Относительно требуемой секретности
Ученики спрашивают: к чему такая секретность в отношении подробностей учения, тело коего публично обнажено в «Эзотерическом буддизме» и «Тайной Доктрине»?
На это оккультизм отвечает: по двум причинам –
а) вся истина слишком сокровенна, чтобы ее выдавать без разбору;
б) знание всех подробностей и недостающих звеньев в экзотерических учениях слишком опасно в руках профана.
Истины, открытые человеку «Планетными Духами» (высочайшими Кумарами, теми, кто более не воплощаются во Вселенной в течение этой Махаманвантары), проявляющимися на земле как Аватары только при начале каждой новой человеческой расы, на стыке или при заключении двух концов малого и великого цикла, с течением времени стирались из памяти человека – по мере того, как он становился все более и более животным. И все же, хотя Учителя эти и остаются с человеком не более того времени, которое требуется, чтобы запечатлеть на пластических умах младенческого человечества извечные истины, преподаваемые ими, дух учений пребывает живым, хотя и латентным, в человечестве. Полное знание первоначального откровения, которым, однако, всегда владели несколько избранных, передавалось – с тех пор и доныне – от одного поколения адептов к другому. Как говорят Учителя в «Оккультном Букваре»: «Сделано это, чтобы впредь оградить их (вечные истины) от полной утраты или забвения в веках грядущими поколениями... » Миссия Планетного Духа – лишь задать основную ноту Истины. Как только он направил вибрацию последней следовать, непрестанно стихая, вдоль всей цепочки расы до конца цикла – он исчезает с нашей земли до следующей планетной манвантары. Миссия любого проповедника эзотерических истин, стоит ли он на вершине или у подножия лестницы знания, точно такая же: как наверху, так и внизу. Мне повелели лишь задать основную ноту различных эзотерических истин среди учеников, представляющих собой единую организацию. Те же единицы из вас, кто на «Пути» поднимутся выше своих соучеников в сфере эзотеризма, получат – как получали и получают упомянутые «Избранные» в главных Братствах – последние пояснительные детали и последний ключ к тому, что они изучают. Однако никто не может надеяться удостоиться сей привилегии, прежде чем Учителя(а не моя скромная персона) сочтут его или ее достойными.
Но если же вы хотите узнать истинную raison d'etre такой политики, я вам сейчас ее предоставлю. Бессмысленно доказывать и объяснять то, что все вы знаете так же, как и я; с самого начала события показали, что никакой предосторожностью пренебрегать нельзя. В нашей организации, насчитывающей несколько сот мужчин и женщин, многие, похоже, не сознавали ни величественной сокровенности данной клятвы (которую некоторые дали на кончике своего пера), ни того факта, что их личность следует презреть совершенно, когда она предстоит пред высшим Я; или что все их слова и заверения не стоят и гроша, если они не подкреплены делами. В этом сказалась человеческая природа и ничего более, а потому на это снисходительно закрыли глаза, и Учительразрешил начать все сначала. Но кроме того, опасность притаилась и в природе самого нынешнего цикла. Цивилизованное человечество, как бы тщательно оно ни охранялось своими незримыми стражами – нирманакаями, которые блюдут наши соответственные расы и народы, из-за своей коллективной кармы находится во власти традиционных врагов нирманакаев, «братьев тени», воплощенных и развоплощенных; и это, как вам уже известно, будет продолжаться вплоть до конца первого цикла кали-юги (1897 г.) и несколько лет после него, так как меньший черный цикл иногда заходит за великий цикл. Так, несмотря на все усилия, стараниями «темных братьев» и вследствие их воздействия на людское сознание, страшные тайны зачастую разглашаются совершенно недостойным лицам, в силу того простого факта, что в некоторых привилегированных организмах то, что западная философия назвала бы врожденными идеями, а оккультизм – «вспышками гениальности»*, являет собой вибрации изначальных истин, приведенные в движение планетными Существами. Раз одна такая идея, основанная на извечной истине, пробуждена, то все, что бдительные Силы могут сделать, – это предотвратить ее полное разглашение. Пример тому можно видеть в Америке в лице Джона У. Кили из Филадельфии; д-ра Баббитта и достойного пособника Хирама Батлера, который известен под именем Видья Ньяяка. Все трое в той или иной степени тяготеют к черной магии, либо бессознательно и с добрыми намерениями, либо сознательно и с самыми гнусными целями.
