нормативных актах предписания. Формой же права является, с одной стороны его внутренняя система (нормы, отрасли, подотрасли, институты и пр.) (если речь идет о внутренней форме), с другой стороны источники права, то есть те документы, в которых содержатся правовые нормы.
Сущность и явление.
Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая совокупность сторон предмета. Сущность определяет природу предмета и из нее вытекают все его основные стороны и признаки. Сущность не лежит на поверхности и для того, что бы ее познать, требуется проникнуть вглубь предмета, исследовать его с помощью теоретического мышления. Сущность отвечает на вопрос «для чего», раскрывает основной смысл и назначение предмета.
Явление – это внешнее непосредственное выражение сущности. Так, к примеру, если сущность государства заключается в том, что это аппарат управления в руках экономически господствующего класса, а сущность права в том, что это возведенная в закон государственная воля, то проявляется эта сущность по-разному. Может проявляться в текстах законов, может в определенных политических действиях и пр.
Сущность человека заключается в общественных отношениях, которые формируют его личность. Проявляется это в поведении индивидов в повседневной жизни (недаром, есть такое выражение «показал свою сущность»).
Диалектика сущности и явления. Диалектика сущности и явления строиться на двух основных особенностях: с одной стороны сущность и явления едины, с другой противоположны.
Сущность является, явление существенно – писал Ленин. Явление это сущность, взятая со стороны ее функционирования в непосредственной действительности. Внешняя сторона действительности, отдельные свойства предмета, составляют явление. Сущность же это те же явления, взятые со стороны в их наиболее глубоких, общих, важных и устойчивых черт.
Что бы познать сущность явления, не достаточно эмпирического познания, необходимо глубокое осмысление целой цепи событий, связанных с развитием этого явления. В то же самое время, сама по себе сущность не бывает абстрактной, она всегда находит свое выражение в конкретных событиях, поступках, действиях, что в совокупности является явлением. Не может быть сущности абстрактного права или государства, всегда за сущностью государства и права стоят конкретные явления, подтверждающие сущность.
Причина и следствие.
Причина – это явление или группа явлений, предшествующие другому явлению и вызывающие его. Явление же, которое возникает и развивается под воздействием причины, называют следствием.
Причина всегда предшествует следствию и определяет ход его развития, однако следование во времени не является достаточным основанием для определения причины. Зима следует за осенью, но из этого не следует, что осень причина зимы. Причинная зависимость между явлениями имеет место лишь тогда, когда одно из явлений не просто следует раньше по времени, но и порождает другое.
Причину не следует путать с поводом – непосредственно предшествующим следствию событием, которое не является причиной, но дает толчок к его развитию. Так, если поводом к началу Первой Мировой войны является убийство австрийского эрцгерцога Фердинанда в сербском городе Сараево, то основная причина лежит в империалистической стадии капитализма, которая неизбежно порождает передел сфер влияния в мире между крупнейшими монополистами, что неизбежно приводит к войнам.
В исследовании общественных процессов очень важно выявить подлинную причину того или иного события. Зачастую это оказывается не так просто, и мы видим на примере знаковых исторических событий (как например, Великая Октябрьская революция) разночтения в толковании их причин. Что бы правильно выявить их, необходимо всесторонне изучить противоречия общества в данную эпоху.
Задание 3.
Перед вами два столбика, в которых приводятся категории диалектики. Задача соединить между собой парные категории.
Сущность
Действительность
Содержание
Форма
Необходимость
Явление
Возможности
Причина
Целое
Единичное
Следствие
Случайность
Знакомство со средневековой западноевропейской философией следует начать с ее периодизации: подготовительный этап (II - VIII вв.) - формирование данной философии; ранняя схоластика (IX -XII вв.) - знание и вера почти не разделены; средняя схоластика (XIII век) - философия окончательно отделяется от теологии; поздняя схоластика (XIV -XV вв.) - отличалась рационалистической систематизацией новых знаний и созданием логики и метафизики иррационалистического направления.
Теоцентризм, основанный на догмате креационизма (учение о сотворении мира Богом из ничего), является характерной особенностью средневековой философии, ее онтологии. Она базируется на христианской религии единобожия, где главной реальностью, создавшей все сущее, является Бог. Он актом своей воли сотворил мир из «ничто». Спаситель находится в центре Вселенной и с помощью своей Божественной воли постоянно и неустанно продолжает поддерживать бытие мира.
