Критерии оценивания заданий второй части работы (А1—А7; В1—В14)
За верное выполнение заданий второй части работы (А1—А7; В1—В14) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Если в части А обведено два и более ответа, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать за выполнение второй части, —21.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) | Балл |
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
Дан обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявлены 2 (или более) разные функции языкового явления | |
Дан обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявлена только 1 функция языкового явления | |
Не дан обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявлено ни одной функции языкового явления | |
Наличие примеров-аргументов | |
Приведено 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления | |
Приведено 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, или приведено 2 примера-аргумента, соответствующих обоснованию и иллюстрирующих 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, илиприведён 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления | |
Приведены 1—2 примера-аргумента из текста, не соответствующих обоснованиям, илиприведены примеры-аргументы не из прочитанного текста, или не приведено ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего функции языкового явления | |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — нет нарушений абзацного членения текста | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но: — допущена 1 логическая ошибка, и/или — имеется 1 нарушение абзацного членения текста | |
В работе просматривается коммуникативный замысел, но: — допущено более 1 логической ошибки, и/или — имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | |
Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | |
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости | |
Максимальное количество баллов за сочинение Примечание. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов. Грамотность и фактическая точность речи оцениваются отдельно |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.2) | Балл |
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
Дано верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | |
Дано в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допущена 1 ошибка в его интерпретации | |
Дано неверное объяснение содержания фрагмента текста, или допущено 2 или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе отсутствует | |
Наличие примеров-аргументов | |
Приведено из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | |
Приведён из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента | |
Не приведено ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или приведена в качестве примера-аргумента данная в задании цитата или её часть, или приведены примеры-аргументы не из прочитанного текста | |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — нет нарушений абзацного членения текста | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но: — допущена 1 логическая ошибка, и/или — имеется 1 нарушение абзацного членения текста | |
В работе просматривается коммуникативный замысел, но: — допущено более 1 логической ошибки, и/или — имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | |
Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | |
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости | |
Максимальное количество баллов за сочинение Примечание. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов. Грамотность и фактическая точность речи оцениваются отдельно |
Практическая грамотность и фактическая точность речи оцениваются на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи | Балл |
Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки | |
Допущены 2 ошибки | |
Допущены 3 ошибки и более | |
Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | |
Допущены 3 ошибки | |
Допущены 4 ошибки и более | |
Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка | |
Допущены 2 ошибки | |
Допущены 3 ошибки и более | |
Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | |
Допущены 3 ошибки | |
Допущены 4 ошибки и более | |
Фактическая точность сочинения-рассуждения | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов | |
Допущены 2 и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов | |
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение |
Указанные нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140—290 слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70—139 слов, то по каждому из критериев не ставится больше 1 балла.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, — 45.