Психическое видение и гипофиз
Психическое видение есть следствие молекулярного движения гипофиза, который непосредственно связан с оптическим нервом и потому влияет на зрение и вызывает галлюцинации. Его движение может сразу же повлечь за собой вспышки света, такие, какие можно получить при надавливании на глазные яблоки.
Пьянство и лихорадка
Они вызывают зрительные и мозговые иллюзии вследствие деятельности гипофиза. На гипофиз иногда столь сильно влияет пьянство, что он парализуется. Если на оптический нерв оказывается воздействие – следовательно, противоположное, то цвета, вероятнее всего, окажутся дополнительными.
Упражнение
Достигнув гипофиза, если видимый цвет есть ваш собственный цвет, переходите к шишковидной железе; ваш собственный цвет защитит вас. Если же это не ваш цвет, тогда начните упражнение сызнова.
Представьте ▲ отдельно от игры цвета.
Прана
Вопрос 31. Является ли прана продукцией бесчисленных «жизней» человеческого тела и, следовательно, до некоторой степени, сонма клеток, или атомов, тела?
Ответ. Нет; прана есть породительница этих «жизней». К примеру, можно погрузить в океан губку. Вода внутри губки может быть уподоблена пране, вовне – дживе. Прана есть движущий принцип в жизни. «Жизни» оставляют прану, прана же не оставляет их. Выньте губку из воды, и она высохнет, символизируя таким образом смерть. Каждый принцип есть дифференциация дживы, но жизне-движение в каждом есть прана, «дыхание жизни». Кама зависит от праны, без которой не было бы никакой камы. Прана пробуждает камические зародыши к жизни, она делает все желания жизненными и живыми.
Симпатический нерв
Вопрос 32. Относительно Вопроса 16, что именно станет вторым спинным мозгом в шестой расе? Будут ли у иды и пингалы отдельные физические каналы?
Ответ. Симпатические нервные стволы срастутся и образуют еще один спинной мозг. Ида и пингала соединятся с сушумной и станут единым целым. Ида находится по левую сторону от спинного мозга, а пингала – по правую.
Сентябрь 1890 г. Обучение временно прервано по приказу.
[Алиса Лейтон Клифер говорит в своем труде «H. P. Blavatsky, Her Life and Work for Humanity» (Calcutta, 1922, p. 48): «... деятельность Внутренней Группы... была приостановлена на короткое время, по приказу Учителя, вскоре после ее образования, из-за неприличной грызни между двумя ее членами».]
ЗАСЕДАНИЕ*
12 ноября 1890 г.
Присутствуют: К. В., А. Б., И. К.-О., К. Ф. Р., Д. Р. С. М., Г. А. В. К., Л. М. К., В. Р. О., Э. К., Э. Т. С.
После продолжительной дискуссии группа решила связать себя специальной Клятвой. Существовали разногласия по поводу того, насколько далеко должна простираться Клятва, и в конечном итоге, всеми присутствующими была принята и подписана следующая форма.
(Э. Т. Стерди и Кислингбери отдельно дали Клятву Внутренней Группы, когда деятельность ее была временно прекращена.)
«Мы, нижеподписавшиеся, клянемся друг другу, что не бросим оккультизм и будем вместе работать в этой сфере всю оставшуюся жизнь.
Клянемся, что после смерти Е. П. Б. сделаем местопребывание большинства членов нашего Органа штаб-квартирой Общества.
Клянемся, что будем передавать на рассмотрение нашего Органа любой личный вопрос, который может прямо или косвенно затронуть общий интерес – теософию.
Клянемся, что будем охотно и откровенно давать объяснение нашему Органу по любому вопросу, который вызвал сомнение, и в целом поощрять откровенность во взаимоотношениях друг с другом».
«Так помоги нам, наше высшее Я».
Л. М. Купер Д. Р. С. Мид
Г. А. В. Корин И. Купер-Оукли
Э. Кислингбери В. Р. Олд
А. Безант К. Райт
Э. Т. Стерди К. Вахтмайстер
Е. П. Б. сказала, что Внутренняя Группа была Манасом Теософского Общества. Эзотерическая Школа – низшим манасом; Теософское Общество являло собой Четверицу.
ЗАСЕДАНИЕ V
26 ноября 1890 г.
Присутствуют: Л. [М.]К., И. К.-О., В. Р. О., Э. К., Э. Т. С., А. Б., К. Ф. Р., Г. А. В. К., К. В., Д. Р. С. М., А. Л. К. (Последняя дала специальную клятву.)
Космическое сознание
Е. П. Б. продолжила объяснение космического сознания, которое, как и все остальное, находится на семи планах, три из которых – непостижимы, а четыре могут познаваться лишь высочайшим адептом.
Космические планы
Пракритический | Манас-Эго Кама-манас, или высший Психический Праническо-камический, или низший психический Астральный Земной | |
Пракритическое сознание
Потом Е. П. Б. говорила лишь о самом низшем, земном (позднее было решено называть его Пракритическим), он подразделяется на семь планов, а они – еще на семь, что в целом составляет сорок девять.
