Кто является одним из основателей учения о гражданском обществе?
а) Платон; б) Аристотель; в) Г. Гегель;
г) Дж. Локк; д) К. Маркс?
30. Движущей силой социальной эволюции К. Маркс считал:
а) идеи элиты общества; б) «вызовы» природы;
в) классовую борьбу; г) мировую волю?
31. Ценности возникают:
а) из свойств вещей;
б) из психики субъекта;
в) из взаимодействия субъекта и объекта;
г) существуют изначально, по воле божественного провидения?
Какие из перечисленных ценностей по объекту относятся к духовным?
а) свобода; б) власть; в) богатство;
г) полезные ископаемые; д) средства производства
33. Кому из философов принадлежит высказывание «Человек – это политическое животное»:
а) Платону; б) Аристотелю; в) А. Августину;
г) Т. Гоббсу; д) Р. Декарту?
34. По какому признаку отличают личность от индивидуальности:
а) по особенностям психики;
б) по внешности и характеру;
в) по наличию собственного мнения;
г) по внутренней убежденности;
д) по воздействию на общество?
35. В чем состоит главная причина возникновения экологической проблемы:
а) в активности биологических организмов планеты Земля;
б) в активности космических сил, в т.ч. внеземных цивилизаций;
в) в активности физических взаимодействий земной коры;
г) в активности производственной деятельности человека?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ
РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ
1. Исторические трансформации предмета философии.
2. Предмет философии в работе М.К. Мамардашвили «Как я понимаю философию».
3. Веды – источник индийской философии.
4. Философские взгляды Лао цзы.
5. Конфуций и конфуцианство: значение в китайской истории.
6. Проблема первоначала в философии Античности.
7. Атомистическое учение Демокрита.
8. Досократическая философия: Анаксагор и софисты.
9. Сократ – символ античной философии.
10. Учение Платона и его значение для развития европейской философии.
11. Аристотель – систематизатор философской мысли античности.
12. Метафизика Аристотеля и ее значение в европейской философии.
13. Эллинизм: эпикурейцы, стоики, скептики.
14. Учение Плотина о Едином и философия неоплатонизма.
15. Основные идеи А. Августина в кн. «О граде Божием».
16. Византийская патристика: особенности и влияние на славянскую культуру.
17. Место схоластики в европейской философии: основные проблемы и решения.
18. Фома Аквинский – систематизатор средневековой философии.
19. Пантеизм и рационализм Николая Кузанского.
20. Жизнь и учение Дж. Бруно.
21. Ф. Бэкон – основоположник философии Нового времени.
22. Проблема метода в философии Р. Декарта.
23. Монадология Г. Лейбница.
24. Английский сенсуализм и его наследие в современной философии.
25. Смысл и значении философия Французского Просвещения.
26. Основные идеи «Критики чистого разума» И. Канта.
27. Г. Гегель как систематизатор европейской философии.
28. Антропотеизм философии Л. Фейербаха.
29. Философия К. Маркса и судьба марксизма.
30. «Русская идея» Н.А. Бердяева.
31. Ж. Бодрийяр – символ философского постмодернизма.
32. Проблемы бытия человека в работе Э. Фромма «Иметь или быть».
33. Т. Кун о развитии науки в кн. «Структура научных революций».
34. Цивилизационная модель общества и истории (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
35. Учение о ноосфере в творчестве П.Т. де Шардена и В.И. Вернадского.
Реферат пишется по одной теме и является кратким теоретическим освещением ее вопросов и предполагает ее творческое осмысление. В нем должно быть кратко изложено основное содержание темы работы с осмысленными самостоятельно выводами. Для достижения этой цели необходимо, кроме основной литературы, использовать два-три первоисточника, книги или статьи, в которых раскрываются вопросы данной темы. При написании реферата необходимо соблюдать следующие условия:
- объем реферата должен составлять в страницах формата А4 в компьютерном наборе от 13 - 15 страниц (шрифт 14), в рукописном варианте – 18 - 20страниц;
- реферат пишется (печатается) на одной стороне листа грамотно, доступным языком и почерком;
- реферат должен иметь стандартное оформление: титульный лист, план, основная часть, заключение (выводы) и список литературы.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ИХ ПОДГОТОВКЕ
И НАПИСАНИЮ
(для студентов заочной формы обучения)
1. Философия как мировоззренческая система знания.
2. Предмет, структура и значение философии в жизни общества и человека.
3. Натурфилософские проблемы в античной философии. Милетская школа.
4. Философия пифагорейцев.
5. Гераклит – основатель античной диалектики.
6. Элейская школа. Апории Зенона.
7. Атомистическое учение Демокрита.
8. Древнегреческие софисты и софистика.
9. Философия Сократа.
10. Учение Платона и его значение для развития европейской философии.
11. Аристотель – систематизатор философской мысли античности.
12. Этика и логика Аристотеля.
13. Эллинизм: эпикурейцы, стоики, скептики.
14. Учение Плотина о Едином и философия неоплатонизма.
15. Философские взгляды Лао цзы.
16. Особенности и философские идеи древней Индии.
17. Учение Конфуция. Судьба конфуцианства.
