Тема 1.2. Философская культура в профессиональной деятельности
РАТНИКОВ В.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ
ПО КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЛОСОФИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Для МАГИСТРАНТОВ обучающихся
по направлению подготовки
38.04.01- «Экономика»;
38.04.08 - «Финансы и кредит»;
38.04.09 – «Государственный аудит»;
МОСКВА 2017
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Департамент социологии
РАТНИКОВ В.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ
ПО КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЛОСОФИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Для МАГИСТРАНТОВ обучающихся
по направлению подготовки
38.04.01- «Экономика»;
38.04.08 - «Финансы и кредит»;
38.04.09 – «Государственный аудит»;
Одобрено Департаментом социологии
протокол № от 2017 г.
МОСКВА 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы…стр. 4
2. Варианты контрольных работ …………………………………………стр. 10
3. Список литературы по темам дисциплины:
А) по общим темам для всех направлений ………………………….. стр. 29
Б) по специальнымтемам для направлений:
38.04.01- «Экономика»;
38.04.08 - «Финансы и кредит»;
38.04.09 – «Государственный аудит»....…………………………………стр. 33
1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
При изучении дисциплины «Философия в профессиональной деятельности» магистрантам необходимо выполнить контрольную работу. Подготовка контрольной работы является важным видом самостоятельного изучения магистрантами указанной дисциплины и, кроме того, она является одной из форм текущего контроля знаний. Для ее успешного выполнения необходимо систематически работать с учебной, справочной и научной литературой. Назначение контрольной работы – углубить знания магистрантов по основным проблемам курса, выявить умение анализировать различные теоретические и практические проблемы философии в профессиональной деятельности. Контрольная работа, таким образом, призвана способствовать раскрытию магистрантами единства теории и практики в процессе философского познания. Она также призвана помочь сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности, в экономической и других сферах общественной жизни. При написании работы магистрант должен использовать также современный практический материал для анализа философских проблем в профессиональной деятельности специалиста.
Выбор варианта контрольной работы осуществляется по начальной букве фамилии магистранта:
А - 1,17 2121111111,2128 | З - 8,24 | П -15,1 | Ц -22, 5 |
Б - 2, 18 | И - 9,25 | Р -16,2 | Ч -23, 6 |
В - 3, 19 | К -10,26 | С -17,3 | Ш,Щ -24, 7 |
Г - 4, 20 | Л -11,27 | Т -18,1 | Э -25, 8 |
Д -5, 21 22254 | М -12,28 | У -19,2 | Ю -26, 9 |
Е -6, 22 2623 | Н -13, 29 | Ф -20,3 | Я -27, 10 |
Ж -7, 23 | О -14,30 | Х -21,4 |
Магистрант выбирает по своему усмотрению любой из двух указанных вариантов, соответствующих первой букве его фамилии. Например, магистрант Иванов Б.П. может выбрать либо вариант 9, либо вариант 25. Это делается с той целью, чтобы магистрант мог выбрать тему наиболее близкую ему по научным интересам и профилю будущей специальности. Определившись с номером варианта, магистранту необходимо внимательно ознакомиться с его вопросами, обстоятельно изучить материалы лекций и всю рекомендованную к той или иной теме литературу. В процессе выполнения контрольной работы магистрант должен показать знание основных теоретических вопросов темы, умение оперировать понятиями и категориями философии, а также применять их в процессе теоретических рассуждений и обосновании своих мировоззренческих позиций.
Тему контрольной работы необходимо раскрывать в соответствии с планом, который приводится на первой странице контрольной работы. Ответы на вопросы темы должны быть, по возможности, полными, носить развернутый характер. Изложение темы должно носить самостоятельный характер. Работа, переписанная из учебника или заимствованная из Интернета, приниматься не будет.
С учетом всего сказанного составлена и структура контрольной работы. Каждый ее вариант включат в себя задание, состоящее из 3-х вопросов:
1 – теоретический вопрос;
2 – практический вопрос;
3 - тестовый вопрос.
