Тема 17: «Философия науки и техники» (семинар 1)
Цель занятия: формирование компетенций № 1, № 2 посредством анализа основной проблематики философии и методологии науки.
Задачи:
- рассмотреть специфику научного познания и его методов;
- проанализировать социокультурный контекст науки;
- изучить основные подходы к периодизации истории науки.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: основной круг проблем общего курса философии, а также иметь базовые знания по различным научным дисциплинам (школьный курс физики, химии и пр.)
2. После изучения темы: определяющие признаки научного познания, основные методы науки, ее взаимосвязь с другими формами освоения мира, а также иметь представление о логике развития науки как социального института и как собственно познавательной деятельности.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать самостоятельную позицию по проблемам философии науки и техники;
- использовать положения и категории философии для критического анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов по философии и методологии науки;
- приемами ведения дискуссии;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Охарактеризуйте основные формы эмпирического познания.
2. Опишите основные формы теоретического познания.
3. Что такое «познавательный оптимизм» и «познавательный пессимизм»?
4. Какая сторона объекта обладает большей проблематичностью для познания – сущность или явление?
5. Назовите основные концепции истины.
6. Раскройте диалектику логического и образного мышления.
2. Беседа по теме занятия:
1. Специфика научного познания.
2. Наука как социальный институт.
3. Типы научной рациональности и динамика их смены.
4. Проблема лженауки.
Выводы:
Среди разнообразных форм познавательной деятельности, к которым можно отнести повседневно-практическое, учебное, мировоззренческое, мистическое и другие, наука занимает особое место. Наука может пониматься как форма знания, вид деятельности и особый социальный институт. С наукой непосредственно связано и становление техники, которая рассматривается в виде доминирующего фактора развития цивилизации, особенно на современном этапе.
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1. Охарактеризуйте «классическую» и «неклассическую» науки.
2. В чем специфика «постнеклассической науки»?
3. Дайте характеристику концепции «смены научных парадигм» Т.Куна.
4. Раскройте смысл тезиса П. Фейерабенда «годится всё!».
5. В каком смысле М. Вебер говорил о «расколдовывании мира»?
6. Дайте определение интуиции.
7. Раскройте основные критерии лженауки.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1. Ф. Бэкон (1561 – 1626) в своем труде «Новый органон» (1620) писал: «Для каждого нового и несколько более тонкого опыта, хотя бы (как нам кажется) надежного и заслуживающего доверия, мы все же присоединяем, ничего не скрывая, описание способа, которым мы производили опыт, чтобы люди,- узнав, как обосновано каждое из наших положений, видели, какая в чем может скрываться и корениться ошибка, и побуждались к более верным и более изысканным доказательствам (если таковые имеются); наконец, мы повсюду рассыпаем напоминания, оговорки и предупреждения и в своих опасениях прибегаем чуть ли не к заклинаниям, чтобы устранить и отбросить все ложные представления». Какая норма научной этики обосновывается в данном фрагменте? Что, согласно автору, является высшей научной ценностью?
Задача 2. «Несмотря на то, что методологические основания джастификационизма (веры в то, что научная теория может быть подтверждена с помощью эксперимента) были однозначно опровергнуты, и современные эпистемологические школы от них уже отказались, большинство профессиональных учёных естественнонаучного направления продолжают придерживаться этой ошибочной и очень вредной позиции. <…> Современные эпистемологи в таких случаях обязательно используют другой термин, не "подтверждение", а "подкрепление". Как только учёный начинает считать какое-либо научное знание "полностью подтверждённым" это означает, что субъективно он переводит это знание из разряда проблематичного в разряд непогрешимого. Профессиональные учёные, стоящие на позициях джастификационизма, переводят "полностью подтверждённые" научные знания в разряд верований. Совокупность научных верований учёных составляет их религию, а там, где есть вера и религия, там не может быть места объективному и беспристрастному обсуждению» (реплика Белозерова из его дискуссии с академиком Кругляковым, опубликованной под названием «Борьба с лженаукой как способ подавления научного инакомыслия»).
1. Найдите и объясните основные аргументы против джастификационизма.
2. Попробуйте найти в данном фрагменте софистическое утверждение. Аргументируйте своё мнение.
Задача 3. Академик Степин (р. 1934) в беседе «Наука или лженаука» предлагает следующий критерий лженауки: «Все великие перевороты в науке начинались не с того, что кто-то заявлял, будто создал новую науку, которая все переворачивает сверху донизу и отбрасывает старое. Когда Эйнштейн создавал свою теорию, то начал с решения реальной проблемы и очень скромно озаглавил статью "К электродинамике движущихся тел"… Это - очень важный критерий: если некто претендует на новое видение, отбрасывая теории, апробированные в науке, полагая, что они недействительны, то это сигнал, что скорее всего мы имеем дело с антинаучной концепцией». Попробуйте самостоятельно обосновать данный критерий.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Майданов А. С. Непарадигмальные проблемы, их источники и способы постановки. –
URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/ mai/01.htm.
2. Миронов В. В. Образы науки в современной культуре и философии. – URL:
http://www.philos.msu.ru/community/staff/mironov/publ/miro_k_0.html
3. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
4. Порус В. Н. Рациональность. Наука. Культура. – URL: http://www.i-
u.ru/biblio/archive/porus_razionalnost/
5. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. – 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.
6. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.
7. Юлов В. Ф. Интегративная теория познания / В. Ф. Юлов. – М.: 2014. – 401 с.
8. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.