Античная философия. классика, эллинизм
План
1. Жизнь и учение Сократа.
2. Философия Платона – источник всей европейской философии.
3. Аристотель как систематизатор философского знания Античности.
4. Эллинизм: эпикурейцы, стоики, скептики.
Эссе и сообщения:
1. Сократ-символ европейской философии.
2. Учение Платона об идеях.
3. Основные идеи метафизики Аристотеля.
4. Философский скептицизм. История и современность.
5. Сущность и судьба учения Плотина.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. В чем смысл высказывания Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого»?
3. За что классик немецкой философии Г. Гегель назвал Сократа «этически безупречной личностью»?
4. Что такое «эйдосы» Платона?
5. Почему Платону не удалось реализовать теоретическую модель «идеального государства» на практике?
6. В чем смысл мифа о пещере Платона?
7. Что означают приписываемые Аристотелю слова «Платон мне друг, но истина дороже»?
8. Почему философ Диоген жил в бочке?
9. Чем отличаются удовольствие и наслаждение эпикурейцев от современных представлений о них?
10. Чего больше содержит философский скептицизм: позитивного или негативного?
Основные понятия:
Благо −вершина иерархии мира идей Платона.
Майевтика(с. греч. повивальное искусство, родовспоможение) –название-сравнение, которое использовал Сократ для объяснения своего метода – искусства извлекать скрытое в каждом человеке знание путем наводящих вопросов.
Метафизика– так назвал философские труды Аристотеля Андроник Родосский, т.е. первофилософия, размышления о том, что находится после (физики).
Метод –способ достижения определенной цели, совокупность приемов, средств познания и освоения действительности.
Материя(по Аристотелю) – то, из чего состоят вещи, их субстрат и потенция, возможность принять любую форму.
Мера –важнейшаякатегория античной философии, всей культуры, гармоническое единство качественной и количественной определенности вещи, явления.
Форма –сущность (эйдос) отдельного, единичного предмета, неразрывно связанная с материей, актуализация потенции материи.
Эйдос (идея) – целостная сущность вещей.
Эманация(лат.) – истечение, выделение чего-либо из более сложного.
Энтелехия(с. греч. осуществленность) – внутренняя сила и результат, актуализация возможности, цели.
Список рекомендуемой литературы:
1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.
2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега. [Электронный ресурс]. – Портал «Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/
3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: учеб. пособие / А.Н. Чанышев. - М., 1981.
4. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. - М.: Мысль, 1979.
5. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
методические рекомендации
Вершины своего развития греческая философия достигла в V-IV вв. до н.э. Отсюда название этапа – «классический» (с лат. образцовый). Классика отличается долговременностью в силу того, что схватывает сущностное, главное. В древнегреческой философии она связана с учениями афинских философов: Сократа, его ученика Аристокла, вошедшего в историю с прозвищем Платон (с греч. широкий) и ученика Платона Аристотеля.
Каждый из этих мыслителей внес в философию свой, ставший образцом для европейских философов вклад. Так, Сократ открыл наиболее значимую философскую тему, человека; разработал новый метод исследования, который, по аналогии с профессией своей матери-повитухи, он называл «майевтикой» − умением искусно-иронично задавать вопросы, провоцируя собеседника, сомневаться в собственных представлениях о чем-либо и начать самостоятельное мысленное движение − сравнивать и находить общее и отличное в вещах и явлениях. Наконец, Сократ стал образцом для подражания, поскольку следовал теоретическим принципам в практической жизни, не изменив им даже перед лицом смерти. Такими установками философа были убежденность в существовании общей для всех людей истины и необходимости следовать ей (в обществе это означает неукоснительное исполнение законов, даже если они несправедливы).
Главной особенностью учения Платона является универсальность. Философ рассмотрел комплекс проблем, в котором органично сочетались, дополняя друг друга, онтологические, гносеологические, космологические, этические, эстетические, социальные… вопросы. Это дало основание английскому философу А. Уайтхеду спустя две с половиной тысячи лет сказать, что вся западная философия есть лишь многочисленные примечания к философии Платона.
Вслед за знакомством с философскими основными идеями Платона, среди которых следует обратить особое внимание на их онтологическое ядро, учение об эйдосах (идеях) − умопостигаемом, иерархически устроенном мире идеальных сущностей вещей и явлений с Благом на вершине − далее следует изучить вклад в философию самого одаренного ученика Платона, Аристотеля. «Образцовость» основателя новой, после платоновской академии, философской школы, ликея, многогранна. Она состояла и в том, что он стал первым историком и систематизатором всего научного и философского знания античности, а также в том, что все философские и научные изыскания мыслителя отличала не только глубина, но и тщательная, скрупулезная проработка. Наконец, следует отметить заслуги Аристотеля в разработке законов последовательного, доказательного мышления − логики, а также этики добродетелей и политической философии.
Знакомясь с эллинистический периодом античной философии, необходимо учесть, что это был хотя и самый длительный по времени, но все же период ее угасания. Не последнюю роль здесь сыграла политическая нестабильность греческих полисов, ликвидация их демократического политического устройства, свободы слова, начавшаяся с завоеваний Александра Македонского и завершившаяся подчинением их Риму. С одной стороны, греческая философия распространилась по всей империи, а с другой, постепенно утратила свой творческий потенциал. Это привело к размышлениям о средствах духовного выживания индивида и пристальному вниманию к этическим и антропологическим проблемам. По-разному, оригинально их решали представители главных школ эллинизма: эпикурейцы, стоики и скептики.
Завершая знакомство с античной философией периодом эллинизма, нельзя упустить кратковременный ее всплеск, связанный с именем философа Плотина, с его учением о Едином, ставшим связующим переходным мостиком в новую, христианскую философию средневековья.
Т е м а 4