Словарь-минимум основных понятий
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………..4
Тематическое содержание курса ……………………………………………...6
Словарь-минимум основных понятий ………………………………………..9
Список литературы, имеющейся в библиотеке университета и в сети
Интернет ………………………........................................................................10
Темы семинарских занятий ………………………………………………….12
1. Мировоззрение как основа духовной культуры …………………………12
2. Философия как аргументированное мировоззрение …………………….15
3. Философия Индии и Китая............... ………………………………….......18
4. Античная философия. Досократический период ………………………..21
5. Античная философия. Классика, эллинизм ………………………….......23
6. Философия средневековья и эпохи Возрождения ……………………....26
7. Европейская философия ХVII века и Французское просвещение ……..30
8. Классическая немецкая философия. философия марксизма ……….......33
9. Постклассическая Западная философия …………………………………37
10. Особенности и главные идеи русской философии …………………….40
11. Онтология – философия бытия ……………………………………….....43
12. Гносеологический ракурс философии ………………………………….46
13. Философские проблемы науки и техники ……………………………...49
14. Философское учение о ценностях ……………………………………....53
15. Философия общества ………………………………………………….....56
16. Философия истории ……………………………………………………...59
17.Философия человека ……………………………………………………...62
Тема для самостоятельной работы. Философия и глобальные проблемы
современности …………………………………………..................................47
Примеры тестовых заданий по всем темам курса …………………………68
Темы рефератов и методические требования к подготовке
реферативных работ …………………………………………........................72
Тематика контрольных работ и методические требования по их
подготовке и написанию (для студентов заочной формы обучения) ……73
Вопросы к экзамену ………………………………………………………....75
ВВЕДЕНИЕ
Философия – одно из самых ценных достояний и высших достижений человеческого разума, теоретическое выражение духовного ядра культуры. Какую бы профессию не избрал для себя человек, в его сознании всегда присутствуют мировоззренческие, базовые и предельные представления: о себе, о мире, об обществе, о будущем. «Философия - это нечто... неизбежное», - утверждал видный испанский философ Х. О.-и-Гассет. Чтобы ориентироваться, мыслить, чувствовать, представлять и переживать мир «вечных» идей основательно-универсально, а не рыночно-примитивно, философия учит искусству самостоятельно размышлять о них, обосновывать предельные, «горизонтно-компасные» жизненные ориентиры.
Цель дисциплины –познакомить студентов с философией как системой знания, ее проблемами, ролью в жизни общества и человека, с основными этапами развития мировой философской мысли.
Задачи дисциплины:
- раскрыть природу философского знания, предмет и основные функции философии, методологию философского мышления, содержание философских категорий, главные подходы к решению мировоззренческих проблем;
- формировать у студентов навыки самостоятельного творческого осмысления глубинных социогуманитарных проблем современности;
В результате изучения дисциплины “Философия” студент должен
знать:
- основные философские понятия, закономерности развития природы, общества и мышления;
- базовые и профессионально-профилированные основы философии, логики, психологии, экономики и истории;
- смысл философских категорий, терминологию философии и структуру философского знания, функции философии, методы философского исследования, философские персоналии, специфику философских направлений современности;
- место и роль философии в общественной жизни; социально и личностно значимые философские проблемы;
- основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа мировоззренческих вопросов;
уметь:
- выделять и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- понимать особенности современного этапа развития общества и применять философские принципы, законы, формы и методы познания в практической деятельности;
владеть:
- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на мир;
- умениями толерантного восприятия и социально-философского анализа социальных и культурных различий, соблюдения этических норм дискурса;
- методами и приемами философского анализа личностных, исторических и социально-культурных проблем;
- навыками философского анализа разных типов мировоззрения, использования философских приемов для определения главных трендов развития современного общества, их философско-правового анализа.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования РФ выпускник программы бакалавриата и специалитета должен обладать общекультурной компетенцией (ОК) - способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1).
На успешное и эффективное выполнение означенных задач и достижение поставленной цели ориентирует настоящее учебно-методическое пособие. Специфическая форма обучения, самостоятельная работа, как никакая другая, способствует превращению информации в часть духовного мира личности. Вдумчивая и систематическая индивидуальная работа научает самостоятельно мыслить, тренирует память, воспитывает волевые качества.
При подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия», в первую очередь, следует обратить внимание на освоение философских категорий к каждой теме. Это знание поможет понять смысл стоящих вопросов и найти на них нужные ответы. Список рекомендуемой литературы составлен с учетом доступности для освоения студентами 1, 2-го курсов. Кроме того, в пособии предлагаются краткие методические указания по подготовке к каждому занятию с пояснением сущностных аспектов философских проблем. Последнюю тему предлагается изучить без проведения практического занятия.
Для приобретения навыков самостоятельного мышления и более глубокого понимания содержательных модулей и вопросов курса философии, а также самоконтроля в пособии разработан набор теоретических заданий к каждой теме − вопросы для диспутов и определены темы для написания рефератов. Итоговой проверке усвоения знаний предназначены приведенные образцы тестов, темы для контрольных работ (для студентов заочной формы обучения) и перечень экзаменационных вопросов. Расширению кругозора студентов поможет знакомство с указанными в пособии первоисточниками для подготовки рефератов, сообщений и эссе с последующим их обсуждениям на семинарских занятиях.
С учетом того, что часы, выделяемые на проведение семинарских занятий, на разных специальностях вуза различны, в настоящем пособии рассматривается максимальное их число – семнадцать занятий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Предмет философии, ее гуманистический смысл и предназначение.
Мировоззренческий характер философии. Философия, здравый смысл, религия, искусство, наука. Источники философствования. Философия как система знаний, ее структура. Функции и роль философии в жизни общества и человека.
Тема 2. Философия Востока. Индия, Китай.
Принципы изучения истории философии. Зарождение философской мысли в странах Древнего Востока. Основные черты и этапы развития индийской философии, ее основные идеи. Источники и периоды развития философии Китая. Особенности, проблемы и школы. Даосизм, конфуцианство и современность.
Тема 3. Философия Античности.
Принципы анализа истории европейской философии. Предпосылки и этапы развития греко-римской философии. Основные черты и школы натурфилософии. Классики Античности: общая характеристика учений Сократа, Платона и Аристотеля. Сущность и школы эллинизма. Неоплатонизм – последний рассвет античной философии. Идеи античной философии и современность.
Тема 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения.
Теоретические истоки философии средневековья: Афины и Иерусалим. Основные черты, этапы развития: апологетика и патристика, схоластика. Проблема веры и разума и ее решения. Проблема универсалий. Значение Средневековой философии. Особенности философского мировоззрения Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, переходный характер. Философские взгляды Н. Кузанского и Дж. Бруно.
Тема 5.Философия Нового времени: ХVII век и Просвещение.
Предпосылки философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм – главные течения философии ХVII в.: достоинства и ограниченность в решении проблемы метода познания. Онтологическая проблема философии ХVII в. Основные черты западноевропейской философии ХVIII ст. Философские идеи французского просвещения.
Тема 6. Классическая немецкая философия и философия марксизма.
И. Кант – родоначальник КНФ: решение гносеологических проблем и определение предмета философии. Сущность категорического императива. Философская система Г. Гегеля. Диалектика Гегеля, противоречие метода и системы. Антропотеизм Л. Фейербаха. Место философии в марксизме. Ученик К. Маркса об общественно-экономической формации. Марксизм и христианство. Исторические судьбы учения К. Маркса.
Тема 7. Современная западная философия.
Понятие и особенности современной философии. Этапы развития, школы и течения современной западной философии. Общая характеристика постнеклассического периода современной философии. Главные тенденции современной философии: постмодернизм и его альтернативы.
Тема 8. Русскаяфилософия ХIХ-ХХ вв.
Истоки становления русской философской мысли. Философские идеи в Киевской Руси. Философские дискуссии славянофилов и западников. Философия всеединства В. Соловьева. Экзистенциальные и гуманистические идеи Ф. Достоевского, Л. Толстого, Л. Шестова, П. Флоренского. Идея свободы в творчестве Н.А. Бердяева.
Тема 9. Онтология – философское учение о бытии.
Предмет онтологии и ее место в структуре философского знания. Эволюция онтологических знаний. Аспекты, уровни и виды бытия. Основные онтологические категории: бытие, субстанция, реальность, материя, объективная и субъективная реальность. Соотношение понятий «мир» и «научная картина мира». Место онтологии в современной философии.