18. Средневековая патристика.
19. Философия А. Августина.
20. Средневековая схоластика. Проблема универсалий.
21. Фома Аквинский – систематизатор философии средневековья.
22. Пантеистическая философия Николая Кузанского.
23. Жизнь и учение Дж. Бруно.
24. Гуманизм философии эпохи Возрождения.
25. Ф. Бекон – основоположник философии Нового времени.
26. Рационалистическая философия Рене Декарта.
27. Философские взгляды Томаса Гоббса.
28. Учение Г. Лейбница о монадах-субстанциях.
29. Пантеизм и этика Б. Спинозы.
30. Английский сенсуализм (Локк, Беркли, Юм).
31. Философия французского просвещения.
32. И. Кант – основоположник классической немецкой философии.
33. Философское учение И. Фихте.
34. Религиозно-эстетическая философия Ф. Шеллинга.
35. Система и метод Г. Гегеля.
36. Антропологическая философия Л. Фейербаха.
37. Философия марксизма.
38. Философия пессимизма А. Шопенгауэра.
39. Философия Серена Кьеркегора.
40. Фридрих Ницше и философия жизни.
41. Сущность, этапы эволюции позитивизма.
42. Прагматизм и неопрагматизм.
43. Философский аспект учения З. Фрейда. Неофрейдизм.
44. Феноменологическая философия Э. Гуссерля.
45. Основные идеи экзистенциализма.
46. Философия всеединства В.С. Соловьева.
Контрольная работа является результатом изучения предмета и направлена на закрепление материала. Она должна состоять из ответов на теоретические вопросы, самостоятельно выделенные в избранной теме. Для этого надо воспользоваться авторитетным источником: учебником и учебным пособием по данному курсу и двумя-тремя первоисточниками.
Работа должна иметь стандартное оформление: титульный лист, план: вступление, основная часть - 2-3 вопроса, раскрывающие содержание темы, заключение и список использованной при написании литературы.
Объем контрольной работы должен составлять в страницах формата А4 в компьютерном наборе от 13 - 15 страниц (шрифт 14), в рукописном варианте – 16 - 18 страниц.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Мировоззренческая сущность философии.
2. Исходный (основной) вопрос философии и его решения.
3. Предмет и структура философского знания.
4. Возникновение философии.
5. Единство и отличие древней философии Востока и Античности.
6. Основные черты, идеи и школы китайской философии.
7. Общая характеристика индийской философии.
8. Основные этапы развития античной философии.
9. Философия Сократа и Платона.
10. Аристотель – систематизатор античной философии.
11. Эллинистическая философия: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
12. Средневековая апологетика и патристика.
13. Схоластика: основные проблемы и решения.
14. Гуманистический характер философии эпохи Возрождения.
15. Проблема метода в философии Нового времени.
16. Гносеологическая философия И. Канта.
17. Философская система и метод Г. Гегеля.
18. Сущность философского позитивизма.
19. Основные идеи философии французского Просвещения.
20. Сущность философии марксизма.
21. Особенности и главные течения современной философии.
22. Сущность философского постмодернизма.
23. Философский аспект учения З. Фрейда. Неофрейдизм.
24. Философия понимания и герменевтика.
25. Русская философия ХIХ-ХХ веков: «западники» и «славянофилы».
26. Философия В.С. Соловьева.
27. Проблема свободы в творчестве Ф.М. Достоевского.
28. Онтология – философское учение о бытии: проблемы и решения.
29. Основные онтологические понятия: «бытие», «субстанция», «материя», «природа», «мир», «вселенная».
30. Философские и научные представления о материи, пространстве, времени.
31. Соотношение философской, религиозной и научной картин мира.
32. Диалектический метод в философии: принципы и закономерности.
33. Структура познавательного процесса: основные элементы и их взаимосвязь.
34. Философское, обыденное, научное познание.
35. Философские концепции истины. Критерии истины.
36. Методы и формы эмпирического и теоретического познания.
37. Аксиология как раздел философии: сущность и главные проблемы.
38. Типы ценностей и ценностные ориентации.
39. Социальная философия: главные вопросы и решения.
40. Философия о сущности, источниках, направленности истории.
41. Соотношение истории и философии истории.
42. Смысл формационной и цивилизационной моделей истории.
43. Философия о сущности культуры и цивилизации.
44. Актуальные проблемы философской антропологии.
45. Философия и наука о происхождении человека.
46. Философское понимание сущности человека.
47. Проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия.
48. Проблема свободы в философии.
49. Основные тенденции развития современной философии: постмодернизм и его альтернативы.
50. Философия и глобальные проблемы современности.
У ч е б н о е и з д а н и е
ФиЛОСОФИЯ
Учебно-методическое пособие
Составитель:Панченко Олег Викторович
Редактор – Н.Н. Остапенко
Подписано к печати 18.02.16. Изд. № 117/15. Зак. 08/2016. Тираж 50 экз.
Объем 4,75 п.л. Усл. печ. л. 4,42. Уч.-изд. л. 4,66.
Формат бумаги 60 х 84 1/16
РИИЦМ ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет»