Генеалогический поворот относительно sex и gender
В последние двадцать лет философия науки сделала очевидным, что открываемое в «реальности» или в «природе» если не определяется полностью, то, по меньшей мере, сильно затрагивается описанием, то есть дискурсом науки, культуры и политики. В этом смысле политика, культура или дискурс присутствуют внутри природы или, по крайней мере, внутри нашего ее понимания, внутри того, чем она для нас действительно является. Однако очень часто даже мыслители, вполне осведомленные о той власти, которой наука как дискурс располагает в отношении построения нашего понятия реальности, испытывают колебания в вопросах, касающихся «телесных фактов».
Зоология и биология (обе из которых, конечно же, научные дисциплины) предлагают хорошо знакомые нам описания семей животных, сексуальных ролей, типов поведения самок и самцов. Довольно заметная близость таких описаний к человеческой системе ценностей относительно ролей полов и семейной жизни часто отмечалась в литературе.
Такие писатели, как Донна Харавэй, разбирают это в деталях. Ее замечательная работа, посвященная исследованиям приматов, их истории и идеологии, явно критична по своему подходу [5]. В отличие от обычной истории науки, она с самого начала осознает роль науки в дискурсе знания-власти. Она пишет: «Биология - это исторический дискурс, а не само тело».
Как историк науки Харавэй обладает исключительной способностью анализировать свой предмет в самых разнообразных аспектах - не только традиционно исторически, но также политически, философски, визуально и метафорически. Она хорошо осознает политико-идеологические факторы данного периода, а также хорошо знает, что и она сама находится во времени, на перекрестках современных вопросов. В своих исследованиях она показывает, как понятие биологического пола и его социальные импликации, присутствовавшие в изучении приматов, зависят от культурной и социальной атмосферы, от тех, кто производил исследования, и от их социально-экономического окружения.
Харавэй осведомлена о том, как социальные практики пола влияют на понятие биологического пола. Но она знает также и то, что само различение gender/sex или культур/тело имеет модернистскую природу. Ставит ли она его под вопрос? Мне кажется, что, согласно мысли Харавэй, природная реальность устанавливает возможности, и в границах этих возможностей биологическая наука свободно конструирует биологический пол [6].
Таким образом, биологический пол представляется Харавэй до определенной степени как конструкция, но в то же время он прочно связан с «фактом» биологического пола. Что оригинально и интересно в позиции Харавэй, так это то, что она работает как раз в промежутке между этими двумя, между фактами природы и содержаниями биологического пола, которые конструирует наука. Она настаивает на том, что даже если факты природы существуют, важно то, как их описывает наука. Есть большое поле возможностей между реальным биологическим полом и научным описанием. Как выглядит биологический пол, во многом определяется действительным гендеризированным историческим процессом науки, а также феминизмом, борющимся за новую концепцию пола. Поэтому Харавэй говорит: «Частью реконструкции пола (gender) является переописание биологического пола» [7].
Как я уже сказала, Харавэй отлично осознает власть конструкции в вопросах биологического пола, но для нее всегда остается описываемая реальность, сама природа. Это сердцевинный биологический пол, который устанавливает пределы своих дескрипций. Если социальный пол обнаруживает свою высокую подвижность, то сердцевинный биологический пол вовсе не является подвижным (даже если есть его описание).
В этом пункте Юдит Батлер гораздо более радикальна. Она применяет идею генеалогии к понятиям gender и sex. Ее генеалогический тезис в «Бедствии пола» можно разбить на три части. Во-первых, она утверждает, что биологический пол не является истоком пола социального. Во-вторых, она настаивает, что и биологический пол, как мы его сейчас знаем, является продуктом власти. И в-третьих, она говорит, что оба продуцированы одной и той же властью. Она называет эту власть гетеросексуальной матрицей или гетеросексуальной гегемонией.
Это означает, что, вместо того чтобы искать исток или основание пола, Батлер рассматривает власть. Она сосредоточивается на вопросе, как продуцируется пол, в результате действия какой власти.
Гетеросексуальная матрица
Гетеросексуальная матрица - это биологически, медицински и сексуально упорядочивающая власть, которая продуцирует два интеллигибельных вида, мужчину и женщину. И мужчина, и женщина составляют единство определенного биологического тела, определенного сексуального желания и определенной социальной роли. Мужское тело, желание, направленное на женщину, и мужская роль, с одной стороны, и женское тело, желание, направленное на мужчину, плюс женская роль, с другой стороны. Таковы две возможности, предоставленные знанием-властью, которая продуцирует понятность и нормальность.
В настоящий исторический момент, в основном течении западной культуры дискурсивно невозможно быть вне разницы между мужчиной и женщиной: каждый из нас в каждый момент времени классифицирован как мужчина или женщина. Власть бинарной логики пола над континуальной морфологией тел не продуцирует и не именует ничего, кроме этих двух - никаких других тел, желаний или ролей.
Сексуально-социальные роли, не соответствующие гетеросексуальной матрице, присутствуют в качестве сексуальных меньшинств. Для основной культуры они как бы заперты в чулан, а власть матрицы проявляет себя в самом существовании такого чулана. Матрица не позволяет идентичностям, не соответствующим разнице между мужчиной и женщиной, установить себя в качестве социально признанных позиций. Напротив, в течение долгого времени она либо криминализирует, медикализирует и осмеивает, либо игнорирует такие позиции.
Существование таких позиций в культурах меньшинств демонстрирует возможность сексуальных и половых позиций, отличных от позиций мужчина/женщина, и - как в случае с гермафродитами и континуумом тел - показывает власть классификации мужчина/женщина. Если разница между мужчиной и женщиной рассматривается как норма, к другим позициям подходят как к «исключениям». Однако можно спросить, что продуцирует саму норму.
Батлер спрашивает, возможно ли, что естественное тело и его естественная сексуальность не являются основанием и истоком тех различий, которые мы встречаем в сексуальности и поле, но что они есть действие той же самой власти, которая продуцирует социальные различения.
Этот вопрос влечет за собой заметный генеалогический поворот в вопросах gender и sex. Пол в биологическом и сексуальном дискурсе обнаруживает себя в этом контексте как эффект власти.
Этим генеалогическим поворотом Батлер ставит под вопрос само разделение на биологический и социальный пол. В таком анализе оба они оказываются эффектами особой упорядочивающей власти. Биологический пол - только средство, а не исток продуцирования гендеризированной реальности. Сосредоточиваясь на продуцировании как sex'а, так и gender'а и не предполагая естественного тела в качестве первоистока, Батлер избегает обсуждения пола в терминах иерархического разделения между природой и культурой.
Батлеровский способ анализа полового порядка, по образцу Фуко, как продуцирующей власти раскрывает политическое измерение пола и сексуальности. Если «естественный пол» и «естественная сексуальность» рассматриваются как эффекты власти, становится возможным политически ставить под сомнение нормативное разделение на два пола.
Нормальная сексуальность является продуктом власти, но для Батлер сексуальные меньшинства - ничуть не в меньшей степени продукты регулятивной власти. Генеалогический подход исключает всякую возможность обсуждения любой сексуальности в терминах изначальности.
Сексуальные субкультуры называют позиции, в которых разорвана гетеросексуальная троица тело-желание-роль, в которых человек не является ни мужчиной, ни женщиной. Восклицание Моники Витти «лесбиянка - не женщина», которое в свое время шокировало собравшихся на феминистскую конференцию, нужно понимать в этом контексте.
Батлер в предисловии к «Бедствию пола» приводит пример из фильма Джона Уотерса «Лак для волос», где знаменитая королева наркоманов Дивина поразительно реальна в своей искусственности. Личность Дивины, пишет Батлер, позволяет нам предположить, что «пол - это род постоянного наркотика, который сходит за реальность». Далее Батлер спрашивает: «Не является ли наркотик имитацией пола или он драматизирует те жесты, с помощью которых продуцируется пол вообще?»
Это другой успешный поворот мысли, который удается Батлер в ее подходе к полу. Батлер предлагает мыслить пол не как сущее, но как действие. Пол постоянно продуцируется имитирующим представлением. Батлер умно отмечает, что половая идентичность в действительности конституируется перформативно теми жестами, о которых обычно думают как о результатах такой идентичности. Согласно Батлер, пол - это те действия, которые создают ту идентичность, на которую и претендует пол.
Перформативность
Перформативная концепция пола была вызвана к жизни культурой лесбиянок и гомосексуалистов, культурой, которая предлагает совершенно иные представления пола. Но это только помогает нам увидеть более ясно, в каком смысле нормативный пол оказывается также и перформативным. «Имитируя пол, наркотик тем самым раскрывает имитирующую структуру самого пола - и одновременно ее случайность», - пишет Батлер.
Перформативное видение пола является философски наиболее интересным. Оно участвует в деконструкции метафизики субстанции в той мере, в какой оно отказывается задавать вопрос о бытии. Оно достигает эффективного генеалогического поворота. Прежде всего оно самым серьезным образом ставит под вопрос само различение природы и культуры. Тело, вместо того чтобы быть «естественной» категорией, всегда обнаруживает себя как сконструированное тем или иным дискурсом, будь то дискурс науки, сексуальности или гендеризированной культуры, и никогда не остается просто телом.
Существует широко распространенное непонимание теории Батлер, согласно которому Батлер думает, что пол - это представление, а поскольку оно всего лишь представление, то кто угодно в любой момент, одним действием своей воли, может принять тот пол, который он пожелает. Это непонимание. Батлер не утверждает, что пол - это представление, она говорит, что пол перформативен.
Философская мысль, которая лежит в основе Батлеровской теории пола, - это идея перформативности, связанная с теорией речевых актов. Я напомню ее основную идею.
Начало теории речевых актов было положено книгой Дж. Л. Остина «Как словами делать вещи» (1962). Мы привыкли думать о языке как о создающем утверждения и описывающем реальность. Остин заметил, что существует иной тип употребления языка, отличный от изложения фактов, то есть от того, что он называет констатирующим употреблением («кошка сидит на коврике»). Существуют высказывания, которые, вместо того чтобы утверждать что-то, что-то делают, чего-то достигают, являются актами. Их Остин называет перформативами. В пример он приводит предложения «Я объявляю вас мужем и женой» или «я обещаю». Оба предложения достигают определенного положения дел - женитьбы или обещания. С помощью таких предложений говорящий действует.
Перформативные предложения, для того чтобы быть успешными и эффективными, должны произноситься при правильных обстоятельствах (священник в церкви, а не актер на сцене). Они оказываются неэффективными, если в культуре отсутствует институт, который делает эти выражения действительными. Обещание не было бы обещанием, если бы в культуре не существовало института обещания, а выражение «я объявляю вас мужем и женой» не создавало бы брака, если бы в культуре не было института брака.
В чем состоит этот институт? Он состоит в повторении. Такие действия повторимы, они повторяются. Более точно, институт (как обещание [обещания дают], как брак [браки объявляются]) существует благодаря повторению. Каждое повторение усиливает институт; если такие действия больше не повторяются, культурно существующий институт прекращает существовать.
Когда Батлер утверждает, что пол перформативен, она имеет в виду следующее. Пол имитируем и, рассмотренный онтологически, существует благодаря повторению. Существо дела в том, что мы мужчины и женщины не потому, что мы рождены с определенными телами, но мы мужчины и женщины потому, что в культуре присутствует институт мужчины и женщины (включающий в себя как sex, так и gender). Существуют имитируемые мужественность и женственность, имитации которых постоянно осуществляются, и благодаря тому, что они осуществляются снова и снова, мужское и женское снова и снова репродуцируются.
Это не означает, что чей-то определенный пол может быть с легкостью изменен. Как раз напротив, чем больше Батлер исследует эту власть, тем более властной она ее видит. В книге «Тела, которые имеют значение», она идет еще дальше и исследует, как определяющая пол гетеросексуальная власть дает гендеризированные возможности стать понятным субъектом вообще.
Батлер не утверждает, что тела не имеют значения, она говорит, что различные виды тел были бы не достаточны для того, чтобы установить пол. Мы имеем пол не потому, что мы рождены с определенным типом тела, но потому, что в культуре существует власть, которая посредством повторения делает возможным (и необходимым) обладание определенным полом.
