АКСИОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ
Семинар 14
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ
План
1. Философия как аксиология.
2. Понятие ценностей и оценки. Оценка и норма.
3. Ценностные ориентации, их социальная обусловленность.
4. Соотношение цели и средств как аксиологическая проблема.
Эссе и сообщения:
1. Свобода в кн. Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», гл. «Великий инквизитор». // Ф.М. Достоевский. Собр. соч. в 12 т. - М., 1982. – Т. 11. – С. 290 - 312.
2. Духовный мир личности и ценностные ориентации.
3. Ценности «общества потребления» в философии Ж. Бодрийяра.
4. Идеалы и ценности современной молодежи.
5. Ф. Фукуяма о ценностях восточной цивилизации в кн. «Доверие».
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Ценности объективны или субъективны?
2. По своей сущности ценности материальны или идеальны?
3. Какие ценности присущи западной цивилизации?
4. Как ценности влияют на поведение человека, общества?
5. Что такое гедонизм?
6. Достижимо ли счастье?
7. Что такое свобода?
8. Утилитаризм – это здорово?
9. Говорят, что о вкусах не спорят. Так ли это?
Основные понятия:
Аксиология –учение о ценностях, развитое на рубеже ХIХ-ХХ вв.
Благо – все то, что заключает в себе положительный смысл.
Гедонизм(греч. наслаждение) – учение, согласно которому высшим благом является наслаждение.
Гуманизм – система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности.
Идеал – совершенство или высшая цель стремлений.
Прекрасное – явления, обладающие для человека высшей эстетической ценностью.
Утилитаризм – система воззрений, высшим благом признающая пользу, выгоду.
Ценность – специфическое отношение людей к природным, социальным и духовным феноменам с точки зрения их положительной или отрицательной значимости.
Эвдемонизм – этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.
Список рекомендуемой литературы:
1.Философия: учебник для студентов вузов по всем направлениям подготовки бакалавриата / под ред. В.П. Кохановского. - 23-е изд., стереотип. – М., 2014.
2. Канке В.А. Философия: учебник для вузов / В.А. Канке. - Гл. 2.2. - М., 2003.
3. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000.
4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский // Соч. в 12 т. – Т. 11. – М., 1982.
5. Каган М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. - СПб., 1997.
6. Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде. - М., 1994.
методические рекомендации
С глубокой древности люди выражают свои предпочтения чему-либо, причем не только материальным вещам (наскальные рисунки). В эпоху Античности Сократ и Платон учили, что высшим творением космоса является идея Блага. Однако лишь в ХIХ в. ценности как таковые попали в фокус философии, и возникла аксиология. Этому способствовало выделение универсального товара для получения любых материальных благ − денег. Не случайно, «ювелир слова» Ф. Ницше назвал ХIХ столетие «торгашеским веком», а социолог Г. Зиммель в 1860 г. написал работу «Философия денег».
Слово «ценность» имеет два основных смысловых оттенка: 1) как значимость для человека, общества более-менее конкретных вещей и явлений, включая духовные; 2) для обозначения предельно-абстрактных, трансцендентных сущностей (Красота, Добро, Истина, Совесть, Свобода, Равенство…). В обоих случаях ценности по своей природе есть духовный феномен. Среди физических, химических, биологических и прочих свойств вещей нет места еще одному свойству, ценности. Ценности возникают при «встрече» человека с чем-либо. Особенность второго значения слова состоит не в отсутствии объекта оценивания, а в том, что нечто взято «по наивысшей человеческой мере, предельно глубокому интересу» (А.С. Канарский).
Ценность есть специфическое отношение людей к природным, социальным и духовным феноменам с точки зрения их положительной или отрицательной значимости. Это означает, благодаря ценностям в своем сознании человек располагает информацию не хаотично и не «горизонтально», а упорядочивает ее «вертикально». Кроме духовной природы атрибутами ценностей являются их иррациональный характер, изменчивость, индивидуально-социальная амбивалентность.