Средневековая антропология (учение о человеке) утверждает, что природа человека как божественна (душа), так и греховна (тело). Для преодоления духовности человеку необходима поддержка христианской церкви.
Средневековая гносеология (теория познания) утверждает, что истиной может быть признано не только то, что основано на разуме, но и то, что основано на вере. Однако, например, Фома Аквинский в своем учении о гармонии веры и разума утверждал, что вера выше разума и приводил пять рациональных доказательств существования Бога.
Важной проблемой средневековой философии является проблема соотношения общих и конкретных понятий, в ходе обсуждения которых формировалось два направления - номинализм и реализм.
Номиналисты (И. Росцеллин, У. Оккам) принижали значение общих понятий и полагали, что общее существует только в уме человека.
Реалисты (Ф. Аквинский) утверждали реальность общих идей, а единичные вещи и соответствующие им понятия считали производными от общих.
Особую позицию занимал Д. Скотт, рассматривающий вещь как единство общего и частного. Причем общее существует реально, в самих вещах, отражая их сущность, а независимого существования общего нет.
Оценивая роль средневековой философии в развитии мировой философской мысли и культуры, следует подчеркнуть, что христианская философия способствовала утверждению идеалов гуманизма, помогала возникновению и развитию духовной культуры эпохи средневековья, внесла вклад в разработку философских проблем соотношения веры и разума, природы общих понятий.
Главные особенности философии эпохи Ренессанса /Возрождения/ - в освобождении духовной жизни от влияния религии и церкви, в активном использовании античного культурного наследия и развитии научного /натурфилософского/ знания. Специфическими чертами философии этого периода были пантеизм - новая картина мира, отождествляющая Бога и природу, Бога и человека; и антропоцентризм, где главным объектом рассмотрения и центральным звеном космического бытия становился человек: его земное предназначение, разносторонность, своеобразие и уникальность каждой личности.Эти особенности нашли наиболее полное воплощение в философских концепциях Н. Кузанского и Д. Бруно. Воссоздание новой, отличной от средневековой картины мира и человека мыслителями эпохи Возрождения не только способствовало переходу европейской философии к Новому времени, но и нашло свое дальнейшее развитие в XIX - начале XX века в космических идеях К. Циолковского, в понятии «ноосферы» В. Вернадского, в идеях гелиобиологии А. Чижевского.
Для философии Нового Времени характерен интерес к естественным наукам, обобщение их достижений и поиск нового метода познания. Материализм Нового Времени связан с именами английских философов Ф. Бэкона и Т. Гоббса, а также голландца Б. Спинозы. Родоначальником английской материалистической философии был Ф. Бэкон, выступивший с критикой средневековой схоластики в учении о «призраках» или «идолах» /рода и пещеры, как следствие «естественных свойств человеческого ума»; рынка и театра, приобретенных вследствие общения и воздействия на сознание ложных теорий и философских учений/ - предрассудков человеческого сознания, задерживающих научный прогресс.
Предметом философии у английских материалистов являлась природа, в основе которой была материя, тело, независимое от человеческого сознания /Т. Гоббс/. Важное место в философии новоевропейских материалистов занимало учение о познании, включающее две ступени: чувственное и разумное знание и развивающееся на основе таких методов как индуктивный /Ф. Бэкон/, анализ и синтез /Т. Гоббс/. Учение о человеке, гражданине, обществе получило развитие в философии Т. Гоббса - последователя и сторонника теории общественного договора в вопросе о возникновении государства.
Дуалистическая философия Нового Времени представлена взглядами французского философа-рационалиста Р. Декарта, чье имя связано не только с философией, но и с крупнейшими преобразованиями в естественных науках XVII в. Методом постижения истины Р. Декарт считал дедукцию и синтез, а критерий истинности или ложности идей всецело связывал со сферой сознания, не доверяя чувственному опытному знанию.