Тема 10. Гносеология – философия познания.
Основные проблемы гносеологии. Формы познания: научное, повседневное, религиозное, художественное, философское. Проблема познаваемости мира. Источники и структура познавательного процесса. Проблема метода в познании: эмпиризм и рационализм, рациональное и иррациональное. Основные формы познания. Основные концепции истины. Проблема критериев и объективности истины.
Тема 11. Философия науки и техники.
Становление науки. Гносеология и эпистемология. Сущность и отличительные черты научного знания. Классическая и неклассическая парадигмы науки. Методы и формы научного познания. Закономерности развития науки. Отношения науки и техники в современном мире. Философские проблемы науки и техники.
Тема 12. Аксиология – философия ценностей.
Открытие ценностной доминанты жизни человека эпохи модерна-постмодерна. Понятие ценностей. Конкретные и абстрактные ценности. Типы ценностей: конкретные и абстрактные, материальные и духовные и т.п. ценности в соответствии со структурой ценностного отношения. Ценности востока и Запада, модерна и постмодерна. Ценностные ориентации в жизни общества и человека, цели и идеалы. Ценности современных обществ.
Тема 13. Социальная философия.
История философских представлений об обществе. Особенности современных подходов к пониманию общества: формационная, культурно-цивилизационная, системная модели. Субстанциальные основы общества: социальная деятельность, социальные отношения и их взаимосвязь. Структура общества. Предмет философии истории. История и философия истории. Проблемы смысла и цели истории. Философия о движущих силах и направленности исторического процесса.
Тема 14. Философская антропология.
Проблема сущности человека: история и современность. Рождение философской антропологии как раздела знания. Единство биологического, социального (культурного) и индивидуального в человеке. Структура сознания и его свойства. Проблема происхождения человека – эволюционный и революционный подходы. Проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, свободы и ответственности.
Тема 15. Философия и глобальные проблемы современности.
Процессы глобализации жизни: причины, условия и сферы. Сущность и типы глобальных проблем. Пессимистический, оптимистический, скептический подходы относительно решения глобальных проблем. Человек в условиях глобализации мира. Роль экогуманизма, воспитания планетарного сознания в предотвращении катастроф и решении глобальных проблем современности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИМЕЮЩЕЙСЯ В БИБЛИОТЕКЕ
УНИВЕРСИТЕТА и в сети интернет
№ | Наименование пособия | экз. в библ./эл. ресурс |
Основная литература | ||
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2008. | ||
Фролов И.Т. Введение в философию: учебник для вузов. В 2-х ч. / И.Т. Фролов. - М., 1989. | ||
Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. | ||
Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. | ||
Краткая философская энциклопедия. – М., 1994. | ||
Кальной И.И. Философия / И.И. Кальной. – Симферополь, 2002. | ||
Дополнительная литература | ||
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. – М., 1990 | ||
История философии в кратком изложении. – М., 1991. | ||
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991. | ||
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. – М., 1991. | ||
106 философов: жизнь, судьба, учение. – Симферополь, 1995. | ||
Чанышев А.Н. курс лекций по древней и средневековой философии: учеб. пособие для вузов / А.Н. Чанышев. - М., 1991. | ||
Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лос-ский. – М., 2011. | ||
Гриненко Г.В. История философии: учеб. для студ. вузов / Г.В. Гриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. | ||
Ивин А.А. Философия: учеб. для студ. вузов / А.А. Ивин, И.П. Никитина. – М.: Юрайт, 2015. | ||
Роганов В.Н. О структуре мироздания и этапах его творения: монография / В.Н. Роганов. - Севастополь, 2014. | ||
Спиркин А.Г. Философия для технических вузов: учебник для студ. вузов / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2014. | ||
Философия: учебник и практикум для академ. бакалавриата / В.Н. Лавриненко, В.В. Кафтан, Л.И. Чер-нышова. - 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. | ||
Философия: учебник для студ. вузов / под ред. В.П. Ко-хановского. - 23-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2014. | ||
Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для студ., обучающихся по всем напр. подготовки и спец., кроме напр. 030100 - Философия / Ю.М. Хрусталев. - 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2014. |
Ресурсы сети интернет
Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега. [Электронный ресурс]. – Портал «Родон». - Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс / В.А. Канке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/kanke_philosophy.htm
Электронно-библиотечная система (ЭБС)ООО "Издательский Дом ИНФРА-М". – URL:http://repository.vzfei.ru
- Библиотека сайта philosophy.ru. – URL: http://www.philosophy.ru
- Библиотека философского факультета МГУ. – URL: http://philos.msu.ru
- Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН. – URL: http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Library.htm
- Библиотека Гумер. – URL:http://www.gumer.ru
- Золотая философия. – URL: http://philosophy.allru.net/main.html.