Типологизацию ценностей проводят по субъективной и объективной сторонам ценностного отношения. Различают ценности индивидуальные, групповые, национальные… общечеловеческие; ценности материальные и духовные во всем их многообразии.
Ценности формируют ядро мировоззрения. Поэтому жизненно важными оказались проведенные социологические исследования ценностей Запада и Востока, а также различение ценностных приоритетов русского и украинского народов историком Н.И. Костомаровым. В кн. «Две русские народности», изданной в 1861 году, ученый отмечал, что великорусскому народу присуще стремление к прочности и формальному единству своей земли, тогда как основными чертами южнорусского народа являются личный произвол, свобода и неопределенности формы.
На основе ценностных представлений формируются ценностные ориентации – духовные векторы поведения личности и общества, обобщениями которых являются утилитаризм, эвдемонизм, гедонизм. Высшие, главные для человека ценностные установки, служащие целью его жизни, называются идеалами. Социальным идеалом современного общества может быть признан гуманизм (с лат. человечный) – система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности. Содержание гуманизма составляют ценности свободы, справедливости, равноправия, уважения человеческого достоинства.
С учетом значимости ценностей в жизни индивида и общества в глобализирующемся мире особо актуальна потребность в выработке и соблюдении общечеловеческих ценностных ориентиров. Аксиология способствует этому, равно как и практическому их воплощению в жизнь.
Т е м а 13
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Семинар 15
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
План
1. Основные философские подходы к пониманию общества: материализм и идеализм, натурализм и социологизм.
2. Субстанциальные элементы общества.
3. Главные сферы социального бытия.
4. Специфика духовной жизни общества.
Эссе и сообщения:
1. Социальные идеи в работах Платона «Государство», «Законы», «Тимей».
2. К. Маркс о происхождении и сущности общества.
3. Социальные идеи в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».
4. Концепция постиндустриального общества Д. Белла, Э. Тоффлера.
5. Проблемы современного общества в работе Ф. Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее». Последствия биотехнологической эволюции.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Чем отличаются холизм и меризм в понимании общества?
2. Общество – это целое или система?
3. Социальные отношения создаются людьми или предшествуют их действиям?
4. Чем социальные действия отличаются от индивидуальных?
5. В чем смысл «формационной» теории общества К. Маркса?
6. Почему М. Вебера называют анти-Марксом?
7. Кто авторы и в чем смысл «цивилизационной» модели общества?
8. Можно ли реализовать идеи социального равенства и справедливости?
Основные понятия:
Культура –1) все созданное человеком; 2) совокупность положительных ценностей.
Общество –системное единство социальных результатов деятельности людей.
Общественные отношения – способ совместного бытия людей, сущность которого состоит в наличии для них реальной возможности вступить в актуальное взаимодействие.
Общественно-экономическая формация – в марксизме – стадия социальной эволюции, характеризующаяся определенной ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от нее и определяются ею.
Социальная реальность – совместная деятельность людей и ее прямой и побочный результат.
Цивилизация –«видимая», внешняя, («технологическая») сторона культуры, ориентированная на удовлетворение базовых, материальных потребностей людей.
Список рекомендуемой литературы:
1. Канке В.А. Философия: учебник для вузов / В.А. Канке. - М., 2003.
2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс и Ф. Энгельс // Полн. собр. соч. - Т. 2.
3. Платон. Государство. // Собрание сочинений в 4 т. - Т. 3. - М., 1994.
4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. - М., 1992. - С. 156 - 175.
5. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М., 1999.
методические рекомендации
Несмотря на то, что социальная проблематика всегда была вплетена в ткань философии, социальная философия как раздел философского знания, комплекс проблем общества возникла в ХХ столетии, после того, как родилась наука об обществе, социология. С.Ф. изучает вопросы: 1) что такое общество? 2) как изменялись представления об обществе? 3) какой должна быть методология изучения социальных явлений? 4) каковы субстанциальные (сущностные) характеристики общества? 5) какова структура общества? и др.
