Бедная Лиза и светлый образ Павлика
Нормальные люди и рядовые ситуации,как правило,ничуть не похожи на гармонически сбалансированный идеал с его замечательной способностью служить переходником между вами и счастьем.У реальности имеется сквер-ная привычка царапать и впиваться.Конечно,это неприятная привычка.Но если сравнить с присущей идеалам манерой обламывать,растворять и опус-тошать,то действительность изрядно выигрывает…Как же,спрашивается,быть:не соглашаться на то,что есть, «за неимением лучшего»;не зацикли-ваться на воображаемых образцах;пытаться поверить в возможную«сбычу
мечт»;плюнуть на пустые мечтания и упиться пессимизмом?Не знаем.Еди-ного рецепта никто вам не даст.Придется учиться грамотному обращению с мечтой и самому решать,какой выход–наилучший.
Стоит ли«наводить глянец»на образ своего ребенка и/или на собст-венную жизнь–дело ваше.Но следует учесть одно:глянец–вещь хрупкая.Удаляешь один компонент и вся пирамида рассыпается,словно карточный домик.Достижения и свершения теряют ценность и смысл:теперь главное достижение–это,собственно,безоблачная жизнь.Такая«выдающаяся судь-ба»символизирует избранность ее обладателя.А избранность предполагает безупречность.Значит,чего бы вы не достигли,сплетня всегда найдет«про-кол»в ткани вашего существования,как ни покрывай его золотым шитьем.Нравственный или внешний облик,семейные или деловые отношения–все дает почву для разговоров.Если ничего не обнаружат в настоящем,обсудят,наконец,сомнительное–или,наоборот,выдающееся–происхождение.Дес-кать,чего и ждать от выходца из такой семьи!То есть от потомка такого рода можно было бы ждать и большего!В общем, «не знаю як,но не так»,как ска-зала невестке свекровь.
Бог знает почему образ жизни для обывателя важнее,чем творческие прорывы.Может,из-за того,что объективно понять и оценить результат тру-да,деятельности,творчества не в компетенции«человекозрителя»?Поэтому он просто хочет увидеть и символ-воплощение благодати,удачи и гаранти-рованного успеха.Успеха,неизбежно приходящего к тем,кто живет не абы как,а«правильно».
Лиза училась курсом старше Павлика Соболева.На их гуманитарном отделении,где маль-чики-студенты вообще редко выживали,Павлик казался просто светочем.Красивый,здоровый мальчик,с хорошей кожей,ровными зубами и открытым взглядом ясных голубых глаз.Препода-ватели наперебой хвалили его работы,девочки в него влюблялись пачками.Сама Лиза влюблена в Павлика не была,но для нее он был чем-то вроде воплощения некого принципа вселенской спра-ведливости.Глядя на Павлика,она всем существом впитывала эту самую нехитрую,отчетливую справедливость:вот,если ты родишься у«правильных»родителей,получишь хорошее воспитание
и образование,то все в жизни у тебя будет ясно,легко и хорошо.И за что бы ты не взялся–все у тебя получится,а за твои прекрасные качества тебя все заметят,полюбят,наградят.Видите: «хо-рошим Павликам»не надо долго-долго карабкаться к вершине через темные провалы и мусорные кучи,ломая голову и обламывая ногти,не надо идти на недостойные сделки с совестью ради успе-ха.Чистые помыслы,светлый путь–словом,человек будущего в наши дни.Так что,можно ска-зать,Лиза своими чувствами к Павлику выражала настроения восхищенного общества.
Кроме того,поскольку они учились в одном учебном заведении,Лиза прямо-таки чувство-вала себя причастной к судьбе своего кумира.Она очень обрадовалась,когда Павлик стал извест-ным актером и шоуменом.Это подтверждало ее мысли об светлом,усеянном розами без шипов,«правильном» пути прекрасного человека, чьи ясные глаза и добрая улыбка глядели на нее с рек-ламных щитов и с экрана телевизора.Однажды Лизе крупно повезло.По крайней мере ей казалось именно так-в начале.На вечеринке у своей подруги она встретилась с Соней и Наташей.Обе очень хорошо знали Павлика.Соня училась вместе с ним в одной группе,а Наташа работала вме-сте с Павликом. «Надо же,как повезло!» -подумала Лиза про девушек.Ей казалось,что находится рядом и дышать одним воздухом с Павликом–величайшая привилегия.