- Новая философская энциклопедия. - URL: http://iph.ras.ru/enc.htm
- Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
- Философская библиотека Новосибирского государственного университета. - URL: http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm
- Электронная библиотека по философии. – URL: http://filosof.histor
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Т е м а 1
И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Семинар 1
План
1. Понятие мировоззрения и его особенности.
2. Формы и типы мировоззрения.
3. Мировоззрение - ядро культуры: функции и роль в жизни человека и общества.
Эссе и сообщения:
1. Мировоззрение как основа духовного мира личности.
2. Мышление и язык: общее черты и особенности.
3. Современные мифы и реальность.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Чем мировоззренческие представления, мысли, чувства отличаются от немировоззренческих? Приведите примеры.
2. Для чего человеку проблемы, на которые нельзя дать окончательные ответы?
3. Каждый знаком со словами «думать», «мыслить». Что значит думать? С чего начинается мышление?
4. Что значит «мыслить конкретно»; «абстрактно»?
5. Почему легче думать, чем говорить, а говорить - чем писать?
6. «Высказываться точно» означает: говорить абстрактно, конкретно или…?
7. Чем религиозное мировоззрение отличается от мифологического?
8. Мифология – это уже история, прошлое?
9. Чем религия отличается от мифа и в чем их сходство?
10. Что значит трансцендировать?
Основные понятия:
Абстрактный– односторонний, бедный содержанием, отвлеченный от несущественных, охватывающий общие главные свойства предметов, явлений.
Вера –принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в доводах и фактическом подтверждении.
Здравый смысл – умственный взгляд на мир, основанный на ближайшем опыте и ограниченном знании.
Конктретный– многосторонний, характеризующий несколько свойств объекта.
Культура –совокупность положительных ценностей, «мера достигнутого человечеством» (И. Кант).
Мировоззрение– система всеобщих взглядов на мир человека, общество.
Миропонимание– форма мировоззрения, отличающаяся осознанностью, логической последовательностью и фактуальной доказательностью.
Мироощущение – форма мировоззрения, обнаруживающего себя в чувствах, настроениях.
Мышление –процесс обобщенного опосредованного идеального освоения действительности.
Миф– фантастический рассказ, в который коллективно верит некоторое сообщество людей.
Трансцендентный –выходящий за пределы опыта к желаемому, должному.
Список рекомендуемой литературы:
1. Делез Ж. Что такое ф-я / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М.: Алетейя; СПб, 1998.
2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.
3. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
4. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев. – М.: Политиздат, 1990.
5. Ясперс К. Введение в философию / К. Ясперс; пер. с нем. под ред. А.А. Михайлова. – Мн.: Пропилеи, 2000.
методические рекомендации
Начинать любое дело, включая изучение новой дисциплины, всегда трудно и, одновременно, крайне важно. Основная задача, которая стоит перед обучающимся при подготовке к первому семинарскому занятию по философии, − разобраться в сущности мировоззрения, в его особенностях, в мировоззренческом своеобразии философии. Это начало пути, достойным завершением которого после освоения всего курса должны стать более ясное осознание и корректировка собственных жизненных позиций, целей и мотивов поведения.
Для ее выполнения необходимо обратиться к учебной литературе, к первоисточникам и… постараться «заглянуть в себя». При этом, чтобы не заблудиться в густо растущем лесу различных точек зрения и интерпретаций авторов учебников и первоисточников, следует принять два тезиса, превратив их в личностные установки на весь период изучения дисциплины.
Во-первых, следует воздержаться от бытующего в головах несведущих мнения о том, что философия есть «витание в облаках», «бесполезное умствование», которое в жизни не пригодится. Ведь уже здравый смысл подсказывает, что нельзя судить о том, чего не знаешь.
