Сферы функционирования науки
процесс получения нового знания;
объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся систему (а не суммирование их);
поддержание инфраструктуры: профессиональных объединений ученых, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых;
особая область человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.
конспект философия науки и дисциплины, изучающие науку
Логико-гносеологические функции философии науки: онтологическая: построение различных моделей реальности; методологическая: разработка принципов познания; логическая: формирование логики научного исследования и построения теорий; эвристическая: помогает совершить научные открытия.
Социокультурные функции философии науки: аксиологическая: формирование ценностных и мировоззренческих ориентиров науки; деятельностная: исследование общих особенностей познания как вида деятельности и как отношения; координирующая: устанавливает взаимосвязи.
Функции науки:
описательная: выявление существенных свойств и отношений действительности; систематизирующая: встраивание объективных знаний в систему; объяснительная: объяснение сущности изучаемого явления, причин его возникновения и развития; производственно-практическая: возможность применения полученных знаний на практике; прогностическая: возможность научного предвидения явлений в будущем; мировоззренческая: внесение полученных знаний в существующую картину мира.
11 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ФИЛОСОФИЯ и НАУКА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
ТЕМА:
СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.
12 персоналии
Представители трансцендентализма:
- Аристотель
- Аквинский
- Спиноза
- Гегель
- Шеллинг
конспект соотношение философии и науки
Трансценденталистская
[метафизическая, натурфилософская] концепция
Главный принцип: философия – наука наук[царица наук].
Гносеологический приоритет философии как более фундаментального знания по отношению к конкретным наукам
Самодостаточность философии по отношению к частно-научному знанию и существенная зависимость частных наук от философии; относительность и партикулярность истин конкретных наук.
Философия формулирует наиболее общие законы о мире, человеке и познании. Философия стремится к достижению объективно-истинного характера своих теоретических утверждений
Истины философии “выше” истин частных наук. Истины разума (истины философии) всеобщи и необходимы; истины опыта (истины науки) всегда только вероятны. Источник истин философии – самопознающее мышление [Логос]. Частно-научные истины получают доказательный статус только в том случае, если выведены из всеобщих и необходимых истин философии.
13 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ФИЛОСОФИЯ и НАУКА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
ТЕМА:
СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ: позитивистская КОНЦЕПЦИЯ
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.
14 персоналии
Позитивизм
- О. Конт
- Г. Спенсер
Эмпириокритицизм
- Э. Мах
- Р. Авенариус
Неопозитивизм
- Б. Рассел
- Р. Карнап
- Л. Витгенштейн
Постпозитивизм
- К. Поппер
- Т. Кун
- И. Лакатос
- П. Фейерабенд
конспект соотношение философии и науки
Позитивистская концепция
Главный принцип: наука – сама себе философия.
Провозглашается приоритет частно-научного познания по сравнению с традиционной философией.
Философия рассматривается как одна из конкретных наук, отличающаяся от других только ее специфическим предметом.
Для исследования проблем природы, общества, познания и человека, философия должна использовать научные методы (наблюдение, обобщение и математическую формулировку).
Проблемы философии неразрешимы, а значит являются мнимыми, лишенными научного смысла “псевдопроблемами” и должны быть изгнаны из науки.
Историческая миссия философии по отношению к науке закончилась: польза от связи наук с философией проблематична, вред – очевиден. Традиционной философии с ее методами место на интеллектуальном кладбище, нельзя допускать философский стиль мышления и его умозрительные спекуляции в науку. Наоборот, сама философия должна отныне строиться по канонам конкретно-научного мышления.
15 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ФИЛОСОФИЯ и НАУКА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
ТЕМА: