Философия и глобальные проблемы современности

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Предпосылки глобализации жизни. Типы глобальных проблем.

2. Экологические проблемы и пути их решения.

3. Смысл антропосоциальных проблем современности.

4. Интерсоциальные проблемы и их решения.

5. Роль философии в решении глобальных проблем современности.

Основные понятия:

Глобализация–процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Цивилизационные разломы – конфликты, линии противостояния между цивилизациями.

Ри́мский клуб – международная общественная организация (аналитический центр), объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты для изучения перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы.

Экогуманизм– распространение принципов гуманизма на природную среду обитания.

Эколо́гия (с греч. обиталище, жилище, дом) – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Список рекомендуемой литературы

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1991.

3. Медоуз Д.Х. За пределами роста / Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Райдерс. - М.: Прогресс, Панагея, 1994.

4. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической эволюции / Ф. Фукуяма. - М.: ACT, ЛЮКС, 2004.

5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М.: ООО «Изд. АСТ», 2003.

методические рекомендации

Словосочетание «глобальные проблемы» означает задачи, стоящие перед человечеством, обитающим на шаровидной планете Земля относительно настоящей и будущей жизни. К ним относят, прежде всего, следующие:

а) экологические − взаимоотношения человечества с природной средой обитания;

б) интерсоциальные − отношения между различными обществами;

в) антропосоциальные −отношения индивида с обществом.

Ошибочно полагать, что глобальные проблемы не заденут меня, мою семью, мой народ, мою страну. Хотя эти вопросы до сих пор осознаны далеко не всеми, маятник истории, раскачивающийся между индивидуальным я и общим, «качнулся не к отдельным обществам или индивидам, а пошел дальше – ко всему человечеству, когда остро встал вопрос о его выживаемости как биологического вида»(фр. социолог С. Московичи).

Главной чертойглобальныхпроблем является почти одновременное возникновение, указывающее на их взаимосвязь и требующее комплексных решений. Общей предпосылкой вышеозначенных и других вызовов современной истории является безудержная активность и неконтролируемая эгоистическая потребительская деятельность людей. Так, причина возникновения экологических проблем состоит в углублении противоречия между производственной деятельностью человека и стабильностью среды его обитания (франц. математик-философ Э. Леруа, философ-теолог П.Т. де Шарден, росс. естествоиспытатель В.И. Вернадский).

Пессимисты - «глубокие экологи» - считают поиск путей решения данных проблем безнадежным, ибо люди – это своего рода вирусы, патогены, угрожающие всему живому на Земле. Оптимисты - ученые, общественные деятели «Римского клуба» (1961 г.) - разрабатывают научные программы (Мир-1, 2, 3); экономисты, формулируют условия потребления сырья и энергии в устойчивом обществе; правительства развитых стран увеличивают расходы для улучшения экологической ситуации, создают министерства по экологии и т.д.

Интерсоциальные проблемы были затронуты нами при изучении темы «Философия истории». Здесь уместно дополнить эти знания знакомством с концепциями американских социологов-философов С. Хантингтона (об угрозе цивилизационных разломов) и Ф. Фукуямы (об общем пути развития современных обществ). При этом оба автора и их последователи руководствуются реалиями социального, политического и культурного бытия различных стран, народов и цивилизаций.

Аналогично сказанному, знакомясь с философской антропологией, мы коснулись антропосоциальных проблем. Так, в обществе «благоденствия» (развитые 25 государств), отмечал Ж. Бодрийяр, нарастает пресыщение, «дефицит дефицита», а вместе с ним растут тоска, тревога, ужас, ожидание катастрофы, страх перед будущим. Несмотря на принимаемые учеными, политическими, общественными деятелями мер, угроза глобальной катастрофы по-прежнему остается.

«Умеренный реализм» требует активации оптимистической установки. Но для этого необходимо изменить наше сознание:

1. Распространить принцип историзма не только на общество, но и на природу, т.е. выработать в себе метаисторическийвзгляд на мир в целом, перейти от страновых и цивилизационных к общечеловеческой и Универсальной, Большой (человеко-природной) истории.

2. Конструировать устойчивые социальные системы («устойчивое общество») посредством творческой активности, чтобы «каждый человек действовал как обучающийся лидер на своем уровне, от семьи до общины, государства, человечества в целом» (Д. Меддоуз). Для этого, в свою очередь, нужно решить более сложную задачу − осуществить «мировоззренческий прорыв» сознания обитателей планеты. «Чтобы современное человечество могло обеспечить свое будущее, ему необходима смена принципов поведения столь же глубокая,как та, что произошла на заре становления общества, его предыстории, когда нормы поведения в ордах неандертальцев сменились человеческой моралью» (академик Н.Н. Моисеев). Ученый предлагает повернуть на 180 градусов наше отношение к природе, от потребительского к уважительному, к экогуманизму. С учетом необходимости решения других глобальных проблем современности философ С.Б. Крымский возводит этот принцип до более общего − этики ответственности, ибо этика есть способ выживания культуры, к которой нужно приобщаться с раннего возраста.

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

ПО ВСЕМ ТЕМАМ КУРСА

1. Выберите наиболее точный ответ на вопрос: «Как называется устойчивая система теоретических взглядов на мир, определяющих выбор жизненной позиции?»:

а) мировосприятие; б) миропонимание; в) картина мира;

г) мироощущение; д) миропредставление?