Смысл второго тезиса раскрывает афоризм одного из основоположников немецкой классической литературы Г. Лессинга: «Речью можно выразить все, что мыслится толково».Применительно к обучению это означает, что понимание мыслей философов (как и любого другого человека) возможно лишь при условии освоения языка, на котором они выражены. Для этого необходимо постепенно овладевать содержанием философских терминов, вносить в свое сознание коррективы относительно знакомых слов «мировоззрение», «мышление», «добро», «истина», «вера», «миф», «факт», «человек» и других. Началом может стать знакомство с первоначальными значениями данных терминов. Так, например, слово «мировоззрение» − сложное, состоящее из двух: «мир» и «зрение». Но какой мир и какое зрение имеются в виду? В первой части речь идет о мире в целом, о свойствах, присущих всем явлениям без исключения, а вторая подразумевает способность не глаз, а ума − умозрение. Далее «раскодируем», сделаем яснее уже более понятные «мир в целом» и «умозрение». Расширение объема понятий путем наделения их новым дополнительным содержанием называется конкретизацией. Обратный процесс – выявление общих свойств объектов и уменьшение для этого знаковых, языковых средств выражения именуют абстрагированием. такое движение мысли не менее сложно, чем первое. Трудность в нем связана, прежде всего, с определением основания, по которому проводят сравнение.
Следуя такому поступательно-возвратному движению мыслей и слов, от абстрактного к конкретному и обратно (у философствующего этот процесс не имеет окончания), далее знакомимся с неотъемлемыми свойствами, атрибутами (лат.) мировоззренческих вопросов: их превосходящим опыт, трансцендентным (лат.)значением, «сокрытостью» («неочевидным присутствием» в конкретных мыслях, чувствах), ориентированностью не только на сущее онтичное (греч.), но и на должное (деонтичное), центрированность вокруг «Я». Примерами являются ранее отмеченные понятия: мир, истина, ценность, добро, справедливость, красота, общество, человек, цель, смысл жизни…
Далее необходимо познакомиться со свойствами основных типов мировоззрения: мифологического, религиозного, обыденного, философского и с формами его бытия: мироощущением, миропредставлением, миропониманием.
Логичным завершением изучения темы о мировоззренческой природе философии будет определение функций и значения мировоззрения в жизни человека и общества. Наконец, для преобразования полученных знаний в умения следует закрепить их путем самостоятельного поиска ответов на контрольные вопросы для диспутов.
Семинар 2
План
1. Особенности философского мировоззрения.
2. Структура и язык философии.
3. Мировоззренческая, методологическая и практическая функции философии.
4. Значение философии в жизни человека и общества.
Эссе и сообщения:
1. Как я понимаю философию.
2. Философия – это свобода.
3. Философия и наука.
4. Карл Ясперс о философской вере.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Говорят: «Умный учится на чужих ошибках, а мудрый их не допускает». Что знает мудрый?
2. Чем философское мировоззрение отличается от обыденного?
3. Русский философ Н.А. Бердяев считал, что философствовать можно на любую тему. Согласны ли Вы с ним? Что значит философствовать?
4. Что такое вера? Чем вера отличается от знания?
5. В чем состоит отличие философской веры от религиозной?
6. Рефлексия и познание – это одно и то же?
7. Обладают ли философские знания практической пользой?
8. В чем состоит отличие философии от других наук?
9. Что такое материализм и идеализм?
10. Если однозначных и окончательных ответов на мировоззренческие вопросы философия дать не может, зачем ее изучать?
Основные понятия:
Аксиология –раздел философии, изучающий ценности.
Гносеология(теория познания)–раздел философии, изучающий природу и особенности познания, условия его истинности.
Материализм– установка, признающая подлинной реальностью, основой всего сущего независимое вещественное, телесное, а не духовное, идеальное, неосязаемое.
Идеализм– установка, признающая, что подлинной реальностью являются чувственно не видимые идеи: мировой дух, разум (объективный идеализм), сознание субъекта (субъективный идеализм).
Онтология– учение о бытии, раздел философии, рассматривающий сущность и свойства бытия.
Парадигма(с греч. образец) – совокупность убеждений, ценностей, языковых и методологических средств, принятых научным сообществом.
Рефлексия(с лат. обращение назад) – самопознание, познание собственных убеждений, верований, посылок.