Все в этой Вселенной дифференцированной материи имеет два аспекта – свою светлую и темную сторону; и эти два атрибута, примененные на практике, ведут: один – к пользе, другой – к вреду. Каждый человек может стать ботаником без явной опасности своим собратьям; и многие химики, постигшие науку эссенций, знают, что каждая из них может как исцелять, так и убивать. Нет такого ингредиента или яда, который нельзя было бы использовать в этих целях – да, от безвредного воска до смертельной синильной кислоты, от слюны младенца до слюны кобры. Каждый новичок в медицине знает это – во всяком случае, теоретически. Но где же тот ученый химик наших дней, которому дозволено открыть «ночную сторону» свойства любого вещества, входящего в три царства науки, не говоря уже о семи царствах оккультистов, т. е. кто из них проник в его Аркану, в сокровеннейшую Сущность вещей и ее первичных корреляций? Тем не менее единственно это знание и превращает оккультиста в подлинного посвященного-практика, независимого от того, обернется ли он братом Света или братом тьмы. Сущность этого тончайшего, не оставляющего ни единого следа яда, самого сильного в природе, входившего в состав так называемых ядов Медичи и Борджиа, могла бы исцелить или убить любого человека в мире, будучи с разбором использована тем, кто прекрасно осведомлен о семеричных степенях ее потенциальности на каждом из планов, доступных человеку на земле; результат, конечно, зависит от того, является ли оператор братом Света или братом Тени. Первому препятствует творить добро расовая, национальная и индивидуальная карма; дьявольским козням второго противодействуют объединенные усилия человеческих «камней» «Охранной Стены»[54].
Неверно думать, что существует какой-либо особый «порошок проекции», или «философский камень», или «эликсир жизни». Последний таится в каждом цветке, в каждом камне и минерале на всей планете. Он есть первичная сущность всего на пути ко все более и более высокой эволюции. Как нет ни добра, ни зла per se, так нет ни «эликсира жизни», ни «эликсира смерти», ни яда per se, но все это содержится в одной и той же вселенской Сущности, причем то или иное следствие, или результат, зависит от степени ее дифференциаций и различных корреляций. Светлая сторона ее дает жизнь, здоровье, блаженство, божественное умиротворение и покой и т. д.; темная же сторона приносит смерть, болезнь, печаль и раздор. Это доказывается знанием природы сильнейших ядов; даже большое количество некоторых из них не причинит организму никакого вреда; тогда как крупица того же яда убивает с быстротой молнии; но та же самая крупица, измененная посредством некоей комбинации, хоть количество ее и остается почти таким же, – исцеляет. Семерично число степеней ее дифференциаций, как семеричны и планы ее действия, причем каждая степень либо благотворна, либо пагубна в своих следствиях, в зависимости от системы, в которую ее вводят. Тот, кто искусен в сих степенях – на пути к практическому адептству; действующий же наудачу, как и подавляющее большинство «целителей души», будь то «ментальные» или «христианские ученые», скорее всего почувствует горькие последствия на себе и других. Наведенные на след примером индийских йогов и их в основных чертах, но неверно изложенной практикой, о которой они лишь читали, но не имели возможности ее изучить, новые секты эти, никем не руководимые, очертя голову ринулись все отрицать и утверждать. Таким образом, они принесли больше вреда, чем пользы. Те же, кто преуспел, обязаны этим своей врожденной магнетической и целительной силе, которая очень часто нейтрализует то, что в противном случае причинило бы много зла. Остерегайтесь, я говорю; Сатана и Архангел больше чем близнецы; они единое тело и единый дух – Deus est daemon inversus.