Тема 4: «Эллинистический период в развитии античной философии»
Цель занятия: формирование компетенции № 2 путем анализа учений, относящихся к эллинистическому периоду в развитии античной философии.
Задачи:
- изучить философию киников,
- скептиков,
- эпикурейцев,
- поздних стоиков,
- неоплатоников.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: становление античной философии, и ее эволюцию от натурфилософского периода до классической философии Платона и Аристотеля.
2. После изучения темы: философию киников, скептиков, эпикурейцев, поздних стоиков и неоплатоников.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по философским проблемам эллинистического периода;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Материалистической или идеалистической является философия Платона?
2. Что представляет собой процесс познания по Платону?
3. Каково, по Платону, устройство человеческой психики?
4. Как характеризовал Платон душу и тело, и их отношение?
5. Каким представлял Платон идеальное государство?
6. Каково соотношение между материей и формой по Аристотелю?
7. Какие виды причин выделял Аристотель?
8. Какова структура психики по Аристотелю?
9. Как Аристотель определял «человека»?
10. Как Аристотель объяснял происхождение государства?
11. Каким Аристотель представлял наилучшее государство?
2. Беседа по теме занятия:
1. Расцвет кинизма (Диоген Синопский).
2. Иррационализм скептиков (Пиррон, Аркесилай, Карнеад).
3. Натурфилософские взгляды Эпикура и его этическое учение.
4. Поздний стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
5. Неоплатонизм. (Плотин, Прокл).
Выводы:
Завоевательные походы Александра Македонского положили начало становлению Римской империи, слиянию греческой и римской культур. «Гражданина» греческого полиса сменил «подданный» империи, в связи с чем личностная активность, направленная ранее на преобразование социума, переориентируется на внутренние духовные ценности. В этот период получает распространение индивидуалистическая философия, к которой обращаются как к наставнице жизни и средству утешения. В философских учениях вырабатываются пути достижения спокойного и безмятежного состояния души, пересматривается сложившаяся система традиционных ценностей и оценок. В III веке н.э. возникает религиозно-мистическое направление в античной философии – неоплатонизм, согласно которому иерархия бытия раскрывается через эманацию Единого (божественной творческой силы) в Ум и Душу. Если материальный мир познается по логике Аристотеля, то Единое постигается через экстаз.
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1. Каковы особенности эллинистическо-римской эпохи?
2. Что характерно для философии эллинистическо-римской эпохи?
3. Каковы основные положения философии стоиков?
4. Что называл Диоген Синопский «перечеканкой монеты» и почему?
5. В чем Диоген Синопский видел путь к свободе?
6. Что нового внес Эпикур в атомистическое учение?
7. Каковы основные положения этики Эпикура?
8. Каковы основные положения скептицизма?
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1. Древнеримский император и философ-стоик Марк Аврелий (121 – 180) в своей книге «Наедине с собой» утверждал: «Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери - и сводятся они всего-навсего к мгновенью». Как Вы понимаете это высказывание? Попробуйте возразить на данную мысль цитатой из какого-нибудь философа (или из книги самого Марка Аврелия, если это возможно).
Задача 2. Объясните следующую мысль Марка Аврелия: «А что не делает человека хуже, может ли делать хуже жизнь человека?». Согласны ли Вы с ней? Приведите примеры.
Задача 3. «Несчастный я, такое со мной случилось! – Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий». Объясните своими словами, что такое счастье, по Марку Аврелию? А как Вы сами считаете?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.
3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.
4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.