Философия востока. индия, китай
Семинар 3
ФИЛОСОФИЯ ИНДИИ И КИТАЯ
План
1. Возникновение философии: предпосылки, принципы периодизации.
2. Основные черты и главные идеи индийской философии.
3. Китайская философия: исходные принципы и главные школы – даосизм и конфуцианство.
Эссе и сообщения:
1. Веды – основной источник индийской философии.
2. «Пятикнижие» – «У цзин» – источник философии Китая.
3. Лао-цзы и его учение.
4. Кофуцианство и его история.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Каковы общие черты философии Индии и Китая?
2. В чем состоит своеобразие философии Китая?
3. Знаменитое ведическое изречение «Тат твам аси» – «Ты есть то» унижает или возвышает человека?
4. Кто из мудрецов сформулировал «золотое правило этики»? В чем его смысл?
5. Чем свобода в философии Индии отличается от обыденных представлений о ней европейцев?
6. В чем, по-Вашему, сильная и слабая стороны традиционализма?
7. Мировоззренческий плюрализм – это здорово или не очень?
8. Как Вы понимаете высказывание Лао-цзы «Истинные слова кажутся парадоксальными, но никакое другое учение не может заменить их»?
Основные понятия:
Антропоморфизм– наделение человеческими свойствами богов или неодушевленных предметов, явлений.
Атман(инд.)–духовная сущность индивида, «Я».
Брахман(инд.)–1) главное божество в «Упанишадах»; 2) священнослужитель, представитель высшей касты в Индии.
Дао(кит) –путь и закон мироздания, которому подчиняется и человеческая жизнь.
Добродетель – способность души к благим деяниям.
Дхарма(инд.)–закон бытия, которому подчиняется все сущее.
Жэнь (кит)–человеколюбие, гуманность, высшая добродетель по Конфуцию.
Инь и Ян(кит) –два противоположных начала, на которых основано существование всех вещей и явлений, инь – воплощение тьмы, пассивности… женского начала; ян – света, активности… мужского начала.
Карма(инд.) –сумма добрых и злых дел человека, определяющая его судьбу при новом рождении.
Ли(кит.) –принцип, форма существования вещей, а также ритуал, обряд.
Майя(инд.)–понятие, обозначающее иллюзорность чувственно данного, материального мира.
У вэй (кит.)–недеяние, созерцательный подход к жизни в даосизме.
Ци(кит.)–эфир, жизненная сила, энергия.
Список рекомендуемой литературы:
1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: учеб. пособие / А.Н. Чанышев. - М., 1981.
2. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических занятий / В.В. Бродов. - М.: МГУ, 1990.
3. Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии ХХ в. / Редкол. Э. Комаров, В. Ламшуков, Л. Полонская и др. - М, 1987.
4. Мудрецы Поднебесной: Сб. - Симферополь: Реноме, 1998.
5. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
методические рекомендации
Анализ становления философской мысли прошлого основан на взаимодействии количественного и качественного подходов: хронологического (от греч. хронос - время), фиксирующего физическое время, и типологического, учитывающего различное содержание - тематику и методологию философских знаний разных культур и народов. Наиболее значимыми философскими потоками считают индийскую, китайскую и европейскую философии.
Решающими предпосылками перехода народов от мифологическо-религиозного к философскому мировоззрению считаются социально-экономические, политические и духовные (культурные). Первые способствовали становлению самостоятельного мышления благодаря освобождению части общества от физического труда. Сущность политических сводится к ослаблению контроля власти (жрецов и тиранов) над высказываниями сограждан по поводу мировоззренческих вопросов (о причинах и законах мироздания, смысле жизни человека и т.п.). Культурные предпосылки связаны с ценностными установками, содержание которых было изложено в устных и письменных источниках: народных сказаниях о героическом прошлом, эпосе, в поэмах и стихах, в мифах. Именно культурные предпосылки - источники отличий народов и цивилизаций.
Говоря о философии Индии, следует отметить, что ее духовными источниками были арийская мифология, донесенная в древнейшем литературном памятнике (II тыс. л. до н.э.), Ведах (с санскр. знание), а также народный индийский эпос, книга Махабхарата(Сказание о потомках Бхараты) и литературное произведение Рамаяна (путешествие царевича Рамы).
Ознакомившись с основными чертами философии Индии, этапами ее развития, далее необходимо обратиться к ее главным идеям: о нравственно-практической сущности человека, его равенстве с другими живыми существами, о человеческой свободе как стремлении освободиться от майи − мнимого, неподлинного мира вещей и страстей и учиться самому трудному - побеждать самого себя.
Руководствуясь аналогичным изучению индийской философии методологическим подходом, далее знакомимся с особенностями, главными идеями и периодами эволюции философской мысли Китая. При этом обнаружим много сходств с индийской философией: значимость традиции, плюрализм, практическая, этико-социальная направленность и другие. Тем интереснее становится изучение своеобразия китайской философии – оригинальной интерпретации натурфилософских представлений с использованием частиц ян, инь, ци, ли, а так же дао и дэ.
В завершение можно попробовать дать ответ на вопрос об актуальности идей философии Индии и Китая, т.е. определить их ценность в современную эпоху. С этой целью нужно попытаться, например, найти связь между традициями китайской философии и мощным экономическим рывком современного Китая.
Т е м а 3
ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
Семинар 4