2. Термин “философия” в переводе с греческого языка означает:

а) умение рассуждать; б) компетентное мнение; в) мудрость;

г) любовь к мудрости; д) искусство вести беседу?

3. Философия зародилась в следующих культурно-исторических центрах:

а) Вавилон, Египет, Индия; б) Персия, Месопотамия, Египет;

в) Древняя Греция, Китай, Индия; г) Китай, Индия, Египет.

д) Китай, Япония, Тибет?

4. Как называют в философии Китая мужское, активное, сильное начало:

а) Инь; б) Ци; в) Ли; г) Ян; д) Дао?

5. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:

а) слушаться старших по возрасту и званию;

б) сдерживать себя, избегать крайностей;

в) формировать собственный, независимый стиль жизни;

г) быть гуманным;

д) не делать другому того, что себе не желаешь?

6. Античная философия возникла:

а) в Древнем Риме; б) в Древней Индии; в) В Древней Греции;

г) В Древнем Египте; д) в Китае?

7. Гераклит из Эфеса первоначалом (архэ) считал:

а) землю; б) огонь; в) воду;

г) воздух; д) все четыре стихии?

8. «Бытие неподвижно и неизменно», − так утверждал:

а) Парменид; б) Аристотель; в) Гераклит;

г) Демокрит; д) Сократ?

9. “В одну и ту же реку нельзя войты дважды”, − так говорил:

а) Фалес; б) Аристотель; в) Гераклит; г) Демокрит; д) Сократ?

10. Высказывание: «Платон мне друг, но истина дороже»- приписывают:

а) Сократу; б) Периклу; в) Диогену;

г) Аристотелю; д) Эпикуру?

11. Патристика и схоластика - это:

а) различные школы античной философии;

б) различные этапы и направления Средневековой философии;

в) различные направления философии эпохи Возрождения;

г) учения «отцов церкви»?

12.С каким высказыванием Вы согласны:

а) Августин Аврелий резко спорил с Августином Блаженным;

б) они не общались лично, поскольку жили в разное время;

в) их взгляды частично совпадали;

г) ни с каким?

13. Целью схоластики было:

а) исследовать социальную действительность (общество);

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформировать в противоположность язычеству основы христианской философии;

д) понять человека?

14. Какие из названных философов представляют эпоху Возрождения:

а) Дж. Бруно; б) Августин Аврелий; в) Н. Кузанский;

г) Фома Аквинский; д) Эразм Роттердамский?

15.Главной особенностью философии Нового времени является:

а) космоцентризм; б) европоцентризм; в) теоцентризм;

г) теологизм; д) пантеизм?

16.Г. Лейбниц представляет философию эпохи:

а) Античности; б) Средневековья; в) Современности;

г) Возрождения; д) Нового времени?

17.Кого из перечисленных философов не относят к представителям немецкой классической философии:

а) Л. Фейербаха; б) И. Канта; в) Г. Гегеля;

г) И. Шеллинга; д) Г. Лейбница?

18. Автором «категорического императива» является:

а) И. Кант; б) И. Фихте; в) Ф. Шеллинг;

г) Г. Гегель; д) Л. Фейербах?

19. Законы классической диалектики разработал:

а) Ф. Бэкон; б) Р. Декарт; в) И. Кант; г) Г. Гегель; д) К. Маркс?

20. Лозунгом мировоззрения какой эпохи могут служить слова В. Шекспира: «Что наша жизнь? - Игра!»:

а) Античности; б) Средневековья; в) Возрождения;

г) Нового времени; д) Современности?

21. Как в онтологии называется конечная основа, сущность всех вещей:

а) материя; б) сознание; в) природа; г) субстанция; д) дух?

22. Какое из приведенных определений соответствует современным философским представлениям о материи:

а) М. – это вещество;

б) М. – все то, что имеет массу и энергию;

в) М. – это субстанция, основа всего, что существует;

г) М. - это объективная реальность;

д) М. – это то, что мы чувствуем?

23. Философское направление, целью и методом которого является не объяснение, а понимание, называется:

а) диалектический материализм; б) позитивизм; в) герменевтика;

г) прагматизм?

24. В философии понятие «агностицизм» означает:

а) сомнение в возможности познания;

б) познавательную деятельность;

в) рассмотрение объекта познания;

г) отрицание принципиальной возможности познания?

25. Характеристиками неклассической науки являются:

а) вероятностный характер получаемых знаний;

б) нелинейный характер развития научного знания;

в) учет влияния случайных взаимодействий;

д) верны все варианты ответов?

26. Какие из методов применяют исключительно на эмпирическом уровне научного познания:

а) анализ и синтез; б) дедукцию; в) измерение;

г) наблюдение; д) идеализацию.

27. Кого принято считать автором первого проекта всемирной истории:

а) Платона; б) Аристотеля; в) А. Августина;

г) Ф. Бэкона; д) К. Маркса?

28. Термин «утопия» означает буквально:

а) «отдаленное будущее»;

б) «фантазия»;

в) «несбыточная мечта»;

г) «место, которого нет»?

Наши рекомендации