Соотношение философии и науки: антиинтеракционистская концепция
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.
16 персоналии
Сторонниками антиинтеракционалистской концепции являются представители философии жизни, философии культуры и экзистенциализма (В. Дильтей, Г. Риккерт, В Виндельбанд, Г. Зиммель, М. Хайдеггер, Э. Кассирер)
конспект соотношение философии и науки
Антиинтеракционистская концепция
Антиинтеракционализм – концепция современной философии науки, согласно которой философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними нет и не может быть никакой взаимосвязи. Развитие и функционирование различных наук и философии идет параллельными курсами независимо друг от друга, поскольку у каждого из этих типов знания своя внутренняя логика развития.
Главный принцип: философия – ненаучна, наука – нефилософична.
Наука и философия по своей природе дуалистичны, равноправны и самодостаточны; никакой внутренней связи между ними не существует. У философии и науки совершенно несхожие предметы и методы, исключающие возможность влияния философии на науку и наоборот. Если влияние науки на философию эпизодически и случается, то оно остается чисто внешним и скорее приносит вред, чем пользу, так как приводит к подмене внутреннего опыта переживания ценностей (которые только таким образом и могут быть постигнуты и усвоены) на внешний предметный опыт познания, чуждый философии как таковой.
17 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ФИЛОСОФИЯ и НАУКА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
ТЕМА:
СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ: ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.
18 персоналии
Свой вклад в развитие диалектической концепции соотношения науки и философии внесли:
философы:
Платон, Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант, Г.В. Гегель, Б. Рассел, А. Бергсон
ученые:
Г. Галилей, И. Ньютон, А. Эйнштейн, А. Пуанкаре, Н. Бор, В. Гейзенберг, И. Пригожин, Н. Моисеев
конспект соотношение философии и науки
Диалектическая концепция
Главный принцип: философия и наука взаимосвязаны. Философия есть теоретическое мировоззрение.
Философия и наука рассматриваются как две качественно различные по многим параметрам виды знания, однако, внутренне взаимосвязаны между собой и активно используют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них.
Конкретным выражением внутренней взаимосвязи науки и философии является: наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий; наличие слоя частно-научного знания, используемого в философской аргументации и построениях. Кроме того, выражением необходимости внутренней связи науки и философии является разработка такой “кентавровой” области знания как философия науки.
Диалектичность этих связей связана с тем, что:
между философией и наукой существует внутренняя, необходимая и существенная взаимосвязь; между философией и наукой существует диалектически противоречивое единство; между философией и наукой существует взаимодействие на принципах равенства.
19 персоналии
Владимир Иванович Вернадский
1863 – 1945
русский естествоиспытатель и мыслитель, работавший на стыке естественных наук. Огромное значение придавал роли философии и методологии для исследований в области естественных наук.
хрестоматия Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста
<...> Наука и философия находятся непрерывно в теснейшем контакте, так как в известной части касаются одного и того же объекта исследования.
Философ, углубляясь в себя и связывая с этим своим систематическим размышлением картину реальности, в которую он захватывает и многие глубокие проявления личности, едва затронутые или совсем незатронутые наукой, вносит в нее своей методикой, поколениями выработанной, логическую углубленность, которая недоступна в общем для ученого. Ибо она требует предварительной подготовки и углубления, специализации, времени и сил, которые не может отдавать им ученый, так как его время целиком захвачено его специальной работой. Поскольку анализ основных научных понятий совершается философской работой, натуралист может и должен (конечно, относясь критически) им пользоваться для своих заключений. Ему некогда самому его добывать.
Граница между философией и наукой - по объектам их исследования - исчезает, когда дело идет об общих вопросах естествознания. Временами даже называют эти обобщающие научные представления философией науки.
20 словарь
Ноосфе’ра
целостная планетарная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного сосуществования общества с окружающей средой.
В. Вернадский
Цит.:
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
хрестоматия Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста
Тесная связь философии и науки в обсуждении общих вопросов естествознания («философия науки») является фактом, с которым как таковым приходится считаться и который связан с тем, что и натуралист в своей научной работе часто выходит, не оговаривая или даже не осознавая этого, за пределы точных, научно установленных фактов и эмпирических обобщений. Очевидно, в науке, так построенной, только часть ее утверждений может считаться общеобязательной и непреложной.
Но эта часть охватывает и проникает огромную область научного знания, так как к ней принадлежат научные факты - миллионы миллионов фактов. Количество их неуклонно растет, они приводятся в системы и классификации. Эти научные факты составляют главное содержание научного знания и научной работы. Они, если правильно установлены, бесспорны и общеобязательны. Наряду с ними могут быть выделены системы определенных научных фактов, основной формой которых являются эмпирические обобщения.
21 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ФИЛОСОФИЯ и НАУКА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
ТЕМА:
ФИЛОСОФИЯ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Лит.:
Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. № 1.
22 словарь
Полифо’ния
в философии учение об одновременном взаимодополняющем звучании неслиянных голосов и стереоскопическом видении, согласно которым различные составляющие и компоненты обретают смысл не обособленно друг от друга, но в диалектическом сопряжении, понимаемом как момент общего развития.
конспект философия и формы культуры
Философия есть не-наука, т.к. ставит вопрос о мире как целом, а не исследует его частные аспекты.
Философия есть не-теория: философия начинается там, где заканчиваются схематизм, логика определений, дедукция, философия укореняет фундаментальное сомнение в действительности извечного и всеобщего бытия, как оно представлено в теории.
Философия есть не-религия, не-политика: философия есть свободомыслие её главные принципы – сомнение, скепсис и ирония (философ - человек, сомневающийся там, где сомневаться невозможно или запрещено); религия же и политика есть формы идеологии.
Философия есть не-искусство, т.к. исследует не особенное (данную личность, эту судьбу, этот характер), но всеобщее.
Философия есть не-этика,т.к. не ограничивается выработкой и обоснованием норм человеческой морали, а постигает мир в целом.
Философское знание полифонично:
не будучи ни искусством, ни наукой, ни религией, ни политикой, ни этикой как таковыми, философия всегда существует на гранях перечисленных форм духовной жизни.
23 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ФИЛОСОФИЯ и НАУКА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
ТЕМА:
ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К НАУКЕ: ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ НАУКА
Лит.:
Философия / под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2002.
Цанн-Кай-Си Ф.В. Философия как теоретическое мировоззрение. Владимир, 2000.
24 словарь
Наука
это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины, обобщение и систематизацию фактов, открытие объективных законов и выработку методов познания, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
конспект философия есть наука
Существует три точки зрения на соотношение философии и науки.
Первая исходит из утверждения, что философия – это система научных знаний. Этот взгляд берет свое начало от Аристотеля и рассматривает философию как “науку о всеобщих законах развития”. Аргументы, приводимые в защиту этой концепции, следующие:
философия имеет единые с наукой принципы освоения действительности; важнейшими среди них являются объективность, системность, проблемность; философия как предельно общее знание интегрирует и обобщает научное знание и в силу этого не может не быть наукой; философия выполняет единые с наукой функции: познавательную, прогностическую, методологическую, мировоззренческую, воспитательную; философия, как и любая научная система знаний, имеет свои законы (диалектики, развития общества и др.) и свой категориальный аппарат (материя, сознание, бытие, время, общество, человек); если допустить, что философия не является наукой, то тогда в статусе научных знаний следует отказать всему обществознанию (истории, этике, социологии).
25 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ФИЛОСОФИЯ и НАУКА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
ТЕМА:
ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К НАУКЕ: ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ НЕ-НАУКА
Лит.:
Философия / под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2002.
Цанн-Кай-Си Ф.В. Философия как теоретическое мировоззрение. Владимир, 2000.
26 экскурс
Позиции, что философия – это не наука, а мировоззрение, модернизированный миф, придерживались представители логического позитивизма. С точки зрения М. Шлика и Р. Карнапа, философия не является наукой потому, что никогда не имела своего предмета. Ее история – это история погони за миражами, попыток разрешать псевдопроблемы.
конспект философия есть не-наука
Если философия – предельно общее знание, то это – мировоззрение, а мировоззрение не является наукой; наличие у философии своего категориального аппарата и устойчивых связей (законов) еще не свидетельствует о научности системы знаний (свои категории имеют и алхимия, уфология и магия).
То, что философия не является наукой, подтверждают следующие аргументы. Выводы философии всегда гипотетичны, а в науке должны быть точность, определенность и однозначность. Философия субъективна по определению – в ней сколько философов, столько и философий. Философские знания всегда содержат в себе оценку, которая не может быть объективной, следовательно, и сами знания становятся субъективными. Полученные философией данные нельзя подтвердить опытом (верифицировать), равно как невозможно их и опровергнуть (фальсифицировать) в силу их неконкретности, абстрактности. Философия оперирует ненаучным языком, категории философии неопределенны, многозначны, разные философы в одно и то же понятие вкладывают различный смысл. Философия не является наукой в силу того, что в ее предмет входит культура.
27 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ФИЛОСОФИЯ и НАУКА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
ТЕМА:
ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К НАУКЕ: ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Лит.:
Философия / под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2002.
Цанн-Кай-Си Ф.В. Философия как теоретическое мировоззрение. Владимир, 2000.
28 словарь
С т.зр. современного понимания сущности философии можно утверждать, что философия – это теоретическое (опирающееся на научное знание) мировоззрение. Другими словами, философия как теория мировоззрения является обоснованием центрального мировоззренческого отношения “человек-мир” и по отношению к практическому мировоззрению выполняет критическую функцию.
Цанн-Кай-Си Ф.В.
конспект философия есть теоретическое мировоззрение
Философия и наука как две самостоятельные системы знаний взаимопереплетаются, взаимопроникают друг в друга, неразрывно связаны между собой и взаимодополняют друг друга. Поэтому их противопоставление условно.
В русле современных подходов, философия определяется как научное мировоззрение, т.е. с одной стороны, это наука мировоззренческого, предельно общего уровня, а с другой – это мировоззрение, основывающееся на научном знании.
Философские знания всегда интернациональны (нацелены на что-либо) и всю силу своих познавательно-эвристических возможностей направляют на вооружение человека знанием всеобщего, на определение жизненно важных для человека феноменов. При этом философия интегрирует рациональное знание науки и чувственное знание культуры, становясь тем самым рационально-эмоциональным мировоззрением.
Сегодня философия не претендует на то, чтобы быть “царицей наук”, но в то же время она является предельно широким знанием и в этом качестве способна вооружить другие науки исходными принципами, наиболее общими методами познания и преобразования действительности.
29 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
ТЕМА:
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ: КОГНИТИВИЗМ
Лит.:
Философия / под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2002.
Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.
30 словарь
Когнитиви’зм
(от лат. cognitio — знание, познание) — совокупность разнородных концепций, объединенных не всегда явно выраженным убеждением, что все явления физического и психического миров суть явления познавательные и могут быть описаны в терминах логики познания и процессов переработки информации.
конспект гносеологические концепции: когнитивизм
Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса философии касается проблем познаваемости/непознаваемости мира: может ли объективная реальность быть данной сознании человека и каким образом (оппозиция когнитивизма и агностицизма); что первично в процессе познания: разум или чувства (оппозиция рационализма и эмпиризма).
В классический период развития науки большинство ученых и философов утвердительно решали вопрос о познаваемости мира. Такой подход условно называют когнитивизмом. В основе когнитивизма, с одной стороны, установка на неопровержимость и самозамкнутость системы знания, постулирование зеркального соответствия знания действительности, трактовка развития знания как линейного количественного его расширения за счет усвоения новых истин. С другой – установка на способность расшифровывать и интерпретировать сведения об окружающем мире, домысливать и достраивать в сознании те сведения о мире, которые в данный момент не доступны непосредственному восприятию, способность индивидов производить практическое знание о мире и дискурсивное знание об устройстве мира и общества.
31 словарь
Гносеоло’гия
(от греч. gnosis -познание и logos - учение) - учение о познании, возможности и условиях получения истинного знания. По Н. Гартману, метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической.
хрестоматия [фрагменты] когнитивизм
Бог – чеканщик монеты, человек – меняла, определяющий ее ценность. Бог может все создать, а человек все познать, ибо потенциально заключает в себе все [Николай Кузанский].
Жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое. И нет пределов его способностям [Ф. Бэкон].
Удивительно не то, что Вселенная бесконечна, а то, что человек способен раскрыть все ее тайны [Б. Паскаль].
Если человек – медиум, в котором познает себя Мировой Разум, то нет никаких границ тому, что человек может познать. По идее, человек может знать все [Г. Гегель].
Пределы науки похожи на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем дальше они отодвигаются [Буаст].
Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере, отчасти, нашему восприятию и нашему разуму [А. Эйнштейн].
32 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
ТЕМА: