Методические заметки (для преподавателей)
Глубокоуважаемые коллеги! Позвольте в порядке заочного обмена опытом преподавания философии сформулировать ряд суждений и пожеланий.
• О необходимости определения авторами учебных книг сути своих творческих позиций. Прежде всего отметим, что нам представляется довольно-таки несуразной позиция тех авторов учебников и учебных пособий, которые избегают пояснения в сколько-нибудь отчетливом виде собственных творческих позиций. Речь идет о чрезвычайно распространенной практике, которая оставляет преподавателей философии в неведении относительно действительных замыслов авторов учебной литературы. Часто эти замыслы не извлекаются на свет из своей первозданной интуитивной, насыщенной неопределенностными моментами оболочки. Ясно, что это отнюдь не способствует успеху дела философского образования.
• О необходимости в курсе философии его исторической части. Мы категорически не согласны с мнением тех наших коллег, которые исключают из курса философии его историческую часть. Неоправданное сужение философского дискурса неминуемо сопровождается переходом на позиции философского универсализма. Универсалисты от философии полагают, что им, якобы, удалось осуществить доселе невиданный грандиозный синтез и представить все многообразие философских достижений в одной концепции. Но действительная философия не однородна, она плюралистична. Именно поэтому недопустимо в учебном курсе философии игнорировать его историко-проблемную часть, которая как раз и не обходится без плюрализма. Плюрализм — важнейший принцип методики преподавания философии.
• О трудной судьбе плюрализма в преподавании философии. Отметим три главных основания необычайной живучести универсализма (в противовес плюрализму) в преподавании философии. Первое из них — это скрытая приверженность значительной части преподавателей марксистско-ленинской схематике. Как известно, до недавнего времени в философии господствовал марксизм-ленинизм, а философский плюрализм фактически отвергался. Многие искренне стремились выйти за горизонты марксизма-ленинизма. На деле же все ограничилось косметическим ремонтом здания марксизма-ленинизма: он оказался гораздо более стойким, чем предполагалось в первые годы перестройки. Кстати, ныне эту стойкость часто обеспечивает отсутствие упоминаний классиков марксизма-ленинизма.
Второе основание живучести философского универсализма видится нам в искусственности проведения в философии национальных границ. Часто в той или иной стране культивируется один тип философии, а это оз-
начает, что в угоду ложным национальным амбициям игнорируется многообразие мировой философии. Такое игнорирование представляется совершенно недопустимым независимо от того, ведется ли оно от имени кан-товского трансцендентализма в ФРГ, аналитической философии в Англии и США или же православной религиозной философии в России.
Третье основание философского универсализма — слабая ориентация в философии XX века. Именно в этом столетии окончательно восторжествовал философский плюрализм, затмивший яркими красками серую унылость универсализма.
• История философских идей как подъем на концептуальные вершины. Довольно часто история философских идей рассматривается как достаточно банальное, к тому же необязательное введение в учебный курс философии. Такое мнение представляется довольно поверхностным. История философских идей — это обретение концептуальной прозорливости, без которой не обойтись и которую нельзя приобрести иначе, как пройдя сложными дорогами и подъемами истории философии. Тот, кто желает обойтись без истории философии, похож на любителя спорта, возмечтавшего установить мировой рекорд, не приобретя должных умений в многотрудных тренировках.
• История философских идей уходит в завтра. Авторы, относящиеся к истории философских идей без должной основательности, склонны придавать им исключительно антикварный, старинный характер. Суть дела требует, однако, достижения концептуальных высот, а потому историю философских идей следует непременно доводить до сегодняшнего дня. Речь идет о самом значительном в истории, а оно всегда является актуальным, современным.
• Философия имеет теоретический характер. В деле преподавания философии крайне важно понимать, что она имеет теоретический характер. Без теорий, концептуальных схем интерпретаций проблемати-зируемых вопросов нет серьезной философии. Это обстоятельство часто недопонимается. В таком случае философию представляют студентам в форме квазитеоретических рассуждений, весьма произвольных и безосновательных.
• Ориентируйтесь на лучшие философские теории. Обилие философских теорий отнюдь не означает их равнозначность. В силу этого приходится ранжировать философские теории и придавать им различный дидактический вес. Чтобы не отстать от поступи современной философской мысли, необходимо культивировать лучшие, самые развитые философские теории. Как правило, это теории не былых эпох, а XX века.
• Не поучайте от имени философии. Часть философов полагают, что буквально любой вопрос можно разрешить сугубо философским методом. Они любят менторствовать от имени философии, представлять последнюю в форме науки всех наук. Но выразительные возможности философии вне теснейшего союза с современными науками крайне бедны. Их удается существенно обогатить лишь тогда, когда действительно и всесторонне реализуется союз философии и наук. Философия и науки находятся во взаимодополняющим отношении.
• Смело и со знанием дела проблематизируйте самые сложные вопросы. Философия — это прежде всего проблематизация актуальных, трудноразрешимых вопросов, требующая интеллектуальной изощренности. В этом отношении философии нет альтернативы.
• Роль философии многообразна. В наше время она выступает прежде всего в качестве самосознания культуры. Главнейшая ее миссия — этическая. Изучение философии формирует нравственную позицию человека. Речь идет об особой форме моральности, которая из уст знающих людей всегда получала высочайшую оценку.
• Никогда не опрощайте философию. Философия — изумительное, весьма непростое для понимания творение человечества. К сожалению, порой это обстоятельство недопонимается. Люди, несведущие в философии, особенно из числа вузовских функционеров, отводят на изучение философии недостаточное число учебных часов. Тем самым они исподволь подталкивают преподавателей философии к так называемому упрощению курса. Как часто такого рода упрощение приводит не к чему иному, как к самой настоящей вульгаризации курса философии. Профессиональная гордость и ответственность преподавателя никогда, ни при каких условиях не должна позволять упрощение курса философии.
Итак, важнейшими мировоззренческими основаниями построения данного учебника философии являются принципы историко-сравни-тельного анализа, плюрализма, актуализма и теоретичности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8