Материализм XVII в., равно как и последующего XVIII века, носил метафизический и механистический характер, в то время как диалектика развивалась философами-идеалистами: Г.В. Лейбницем, Л. Беркли и Д. Юмом. Лейбниц считал, что мир состоит из мельчайших элементов - монад /особых простых субстанций, входящих в состав сложных субстанций/, наделенных божественной силой, активностью, направляющей Вселенную ко все более совершенным и богатым формам /диалектический вывод/.
Основной тезис философских рассуждений Д. Беркли: существовать - значит быть в восприятии - предполагал, что предметы реальны постольку, поскольку их можно рассматривать как комплекс ощущений индивида /субъективно-идеалистический подход/, а возникающие у него идеи как результат воздействия Бога на разум /близость к объективному идеализму/.
В философии французского материализма ХVШ в. прослеживаются два основных направления: естественнонаучное /Ж. Ламетри и Д. Дидро/ и социально-историческое /П. Гольбах и К. Гельвеций/. Однако общими чертами материалистических учений этого периода были механистический и метафизический характер метода философского анализа, большой интерес к вопросу происхождения и сущности сознания и сенсуализм /акцент на чувственное постижение мира/ в теории познания.
В учении о человеке и обществе французские материалисты сводят социальное к индивидуальному, т.е. человек предстает у них лишь как физическое, природное существо, являющееся продуктом окружающей его среды. На этой основе делался вывод о необходимости разумного, соответствующего природе человека общественного устройства, которое они, однако, связывали, главным образом, с развитием человеческих идей и взглядов.
Л. Фейербах был первым философом, который выступил с критикой гегелевской идеалистической философии, а также христианской религии и ее догматов, противопоставив идеализму Гегеля антропологический материализм, основой является человек, а не абсолютная идея.
Однако в понимании общества Л. Фейербах остался идеалистом, не отрицал необходимость религии вообще, а заменял ее религией любви к человеку, рассматривал человека как абстрактное, природное существо, вместе с критикой идеалистической системы Гегеля отбросил и гегелевскую диалектику.
Философия марксизма как наследница немецкой классической философии - одно из направлений, вызывающее в настоящее время неоднозначную оценку. Для определения места и объективного анализа этого направления в истории философии важно учитывать различные его варианты (классический марксизм, ленинский вариант, сталинский вариант, социал-демократическая версия, неомарксизм), не отождествляя это учение с его различными версиями, прежде всего, со сталинским вариантом догматизированного и идеологизированного марксизма.
Рассматривая классический марксизм как развивающуюся теорию, необходимо выделить в нем и критически оценить идеи, выражающие ценности техногенной цивилизации и ее индустриальной стадии, а также открытия и идеи, выходящие за пределы техногенной культуры, имеющие непреходящее значение и важные для осмысления ее кризисного состояния и новых тенденций развития мировой цивилизации.
Особенности марксистской философии в ее классическом варианте, отличающие от предшествующих учений: открытие материалистического понимания общественной жизни, детальная и оригинальная критика капитализма, исследование природы отчуждения человека, разработка диалектико-материалистического метода и др.
Эти выводы являются обобщением условий прединдустриальной и индустриальной стадий развития капитализма, в том числе и выражением ограниченной исторической практики породившей их эпохи.
В настоящее время осознается потребность творческого прочтения марксизма и критического пересмотра некоторых его положений с учетом данных новейшей истории.
В XIX веке в философии появляется особое направление, повлиявшее на становление многих современных наук – позитивизм. Это направление заявило о необходимости принципиально новых методов исследования с целью получения объективного научного знания об обществе и человеке. Крупнейшими представителями позитивизма были француз О. Конт и англичанин Г. Спенсер. В работе «Курс позитивной философии» Контом предлагалось исследовать явления в обществе эмпирически и аналитически - по аналогии с науками естественными. По его мнению, это позволит уйти от умозрительных философских абстракций и поможет положительно решать многие острые проблемы жизни общества. Конт полагал, что в позитивной философии должны применяться все основные общенаучные методы - наблюдение, эксперимент, сравнительный анализ и др. Своим позитивистским подходом О. Конт заявил о себе как родоначальнике новой науки об обществе - социологии.
