Тема 3: «Высокая классика в античной философии»
Цель занятия: формирование компетенций № 1, № 2 путем анализа учений, относящихся к расцвету античной философии в Афинах.
Задачи:
- изучить философию Платона, его учение об идеях, душе и познании, этику концепцию идеального государства;
- изучить основные положения философии Аристотеля.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: предпосылки возникновения философии в Древней Греции, ее особенности; основные философские учения раннего периода античности;
2. После изучения темы: философию Платона, его учение об идеях, душе и познании, этику концепцию идеального государства; основные положения философии Аристотеля.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по философским проблемам классического периода античности;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Что понимали под «фюсисом» милетские философы?
2. В чем смысл апорий Зенона?
3. Как Демокрит характеризует атомы?
4. Что такое софистика?
5. Каковы основные характеристики философии Сократа?
2. Беседа по теме занятия:
1. Античная Академия: философия Платона.
- Жизнь и сочинения Платона.
- Учение Платона об идеях.
- Учение о душе и гносеология.
- Этика и учение о государстве.
2. Ликей - школа перипатетиков: философия Аристотеля.
- Жизнь и сочинения Аристотеля.
- Основные положения метафизики Аристотеля.
- Теория познания и логика Аристотеля.
- Психология и этика.
- Учение о государстве и его формах.
Выводы:
Ученик Сократа Платон, основоположник крупнейшей философской школы Древнего мира, Академии, создал целостную концепцию объективного идеализма, где мир идей признается первичным по отношению к миру вещей. Его ученик Аристотель стал величайшим энциклопедистом и систематизатором философских и научных знаний древности. Он критиковал учение Платона об идеях, считая их лишь понятиями, то есть копиями, отражающими вещи материального мира, но не наоборот. Возможностью бытия реальной действительности, по Аристотелю, является материя, а конкретные предметы образуются из нее благодаря форме (гилеморфизм).
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1. Как соотносится, по Платону, мир идей с миром вещей?
2. Какую идею Платон считал высшей, и какой характер она придавала его идеализму?
3. Какие части души выделял Платон?
4. Что представляет собой процесс познания по Платону?
5. Каким представлял Платон идеальное государство?
6. Как Аристотель характеризовал материю и форму?
7. Какие причины выделял Аристотель?
8. Каким существом считал Аристотель человека?
9. Какие три вида души различал Аристотель?
10. В чем суть учения Аристотеля о добродетели?
11. Как Аристотель объяснял происхождение государства?
12. Назовите типологию форм правления по Аристотелю.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1. Прочитайте отрывок из диалога Платона (ок. 427 – 347) «Государство» (360 д.н.э.), в котором излагается миф о пещере. Выполните следующие задания по данному фрагменту:
1. Соотнесите сюжет мифа о пещере с платоновским учением об эйдосах.
2. Как Вы поняли, что такое человеческая природа в состоянии непросвещенности?
3. Что такое в данном контексте пещера, тени, оковы, солнечный свет?
4. Охарактеризуйте человеческую природу в состоянии просвещенности. Добровольно или принудительно происходит выход человека из пещеры?
5. Что значит – вернуться в пещеру? Какие резоны для этого могут быть у человека?
Задача 2.Посмотрите спектакль А. Васильева «Государство» (1992) по одноименному произведению Платона и выполните следующие задания:
1. Инсценировкой какой знаменитой картины ХХ века можно считать вводную мизансцену с яблоком? Дайте свою интерпретацию этой мизансцены.
2. Укажите в спектакле примеры сократической иронии.
3. Найдите в диалогах персонажей софизмы и проанализируйте их.
4. Охарактеризуйте подходы Фрасимаха и Сократа к трактовке справедливости. В чем суть и в чем различие этих трактовок?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.
3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.
4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.