1 – теоретический вопрос. Ответ на него предполагает раскрытие одного из базисных положений, составляющих основное содержание дисциплины «Философия в профессиональной деятельности». Что бы ответить на него, необходимо ознакомиться, по меньшей мере, с той рекомендованной литературой, список которой дается в конце данного пособия. При этом магистранты могут, конечно, использовать и другие необходимые для раскрытия темы источники. Магистранты должны иметь в виду, что письменный ответ на первый вопрос – это по существу написание реферата на заданную тему. Поэтому в нем должны присутствовать те теоретические данные, которые используются для раскрытия определённой темы. Объем этой части контрольной работы – примерно 8-10 страниц.
Структура ответа (реферата) на этот вопрос имеет следующий вид:
· Вступление;
· Основная часть;
· Выводы;
· Список использованной литературы.
Во вступлении описывается актуальность той или иной темы, определяется предмет, объект и цель изучения проблемы. Обычно вступление в реферате составляет до одной страницы.
В основной части рассматривается основная тема исследования. Этот раздел может состоять из нескольких пунктов, которые раскрывают суть темы. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование выводов и положений, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. Приведите свои аргументы в поддержку позиции по данной проблеме. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. Сам же материал должен быть взят из 4-10 источников литературы в зависимости от его объёма.
Выводы должны быть лаконичными и краткими, конкретно раскрывающие установленную цель написания данного реферата. Объём выводов - одна-полторы страницы. Прочитав выводы, преподаватель должен понять суть и направление раскрытия темы магистрантом. Можно сказать, что сделанные выводы и являются главным результатом выполнения магистрантом задания по данному пункту контрольной работы.
Список использованной литературы. Этот пункт контрольной работы также является ее важным элементом. Ведь источники литературы мы избираем ещё до написания реферата, а потом уже берём из них данные и проводим анализ.
Для написания письменного ответа на первый вопрос нужно использовать материалы лекции, если таковые имеются, а также научные статьи, раскрывающих суть темы работы, при этом желательно те из них, которые изданы в последние годы. Следует иметь в виду, что в статьях раскрывается не только суть исследуемой темы, но и рассматриваются те или иные взгляды автора на определённую ситуацию. Поэтому магистрант должен обязательно использовать данный источник.
2 – практический вопрос.Он представляет практическое задание, при выполнении которого по сути следует решить какую-либо практическую или теоретическую задачу. Важное значение здесь имеет собственная позиция магистранта и те аргументы, которые он приводит в доказательство своей позиции. Поэтому при ответе на него следует давать развернутые ответы с необходимым обоснованием своей точки зрения.
3 - тестовый вопрос. В конце каждого варианта контрольной работы дается тестовое задание. Его содержание касается различных философско-этических и культурных аспектов практической деятельности. При ответе на этот вопрос старайтесь, по возможности, не ограничиваться простым указанием на правильный вариант ответа, а объяснить свою точку зрения, приводя надлежащие доказательства и аргументы.
Обратите внимание на правильное оформление текста контрольной работы.
Титульный лист контрольной работы - заполняется по единой форме (см. приложение 1). На титульном листе должна быть указана фамилия рецензента (преподавателя, читающего лекции на этом потоке).
Для заметок преподавателя следует оставлять поля на каждой странице. Если в тексте приводятся цитаты, они должны содержать ссылки на источники.
В конце текста контрольной работы необходимо поставить дату написания работы и свою подпись.
Общий объем контрольной работы должен составлять 12 -14 страниц печатного текста (формат А4, размер шрифта 14, интервал полуторный). Текст должен быть набран на компьютере.
Магистрант, не выполнивший контрольную работу или не получивший по ней зачета, к сдаче промежуточного зачета не допускается.
И, наконец, помните: при написании любого вида работ - чем раньше вы приступите к выполнению, тем лучше у вас получиться. Не откладывайте написание контрольной работы на последний день (или ночь).
Приложение 1
Оформление титульного листа
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования
«ФинансовЫЙ УНИВЕРСИТЕТ при ПРавительстве
Российской Федерации»
Департамент социологии
Факультет_______________________________________
Кафедра ________________________________
Контрольная работа
по дисциплине: «Философия в профессиональной деятельности»
ВАРИАНТ №……
Выполнил (а): Ф.И.О. студента (ки),
номер группы
Проверил:
должность, звание, Ф.И.О.
Москва
2017 год
Варианты контрольных работ
Вариант 1.
1. Раскройте тему: Нормативные характеристики профессиональной картины мира.
2. «В последние два десятилетия в мире появилась экономика нового типа, которую я называю информациональной и глобальной, что позволяет определить ее отличительные черты и взаимосвязь между ними.
Итак, информационалъная - так как производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике (будь то фирма, регион или нация) зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях.
Глобальная - потому что основные виды экономической деятельности, такие, как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технология, рынки) организуются в глобальном масштабе, непосредственно либо с использованием разветвленной сети, связывающей экономических агентов». Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/02.php
Выразите свое отношение к позиции автора. Ответ обоснуйте.
3. К характеристикам профессиональной этики относятся:
а) свобода, не ограничивающая свободы других;
б) работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег;
в) обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено;
г) этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации единовременным приказом.
Вариант 2.
1. Раскройте тему: Лексические особенности языковой профессиональной картины мира.
2. . Дайте характеристику информационно-технологической революции и ее
особенностям по сравнению с индустриальной революцией.
3. Укажите этические принципы, которые следует использовать в деловом общении между коллегами:
а) не требуйте к себе какого-либо особого отношения со стороны другого;
б) не следует стремиться к четкому разделению прав и ответственности в выполнении общей работы;
в) если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами;
г) если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных.
Вариант 3.
1. Раскройте тему: Логика профессионального мышления и действия.
2. «Постиндустриальное общество, таким образом, является также коммунальным
обществом, где социальной единицей выступает скорее отдельное сообщество, нежели
индивид, и целью ставится достижение “социального решения”, отличного от простой
суммы индивидуальных решений, которые в своей совокупности могут привести к
кошмару, что хорошо видно на примере личных автомобилей и ужасных последствий их
движения. Но кооперация людей гораздо более сложна, чем управление вещами. Участие
становится необходимым элементом сообщества, но когда слишком много групп хотят
слишком многих вещей и не готовы к переговорам и торгу, результатом становится
нарастание конфликтных и неразрешимых ситуаций. Остается выбор между политикой
консенсуса иди политикой тупика». Дэниел Белл. Грядущее постиндустриальное общество. http://www.studfiles.ru/preview/1805599/
Выразите свое отношение к позиции автора. Ответ обоснуйте.
3. Укажите этические принципы, которые следует использовать в общении с руководителем:
а) старайтесь навязывать руководителю свою точку зрения;
б) если случилось какое-либо неприятное событие, то об этом не следует сообщать руководителю;
в) не разговаривайте с начальником категорическим тоном, всегда поддакивайте ему;
г) не стоит обращаться за помощью «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев.
Вариант 4.
1. Раскройте тему: Значение философии культуры для деятельности экономистов и финансистов.
2. Какие социальные проблемы проявляются в развитии информационного общества?
3. Укажите этические нормы, приемлемые для руководителя:
а) делайте ваши замечания подчиненному один на один;
б) критикуйте личность человека, а не действия и поступки;
в) критикуя подчиненного, используйте прием «бутерброда» — спрячьте критику между двумя комплиментами;
г) всегда советуйте подчиненному, как поступать в личных делах.
Вариант 5.
1. Раскройте тему: Философские учения о роли культуры в развитии общества: история и теория.
2. Какие страны сегодня вышли на уровень постиндустриального общества? К какой категории Вы отнесли бы современную Россию?
3. Философская культура в профессиональной деятельности
а) необходима для поддержания беседы
б) основа творческого мышления
в) средство завоевания авторитета как эрудит.
г) нет в ней нужды.
Вариант 6.
1. Раскройте тему: Культура и экономика в глобальном обществе.
2. «Ложная концепция «единства истории» на базе западного общества имеет
еще одну неверную посылку—представления о прямолинейности развития.
Это не что иное, как простейший образ волшебного бобового стебелька из сказки,
который пробил землю и растет вверх, не давая отростков и не ломаясь под тяжестью
собственного веса, пока не ударится головой о небосвод. В начале нашего труда была
предпринята попытка применить понятие эволюции к человеческой истории. Было
показано, как представители одного и того же вида обществ, оказавшись в одинаковых
условиях, совершенно по-разному реагируют на испытания — так называемый вызов
истории. Одни сразу же погибают; другие выживают, но такой ценой, что после этого уже
ни на что не способны; третьи столь удачно противостоят вызову, что выходят не только
не ослабленными, но даже создав более, благоприятные условия для преодоления
грядущих испытаний; есть и такие, что следуют за первопроходцами, как овцы следуют за
своим вожаком. Такая концепция развития представляется нам более приемлемой, чем
старомодный образ бобового ростка, и мы в нашем исследовании будем исходить именно
из нее».
Чья точка зрения на соотношение культуры и цивилизации выражена в приведенном фрагменте? Обоснуйте свое отношение к позиции автора.
3. Главными характеристиками информационного общества являются:
а) высокий уровень инноваций
б) дестандартизация социальной и экономической жизни людей
в) перерастание ноосферы в техносферу
г) укоренение в обществе таких областей знания как нумерология, астрология и др.
Вариант 7.
1. Раскройте тему: Предмет профессиональной этики, ее происхождение, категории и принципы.
2. О.Шпенглер в работе «Закат Европы» (М., 1998. С. 163-169
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng_2/index.php)
обосновал закат европейской культуры. Согласны ли Вы с его выводом? Какие признаки «заката Европы» наблюдаются в настоящее время?
3. Если у Вас зазвонил телефон, а вы разговариваете с другим абонентом, ваши действия:
а) вы попросите подождать;
б) будете одновременно разговаривать с двумя позвонившими;
в) попросите разрешения перезвонить абоненту по окончании предыдущего разговора.
Вариант 8.
1. Раскройте тему: Виды профессиональной этики и этические нормы деловых коммуникаций.
2. «Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно-
младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа, некий лик из
пучины безликого, нечто ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего.
Она расцветает на почве строго отмежеванного ландшафта, к которому она остается
привязанной чисто вегетативно. Культура умирает, когда эта душа осуществила уже
полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств,
государств, наук и таким образом снова возвратилась в прадушевную стихию…
Каждая культура обнаруживает глубоко символическую и почти мистическую связь с
протяженностью, с пространством, в котором и через которое она ищет самоосуществ-
ления. Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей,
завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь
свертывается, силы надламываются — она становится цивилизацией»
Чья точка зрения на соотношение культуры и цивилизации выражена в приведенном фрагменте? Обоснуйте свое отношение к позиции автора.
3. Выберите альтернативные варианты ответа на телефонный звонок:
а) «вы не могли бы подождать?»;
б) «одну минуточку (секундочку), ждите»;
в) «будьте добры, подождите»;
г) «сейчас посмотрю, что для Вас есть».
Вариант 9.
1. Раскройте тему: Деловой этикет: сущность, принципы и функции этикета. Основные принципы современного бизнес-этикета.
2. Согласны ли Вы с утверждением Данилевского, что цивилизации не передаются от одного культурно-исторического типа к другому. Приведите доводы в обоснование своего мнения.
3. . Нарушает ли авторское право использование в презентациях рисунков, фотографий, музыкальных фрагментов без разрешения их авторов:
а) да, нарушает;
б) нет, поскольку указанные объекты используются в демонстрационных целях;
в) нет, поскольку выступление с презентацией не преследует цели извлечения дохода;
г) нет, поскольку это можно считать цитированием
Вариант 10.
1. Раскройте тему: Доверие как основа социального капитала.
2. По Вашему мнению, какое влияние оказывает тип культуры на экономическую деятельность?
3. . Руководителю совещания предпочтительно высказывать свое мнение по обсуждаемой проблеме:
а) в начале обсуждения;
б) в разгар обсуждения;
в) в конце обсуждения;
г) в любой подходящий момент.
Вариант 11.
1. Раскройте тему: Экономические холизм и индивидуализм.
2. Почему неизбежно столкновение цивилизаций? Идентичность на уровне цивилизации будет становиться все более важной, и облик мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций. К ним относятся западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации. Самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями. (Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? М., 2003. http://grachev62.narod.ru/hantington/content.htm)
Выразите свое отношение к позиции автора. Ответ обоснуйте.
3. В письменное приглашение на совещание следует включить:
а) повестку дня;
б) список участников;
в) ФИО председательствующего;
г) время начала и завершения заседания;
д) временную продолжительность каждого вопроса;
е) требование обязательного выступления.
Вариант 12.
1. Раскройте тему: Концепция устойчивого развития как теоретическая основа экономического развития общества.
2.«Что особенно затрудняет понимание денег в их полной определенности как денег — … так это то, что здесь общественное отношение, определенное отношение индивидов друг к другу выступает как металл, как камень, как чисто телесная вещь, существующая вне индивидов, как вещь, которую, как таковую, находят в природе и у которой определение формы становится неотличимым от ее природного существования. Золото и серебро сами по себе не деньги. Природа не создает денег, так же как она не создает вексельный курс или банкиров». Маркс К.. Экономические рукописи 1857-1859 годов (первоначальный вариант «Капитала»). / К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения, 2-изд. т. 46, часть I .
К какому этапу развития экономической науки относится позиция автора? К какому типу научной рациональности относится данное положение? Ответ обоснуйте.
3. Если участники из-за несвоевременной подготовки материалов (или по другим причинам) не готовы к совещанию, то целесообразно:
а) перенести совещание;
б) увеличить его продолжительность для знакомства с материалами;
в) попросить участников быстро ознакомиться с материалами, пока будет звучать основной доклад;
г) сделать темой совещания поиск причин и виновных в несвоевременной подготовке материалов.
Вариант 13.
1. Раскройте тему: Социально-философские учения о культурно - цивилизационном развитии общества: история и теория.
2. Дайте характеристику основным философским подходам к экономической жизни: категориальному, эссенциальному, факторному, динамическому и аксиологическому. На каких сторонах экономической жизни общества они акцентируют внимание?
3. Забота об интересах своей Родины и готовность к деятельности во имя могущества своей страны составляет содержание такого принципа профессиональной этики, как:
а) принцип оптимизма;
б) принцип альтруизма;
в) принцип гуманизма;
г) принцип патриотизма.
Вариант 14.
1. Раскройте тему: Проблемы моделирования культурно-цивилизационных систем современного общества.
2. Согласны ли Вы с тезисом о том, что экономические категории – это наборы метафор, строгий смысл которых не определен? Ответ обоснуйте.
3. Доверительное, доброжелательное отношение специалиста к коллегам по работе, другим людям составляет содержание такого принципа профессиональной этики как:
а) принцип оптимизма;
б) принцип альтруизма;
в) принцип гуманизма;
г) принцип патриотизма.
Вариант 15.
1. Раскройте тему: Глобальные культурно-экономические системы современности.
2. «Хозяйство проводит поток оценок сквозь форму обмена, создавая как бы междуцарствие между вожделениями, истоком всякого движения в человеческом мире, и удовлетворением наслаждения, его конечным пунктом. Специфика хозяйства как особой формы общения и поведения состоит (если не побояться парадоксального выражения) не столько в том, что оно обменивает ценности, сколько в том, что оно обменивает ценности».
Зиммель Г. Философия денег // Теория общества: Фундаментальные проблемы. М.: Канон –Пресс-Ц, 1999.
К какому течению социально-философской мысли относится приведенное положение? Проанализируйте данное высказывание сквозь призму данной философской позиции
3. Стратегия принципиальных переговоров предполагает:
а) анализ взаимных интересов участников переговоров;
б) анализ позиций участников переговоров;
в) учет только своих интересов каждой стороной переговоров;
г) стремление получить одностороннюю выгоду.
Вариант 16.
1. Раскройте тему: Сущность и философское понимание информационного общества.
2. Каковы этические нормы критики, которые Вы учитываете в своей профессиональной деятельности?
3. Главными функциями переговоров являются:
а) высказать свою точку зрения;
б) разрешать спорные вопросы;
в) находить пути сотрудничества;
г) получить удовольствие от общения.
Вариант 17.
1. Раскройте тему: Динамика информационного общества в глобальном мире.
2. По Вашему мнению, какие факторы обусловливают склонность работников к неэтичному поведению, и каковы пути повышения уровня нравственности работников на производстве?
3. . Деловое совещание по длительности не должно превышать:
а) одного часа;
б) полутора-двух часов;
в) трех часов;
г) четырех часов.
Вариант 18.
1. Раскройте тему: Социокультурные и экономические аспекты развития информационного общества.
2. Назовите основные этические принципы, нормы и ценности, которых Вы придерживаетесь в деловой деятельности.
3. Беседа как форма делового общения применяется тогда, когда необходимо:
а) оказать воздействие на общественное мнение;
б) создать позитивный корпоративный имидж;
в) ознакомить общественность с точкой зрения фирмы;
г) обменяться информацией с деловым партнером.
Вариант 19.
1. Раскройте тему: Собственность как экономическая и как социально-философская проблема.
2. «…Все технические и экономические проблемы принимают планетарный характер. Земной шар стал не только сферой переплетения экономических связей и единства технического господства над существованием; все большее количество людей видят в нем единое замкнутое пространство, в котором они соединены для развития процесса своей истории. В мировой войне впервые участвовало все человечество.
Объединение людей земного шара привело к процессу нивелирования, на который мы взираем с ужасом. Всеобщим сегодня становится поверхностное, ничтожное и безразличное. К этому нивелированию стремятся, будто оно создаст единение людей». Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы //Карл Ясперс, Жан Бодрийар. — М.: Алгоритм, 2007.
Проанализируйте цитату, согласитесь или опровергните идею, высказанную в ней.
3. Если в ситуации конфликта ваша позиция сильнее, чем у оппонента и судьба дальнейшего сотрудничества не играет большой роли, наиболее предпочтительный стиль поведения для вас:
а) принуждение;
б) компромисс;
в) сотрудничество;
г) уклонение.
Вариант 20.
1. Раскройте тему: Классическая модель собственности в философии марксизма: исторические смыслы, аргументация, перспективы трансформации.
2. Пример: компания по оказанию услуг такого рода под названием «Ньютон»
гарантирует Вам написание магистерской диссертации за 7 дней. На своем сайте,
призывая заказать магистерскую диссертацию именно в данной компании, рекламируют
качественное выполнение работы, оригинальность на 96%, глубокую проработку темы,
конфиденциальность и прочие достоинства, с гордостью указывая свои достижения за 9
лет работы. Стоимость написания работы от 50 тысяч рублей. И главное: никто
не узнает, что работа была выполнена на заказ.
Задание:
-Этично ли обращение к услугам подобного рода?
-Можно ли ситуацию выполнения научной работы на заказ оценить как этически напряженную?
3. Особенностями стиля компромисса при разрешении конфликтов являются:
а) игнорирование интересов и позиций оппонента;
б) одна сторона выигрывает, другая проигрывает;
в) обе стороны приобретают искомое за счет некоторых уступок;
г) обе стороны выигрывают.
Вариант 21.
1. Раскройте тему: Деньги как социокультурный феномен.
2. На примере современной России раскройте взаимосвязь культуры, экономики и финансовой деятельности.
3. . Признаками профессиональной зрелости группы являются:
а) общие ценностные ориентации членов группы;
б) позитивно окрашенные неформальные отношения в группе;
в) демократический стиль управления группой;
г) высокий документооборот в группе.
Вариант 22.
1. Раскройте тему: «Денежное» поведение и «денежные» типы личности.
2. «Культура и цивилизация — не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки
ее — сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с
жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в
культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура — благородного
происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет
религиозные основы. …Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид parvenu. В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический…Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие». Бердяев Н. А. О КУЛЬТУРЕ // Философия неравенства. М., 1990. С.247-251
http://modernlib.ru/books/berdyaev_nikolay_aleksandrovich/filosofiya_neravenstva/read/
Согласны ли Вы с позицией Бердяева по вопросу о соотношении культуры и цивилизации?
3. . Манипуляция представляет собой:
а) конфликтное взаимодействие партнеров по общению;
б) сотрудничество партнеров по общению;
в) скрытое психологическое воздействие;
г) воздействие на чувства партнера по общению.
Вариант 23.
1. Раскройте тему: Модели человека в экономической теории, психологии и социологии: сравнительный анализ.
2. «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается
в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 18-19.
http://lib-ru.3dn.ru/publ/tajlor_ehduard_bernett_pervobytnaja_kultura/1-1-0-4595
Согласны ли Вы с определением культуры Э.Тайлором? Какое бы определение культуры Вы дали?
3. К ошибкам слушания относятся:
а) выяснение;
б) поспешные возражения;
в) перефразирование;
г) отражение чувств;
д) отсеивание;
е) резюмирование;
ж) рассеянное внимание;
з) перебивание.
Вариант 24.
1. Раскройте тему: Антропологическая и методологическая модель «экономического человека».
2. Можно ли, на Ваш взгляд, говорить о цивилизации народов, отставших в
культурном развитии? Ответ обоснуйте.
3. Для поддержания диалога и получения исчерпывающей информации лучше всего подходят:
а) открытые вопросы;
б) закрытые вопросы;
в) риторические вопросы;
г) альтернативные вопросы.
Вариант 25.
1. Раскройте тему: Институциональная парадигма исследования налогов.
2. Как Вы считаете, являются ли понятия культуры и цивилизации тождественными? Как рассматривали соотношение этих понятий Н.Данилевский и О.Шпенглер?
3. Особенностями делового общения являются:
а) точность и пунктуальность;
б) регламентированность;
в) конфликтность;
г) формально-ролевой характер.
Вариант 26.
1. Раскройте тему: Проблема социальной справедливости системы налогообложения.
2. Дайте характеристику профессиональной картине мира в соответствии со своей профессией. Как она представлена на уровне языковой картины мира.
3. Коммуникативная сторона общения представляет собой:
а) взаимный обмен информацией, передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств;
б) процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга;
в) организацию межличностного взаимодействия.
Вариант 27.
1. Раскройте тему: Концепция локальных цивилизаций и культур.
2. Проиллюстрируйте на примерах роль картины мира как связующей силы,
направленной на консолидацию человеческого сообщества.
3. Манипулятивное воздействие:
а) осуществляется в неявной для адресата форме;
б) направлено на дискредитацию партнера по общению;
в) направлено на получение одностороннего преимущества за счет партнера по общению;
г) обязательно содержит прямой обман и угрозы;
д) всегда содержит признаки правонарушения.
Вариант 28.
1. Раскройте тему: Современная налоговая культура России.
2. Что означает понятие «картина мира»? Тождественно ли оно понятию
«мировоззрение»? Дайте развернутый ответ.
3. Чтобы улучшить общение и обмен информацией в организации и предотвратить конфликты:
а) всегда положительно реагируйте на любую критику;
б) всегда и во всем ищите виноватых;
в) всегда и всех критикуйте за недостатки, в том числе и отсутствующих;
г)всегда благодарите за конструктивную критику.
Вариант 29.
1. Раскройте тему: Объективность и всеобщность формирования финансовых отношений.
2. Является ли эта картина мира целостной или внутренне противоречивой?
Приведите пример в обоснование своего мнения.
3. . Причиной конфликта может выступать:
а) объективные факторы;
б) необъективные факторы;
в) осознанные интересы;
г) неосознанные интересы
Вариант 30.
1. Раскройте тему: Деньги как субстанциальная основа финансово-кредитных отношений.
2. Согласны ли вы с тем, что «мнения и поступки людей в значительной степени направляются и диктуются некой моделью мира»? Дайте развернутый ответ.
3. Причина конфликта всегда предполагает:
а) потребность;
б) материальный интерес;
в) осознанный интерес;
г) противоречие интересов;
Литература
А) по общим темам для всех направлений:
Тема 1.1. Профессиональная картина мира: мировоззренческие основания.
Учебники и учебные пособия:
1. Практическая философия. Учебник для магистров: Учебник / Под ред. проф. А.Н.Чумакова. — М.: Проспект, 2016.
2. Хрестоматия по философии. Учебное пособие для магистров. / Под ред. проф. А.Н.Чумакова. — М.: Проспект, 2016.
Литература дополнительная:
1. Климов Е. А., Психология профессионального самоопределения.— М.: Академия, 2004.
2. Баксанский О. Е., Кучер Е. Н. Моя картина мира. Как человек создает
повседневную реальность. — М.: Канон+, 2014.
3. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. — М: Едиториал УРСС, 2005.
4. Проблемы языка в глобальном мире: коллективная монография. — М.: Проспект, 2016.
5. Клягин Н. В. Современная научная картина мира. — М.: Логос, 200