Проследив историю философских ответов на социальные вопросы от эпохи Античности до настоящего времени, обратим внимание на два момента:
1) различение понятий «государство» (царство общих интересов) и «общество» (царство частных интересов граждан) - Т. Гоббс, Дж. Локк; 2) в современной философии в понимании сущности общества доминирует не меризм (общество- совокупность индивидов), а холизм (общество- целое, не сводимое к сумме индивидов). Как отмечал один из основателей социологии П.А. Сорокин, «общество – это волнующееся море, в котором люди, волны, постоянно возникают, сталкиваются и исчезают, а общество, море, – бурлит и не умолкает!». Это вовсе не отрицает очевидного факта – того, что общество состоит из индивидов. Речь идет о смещении акцента для уточнения объекта исследования и повышения эффективности анализа.
Знакомство с аксиологией, знание того, что люди не могут не оценивать сущее, позволяет выделить в современной философии два подхода изучения социума − критический и позитивный. Первый рельефно представляет постмодернизм. По мнению одного из его наиболее ярких представителей Ж. Бодрийяра, переживаемая эпоха характеризуется утратой обществом смысла собственного бытия. Мы живем не в реальном, а в виртуальном мире призраков (симулякров). Гиперреальность (псевдореальность), социальные сети Интернета и прочее вытеснили реальные отношения. Поэтому сейчас уместно говорить не о народе, нации, этносе или цивилизации, а о неопределенной пассивной имплозивной (втягивающей в себя) взрывоопасной массе, озабоченной дивертисментом (развлечениями).
Однако свои надежды философия связывает все же с позитивными концепциями, например, формационной (К. Маркса) и цивилизационной (Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби). Ознакомившись с сущностью этих подходов, можно развить их, опираясь на достижения современной методологии науки – на принцип системности. Основатель теории систем Л. фон Берталанфи полагал, что «системой» можно обозначить широкий класс явлений, естественного и искусственного происхождения, физических и концептуальных. Т.о. под системой понимают целостность определенным образом связанных элементов. Системные объекты обладают структурой (упорядоченностью), специфическими свойствами, функциями, целью, самоорганизацией (для сложных систем). В отличие от целостного, системный подход учитывает значимость составляющих элементов (целое без части может существовать, а система без элементов – нет). Применив его к социально-философским моделям, определим общество как упорядоченную связь двух многообразно проявляющих себя элементов – социальной деятельности и социальных отношений. Меняя формы и связи в разные периоды истории, взаимоотношения этих элементов определяют качества социального бытия – социальной реальности.
Ознакомившись более предметно с главными чертами элементов социальной системы, далее рассмотрим ее компоненты (наиболее общие формы и связи элементов). С этой целью образно представим общество в виде сферы, пересекаемой разными плоскостями. Каждая плоскость отображает определенный его срез, структурированность. Философия обращает внимание на универсальные срезы, обусловленные ранее отмеченными субстанциальными элементами. Такими необходимыми составляющими сферами в обществе являются экономика, политика, право, духовная культура. Знание структуры общества позволяет представить анатомическую картину современной социальной жизни, в которой одни и те же субъекты выступают носителями разнообразных отношений, закрепленными за отдельными областями. «Жизнь современного общества представляет собой калейдоскопическую смену ролей» (П. Бергер).
Завершить изучение темы можно проблемой о социальном единстве и многообразии. Здесь уместным представляется выделить особенности представлений картин мира и мировоззренческих ориентиров у разных народов и цивилизаций. Более глубокое понимание отличий, в свою очередь, нацеливает на поиск общих ценностей и целей, необходимых для дальнейшего развития человеческой цивилизации.
Семинар 16
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
План
1. Понятие и функции философии истории.
2. Философия и об источниках и движущих силах развития общества.
3. Проблемы смысла и цели истории.
4. Философия о направленности и траектории социальной эволюции.
Эссе и сообщения:
1. Философско-исторический проект А. Августина и его значение.
2. К. Маркс о движущих силах истории.
3. Социальная история в цивилизационной модели А. Тойнби.
4. Историософия Н.А. Бердяева.
5. Ф. Фукуяма о конце истории в книге «Конец истории и последний человек».
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Что общего и чем отличаются наука история и философия истории?
2. Какие вы знаете философские модели истории?
3. Что (кто) является движущей силой исторического процесса?
4. Имеет ли история цель? Что такое телеологизм?
5. В чем смысл понятий «вызов» и «ответ» в цивилизационной концепции А. Тойнби?
6. Имеет ли история вектор и траекторию? Какие существуют ответы на эти вопросы?
7. Имеет ли современное человечество общий путь в будущее?
Основные понятия:
Герменевтика–способ философствования, центром которого является процесс понимания мотивов, целей субъектов, сущности событий.
Демиург (греч) – «архитектор», зодчий мира.
Историософия – философия истории, претендующая на целостное познание исторического процесса в свете раскрытия в нем первоначал бытия и метаисторического смысла.
Историцизм–научный метод, утверждающий наличие некоего закономерного «хода истории», основываясь при этом на идее линейного прогресса мировой истории, который нельзя изменить.
Телеология – учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли Творца.
Список рекомендуемой литературы:
1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.
2. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
3. Тойнби А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. - М., 2003.
4. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени / П. Сорокин. - М.: Наука, 1997.
5. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. - М., 2004.
6. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М., 1994.
методические рекомендации
Изучение общества во времени предстает как его история. В переводе с греческого слово «история» означает «узнавание», «изучение». Основные проблемы философии истории: о смысле, цели, движущих силах, направленности, траектории исторического процесса. По отдельности эти проблемы решали еще философы и историки древности (Ксенофонт, Платон, Полибий). Первое комплексное философское исследование истории в европейской философии осуществил профессор Неапольского университета Дж. Вико (1688 - 1744). В работе «Основания новой науки об общей природе наций…» на основе филологии, учения о праве он обосновал идеи: 1) тождества реальной (объективной) и «рассказанной» (субъективной) истории; 2) исторического круговорота (все общества проходят путь – рождение-расцвет-упадок-гибель); 3) источник исторического движения определяется активностью элиты, а в решающие периоды истории − простонародной мудростью.
В отличие от науки истории, философия истории – это «мысль второго порядка» (Р. Дж. Коллингвуд), «обратное плавание» от событий прошлого к себе, она интровертна. Ее смысл - не рассказать о прошлом, а оценивать и спокойно «судить» прошлое по меркам (идеалам и ценностям) желаемого будущего. «Даже не зная, кем мы собираемся стать, благодаря урокам истории мы знаем, кем быть не собираемся» (Хосе Ортега-и-Гассет). Это означает, что нужно стремиться не только не повторять ошибок прошлого, но и изменять сознание людей. Т.о. в отличие от «уроков истории», «метауроки» философии истории более универсальны. Черпая из истории научные факты, философия истории затем возвращает их науке истории в форме мировоззренческих ориентиров и всеобщей методологии исследования. Так, многие современные историки руководствуются герменевтическим методом познания, акцентирующим внимание на понимании мотивов и целей деятелей прошлого с помощью понимания – вчувствования, мышления, воображения, перевоплощения, интуиции. Здесь действует закономерность: чем больше исторических интерпретаций, тем точнее знание. Поэтому сегодня о древних греках мы знаем больше, чем сами они знали о себе.
В решении проблемы цели истории выделяются два крайних и аргументированныхподхода – финализм (телеологизм) и инфинализм.Согласно первому, у человечества есть общая, от его воли не зависящая цель. Второй подход отрицает наличие таковой. В современной философской мысли позитивный ответ представлен, например, амер. Ф. Фукуямой (кн. «Конец истории и последний человек»), а отрицательный – постмодернистами. Однако мы уже знаем, что между крайностями возможна и середина, которую можно назвать неоклассикой. В отличие от финализма, ее сторонники (К. Ясперс, Ю. Хабермас, А. Негри) полагают, что финальные цели формируют и реализуют сами социальные субъекты в бесконечном процессе коммуникации при добровольномсоблюдении каждой социальной группой, личностью универсальных моральных правил, которые существуют и реально и влияют на ход истории.
