По выполнению заданий и их оценке
Содержание
От составителя ………………………………………………………………………………..2
Тест 1. Повторение пройденного в 5—8 классах: фонетика, орфография ……………….9
Тест 2. Повторение изученного в 5—8 классах: лексика,
фразеология, культура речи ………………………………………………………11
Тест 3. Повторение пройденного в 5—8 классах: морфемика
и словообразование ………………………………………………………………..13
Тест 4. Повторение пройденного в 5—8 классах: морфология ………………………….15
Тест 5. Повторение изученного в 5—8 классах: синтаксис
словосочетания и простого предложения; текст ………………………………..17
Тест 6. Обобщение повторения ……………………………………………………………21
Тест 7. Сложносочинённые предложения ………………………………………………...25
Тест 8. Строение сложноподчинённого предложения …………………………………...27
Тест 9. СПП с придаточными определительными
и изъяснительными ………………………………………………………………..31
Тест 10. СПП с придаточными обстоятельственными …………………………………...33
Тест 11. Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными (условия, причины, цели, уступки,
следствия) и придаточными присоединительными ……………………………..35
Тест 12. Сложноподчинённые предложения с несколькими
придаточными ……………………………………………………………………..39
Тест 13. Обобщение темы «Союзные сложные предложения» ………………………….43
Тест 14. Бессоюзные сложные предложения ……………………………………………..48
Тест 15. Сложные предложения с различными видами союзной
и бессоюзной связи ………………………………………………………………..52
Тест 16. Итоговый тест по программе 9 класса …………………………………………..56
Тест 17. Итоговый тест ……………………………………………………………………..64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Словарные диктанты ………………………………………………………………………..71
Индивидуальные задания …………………………………………………………………..72
Диктанты …………………………………………………………………………………….76
Тексты для изложений ……………………………………………………………………...81
Ключи к тестам ……………………………………………………………………………...84
От составителя
Цель данного пособия — помочь учителю подготовить учеников 9 класса к экзаменационной работе.
Актуальность данного издания несомненна: учителям и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки и к итоговой аттестации в 9 классе, и к Единому государственному экзамену, недавно ставшему обязательным в нашей стране.
В течение многих лет в качестве экзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений предлагалось изложение с элементами сочинения.
Новый вид экзаменационной работы более полно охватывает курс русского языка основной школы. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) включают задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его лексикой и грамматикой, соблюдение языковых норм), коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе).
Основные характеристики КИМов 2009 года соответствуют характеристикам КИМов 2008 года. Некоторые изменения касаются усовершенствования системы оценивания экзаменационных работ.
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 9 класса» написаны к учебникам С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др.; В. В. Бабайцевой и др.; М. М. Разумовской, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Декиной и др. и к другим учебникам, соответствующим Программе общеобразовательных учреждений по русскому языку (М.: Просвещение).
Значительная часть тестовых заданий, помещённых в пособии, ориентирована на программу 9 класса, т. е. касается прежде всего синтаксиса и пунктуации сложных предложений. Особое внимание уделяется работе с различными видами текста. Материалы пособия помогут осуществлять систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках, пригодятся при составлении заданий для олимпиад и конкурсов по русскому языку.
Материалы пособия разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами и нормативно-методическими документами. КИМы составлены с учётом принципов преемственности и перспективности, с учётом возрастных особенностей учащихся, а также с опорой на «Программы общеобразовательных учреждений по литературе» (9 класс).
Важно, что пособие позволяет реализовать межпредметные связи (прежде всего русский язык — литература): многие задания под литерой В содержат фрагменты произведений, включённых в программу по литературе, и литературоведческих статей, а задания под литерой С дают возможность проверить знания и по этому предмету. Кроме того, в качестве примеров использовались материалы учебников и по другим гуманитарным предметам: истории и обществознанию.
Структура итогового теста, помещённого в пособии, соответствует структуре демонстрационного варианта экзаменационной работы по русскому языку, подготовленного федеральным институтом педагогических измерений в 2009 году.
Необходимо учесть, что ориентация на постепенную подготовку к ЕГЭ не отменяет контроля знаний и умений учащихся и традиционными методами. Содержащиеся в пособии тексты индивидуальных заданий, диктантов (словарных и контрольных), изложений учитель может использовать в процессе изучения каждой темы, а также при итоговых проверках.
В конце книги приведены ответы на все тесты и задания.