Теория– форма знания, система логически связанных высказываний о сущностных связях и свойствах действительности.
Философия– рациональное, основанное на критической силе разума, проясненное мировоззрение.
Список рекомендуемой литературы:
1. Делез Ж. Что такое ф-я / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М.: Алетейя; СПб, 1998.
2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.
3. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. - М., V-VI 1992. - C. 14 – 40.
5. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев. – М.: Политиздат, 1990.
6. Ясперс К. Введение в философию / К. Ясперс; пер. с нем. под ред. А.А. Михайлова. – Мн.: Пропилеи, 2000.
методические рекомендации
Понятие о мировоззрении, его основных формах и исторических типах позволяет сделать следующий шаг − понять особенности философского мировоззрения как более позднего феномена культуры. Определив на предыдущем семинарском занятии сравнение как одно и свойств мышления, сопоставим ранние формы мировоззрения с философией и обнаружим, что:
а) в отличие от мифологического мировоззрения, разделяемого коллективно и в образных формах, философское индивидуально, критично и имеет более широкие возможности для выражения;
б) в отличие от религии, философия более самокритична и аргументирована. Ее ответы представляют знания-верования, а не верования-знания. Философ, в отличие от близкого ему по нацеленности на горние цели и ценности теолога, рассчитывает на силу человеческого разума, а не на помощь Сверхсущества − в этом его и сила, и «слабость»;
в) в отличие от здравого смысла, философия опирается не только на ближайший, но на максимально доступный общечеловеческий опыт, включая и разнообразные формы науки.
Итак, философия – это аргументированное, осознанное (отрефлектированное) мировоззрение. Философствовать – значит выделять и прояснять смыслы базовых (мировоззренческих) понятий.
Многоцветен язык философии. Его отличает богатство форм выражения, прежде всего, понятия и художественные образы. Так, например, в литературе философские идеи глубоко освещали в поэмах, новеллах, баснях, романах древнеримский поэт Лукреций Кар, французский просветитель Д. Дидро, драматург, писатель Ж.-П. Сартр, баснописец Г.С. Сковорода, писатели Л.Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и многие другие.
Источниками философских размышлений являются духовно-практический опыт человечества, научные знания и история философии, изучению которой будут посвящены последующие содержательные модули курса.
В философии выделяют несколько разделов, число которых растет по мере освоения человеком мира: 1) онтологию – учение о сущем, о бытии (мире в целом); 2) гносеологию – учение о познании и его возможностях; 3)аксиологию – учение о ценностях; 4) социальную философию – учение о предельных сущностях общественных явлений, о развитии обществ; 5) философскую антропологию – учение о человеке; 6) философию истории; 7) этику – учение о смысле и содержании нравственности; 8) эстетику– учение о красоте, прекрасном и безобразном; 9) философию науки и техники – учение о сущности научного познания, тенденциях научно-технической эволюции; 10) гендерную философию, философию молодежи и т.д. Естественно, что в небольшом курсе все их охватить невозможно, поэтому рассмотрены будут лишь некоторые важнейшие из них.
В заключение знакомства с предметом философии следует открыть для себя функции (с лат. исполнение, осуществление) и их концентрированное выражение − цель (роль) данной сферы знания в жизни человека и общества. В философии главными функциями, во многом совпадающими с функциями мировоззрения, являются мировоззренческая, методологическая, гуманистическая и практическая. Используя известный мифологический образ дерева в качестве символа культуры, мировоззренческую функцию можно представить в виде духовного корня, на соках которого вырастает ствол, листья, цветы и плоды – мысли, чувства, цели, дела и поступки людей. Например, ясные знания о мире, миропонимание определяют продуманные политические, экономические, личностные стратегии жизни общества и личности. Строить демократическое общество легче тогда, когда в общественном сознании есть знание-вера о том, что не эгоизм, не альтруизм, а единство первого и второго, интерсубъективность является наиболее эффективной установкой и для политика, и для рядового гражданина.
С мировоззренческой функцией тесно связана методологическая. Метод – это набор предписаний к каким-либо теоретическим или практическим действиям, т.е. средства, с помощью которых можно продвигаться к мировоззренческой цели. Философские методы, и в этом их особенность, носят всеобщий характер. Одним из них является исторический метод, который позволяет исследовать объекты в течение всего пути их бытия, от возникновения до наших дней. Поэтому изучение истории философии так важно.