Решения других философско-исторических проблем уместно рассмотреть, сравнивая ответы на них, предложенные формационной и цивилизационной концепциями. Завершить же изучение темы следует констатацией двух «сквозных» тенденций истории −интеграционной (признающей наличие общечеловеческой истории) и дезинтеграционной (отрицающей это). Обе подкрепляются научными фактами: глобализацией жизни, с одной стороны, и «цивилизационными разломами» и войнами, - с другой. Человечество все более явственно ощущает, что продолжение всемирно-исторического проекта будет зависеть от способности людей активизировать антиэнтропийную тенденцию, выработать умение обществ «слышать друг друга». И здесь вновь главной сферой деятельности должна стать этика, а именно: бесконечный творческий процесс конструирования истории (а не инженерное соучастие в нем) возможен при лишь при ограничении свободы личностных мотивов, целей минимумом социальных (моральных, а с ними и правовых, политических…) требований и принципов.
Т е м а 14
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛООГИЯ
Семинар 17
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
План
1. Особенности философского подхода к изучению антропологических проблем.
2. Философия о происхождении человека.
3. Категории человеческого существования: смысл жизни, свобода, смерть и бессмертие.
4. Место человека в современном мире. Проблема поколений.
Эссе и сообщения:
1. Трудовая концепция происхождения человека К. Маркса, Ф. Энгельса.
2. Проблема сущности человека в философии «фрейдизма» и «неофрейдизма».
3. Экзистенциализм о смысле человеческого существования.
4. Г. Маркузе о триумфе позитивности в работе «Одномерный человек».
5. Проблема свободы в «Легенде о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Что такое свобода в философии? Может ли человек быть свободным?
2. О каком свойстве человека говорит Н. Бердяев: «Человек странное существо, имеющее облик царственный и рабский, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным»?
3. С каким из определений Вы согласны: а) «Человек – существо социальное»; б) «Человек – существо не только социальное»?
4. Чем отличаются понятия «человек», «личность», «индивидуальность»?
5. Как вы понимаете афоризм С. Леца: «Каково предназначение человека? - Быть им!».
6. Что самое трудное для человека?
7. Прокомментируйте высказывание Дж. Милля: «Лучше быть недовольным Сократом, чем довольной свиньей».
8. Смысл и цель жизни - это одно и то же?
9. О каком свойстве человека говорит Ф. Ницше «Мысли, как и любовь, приходят не тогда, когда мы этого хотим»?
10. Как вы понимаете определение Ж.П. Сатртра: «Человек есть бесполезная страсть»?
Основные понятия:
Антропология философская–учение о сущности человека.
Антропоцентризм– принцип философии, согласно которому человек – центральное звено мироздания.
Воля – способность человека к дополнительным усилиям для достижения цели.
Иррациональное – не выразимое логическими средствами.
Надсознантельное – наличие в сознании человека социальных (моральных, правовых) правил и норм, выполняющих функцию контроля за его поведением.
Сознание –в широком значении – весь духовный мир, психика человека; в более узком значении – высшая форма духовности – разум, мышление.
Список рекомендуемой литературы
1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.
2. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М., 2003.
3. Проблема человека в западной философии. - М., 1988.
4. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. - М., 1983.
5. Ницше Ф. ЕССЕ НОМО. Как становятся сами собою / Ф. Ницше // Сборник. - Мн., 1997.
6. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский // Соч. в 12 т. - Т. 11. - М., 1982.
методические рекомендации
Вот мы и подошли к решающему, завершающему не только для И. Канта философскому вопросу «что такое человек?». Он тесно связан с другим: «зачем изучать философию, например, студентам технических специальностей?». Ответ может выглядеть таким: «Затем, что будущий специалист − прежде всего человек, а потом уже профессионал!». Философия стремится показать не только каким является человек, но и каким он может и должен стать.