Данное пособие предназначено не только для учителей, но и для школьников, интересующихся предметом и желающих проверить свои знания по русскому языку. Может применяться для подготовки к ЕГЭ в 10—11 классах при повторении пройденного материала.
В курсе русского языка в 9 классе изучаются следующие основные темы:
Международное значение русского языка.
Повторение пройденного в 5—8 классах.
Сложное предложение. Культура речи.
Сложные предложения (Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения. Бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с различными видами связи.)
Общие сведения о языке.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.
Требования к уровню подготовки учащихся
№ П/П | Перечень знаний и умений | Знания и умения, проверяемые | |
частями А и В | частью С | ||
Знание основных сведений о языке, определение изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил | * | * | |
Произведение всех видов разборов: фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, стилистического | * | * | |
Определение стиля и типа текста | * | * | |
Соблюдение всех основных норм литературного языка | * | * | |
Нахождение в предложениях смысловых отрезков, которые необходимо выделить знака ми препинания, обоснование выбора знаков препинания, их использование в предложении в соответствии с изученными в 5—9 классах пунктуационными правилами; нахождение и исправление пунктуационных ошибок; пунктуационный разбор предложения | * | * | |
Нахождение в словах изученных орфограмм, обоснование их выбора, правописание слов с изученными орфограммами; нахождение и исправление орфографических ошибок, орфографический разбор слов | * | * | |
Правописание изученных в 5—9 классах слов с непроверяемыми орфограммами | * | * | |
Определение типа и стиля текста, создание текстов различных стилей и типов речи | * | * | |
Написание сочинений публицистического характера. Написание заявлений, автобиографии | * | ||
Совершенствование содержания и языкового оформления сочинения, нахождение и исправление различных языковых ошибок в своём тексте | * | * |
Примечание. В таблице не учитывались устные виды знаний и умений.
Комментарии для учителя
Критерии оценки ответов
Тесты типа ЕГЭ.
В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.
За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.
Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.
Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или сочинение), выполняемую на отдельном листе бумаги. Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
Критерии оценивания ответа к заданию С1 | Балл |
1. Содержание ответа (сочинения) Работа соответствует теме и заданию Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания | |
2. Речевое оформление ответа (сочинения) Соблюдены смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Допущена 1 логическая ошибка Допущено более 1 логической ошибки Точность и выразительность речи Прослеживается однообразие грамматического строя речи Работа отличается бедностью словаря, однообразием грамматического строя речи | |
3. Грамотность Соблюдены орфографические нормы Допущена 1 ошибка Допущено более 1 ошибки Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка) Допущены 1—2 ошибки Допущено более 2 ошибок Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет) Допущены 1—2 ошибки Допущено более 2 ошибок Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок) Допущены 1—2 ошибки Допущено более 2 ошибок | |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу |
Ответы на задания части С в 5 классе предполагают небольшой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.
Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.
80% от максимальной суммы баллов — оценка «5»;
60—80% — оценка «4»;
40—60% — оценка «3»;
0—40% — оценка «2».
Автором пособия предлагается гибкая система подведения результатов тестирования, которая допускает за учеником право на ошибку.
2. Тест, соответствующий демонстрационному варианту экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме).
Структура итогового теста соответствует структуре демонстрационного варианта экзаменационной работы 2009 года.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, обязательных для выполнения. Из них две части (первая и третья) — задания с развёрнутым ответом: С1 — сжатое изложение; С2.1 или С2.2 (по выбору ученика) — сочинение-рассуждение. Вторая часть состоит из 21 задания: 7 заданий с выбором ответа из 4 предложенных (под литерой А) и 14 заданий с кратким ответом, которые формулируют сами ученики.
На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут). Рекомендуемое время на выполнение первой части работы — 100 минут, второй части — 85 минут, третьей части —55 минут.