Г. Спенсер, находясь под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина, стремился установить общие законы эволюции для природы и общества. По его мнению, с биологическим организмом общество роднит факт роста, увеличение объема (например, превращение небольших государств в империи), постепенное усложнение общественных структур (разделение общественного труда, появление новых социальных институтов и т.д.). В свою очередь, усложнение структуры сопровождается аналогичным усложнением, развитием функций. В этой связи, Спенсер проводил любопытные функциональные аналогии между биологическим организмом и обществом.Он уподоблял, например, земледелие и промышленность - питанию, торговлю - кровообращению, армию - кожному покрову, транспорт - сосудистой системе и т.д.
В дальнейшем позитивизм пережил ряд этапов своего развития, где можно выделить главную тенденцию: от отрицания познавательной ценности философии ранним позитивизмом XIX века - к постпозитивизму XX века. Постпозитивизм занимался исследованием структуры научного знания, методов истинности научных теорий, критериями их сравнения, изучением процессов динамики науки. Кроме того, постпозитивизмом признавалась значимость многих философских положений и неустранимость их из науки. В целом позитивизм во всех своих формах плодотворно исследовал научную деятельность, ее основные принципы и методы.
Задание 2.
Установите соответствие между философскими школами античности и принадлежащими к ним философами:
1) Милетская школа.
2) Софистика.
3) Атомизм.
1) Фалес, Анаксимен.
2) Протагор, Горгий.
3) Демокрит, Эпикур.
4) Фалес, Платон.
5) Демокрит, Протагор.
Задание 3.
Установите соответствие между философскими традициями и методами исследования, к которым они тяготеют:
1) Эмпиризм.
2) Рационализм.
1) Индуктивный метод, эксперимент.
2) Математический метод, интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод.
3) Индуктивный метод, вычислительный эксперимент.
4) Дедуктивный метод, религиозное откровение.
5) Компьютерное моделирование, эксперимент, математический метод.
Задание 4.
Проанализируйте часть текста, посвященного английскому философу-эмпирику Ф. Бэкону (1561-1626). Внесите соответствующую определенному понятию букву под каждую цифру в таблице.
Единственно надежным источником познания, согласно Бэкону, является чувства, _______________(1) и то, что из них вытекает. В этой связи, философию Бэкона можно определить как эмпирическую (эмпирия - опыт, опирающийся на ______________(2), а не изолированное чувственное восприятие). Бэкон считал, что эмпирический _________________(3) требует решительного освобождения человеческого разума от ложных представлений и предвзятых идей, которые он называет «идолами» или ________________(4). «Идолов», унаследованных от прошлого, возникших из особенностей человеческой природы или позиций устоявшихся _____________(5), он делит их на четыре вида:
«Идолы рода» - ложные представления о вещах, возникших из-за несовершенства органов человеческих чувств человека и ограниченности человеческого _____________(6);
«Идолы пещеры» - искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам;
«Идолы рынка» - ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов (как обычно употребляются слова на рынках, площадях, в толпе);
«Идолы _________(7)» - искаженные представления людей, заимствованные ими из различных философских концепций и идей.
Своим учением об «идолах» Ф. Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластических представлений и разного рода заблуждений, создать тем самым условия для успешного развития и распространения научных знаний. В мире науки он видел и основное средство решения социальных проблем. Естественнонаучный подход Ф. Бэкона напрямую повлиял на становление в XIX в. философии позитивизма.
А) метод
Д) «призраки»
Б) авторитеты
Е) эксперимент
В) опыт
Ж) разум
Г) театр
В социальной философии XX века в качестве основной парадигмы исследования общества утвердили системный подход, в разработку которого наибольший вклад внесли мыслители XIX-XX вв.: О.Кант, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, П.Сорокин, Т. Парсонс.
Социальная система представляет собой упорядоченную, самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы.
От всех природных систем (физических, биологических) общество отличается особой сложностью в силу многообразия социальных отношений, в которые включаются люди, и имеет иерархический характер. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, т. е. состоит из взаимосвязанных, опосредующих друг друга и целое частей. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в особых интегральных свойствах системы, не свойственных ее частям, а присущих системе в целом, сплачивающих ее в целостность.
Социальная система является самоуправляемой, что предполагает наличие специальной подсистемы управления, которая обеспечивает согласованность действий всех компонентов системы.
