Тема 23: «Политико-правовая культура личности»

Цель занятия: формирование компетенций № 1, № 2 путем анализа политико-правовой культуры личности в социальном контексте.

Задачи: - рассмотреть структуру социальной сферы общественной жизни;

- проанализировать феномен политической жизни общества;

- раскрыть специфику права как формы регулирования общественной жизни;

- проанализировать понятие правового государства.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: основную проблематику и представителей философии Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени, а также основные историософские парадигмы.

2. После изучения темы: сущность социальной и политико-правовой сфер жизни общества.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по философским проблемам в политико-правовой сфере;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

Вводный контроль:

1. Раскройте суть «природоцентризма» и «социоцентризма»?

2. Какова античная модель исторического развития?

3. Какой античный мыслитель считается создателем первой утопии?

4. Какой средневековый философ разработал линейную концепцию исторического развития?

5. Кто из философов Просвещения ввел термин «философия истории»?

6. Что Гегель считал критерием прогресса?

7. Какой философский тандем разработал теорию материалистического понимания истории?

8. Какие общественно-экономические формации выделяют в «историческом материализме»?

9. В чем состоит суть технологического подхода к периодизации истории?

10. Кто из представителей немецкого экзистенциализма является автором концепции «осевого времени»?

11. Кто является автором книги «Конец истории и последний человек»? В чем ее суть?

2. Беседа по теме занятия:

1. Социальная структура и виды социальных общностей.

2. Политическая система и ее основные элементы.

3. Право как форма регулирования поведения людей.

4. Правовое государство.

Выводы:

Политико-правовая культура личности основана на способности человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и другими людьми, а также на понимании структуры политической сферы общественной жизни. К основным элементам политической жизни общества относятся политические институты (государство, партии, профессиональные союзы и т. д.) и политические нормы (конституции, законы и подзаконные акты, уставы), а также обыденные политические взгляды, идеи и теории, которые можно объединить понятием «политического сознания».

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. Назовите и охарактеризуйте виды социальных общностей.

2. Раскройте понятие политической жизни общества.

3. Назовите основные элементы политической системы.

4. Дайте сравнительный анализ гражданского и политического обществ.

5. Раскройте понятие «правовое государство».

6. Проанализируйте право как форму регулирования поведения людей.

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. Напишите краткий (ок. 1,5 страниц) очерк на тему «Личность и политика», используя в качестве эпиграфа одно из предложенных высказываний:

1. «Если ты не занимаешься политикой, политика займется тобой» (Бисмарк).

2. «Ходят слухи, будто бы меня интересует мораль политики. Помилуй Бог! Разве я похож на мистика?» (Станислав Ежи Лец).

3. «Политика беспринципного практицизма есть самая непрактичная политика» (В. И. Ленин).

4. «Штыками можно сделать все что угодно; только нельзя на них сидеть» (Наполеон Бонапарт).

Задача 2. Как высказался Б. Н. Стругацкий (1933 – 2012) перед президентскими выборами 1996 года: «Я считаю нормальной отмену выборов, на которых большинство может проголосовать за антидемократов. За людей, которые, придя к власти, тут же демократию прекратят».

1. Взяв за эпиграф это высказывание, напишите эссе «Как возможна демократия?».

2. Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля (1874 – 1965) о том, что демократия – отвратительная форма правления, но все остальные еще хуже? Ответ обоснуйте.

3. Придумайте свой вопрос к этому высказыванию Б. Н. Стругацкого.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. – 3-е изд.,

перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. – 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

Наши рекомендации