Критерии оценивания изложения | Балл |
Содержание изложения | |
Основное содержание передано, отражены все важные для его восприятия микротемы | |
Основное содержание передано, но упущена или добавлена 1 микротема | |
Основное содержание передано, но упущено или добавлено более 1 микротемы | |
Сжатие исходного текста | |
Правильно применено не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение), которые использованы для сжатия не менее 3 микротем, или правильно применён 1 приём сжатия, который использован на протяжении всего текста | |
Правильно применено не менее 2 разных приёмов сжатия текста, которые использованы для сжатия не менее 2 микротем, или правильно применён 1 приём сжатия, который использован для сжатия 3 микротем текста | |
Правильно применено не менее 2 разных приёмов сжатия текста, которые использованы для сжатия 1 микротемы, или правильно применён 1 приём сжатия, который использован для сжатия 2 микротем текста | |
Правильно применён 1 приём сжатия, который использован для сжатия 1 микротемы, или не использованы приёмы сжатия, илинеправильно использованы приёмы сжатия | |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — нет нарушений абзацного членения текста | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но: — допущена 1 логическая ошибка, и/или— имеется 1 нарушение абзацного членения текста | |
В работе просматривается коммуникативный замысел, но: — допущено более 1 логической ошибки, и/или — имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | |
Максимальное количество баллов за сжатое изложение |
Вариант 1
А1. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
1) лыжный
2) пробка
3) просьба
4) почта
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) катАлог
2) звОнит
3) собрАла
4) обеспЕчение
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) изд..лека, оч..рование
2) выг..реть, в..твистый
3) арт..ллерия, л..генда
4) изл..гать, подр..сти
А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) ле..че, ло..ти
2) бе..вкусный, ни..вергнугь
3) пр..зидент, пр..ятель
4) раз..грать, сверх..звестный
В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) гласная буква обозначает два звука.
Вариант 2
А1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
1) ходьба
2) узник
3) вокзал
4) личный
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) дОсут
2) вклЮчим
3) нАчать
4) облегчИть
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) г..рючий, б..рхатистый
2) м..лосердие, защ..щать
3) прик..сновение, д..плом
4) з..рница, г..ниальный
А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква
1) и..чезнуть. деви..
2) под..скать, ц..гейка
3) пр..спокойно, пр..открыть
4) зо..чий, по..пись
В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) все согласные звуки звонкие.
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник литературы Руси, обращённый не к прошлому, а к будущему.
________________________________________________________________
С1. Напишите, в чём вы видите доказательства утверждения сформулированного в задании В1.
Культура речи
Вариант 1
А1. Какое словосочетание содержит антонимы?
1) Я спешил, бежал, летел, а на уроки не успел.
2) А заря горит, разгорается.
3) У сильного всегда бессильный виноват.
4) Приходи не третьего, а четвёртого октября.
А2. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?
1) апатичный
2) пессимистичный
3) аскетичный
4) циничный
А3. В каком предложении вместо слова ЦЕНТРАЛЬНЫЙ нужно употребить слово ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ?
1) Парад проходил на ЦЕНТРАЛЬНОЙ площади города.
2) Сообщения о визите главы государства появились в ЦЕНТРАЛЬНОЙ печати.
3) В каждом доме есть батареи ЦЕНТРАЛЬНОГО отопления.
4) В Советском Союзе снабжение было ЦЕНТРАЛЬНЫМ.
А4. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) К сожалению, в этот раз поражение одержала наша команда.
2) Опоздали мы с тобой и остались на бобах.
3) Имена многих героев прошлых войн канули в лето.
4) Всегда ты попадаешь не в глаз, а в бровь.
В1. Замените слово (на) ЧЕЛЕ из данного предложения нейтральным синонимом. Напишите этот синоним в именительном падеже.
Культура речи
Вариант 2
А1. Какое словосочетание содержит антонимы?
1) В когда-то глухой чаще всё чаще раздавался стук топора.
2) Куда затерялось, пропало письмо?
3) В зоопарке меня особенно заинтересовал павильон земноводных, или амфибий.
4) Фирма занимается куплей и продажей недвижимости.
А2. Какое из перечисленных слов имеет значение «отплата за поражение, борьба с целью взять верх над прежним победителем»?
1) ревизия
2) реванш
3) регалия
4) реставрация
А3. В каком предложении вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫИ?
1) Мария Васильевна была женщиной ЭКОНОМНОЙ.
2) Движения старика были ЭКОНОМНЫЕ, выверенные годами.
3) Внедрение ЭКОНОМНОГО строительства особенно важно в наше время.
4) ЭКОНОМНОМУ расходованию средств надо учиться.
А4. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) Ну, кажется, всё закончилось, дело в шапке.
2) У тебя же на лбу написано, что ты хитришь!
3) В пещеру можно было проникнуть, только согнувшись в две погибели.
4) Отвечайте, кто мне свинью приложил?
В1. Замените слово ЗЕНИЦ из данного предложения нейтральным синонимом. Напишите этот синоним в именительном падеже единственного числа.
Перстами лёгкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
________________________________________________________________
С1. Напишите, какое значение имеют устаревшие слова в поэзии.
