Предмет философии, ее гуманистический смысл
И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Семинар 1
МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
План
1. Понятие мировоззрения и его особенности.
2. Формы и типы мировоззрения.
3. Мировоззрение - ядро культуры: функции и роль в жизни человека и общества.
Эссе и сообщения:
1. Мировоззрение как основа духовного мира личности.
2. Мышление и язык: общее черты и особенности.
3. Современные мифы и реальность.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Чем мировоззренческие представления, мысли, чувства отличаются от немировоззренческих? Приведите примеры.
2. Для чего человеку проблемы, на которые нельзя дать окончательные ответы?
3. Каждый знаком со словами «думать», «мыслить». Что значит думать? С чего начинается мышление?
4. Что значит «мыслить конкретно»; «абстрактно»?
5. Почему легче думать, чем говорить, а говорить - чем писать?
6. «Высказываться точно» означает: говорить абстрактно, конкретно или…?
7. Чем религиозное мировоззрение отличается от мифологического?
8. Мифология – это уже история, прошлое?
9. Чем религия отличается от мифа и в чем их сходство?
10. Что значит трансцендировать?
Основные понятия:
Абстрактный– односторонний, бедный содержанием, отвлеченный от несущественных, охватывающий общие главные свойства предметов, явлений.
Вера –принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в доводах и фактическом подтверждении.
Здравый смысл – умственный взгляд на мир, основанный на ближайшем опыте и ограниченном знании.
Конктретный– многосторонний, характеризующий несколько свойств объекта.
Культура –совокупность положительных ценностей, «мера достигнутого человечеством» (И. Кант).
Мировоззрение– система всеобщих взглядов на мир человека, общество.
Миропонимание– форма мировоззрения, отличающаяся осознанностью, логической последовательностью и фактуальной доказательностью.
Мироощущение – форма мировоззрения, обнаруживающего себя в чувствах, настроениях.
Мышление –процесс обобщенного опосредованного идеального освоения действительности.
Миф– фантастический рассказ, в который коллективно верит некоторое сообщество людей.
Трансцендентный –выходящий за пределы опыта к желаемому, должному.
Список рекомендуемой литературы:
1. Делез Ж. Что такое ф-я / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М.: Алетейя; СПб, 1998.
2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.
3. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
4. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев. – М.: Политиздат, 1990.
5. Ясперс К. Введение в философию / К. Ясперс; пер. с нем. под ред. А.А. Михайлова. – Мн.: Пропилеи, 2000.
методические рекомендации
Начинать любое дело, включая изучение новой дисциплины, всегда трудно и, одновременно, крайне важно. Основная задача, которая стоит перед обучающимся при подготовке к первому семинарскому занятию по философии, − разобраться в сущности мировоззрения, в его особенностях, в мировоззренческом своеобразии философии. Это начало пути, достойным завершением которого после освоения всего курса должны стать более ясное осознание и корректировка собственных жизненных позиций, целей и мотивов поведения.
Для ее выполнения необходимо обратиться к учебной литературе, к первоисточникам и… постараться «заглянуть в себя». При этом, чтобы не заблудиться в густо растущем лесу различных точек зрения и интерпретаций авторов учебников и первоисточников, следует принять два тезиса, превратив их в личностные установки на весь период изучения дисциплины.
Во-первых, следует воздержаться от бытующего в головах несведущих мнения о том, что философия есть «витание в облаках», «бесполезное умствование», которое в жизни не пригодится. Ведь уже здравый смысл подсказывает, что нельзя судить о том, чего не знаешь.
Смысл второго тезиса раскрывает афоризм одного из основоположников немецкой классической литературы Г. Лессинга: «Речью можно выразить все, что мыслится толково».Применительно к обучению это означает, что понимание мыслей философов (как и любого другого человека) возможно лишь при условии освоения языка, на котором они выражены. Для этого необходимо постепенно овладевать содержанием философских терминов, вносить в свое сознание коррективы относительно знакомых слов «мировоззрение», «мышление», «добро», «истина», «вера», «миф», «факт», «человек» и других. Началом может стать знакомство с первоначальными значениями данных терминов. Так, например, слово «мировоззрение» − сложное, состоящее из двух: «мир» и «зрение». Но какой мир и какое зрение имеются в виду? В первой части речь идет о мире в целом, о свойствах, присущих всем явлениям без исключения, а вторая подразумевает способность не глаз, а ума − умозрение. Далее «раскодируем», сделаем яснее уже более понятные «мир в целом» и «умозрение». Расширение объема понятий путем наделения их новым дополнительным содержанием называется конкретизацией. Обратный процесс – выявление общих свойств объектов и уменьшение для этого знаковых, языковых средств выражения именуют абстрагированием. такое движение мысли не менее сложно, чем первое. Трудность в нем связана, прежде всего, с определением основания, по которому проводят сравнение.
Следуя такому поступательно-возвратному движению мыслей и слов, от абстрактного к конкретному и обратно (у философствующего этот процесс не имеет окончания), далее знакомимся с неотъемлемыми свойствами, атрибутами (лат.) мировоззренческих вопросов: их превосходящим опыт, трансцендентным (лат.)значением, «сокрытостью» («неочевидным присутствием» в конкретных мыслях, чувствах), ориентированностью не только на сущее онтичное (греч.), но и на должное (деонтичное), центрированность вокруг «Я». Примерами являются ранее отмеченные понятия: мир, истина, ценность, добро, справедливость, красота, общество, человек, цель, смысл жизни…
Далее необходимо познакомиться со свойствами основных типов мировоззрения: мифологического, религиозного, обыденного, философского и с формами его бытия: мироощущением, миропредставлением, миропониманием.
Логичным завершением изучения темы о мировоззренческой природе философии будет определение функций и значения мировоззрения в жизни человека и общества. Наконец, для преобразования полученных знаний в умения следует закрепить их путем самостоятельного поиска ответов на контрольные вопросы для диспутов.
Семинар 2