И Лиза завела беседу о своем кумире,вдохновенную и многословную–и говорила,пока не осеклась при виде иронии на лицах«счастливиц».Лизиных восторгов они явно не разделяли.«Большого ученого ума, говоришь?» – смеялась Соня. - «Но ведь его работы считали лучшими, - не сдавалась Лиза, -и курсовые,и диплом», - «Честно говоря,не думаю,что нужно иметь хоть какие-то мозги,чтобы написать такую дипломную работу…Одна тема чего стоит. «Архитектура деревни Гадюкино в работах художника Змеюкина»!Этот домик в том пейзаже,а этот в другом.
Реестр,одним словом.Так что извини», - «А почему же хвалили?» -Лиза цеплялась за соломинку.
- «Да потому, что все эти работы ему мама писала. Она еще у нас преподавала. Ну, ты помнишь, кудрявая такая.Что же им,коллегу прикладывать,мордой об стол?Вот и хвалили.Тем более,что тетка она неплохая,трудолюбивая,но без особого полета», - «Надо же, -засмеялась Наташа, -а я-то никак понять не могла,как же он университет окончил?» - «Почему?» -Лиза была готова рас-плакаться, - «Да туповат он,между нами,девочками,и к тому же в общении…неприятен.Я в его команде работала и при первой же возможности в другую группу перешла–и гуд бай,май лав!» -«А как же тогда все? Что такое Павлик?» - Лиза совсем упала духом, - «Штаны!» - хором ответили Соня с Наташей. «Ну,фактура у него подходящая, -снисходительно пояснила Наташа, -ее и экс-плуатируют в хвост и гриву.Шоу-бизнес к штанам очень по-доброму относится.Польза от них есть,доход.Взять,вот,к примеру,тебя.Смотрела столько лет в лучистые Павлушины глаза и пла-кала от умиления.И другие так же.Так что миссию свою Павлик выполняет.А чем прекрасный принц является в реальной жизни-этого лучше не знать».
Конечно,Лизиной коллизии,пардон за каламбур,можно посочувство-вать.Но девушка сама виновата.Ей бы присмотреться,разобраться:и за что
я его полюбила?За красивые глаза?За выдающийся вклад в науку и искусст-во?Нет,скорее за то,что он символизировал.А Павлик символизировал ус-пех,который не надо ни зарабатывать,ни поддерживать,ни упрочивать.Просто живи«как надо» –и все у тебя будет.Павлик олицетворял надежду на светлое будущее для всех«хороших мальчиков и девочек».И блистатель-ный кумир превратился в грубо раскрашенную марионетку,едва трепетная девушка Лиза узнала подноготную Павлушиного«полета в стратосферу» –личные связи в институте да нехитрая функция«фактурного мальчонки»в неромантичной индустрии шоу-бизнеса.От такого крушения идеалов люди болеют-и не потому,что«Павлика жалко»,а потому,что жалко себя:своих надежд,мечтаний и нехитрых расчетов на то,что«правильный и здоровый образ жизни»гарантирует«заслуженный успех и признание».Не стоит уда-ряться в обожание символа.
Подстраивать реалии собственной жизни под глянец–дело неприбыльное,опасное тяжкими душевными разочарованиями.
Но что делать,если вам хочется–или даже требуется-хорошо смот-реться?Делайте то же,что и любой имиджмейкер.Поступайте,как вам удобно,и демонстрируйте окружению лишь ту часть своей жизни,которая подпадает под образец.При этом не позволяйте«аудитории»подходить че-ресчур близко и настойчиво принюхиваться к вашему поведению,мыслям,переживаниям.Мало ли что унюхают!
Кстати,нельзя забывать и о том,что существует целая психологическая категория людей,чьей жизнью руководит демонстрируемая часть личности.Она направляет энергию сознания в определенное русло дальнейшего разви-тия.Речь идет об экстравертах-то есть о личностях,для сознания которых фундаментальной характеристикой служит экстраверсия44.Судьба экстравер-та зависит от его интересов,а не от внутренней рефлексии.Поэтому он в первую очередь ориентирован на социальный контакт и на социальное одоб-рение.Экстраверт не склонен к глубокому анализу жизненных реалий.То,что общество видит и обсуждает,для экстраверта и есть действительность.Экстраверты охотно работают не столько над художественными или науч-
44 Экстраверсия–согласно концепции К.Юнга,установка,обращенная вовне,на объект.