Можно спросить, какое это имеет значение - имеем ли мы пол из-за наших тел, или из-за того, что власть настолько властна, что делает необходимым для каждого субъекта иметь определенный пол.
Для меня как для политического теоретика и как для того, кто интересуется странной политикой (той, что предлагает позиции, стоящие вне бинарной оппозиции мужчина и женщина), это имеет решающее значение. Прежде всего, это дает возможность понять, что существуют другие идентификации и что образцы мужского и женского могут быть по-разному исполнены. Во-вторых, это допускает сдвиги во власть, поскольку и sex, и gender оказываются политизированными. В-третьих, это имеет постмодернистский эффект по-иному поставленного вопроса. Вопрос не в том, что является подлинной правдой, но в том, какой тип власти продуцирует то, во что мы верим как в истину. Все это выливается в политический и открытый подход.
Примечания
[1] Butler, Judith. Gender Trouble. Feminism and the Subversion of Identity (New York: Routledge, 1990); Butler, Judith. Bodies that Matter. On the Discoursive Limits of “Sex” (New York: Routledge, 1993); Butler, Judith. Excitable Speech. A Politics of the Performative (New York: Routledge, 1997); Butler, Judith. The Psychic Life of Power (Stanford: Stanford University Press, 1997).
[2] Смотри: Berman, Art (1994) Preface to Modernism (Urbana: University of Illinois Press); Best, Steven and Kellner, Douglas (1991) Postmodern Theory. Critical Interrogations (New York: The Guilford Press); Connor, Steven. Postmodernist Culture. An Introduction to Theories of the Contemporary (Oxford: Basil Blackwell, 1989); Harvey, David. The Condition of Postmodernity. An Inquiry into the Origins of Cultural Change (Oxford: Basil Blackwell, 1989); Hassan, Ihab. The Postmodern Turn. Essays on Postmodern Theory and Culture (Ohio: Ohio State University Press); Hutcheon, Linda. The Politics of Postmodernism (New York: Routledge, 1989); Huyssen, Andreas. After the Great Divide. Modernism, Mass Culture, Post-Modernism (Bloomington: Indiana Univetsity Press, 1986); Jameson, Frederic. “Postmodernism, or the Cultural Logic of Late Capitalism” New Left Review no 146, July-August 1984, pp. 15-92; Jenncks, Carl. The Language of Post-Modern Architecture (London: Academ Editions, 1984) Orig. 1977; Norris, Christopher. What's Wrong with Postmodernism. Critical Theory and the Ends of Philosophy (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1990); Welsch, Wolfgang. Unsere postmoderne Moderne (Weinheim: VCH, Acta Humaniona, 1988).
[3] Foucault, Michel. “Nietzsche, Genealogy, History” in Language, Counter-Memory, Practice: Selected Essays and Interviews Ed. Donald F. Bouchard (Ithaca: Cornell University Press, 1988), pp. 139-164. Orig. 1971.
[4] В феминистском дискурсе нарастает требование создать языковой эквивалент для “gender” как отличного от “sex” во всех остальных языках. В немецком и финском иногда используют английское слово “gender”, но употребительны также и другие формулы, обозначающие gender, например, немецкая “Geschlechtsidentität” или финское “sosiaalinen sukupuoli” (социальный пол). В шведском недавно начали использовать “genus” как перевод английского “gender”.
[5] Donna Haraway, Primate Visions. Gender, Race, and Nature in the World of Modern Science (New York: Routledge, 1989); Donna Haraway, Simians, Cyborgs, and Women. The Reinvention of Nature (New York: Routledge, 1991).
[6] Подробнее смотри Pulkkinen, Tuija. The Postmodern and Political Agency (Helsinki: Department of Philosophy, University of Helsinki, 1996), pp. 174-177.
[7] Donna Haraway, Primate Visions, p. 290.
Перевод О. С. Гаврюшкиной
Об авторе
Туя Пулькинен — доктор философии, преподаватель отделения философии университета Хельсинки, Финляндия.