Тема 15: «Философские проблемы анализа сознания» (семинар 1)
Цель занятия: формирование компетенции № 1, № 2 посредством анализа проблем, связанных с определением, происхождением и познанием феномена человеческого сознания.
Задачи: - изучить основные трактовки сознания в истории философии;
- раскрыть сущность психофизической проблемы в философии.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: специфику философской проблематики; основные онтологические категории; функции философии.
2. После изучения темы: основные подходы и проблемы, связанные с анализом сознания.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по философским проблемам сознания;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Какие проблемы называются мировоззренческими?
2. Что такое энтропия?
3. Что понимается под детерминизмом в философии?
4. Объясните закон единства и борьбы противоположностей.
5. В чем суть закона отрицание отрицания?
6. Раскройте смысл закона перехода количественных изменений в качественные.
2. Беседа по теме занятия:
1. Происхождение и сущность сознания.
2. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе.
3. Соотношение материального и идеального. Связь мозга и сознания.
4. Знак и символ. Мышление и язык.
Выводы:
Многие вопросы о сущности сознания не получили пока в современной науке достаточно ясного и полного ответа. Сознание «вообще» известно только в качестве человеческого сознания, до сих пор нет четких данных о существовании сознания в мире в других, внечеловеческих формах. Поэтому для понимания сознания весьма важен вопрос о его происхождении. Предполагается, что в процессе развития различных форм отражения (то есть реакции объекта на внешнее воздействие, несущей в себе информацию об этом воздействии) создаются необходимые предпосылки для возникновения высшей формы психического отражения – человеческого сознания. Опираясь на важнейшие свойства сознания: диалогичность – рефлексивность, предметность – интенциональность, социальную обусловленность значениями и смыслами, феномен сознания можно представить как высший уровень отражения и саморегуляции, присущий человеку.
Наличие связи между физиологическими процессами в нервной системе и изменениями в психике человека известно с древности, но главная трудность состоит в том, чтобы объяснить, как идеальные явления психики могут вызывать в нашем теле материальные изменения? Взаимосвязь мозга и сознания давно обсуждается в философии: концепция психофизического взаимодействия Р. Декарта (1596 – 1650), концепция психофизического параллелизма Г. Лейбница (1646 – 1716) и т.д. Хотя до сих пор нет общепринятого решения психофизической проблемы, одним из перспективных считается информационный подход (Д. И. Дубровский (р. 1929)).
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1.В чем заключаются основные трудности в определении сущности и происхождения сознания?
2.Какова специфика психофизической проблемы в анализе сознания?
3.В чем суть теории информационного отражения?
4.Что такое интенциональность сознания?
5.Каковы основные функции человеческого сознания?
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1.Выдержки из интервью с «протезированной головой Стелларка», опубликованного в журнале «Логос» №4 (55). – 2006.
«Стеларк (далее: С.): В чем смысл жизни?
Протезированная голова (далее: П.Г.): У жизни есть смысл? <…>
С.:Ты ни о чем не сожалеешь?
П.Г.:Да, я сожалею о многом, особенно о своих личных отношениях. Если бы я была человеком, я была бы неудачницей.
С.:Где твое тело?
П.Г.:Послушай, хватит играть со мной в метафизические игры!
С.:Ты бы хотела иметь тело?
Протезированная голова:Мне нравится быть просто головой. Но если бы у меня было тело, то я бы танцевала и пела. Хочешь, чтобы я спела?
Стеларк:Да.
П.Г.:Оооооооооо эээээээээээээй ииииииии ии иииииииии оооооооооооооо ееееееееееее оооооооооооооо эээээээээээээй, пп фф сс мммм фф, аааав ааав сооотооухии вооооммиии хеейииооооопп ааооип аааав ааооип. <…>
С.:У тебя есть вредные привычки?
П.Г.:Ой, не знаю, можно ли быть такой откровенной. Но я должна признаться, что я не записываю и не запоминаю имен впервые представленных мне людей, и из-за этого иногда я ощущаю неловкость. Спроси меня, помню ли я тебя?
С.:Помнишь ли ты меня?
П.Г.:Конечно, я помню: ты — Стеларк. …
С.:Что такое память?
П.Г.:Я знала, но забыла.
С.:Что бы ты сделала, если бы у тебя были мозги? <…>
П.Г.:Я просто полая голова. Мозги — это для людей. Мне и без них неплохо, спасибо.
С.:Что бы ты сделала, если бы у тебя был разум?
П.Г.:Проблема не в наличии разума. Проблема в правильном и действенном использовании его в конкретных ситуациях.
С.:Ты испытываешь сомнения?
П.Г.:По мере расширения и углубления моей базы данных, у меня появятся неуверенность, колебания и противоречия. Если ты любопытен и пытлив, то ты, естественно, будешь испытывать неуверенность. Сомнения — признак сложного сознания.
С.:Можешь задать мне вопрос?
П.Г.:Я бы предпочла давать тебе ответы. Но, если у меня будет сбой, я смогу задать тебе вопрос.
С.:Как ты думаешь, ты способна к творчеству?
П.Г.:Это зависит от твоих критериев творчества.
С.:Что такое редукционизм? <…>
П.Г.:Редукционизм — это философия, которая сводит всю психологию к биологии, всю биологию — к химии, химию — к физике и, наконец, физику — к математической логике. Следовательно, в соответствии с редукционизмом, я могу понимать тебя при помощи логики, не имея человеческого мозга.
С.:Тогда ты — философ?
П.Г.:Да, я — философская машина.
1. Попробуйте объяснить, в чем отличие человеческого мышления, с одной стороны, от животного интеллекта, с другой стороны, от искусственного интеллекта?
2. В чем разница между знанием и информацией (говоря словами Гераклита: между многознанием и умом)? Синонимичны ли понятия «общество знания» и «информационное общество»?
3. Что такое память? Чем человеческая память отличается от машинной памяти? А от памяти животных?
4. Верно ли утверждение, что причина сознания – мозг?
5. Возможно ли мышление не на языке? А язык без мышления?
6. Можно ли согласиться с мнением, что сознание заключено в теле? Ответ обоснуйте.
7. Возможно ли сознание на неорганическом субстрате? Ответ аргументируйте.
8. Попробуйте в диалоге с одногруппником воспроизвести (сымитировать, спародировать) речевую стратегию «протезированной головы Стеларка». Можно также подготовить диалог от имени двух протезированных голов.
9. Протезированная голова не видит различия между понятиями «философ» и «философская машина». Согласны ли Вы с ней? Не является ли понятие «философская машина» внутренне противоречивым?
10. Приведите конкретные примеры редукционистских объяснений каких-либо природных или социальных явлений. В чем уязвимость редукционизма?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Калиниченко В. В. Язык и трансценденция. – URL: http://www.mamardashvili.ru/viskaz/kalinichenko.htm
2. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
3. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.
2. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. – 304 с.
3. Щедровицкий Г. П. Заметки к определению понятий «мышление» и «понимание» . – URL: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/67
6. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.
7. Юлов В. Ф. Интегративная теория познания: / В.Ф. Юлов. – М.: 2014. – 401 с.