Тема 20: «Сущность и структура морали»
Цель занятия:формирование компетенции № 2 посредством анализа морали в качестве формы общественного сознания.
Задачи:
- рассмотреть понятия «этика», «мораль», «нравственность» в их взаимной соотнесенности;
- рассмотреть основные теории морали; проанализировать структуру морального сознания.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: основных представителей мировой философии и их учения, основную философскую терминологию.
2. После изучения темы: ключевые этические теории и понятия.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по философским проблемам морали;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Раскройте деятельностный подход к пониманию культуры.
2. В чем состоит ценностный подход к определению культуры?
3. Проанализируйте суммативный подход к понятию культуры.
4. Как вы понимаете основное различие между культурологией и философией культуры?
5. Раскройте ключевые характеристики культуры.
6. Как вы понимаете процесс отчуждения человека от культуры?
2. Беседа по теме занятия:
1. Этика, мораль, нравственность.
2. Основные теории морали.
3. Структура морального сознания.
3.1. Моральные нормы, качества и принципы.
3.2. Понятия справедливости, ответственности и идеала в социальной теории.
Выводы:
Несмотря на сходство происхождения и этимологии, понятия «этика» и «мораль» приобрели в истории культуры существенные смысловые различия. «Этика» в сложившейся учебно-академической традиции означает науку о «морали» как специфической форме общественного сознания, выражающей высшие ценности и долженствование. Выполняя, наряду с правом, роль регулятора поведения людей, мораль в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов. В частности, если право является атрибутом лишь «государственных» формаций, то мораль – такая регулятивная система, которая обязательна для каждой ступени развития общества. Кроме того, моральные нормы распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и др.).
Классифицировать этические теории можно, в частности, по пониманию источника морали: 1) натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, представляющие мораль как момент развития биологических закономерностей (Ламетри, эволюционная этика); 2) социологические концепции, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элемент общественной организации, как разновидность социальной дисциплины (Т. Гоббс, Дж. Милль, М. Вебер и др.); 3) супранатуралистические концепции, выводящие мораль из некоего трансцендентного источника (Платон, религиозная философия).
Атрибутивной характеристикой морали является ее императивность (от лат.: «требование»), выражающаяся в системе нравственных норм. Генерируемые моральным сознанием социальные идеалы выступают критерием оценки наличного состояния всех сфер жизни общества.
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1. Кто из древнегреческих мыслителей ввел в употребление термин «этика»?
2. Какое место отводилось этике стоиками в системе философского знания?
3. В чем состоит суть «натуралистической ошибки» в этике?
4. Какой философ ввел понятие «категорический императив»?
5. В чем, по Канту, отличие «легальных» поступков от «моральных»?
6. Как называется этическая доктрина Л. Н. Толстого и в чем ее суть?
7. Как вы понимаете кантовское высказывание о том, что честность – это лучшая политика?
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1. Напишите краткий (в среднем 1,5 стр.) очерк на тему: «Возможна ли мораль вне религии?»
Задача 2. Как говорил М. К. Мамардашвили (1930 – 1990): «если мне кто-то скажет, что ему не давал развиваться режим, то я не буду иметь с ним дел, поскольку он сам – человек режима. Режим позволяет или не позволяет ему развиваться». То есть, как пояснял А. М. Пятигорский, «философ сознания не должен жаловаться на ситуацию».
1. Проведите критический анализ широко распространенной житейской позиции: «не я такой – время такое».
2. Как Вы понимаете мысль, что заложники всегда в каком-то смысле сообщники террористов? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Почему «философ не должен жаловаться на ситуацию»?
Задача 3. По словам Э. Фромма (1900 – 1980): «Принцип “меньшего из зол” – это принцип отчаяния. В большинстве случаев следование этого принципа лишь оттягивает победу большего зла».
Согласны ли с этим утверждением? Проведите с одногруппниками диспут на данную тему.
Задача 4. Как Вы понимаете следующее утверждение из трактата Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла»: «Нашему тщеславию хочется, чтобы то, что мы делаем лучше всего, считалось самым трудным для нас. К происхождению многих видов морали».ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. – 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 828 с.
3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. – 304 с.
4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.