В 5—8 классах: морфемика
и словообразование
Вариант 1
А1. Каков способ образования слова «пригородный»?
1) приставочно-суффиксальный
2) приставочный
3) сложение
4) суффиксальный
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) уед..нение, ч..столюбивый
2) без..скусный, сверх..нтересный
3) пол..гать, оз..рение
4) пр..делать, пр..забавный
А3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?
1) пугаеш..ся страшилищ..
2) съеш..те пон..чик
3) наотмаш.., улеч..ся
4) плащ.., роскош..
А4. В каком слове нет суффикса -К-?
1) банка
2) ранка
3) солдатка
4) испанка
В1. Напишите способ образования слова «стихосложения» из данного предложения.
В 5—8 классах: морфемика
и словообразование
Вариант 2
А1. Каков способ образования слова «предгорье»?
1) приставочно-суффиксальный
2) приставочный
3) сложение
4) суффиксальный
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) сл..гаемое, выг..реть
2) без..мянный, пред..юльский
3) подст..лить, выж..гать
4) увл..чение, отч..тать
А3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?
1) патронташ.., помощ..ник
2) программа передач.., нёсся вскач..
3) утеш..те девоч..ку
4) фальш.., пострич..ся
А4. В каком слове нет суффикса -К-?
1) каска
2) эстонка
3) машинистка
4) рубашка
В1. Напишите способ образования слова «смело» из данного предложения.
В 5—8 классах: морфология
Вариант 1
А1. В каком ряду в обоих словах прогiущена одна и та же буква?
1) дремл..щий, жал..щий
2) н..кого спросить, н..много надо
3) сызнов.., строг..
4) вследстви.. авари..
А2. В каком словосочетании на месте пропуска пишется буква Е?
1) усе..нное блёстками платье
2) бережно леле..мый
3) сказка о потёр..нном времени
4) разве..ны ветром
А3. Какое слово является именем числительным?
1) двое
2) двойка
3) двойственный
4) надвое
А4. В каком примере нет речевой ошибки?
1) Левый туфель немного жмёт.
2) По обоим сторонам улицы росли липы.
3) Человека, написавшего письмо, я не знаю.
4) Строительство закончат к двухтысяча одиннадцатому году.
В1. Определите морфологическую принадлежность слов «твёрже» и «выше» из данного фрагмента стихотворения Г. Р. Державина.
В 5—8 классах: морфология
Вариант 2
А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква
1) пряч..щийся, завис..ший
2) дочерн.., сызмал..
3) н..кого нет, н..куда идти
4) в течени.. операци..
А2. В каком словосочетании на месте пропуска пишется буква Е?
1) промасл..нная спецовка
2) откач..нная вода
3) безвозвратно утёр..н
4) разве..ны ветром
А3. Какое слово является именем числительным?
1) единожды
2) одинокий
3) оба
4) единица
А4. В каком примере нет речевой ошибки?
1) Один тапок сгрыз щенок.
2) За чемпионский титул боролось двое шахматисток.
3) Тигр, оставящий следы, был ранен.
4) Пришлось добираться на поезде двое суток.
В1. Выпишите из данного фрагмента оды М. В. Ломоносова деепричастие (деепричастия).
Взирая на российский флаг.
________________________________________________________________
С1. Напишите, в чём значение теории «трёх штилей» М. В. Ломоносова.
Вариант 1
А1. В каком словосочетании главным словом является причастие?
1) крепко сшитый
2) подаренный букет
3) отчаянно вскрикнув
4) летающие лыжники
А2. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
1) Позабылись правнуками рано грозные Олеговы походы.
2) Россия в ХVIII веке стала догонять ведущие европейские страны.
3) Первое опубликованное стихотворение Ивана Алексеевича Бунина было связано с впечатлениями его детства и юности.
4) Мы намерены продолжить наше сотрудничество и в дальнейшем.
А3. Какое предложение является определённо-личным?
1) Не воскреснуть Игоря дружине, не подняться после грозной сечи!
2) Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.
3) Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на неё.
4) Мне принесли твоё письмо утром.
А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Духовные оды создавались как философские произведения.
2) Горячий патриот России, Ломоносов выступал за расцвет русской науки.
3) Странник, стоящий на холме, взором унылым смотрит на бледную осень, томно вздыхая.
4) Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же, небо, равнину, холмы.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Грамм — это вес одного кубического сантиметра дистиллированной воды, взятой при температуре 4 градуса.
2) Петра Васильевича вы всегда найдёте если не в кабинете, то в саду.
3) Человек, и зверь, и пташка — все берутся за дела.
4) Ты не пой косарь, про широку степь.
Прочитайте предложения и выполните задания В1 и С1.
(1)Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращённой вселенной. (2)Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. (3)Классика всегда была мощным возбудителем в развитии культуры любого народа.
В1. Определите и запишите тип речи текста.
________________________________________________________________
С1. Прокомментируйте определение, данное художественной литературе Салтыковым-Щедриным (предложение (1)). Приведите аргументы для доказательства своего мнения.
Вариант 2
А1. В каком словосочетании главным словом является причастие?
1) отправившись в путь
2) открытая книга
3) хорошо воспитаны
4) неотправленное письмо
А2. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
1) Уж не светит Игорю солнца ясный свет.
2) Вы можете быть уверены в моей искренности.
3) В Пажеском корпусе Радищев стал читать сочинения философов-просветителей.
4) Пассажир обязан оплатить проезд при входе в автобус.
А3. Какое предложение является неопределённо-личным?
1) После драки кулаками не машут.
2) Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну.
3) В декабре темнеет рано.
4) Девы готские у края моря синего живут.
А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека.
2) Мужчины, как правило, лучше справляются с цифровыми и пространственными задачами.
3) «А что, паны, — сказал Тарас, перекликнувшись с куренными — есть ещё порох в пороховницах?»
4) Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Мензурка — это цилиндрический или расширяющийся кверху, конический сосуд.
2) Он с подозрением поглядывал то на вожатого, тона хозяина.
3) В наших краях водятся как безобидные, так и ядовиты змеи.
4) Что ты, сердце моё, расходилося?
Прочитайте предложения и выполните задания В1 и С1.
(1)В журнале «Вестник Европы» Карамзин проявил себя политическим мыслителем и писателем. (2)С точки зрения Карамзина, эгоизм — следствие дурной природы непросвещённого человека. (3)Цель власти состоит в том, чтобы охранить от такого человека общество и не допустить зла.
В1. Напишите вид связи между предложениями данного текста.
________________________________________________________________
С1. Напишите, что вы думаете о точке зрения Карамзина на цель власти (предложение (3)). Аргументируйте свой ответ.
Вариант 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) красивЕе
2) Иконопись
3) облЕгчим
4) кухОнный
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) чемп..он, доверч..вый
2) патр..от, вылет..в
3) к..лорит, пор..жать
4) интелл..ктуальный, меньш..нство
А3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется удвоенная согласная?
1) мирово..рение, пье..а
2) га..ерея, тро..ейбус
3) жёва..ый, исти..ый
4) экспре.., профе..ия
А4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (И)ТАК, мы (ТО)ЖЕ решили участвовать в конкурсе.
2) С молодой, ещё (НЕ)ОБУЧЕННОЙ собакой надо вести себя (ПО)СТРОЖЕ.
3) (ПО)ЭТОМУ мосту ездить опасно, (ПО)ЭТОМУ надо ехать в объезд.
4) (НА)ВСТРЕЧУ с депутатом все пришли (ВО)ВРЕМЯ.
А5. В каком предложении не нарушена речевая норма?
1) Сделав несколько гребков, лодка причалила к берегу.
2) Человек, встретивший нам, оказался сотрудником отца.
3) На юбилей школы пришли как учителя, так и выпускники.
4) Героиня Карамзина Лиза сказала Эрасту, что мы будем по-прежнему счастливы.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Медведю, с его короткими передними лапами, нелегко бежать с горы.
2) «И вам не страшно, — продолжал я обращаясь к капитанше, — оставаться в крепости, подверженной таким опасностям?»
3) Человек, глотающий книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона.
4) Мальчик, как самый лёгкий, оказался на вершине гимнастической пирамиды.
Прочитайте текст а выполните задания В1—В4 и С1.
(1) Пафос поэзии Жуковского — суверенность внутренней, духовной жизни самостоятельной и независимой личности. (2)Его герой не удовлетворён социальной, казённой моралью, разочарован в ней. (3)Его отталкивают равнодушие, корысть, властолюбие, суетные земные заботы. (4)Велика заслуга Жуковского в том, что он, по словам Белинского, обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием.
В1. Укажите тип сказуемого в предложении (1).
________________________________________________________________
В2. Определите морфологическую принадлежность слова «разочарован» из предложения (2).
________________________________________________________________
В3. Из предложения (3) выпишите неоднородные определения.
________________________________________________________________
В4. Из предложения (4) выпишите словосочетание (словосочетания) со связью ПРИМЫКАНИЕ.
________________________________________________________________
С1. Докажите, что предложения (1)—(4) являются текстом.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Вариант 2
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) нАчала
2) средствА
3) обеспечЕние
4) столЯр
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) д..алог, лаур..ат
2) арх..тектура, согрева..мый
3) грац..озный, больш..нство
4) карн..вал, прот..тип
А3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется удвоенная согласная?
1) а..естат, труже..ик
2) арти..ерия, а..егория
3) иску..ный, диску..ия
4) ветре..ый, купле..ый
А4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (С)ЛЕВА (КАК)БУДТО замелькали огоньки.
2) (С)НАЧАЛА подумай, (ЗА)ТЕМ отвечай.
3) Он играл на пианино, (НЕ)СМОТРЯ в ноты, (И)ТАК увлёкся, что ничего не замечал вокруг.
4) Вскоре катер (ТО)ЖЕ скрылся (В)ДАЛИ моря.
А5. В каком предложении не нарушена речевая норма?
1) Изгородь, окружавшая сад, была почти незаметной.
2) Нарисовав эскиз, картина вскоре была закончена.
3) В «Борисе Годунове» Пушкин не только выступает как поэт, но и как историк.
4) Хочу поделиться с вами о том, что меня беспокоит.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня гарнизонная скука в стороне глухой и отдалённой.
2) Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение.
3) Лошади стояли, понуря голову, и изредка вздрагивая.
4) Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами.
Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.
(1)Существенный сдвиг в понимании народа, его морали, особенностей характера в русской поэзии ХIХ века произошёл благодаря могучему дарованию И. А. Крылова. (2)В жанр басни, связанной с народной культурой, он вдохнул новую жизнь, возвёл её в ранг произведений высокого литературного достоинства. (3)Басня под пером Крылова вместила большое философско-историческое содержание, наполнилась глубоким и острым смыслом. (4)Великий баснописец продвинул вперёд самосознание нации и обогатил литературный язык.
В1. Определите морфологическую принадлежность слова «благодаря» из предложения (1).
________________________________________________________________
В2. Из предложения (2) выпишите неоднородные определения.
________________________________________________________________
В3. Из предложения (3) выпишите эпитет (эпитеты).
________________________________________________________________
В4. Из предложения (4) выпишите словосочетание (словосочетания) со связью ПРИМЫКАНИЕ.
________________________________________________________________
С1. Напишите, в чём вы видите заслуги И. А. Крылова в обогащении русского литературного языка.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Вариант 1
А1. Какое предложение не является сложносочинённым?
1) Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.
2) В доме все уже легли, но никто не спал.
3) Рядовые скотоводы и земледельцы обитали в многочисленных сёлах, вожди и их окружение — в городищах.
4) Парламент стоит на страже законов и конституции, а правительство следит за их осуществлением.
А2. Укажите предложение с разделительным союзом.
1) Вы можете высказать своё мнение, позвонив по телефону радиостанции, или можно отправить sms.
2) Пруд был тёмен, покоен, и лодка была точно приклеена к чёрной воде.
3) Старик смеялся, а матери всё это казалось милым сном.
4) Ни я тебе не могу дозвониться, ни ты мне.
А3. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) Тут кто-то позвонил дяде по телефону и чем-то взволнованный он заторопил старика Якова.
2) Или грудь в крестах или голова в кустах.
3) Небо насупилось надвинулась тёмная туча и под весёлые раскаты грома зашумел ливень.
4) Через две недели у лисят открылись глаза и начали прорезываться зубки.
А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Вариант 2
А1. Какое предложение не является сложносочинённым?
1) Правовое государство основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах.
2) Щука попалась большая, и с ней было много хлопот.
3) В борьбе за власть всегда находятся друзья, но при её делении есть только враги.
4) Ночью была оттепель, а к утру ударил мороз.
А2. Укажите предложение с разделительным союзом.
1) Активную роль в борьбе за власть играет политическая элита общества, рядовые граждане тоже участвуют в этой борьбе через референдумы и избирательные кампании.
2) Заря погасла, и тёмная ночь опустилась на землю.
3) Ян держал в руке книгу, но глаза его были закрыты.
4) Не то пламя пожара зажгло горизонт, не то зарево восходящей луны осветило ночное небо.
А3. В каком предложе