ными произведениями,сколько над собственной внешностью или над своей«социальной маской»: почему бы и нет? Ведь собственный светлый образ – ничуть не менее достойный объект,нежели образ,например,литературный?Экстравертам легко дается эксплуатация«образцовых»фрагментов своей личности–они при этом не вступают во внутренний конфликт с«непоказ-ной»частью собственной индивидуальности.Правда,экстраверт испытывает определенные трудности«в контакте с самим собой»и мало склонен к само-наблюдению.Он обычно хуже осознает мотивы своих поступков,не склонен копаться в себе,вычленять основы и закономерности своих побед и пораже-ний.Экстраверт«легче и удобнее»в обращении,чем его противоположность
– интроверт.
Как вы,вероятно,знаете,экстраверсивной установке сознания соответ-ствует противоположная,интроверсивная45.Ее носители-психологические антиподы экстраверта.Их судьба в большей степени определяется внутрен-ней жизнью личности,а их мышление реалистично,но все же индивидуаль-но.Интроверт хорошо осознает мотивы своих поступков,его социальные контакты ограничены,зато отличаются стабильностью и глубиной.Послед-ствием такой установки сознания в первую очередь становится независи-мость и стойкость.Реальность не заставит интроверта бесконечно подстраи-ваться и прогибаться,а пересуды и советы«добрых друзей»не собьют с пу-ти,на который интроверт ступил самостоятельно.Зачастую интроверты предпочитают перейти в категорию«оригиналов»:в таком положении можно лоббировать свои интересы,как бы не замечая реакции публики.З.Фрейд не признавал интроверсии в ее расширительном толковании: «Мы останавлива-емся на том,что интроверсия обозначает отход либидо от возможностей ре-ального удовлетворения и дополнительное наполнение им безобидных до то-го фантазий.Интровертированный человек еще не невротик,но он находится
в неустойчивом положении».Вероятно,причиной такого взгляда явился тот факт,что при психогенных заболеваниях у экстравертов появлялись интро-версивные тенденции.А вот психические отклонения у интроверта не сопро-вождаются экстраверсивными проявлениями–наоборот,первоначальная ус-тановка усугубляется.Интроверт может полностью раствориться в«безобид-ных-до того-фантазиях»и погрузиться в аутизм46.Или уж если«закру-житься в вихре праздных удовольствий»,то не напоказ,а насмерть.
Кто прав-Фрейд или Юнг–для наших целей не столь уж важно.Важ-но другое:плюрализм в отношении«разнонаправленных»индивидуально-стей полностью себя оправдывает.
45Интроверсия–обратная установка,направленная вовнутрь субъекта,на его собственную внут-реннюю жизнь.
46 Аутизм–феномен подчиненности познавательных процессов внутренним тенденциям и желани-ям субъекта.Объективная реальность при этом выглядит искаженной.Чем сильнее действительность затра-гивает самооценку человека,тем сильнее она искажается в его сознании.При психозах аутизма доходит до полного разрыва контактов с реальностью,к нарушению логических связей и грубому символизму.Э.Блей-лер,описавший это заболевание,рассказывал о случае,когда пациентка заявила,что«она–Швейцария,по-тому что хочет быть свободной».Он же сообщил,что«более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам,
в которых проходит вся жизнь больных;в более легких случаях мы находим те же явления,выраженные в меньшей степени».
Общество нуждается и в экстравертах,и в интровертах.
Просто и тех,и других следует использовать правильно,не доводя экс-травертов до«патологического самоуглубления»,а интровертов–до нервно-го срыва.Конфликты обычно в том и состоят,что люди,мало интересуясь реальными характеристиками сослуживца,собеседника,сожителя,соратника
– в общем, «социального контактера» – напрямую предлагают: «Делай как я!»,словно мы все–пионеры под присмотром товарища Дынина47.Или верят в примитивные подсчеты,основанные на кратковременной(или даже на дав-но ушедшей)моде:надо встречаться,надо общаться,надо иметь связи и не морочить голову себе и мамочке всякими сложностями!Или(что еще смеш-нее)давайте рефлексировать,медитировать,добиваться катарсиса!Откроем чакры,третий глаз,внутреннее ухо,форточки,подвал,чердак–все откроем и проветрим так,чтобы крышу снесло!
Пусть экстраверты без всякой медитации выполняют свою роль,а ин-троверты,попусту не суетясь, -свою.И даже если вы согласны с Фрейдом в том,что интроверсия ведет к неврозу–не пугайтесь заранее.Мало ли что куда ведет.А вернее,все на свете ведет в одну-единственную обитель–и все там будем.Разумный человек найдет в себе силы задержаться подольше и сделать побольше.Так что следует помнить:талантливые люди и интересные находки не являются прерогативой какой-то единственной категории.А зна-чит,и на успех может надеяться каждый.И конечно,нужно подготовить ус-ловия для достижения вожделенного успеха.