Антропологические проблемы всегда волновали умы и сердца людей, в т.ч. философов, а предметом специальных философских исследований стали лишь в начале ХХ ст. В работах немецких философов М. Шелера и А. Гелена эти вопросы были определены целостно: 1) о сущности и родовых свойствах человека; 2) о его происхождении; 3) о смысле и целях человеческой жизни; 4) о смерти и бессмертии; 5) о счастье; 6) о свободе и другие.
Опираясь на исторический опыт, историю философских представлений о человеке и науку антропологию, М. Шелер так определил свой ответ на первый вопрос: «Человек есть вершина живого плюс нечто новое. Греки называли это разумом, но если к разуму добавить веру, волю, доброту, любовь, фантазию, свободу, то это новое можно назвать дух, носителем и вместилищем которого является личность». Продолжая его, современная философия открывает, выделяет родовые свойства человека: как существа не только духовного, но и целостного, духовно-телесного, а также социально-культурного и уникального. Человек неутолим в удовлетворении потребностей и страстей. Это качество мобилизует его к деятельности. Но вот к какой? В современном обществе потребления – это страсть получать удовольствия «без напряга».
Изучив эти качества, которыми, конечно, не исчерпывается вся его природа, далее обратимся к теориям о происхождении человека. Рассматривая концепцию естественного появления, выделяют эволюционную (Ф. Энгельс) и революционную теории (Л. Мемфорд). Дополнить картину можно и оригинальной новой, отличной от дарвиновской гипотезой о том, что человека и общество создал не прогресс, а «конструктивный регресс», точнее частичный регресс, оказывающийся в определенных условиях новой конструктивной возможностью возникновения человека современного типа (Вс. Вильчек). Смысл ее в том, что, в отличие от других существ, в случае с человеком выжили не сильнейшие приматы, а напротив − наименее физически приспособленные. Отдельные слабые особи человекоподобных обезьян нашли спасение в подражании сильным вожакам образно, а затем перешли и к языковому общению. Труд, язык и культурная трансляция знаний явились главными условиями возникновения Хомо сапиенс − человека разумного, осознающего свою разумность (самосознающего).
Категорией«смысл жизни»выражается понимание человеком своего назначения в мире, того, ради чего стоит проживать свою жизнь.Существуют две мировоззренческих установки по поводу этой проблемы, пессимистическая (А. Шопенгауэр) и оптимистическая (Г. Лейбниц). К сожалению, среди наших современников немало и тех, для кого жить, не задумываясь о своем предназначении (обессмысливание), и становится фактически смыслом жизни. Обретение смысла выражается по-разному и влияет на выбор целей, наше поведение, отношение к окружающему миру, включая природу, на настроение и т.д. Многие видят смысл жизни в счастье, но счастье − это «вторичный», «сопутствующий продукт» достижения смысла. Оно переживается только в том случае, если прежде переживалось целое - осмысленность жизни. В таком ракурсе бледнеют некоторые признанные цели и ценности: богатство, власть и престиж (что заметил еще Аристотель).Не менее актуальна сегодня и проблема свободы, которую по-своему решают разные философы, представители разных школ, направлений и культур. Для экзистенциалистов, например, эта проблема наиглавнейшая. Вслед Ф.М. Достоевским Ж.П. Сартр, А. Камю и другие считают свободу как возможность выбора отличительным свойством человека. Но для реализации этой общей для всех возможности необходимы огромные усилия, ибо свобода накладывает суровые обязанности и является для многих непосильным бременем (см. «Легенда о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского).
Завершить размышления на антропологическую тему достойно прояснением отношения к проблеме смерти и бессмертия, уйти от которой не удавалось (и не удастся) никому. Здесь также придется сделать трудный выбор, а не «отмахнуться» – мол, я еще молод и мне это не грозит. Но если смириться со смертью нельзя, а в потустороннюю жизнь не веришь, то как быть? Ответ подсказывает мудрый Лао-цзы: «Если человек умер, но не забыт – он бессмертен».
Итак, человек противоречив, уникален и универсален. Каждый обладает возможностью быть свободным, способным творить себя и вокруг себя. Это открывает путь в вечность, но при соблюдении непременных условий – воли к жизни и ответственности перед нею.
Т е м а 15