Критерии оценивания заданий второй части работы (А1—А7; В1—В14)

За верное выполнение заданий второй части работы (А1—А7; В1—В14) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Если в части А обведено два и более ответа, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать за выполнение второй части, —21.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) Балл
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос  
Дан обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявлены 2 (или более) разные функции языкового явления
Дан обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявлена только 1 функция языкового явления
Не дан обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявлено ни одной функции языкового явления
Наличие примеров-аргументов  
Приведено 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления
Приведено 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, или приведено 2 примера-аргумента, соответствующих обоснованию и иллюстрирующих 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, илиприведён 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления
Приведены 1—2 примера-аргумента из текста, не соответствующих обоснованиям, илиприведены примеры-аргументы не из прочитанного текста, или не приведено ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего функции языкового явления
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — нет нарушений абзацного членения текста
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но: — допущена 1 логическая ошибка, и/или — имеется 1 нарушение абзацного членения текста
В работе просматривается коммуникативный замысел, но: — допущено более 1 логической ошибки, и/или — имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста
Композиционная стройность работы  
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости
Максимальное количество баллов за сочинение Примечание. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов. Грамотность и фактическая точность речи оцениваются отдельно


Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.2) Балл
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос  
Дано верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет
Дано в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допущена 1 ошибка в его интерпретации
Дано неверное объяснение содержания фрагмента текста, или допущено 2 или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе отсутствует
Наличие примеров-аргументов  
Приведено из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента
Приведён из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента
Не приведено ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или приведена в качестве примера-аргумента данная в задании цитата или её часть, или приведены примеры-аргументы не из прочитанного текста
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — нет нарушений абзацного членения текста
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но: — допущена 1 логическая ошибка, и/или — имеется 1 нарушение абзацного членения текста
В работе просматривается коммуникативный замысел, но: — допущено более 1 логической ошибки, и/или — имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста
Композиционная стройность работы  
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости
Максимальное количество баллов за сочинение Примечание. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов. Грамотность и фактическая точность речи оцениваются отдельно


Практическая грамотность и фактическая точность речи оцениваются на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи Балл
Соблюдение орфографических норм  
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки
Допущены 2 ошибки
Допущены 3 ошибки и более
Соблюдение пунктуационных норм  
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок
Допущены 3 ошибки
Допущены 4 ошибки и более
Соблюдение грамматических норм  
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка
Допущены 2 ошибки
Допущены 3 ошибки и более
Соблюдение речевых норм  
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок
Допущены 3 ошибки
Допущены 4 ошибки и более
Фактическая точность сочинения-рассуждения  
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов
Допущены 2 и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение

Указанные нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140—290 слов.

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70—139 слов, то по каждому из критериев не ставится больше 1 балла.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа оценивается нулём баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, — 45.

Наши рекомендации