Еще одной, пожалуй важнейшей, функцией философии является гуманистическая. Смысл ее в том, что любовь к мудрости открывает дорогу любви к человеку как таковому, независимо от расы, пола, этнической, страновой принадлежности. Сферой этой любви является самажизнь. А поскольку высшей формой практики считается этика, то данная функция согласуется с этической. Подлинная философия отличается от «чистого» теоретизирования тем, что философ стремится в общении с себе подобными найти понимание не только в словах, но и в поступках, в реальных, чувственно осязаемых отношениях.
Т е м а 2
Семинар 3
ФИЛОСОФИЯ ИНДИИ И КИТАЯ
План
1. Возникновение философии: предпосылки, принципы периодизации.
2. Основные черты и главные идеи индийской философии.
3. Китайская философия: исходные принципы и главные школы – даосизм и конфуцианство.
Эссе и сообщения:
1. Веды – основной источник индийской философии.
2. «Пятикнижие» – «У цзин» – источник философии Китая.
3. Лао-цзы и его учение.
4. Кофуцианство и его история.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Каковы общие черты философии Индии и Китая?
2. В чем состоит своеобразие философии Китая?
3. Знаменитое ведическое изречение «Тат твам аси» – «Ты есть то» унижает или возвышает человека?
4. Кто из мудрецов сформулировал «золотое правило этики»? В чем его смысл?
5. Чем свобода в философии Индии отличается от обыденных представлений о ней европейцев?
6. В чем, по-Вашему, сильная и слабая стороны традиционализма?
7. Мировоззренческий плюрализм – это здорово или не очень?
8. Как Вы понимаете высказывание Лао-цзы «Истинные слова кажутся парадоксальными, но никакое другое учение не может заменить их»?
Основные понятия:
Антропоморфизм– наделение человеческими свойствами богов или неодушевленных предметов, явлений.
Атман(инд.)–духовная сущность индивида, «Я».
Брахман(инд.)–1) главное божество в «Упанишадах»; 2) священнослужитель, представитель высшей касты в Индии.
Дао(кит) –путь и закон мироздания, которому подчиняется и человеческая жизнь.
Добродетель – способность души к благим деяниям.
Дхарма(инд.)–закон бытия, которому подчиняется все сущее.
Жэнь (кит)–человеколюбие, гуманность, высшая добродетель по Конфуцию.
Инь и Ян(кит) –два противоположных начала, на которых основано существование всех вещей и явлений, инь – воплощение тьмы, пассивности… женского начала; ян – света, активности… мужского начала.
Карма(инд.) –сумма добрых и злых дел человека, определяющая его судьбу при новом рождении.
Ли(кит.) –принцип, форма существования вещей, а также ритуал, обряд.
Майя(инд.)–понятие, обозначающее иллюзорность чувственно данного, материального мира.
У вэй (кит.)–недеяние, созерцательный подход к жизни в даосизме.
Ци(кит.)–эфир, жизненная сила, энергия.
Список рекомендуемой литературы:
1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: учеб. пособие / А.Н. Чанышев. - М., 1981.
2. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических занятий / В.В. Бродов. - М.: МГУ, 1990.
3. Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии ХХ в. / Редкол. Э. Комаров, В. Ламшуков, Л. Полонская и др. - М, 1987.
4. Мудрецы Поднебесной: Сб. - Симферополь: Реноме, 1998.
5. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
методические рекомендации
Анализ становления философской мысли прошлого основан на взаимодействии количественного и качественного подходов: хронологического (от греч. хронос - время), фиксирующего физическое время, и типологического, учитывающего различное содержание - тематику и методологию философских знаний разных культур и народов. Наиболее значимыми философскими потоками считают индийскую, китайскую и европейскую философии.
Решающими предпосылками перехода народов от мифологическо-религиозного к философскому мировоззрению считаются социально-экономические, политические и духовные (культурные). Первые способствовали становлению самостоятельного мышления благодаря освобождению части общества от физического труда. Сущность политических сводится к ослаблению контроля власти (жрецов и тиранов) над высказываниями сограждан по поводу мировоззренческих вопросов (о причинах и закон