Особая специфика социальной системы – в уникальности ее основного элемента – человека, который обладает свободой выбора форм и способов деятельности, придающей развитию общества в значительной степени неопределенность, непредсказуемость.
В обществе как сложно структурированном целом можно выделить четыре подсистемы (сферы): материально-производственную, социальную, политическую и духовную. Эти сферы выполняют разные функции, имеют свою специфику.
Материально-производственная сфера связана с деятельностью людей по созданию материальных условий сохранения и поддержания их жизни; социальная – сфера взаимоотношений различных социальных групп по поводу условий их жизнедеятельности; политическая сфера связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность общества; духовная сфера – это производство знаний, опыта, ценностей, т. е. производство информации.
Обратимся к анализу этих подсистем, их роли в жизни общества и индивидов.
Материально-производственная сфера общества (экономическое бытие) – сложное образование, ядром которого является материальное производство. Рассматривая его как системообразующий компонент социума и используя формационный и цивилизационный подходы, его можно представить как единство двух видов отношений – отношений людей к природе (производительные силы) и отношений друг к другу в процессе производства (производственные или экономические отношения).
Производительные силы – это система вещественных (техника, технология, предмет труда) и личностных элементов. Техника и технология являются обобщенным показателем уровня цивилизационного развития, а решающим элементом производительных сил являются люди с опытом, навыками, знаниями. Особое место в структуре производительных сил занимает наука. Производственные отношения – это система отношений, складывающаяся между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления основой, которой являются отношения собственности, т.к. они определяют цель производства, стимулы к труду и все другие элементы производственных отношений.
Взаимодействие производительных сил и производственных отношений, в котором определяющей стороной являются производительные силы, а производственные отношения оказывают на них активное воздействие (либо способствуют развитию, либо препятствуют), объясняет функционирование общества как саморазвивающейся системы.
Глоссарий
Абстракция - отвлечение от ряда свойств в изучаемом явлении и актуализация внимания на рассматриваемом признаке. Данный термин введен римским философом Боэцием в процессе перевода сочинений Аристотеля с греческого на латинский язык.
Абсолют - духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность.
Августин Аврелий (Блаженный, 354-430) - христианский богослов и философ. Его мировоззрение подчиняется принципу «Без веры нет знания, нет истины». Августин противопоставлял «Земному граду» (т. е. греховному светскому государству) «град Божий» (всемирное господство Церкви).
Агностицизм - невозможность познания сущности явлений и закономерностей их развития. Данный термин введен английским естествоиспытателем Гексли в 1869 году.
Алгоритм - совокупность последовательных действий, направленных на решение определенной задачи.
Альтернатива - одно из двух, как правило, противоположных решений; один из многих вариантов.
Анахронизм - пережиток старины, устарелый взгляд или обычай.
Антиномия - логическое противоречие между утверждениями, каждое из которых имеет свое основание. Смысл этого термина встречается впервые у древнегреческих философов, которые учили об апориях - трудностях и безысходности познания вещей.
Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, и конечная цель всех совершающихся в мире событий.
Апологетика - восхваление чего-либо вместо объективного суждения, взвешенной оценки.
Архетип - глубинная порождающая структура, предельное основание.
Аристотель, Стагирит (384-322 до н. э.) – великий философ Древней Греции, основатель собственно научной философии. Сочинения Аристотеля охватывали все области знаний того времени. Он рассматривал природу в виде последовательных переходов от «материи» (пассивное начало) к «форме» (активное начало) и наоборот.
Аскеза - воздержанность, отказ от жизненных, особенно материальных, благ.
Атеизм - система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное, веру в Бога.
Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный философ, писавший о приоритете свободы над бытием; об откровении бытия через (богоподобного) человека, о разумном ходе истории.
Биологизм - мировоззрение, согласно которому первопричины материальной действительности и духовного бытия нужно искать в органической жизни. Биологизм выводит нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов.
Благо - добро как благополучие.
Бруно Джордано (1548-1600) - итальянский философ, отождествлявший Бога с природой, утверждая тем самым бесконечность самой природы (теория бесчисленности населенных миров). Бруно допускал существование Мировой души, которая находится во всех 6ез исключения вещах, являясь их движущим началом.