Земное сознание
Затем Е. П. Б. перешла к низшему плану Пракрити, или истинно земному, и подразделила его на семь.
Истинно земные планы,
или 7-й Пракритический
7. | Пара-Эго – измененный на Атмический |
6. | Внутреннее Эго – измененный на Буддхический. |
5. | Манас-Эго. |
4. | Кама-манас, или низший манас, или высший Психический. |
3. | Праническо-камический, или низший психический. |
2. | Астральный. |
1. | Объективный. |
1. Этот объективный, или чувственный, план есть тот, что воспринимается пятью физическими чувствами.
2. На его втором плане предметы перевернуты.
3. Его третий план – психический, здесь пребывает инстинкт, препятствующий котенку войти в воду и утонуть.
Была дана следующая таблица земного сознания.
1. Чувственное.
2. Инстинктивное.
3. Физиологически-эмоциональное.
4. Страстно-эмоциональное.
5. Ментально-эмоциональное.
6. Духовно-эмоциональное.
7. X.
Они соотносятся с последующим астральным планом.
7. | Астральный X. |
6. | Астральный Буддхический. |
5. | Астральный Манасический. |
4. | Астральный кама-манасический. |
3. | Астральный психический, или праническо-земной. |
2. | Астральный астральный. |
1. | Астральный объективный. |
Астральное сознание
Что касается первого деления второго плана, Е. П. Б. напомнила нам, что все видимое на нем должно быть перевернуто при истолковании, например, цифры предстают в обратном порядке. Астральный объективный соответствует земному объективному.
Второе деление соответствует второму делению земного плана, но предметы здесь чрезвычайно тонки – астрализированный астрал. Этот план – предел обычного медиума, за который он не может переступить. Чтобы достичь его, немедиум должен либо спать, либо находиться в трансе, либо под воздействием веселящего газа. В состоянии обычного делирия* люди переходят на этот план.
Третий план, пранический, является по своей природе чрезвычайно ярким. Острейший делирий переносит больного на этот план. Во время белой горячки страдалец переходит на этот план и на тот, что находится выше. Душевнобольные часто сознательны на этом плане, где они лицезреют ужасающие видения. Он переходит в четвертое деление.
Четвертое деление, мир астральных планов, камический и ужасный. Отсюда исходят искушающие образы; образы пьяниц в камалоке, понуждающие других к пьянству; образы всех пороков, возбуждающие в людях желание совершать преступления. Слабые подражают этим образам на манер обезьян, тем самым подпадая под их влияние. Он является причиной эпидемий порока и циклов бедствий, всякого рода несчастных случаев, носящих групповой характер. Острейшая белая горячка – на этом плане.
Пятое деление есть деление предчувствий в снах, отражения низшего менталитета, мимолетных прозрений в прошлое и будущее, план вещей ментальных, но не духовных. Гипнотический ясновидец может достичь этого плана и может даже, если он человек добрый, подняться выше.
Шестое – это план, откуда исходят все самые прекрасные вдохновения в искусстве, поэзии и музыке; возвышенные сны, вспышки гениальности. Здесь мы можем уловить проблески прошлых воплощений, не будучи в состоянии их локализировать или проанализировать. К. В. видела здесь Учителя, когда она смотрела вниз, на свое камическое тело и, следовательно, находилась выше камического плана.
Мы пребываем на седьмом плане в момент смерти или же во время исключительных видений. Здесь находится утопающий, когда он вспоминает свою прошлую жизнь. Память о событиях на этом плане должна быть сосредоточена в сердце – «Печати Будды»; там она и пребудет. Но впечатления этого плана не отлагаются на физическом мозге.
Общие заметки
Два плана, рассмотренные выше, являются единственными двумя, используемыми в хатха-йоге. Пратьека-Будды не могут подняться выше третьего космического плана. Они обуздали все свои материальные вожделения, но все еще не освободились от ментальных и духовных.
Прана и аурическая оболочка, в сущности, одно и то же, и, опять-таки, как джива она есть то же, что и Всемирное Божество. А оно в своем пятом принципе есть Махат, в шестом – Алайя (Всемирная Жизнь также состоит из семи принципов).
Махат есть высочайшая Сущность в Космосе; нет Сущности божественней; он состоит из тончайшей материи – сукшмы. В нас это Манас, и сами Логосы менее высоки, ибо не приобрели опыта. Манасическая сущность не уничтожится даже при конце Махаманвантары, когда будут поглощены все боги, но вновь выявится из Парабрахмической латентности.
Сознание есть космическое семя сверхкосмического Всеведения. Оно обладает потенциальностью расцвести в Божественное Сознание.
Грубое физическое здоровье препятствует провидчеству. Так было со Сведенборгом.
ЗАСЕДАНИЕ VI
3 декабря 1890 г.
Присутствуют: К. В., Г. А. В. К., А. Л. К., Э. К., Д. Р. С. М., И. К.-О., Л. М. К., В. Р. О., А. Б., К. Ф. Р.
Е. П. Б. продолжила объяснение планов сознания.
Космос Диаграмма I