Бытие - философская категория, обозначающая все, что существует. Различают бытие природы, общества, человека, его духовного мира. Быть - значит существовать - материально и идеально. Первые рассуждения о сущности бытия и значении этого понятия присутствуют в древнеиндийском философском гимне о творении «Ригведе», где при осмыслении возникновения мира использовались понятия «асат» (небытие) и «сат» (бытие). В древнегреческой философии понятие «бытие» введено Парменидом.
Бэкон Фрэнсис (1561-1626) - английский философ, считавший важнейшими задачами науки покорение природы и целесообразное преобразование культуры на основе познания природы. Единственно надежным источником познания, согласно Бэкону, является опыт.
Верификация - подтверждение истинности какого-либо высказывания логическим или опытным путем. В философии появление этого термина связано с позитивизмом, применившим метод верификации для определения научной состоятельности тех или иных теорий.
«Веды» - философское учение Древней Индии, изложенное во II тыс. до н. э. в древних ритуальных книгах, и воссозданное во II веке до н. э. в «Законах Ману».
Вольтер (1694-1778) - французский писатель и философ эпохи Просвещения, говоривший об отождествлении Бога и природы. В основе его философии истории лежит идея прогрессивного развития общества, независимо от воли абстрактного «божества». Высоко оценивал роль культуры в человеческом обществе.
Волюнтаризм - одно из направлений философии, которое рассматривает волю в качестве основного принципа Мироздания. Яркими представителями волюнтаризма являются А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ. Создал систематическую теорию диалектики, где центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности Абсолюта (Мирового духа). Реальный мир, по Гегелю, - это проявление идеи, понятия, духа.
Генезис - происхождение, возникновение.
Геоцентризм - мировоззрение, согласно которому Земля есть центр Вселенной (например, средневековое христианское мировоззрение).
Гераклит Эфесский (ок. 544-483 до н. э.) - древнегреческий философ. Учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Этот «первоогонь» является чистым разумом, логосом, из которого произошло все существующее.
Герменевтика - традиция и способы истолкования текстов.
Глобальный - имеющий дело с миром как целым.
Гилозоизм - философское учение, выдвигающее главным принципом всеобщую одушевлённость материи.
Гносеология - учение о познании (о путях, методах и формах познания окружающего нас мира). Данный термин введен немецким философом Баумгартеном (1714 -1762), однако интерес к проблемам познания возник с древними истоками развития философии. Наряду с этим термином, употребляется равнозначный по смыслу термин «эпистемология» (от греч. epistemеe- знание, наука).
Гностицизм - философское течение, признающее непознаваемое духовное начало (Мировую душу, Софию), противостоящее материи - «источнику зла».
Гуманизм - философская концепция, возникшая в эпоху Возрождения, провозгласившая человека высшей ценностью; совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека.
Даосизм - религиозно-философская школа, возникшая в Китае в VI - V вв. до н.э. Ее основоположником считается Лао-Цзы. Основной целью последователей «дао» («путь») является достижение единства с природой и, в конечном итоге, обретение бессмертия.
Деизм - религиозно-философское учение, которое возникло в эпоху Просвещения. Оно утверждает, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение Мироздания совершается без Его участия.
Декаданс - кризисные, упадочные явления в обществе и культуре (чаще говорят об упадке искусства в конце 19 - начале 20 вв.).
Декарт Рене (1596-1650) - французский философ и математик. Основатель современного рационализма. В основе его философии - дуализм души и тела, отождествление материи и пространства.
Демокрит (ок. 460 - ок. 371 до н. э.) - древнегреческий философ, основатель атомизма. Утверждал, что все происходящее представляет собой движение атомов, благодаря которому оно и возникает.
Детерминизм - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.
Диалектика - теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Дидро Дени (1713-1784) - французский писатель и философ. Наметил материалистическую теорию психических функций, в соответствии с которой и люди, и животные - инструменты, наделенные способностью ощущать, и обладающие памятью.
Диссидент – инакомыслящий человек, не разделяющий господствующую идеологию.
Дискурс - логически и методически последовательное рассуждение.
Дихотомия - последовательное деление целого на две части с последующим выбором одной из них.
Догм<