Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации
Как выясняется, человечество может существовать не иначе как в рамках достаточно узкого диапазона параметров его физической среды, био- и социосферы. Это обстоятельство неоднократно подчеркивал в последние годы академик Н.Н.Моисеев. Человечество как в физическом, так и в биологическом и в социальном смысле "держится на острие" (удачное, на наш взгляд, выражение Н.Н.Моисеева). Ускорение процессов развития человечества сопровождается понижением уровня его стабильности. Естественно, ход процессов развития человечества сопровождается состоянием неустойчивости, возникают новые системные качества, новые аттракторы. Так как человечество в облике ноосферы приобрело всепланетарный статус, то вновь возникающие проблемы часто имеют глобальный характер. Речь идет о: предотвращении катастрофического загрязнения человеком окружающей среды, обеспечении общества необходимыми вещественными, энергетическими и продовольственными ресурсами, выходе из состояния экологического кризиса, регулировании роста населения в ареалах нищеты и голода, обеспечении мира между народами и недопущении войн с применением оружия массового уничтожения людей, преодолении забвения достижений культуры, нравственности, образования. Список глобальных проблем человечества можно при желании продолжить, они характерны для экономической, социальной, политической, эстетической и этической жизни человека.
При анализе глобальных проблем важно не упускать из виду, что их разрешение представляется делом отнюдь не простым, а весьма сложным и даже опасным. Нет простых решений для преодоления глобальных проблем современности. Безусловно, уничтожение ядерного оружия, развертывание безотходных технологий, экономия природных ресурсов во многих отношениях решающим образом способствовали бы улучшению нынешнего состояния человечества. Но даже осуществление перечисленных масштабных преобразований не привело бы к отмене глобальных проблем, ибо на смену уже разрешенным проблемам неминуемо пришли бы другие. Суть в том, что человечество как часть ноосферы вступило в эпоху необратимого развития, а с последним связаны различного рода катаклизмы глобального характера. На наш взгляд, Н.Н.Моисеев справедливо подчеркивает, что предотвращение "деградации человечества как элемента биосфе-
ры сводится по существу к формированию новой цивилизации (или новых цивилизаций). И этот вопрос остается открытым". А это означает, согласно Н.Н.Моисееву, удачно использующему богатый арсенал философских, математических, синергетиче-ских и кибернетических идей, что актуальнейшей задачей становится разработка "Стратегии Человека", согласованной со "Стратегией Природы". Под стратегией человечества понимается характер совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить совместную эволюцию (коэволюцию) человека и окружающей среды, высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждение катастроф. В этой связи вполне уместно введение представлений об экологическом и нравственном императиве. Н.Н.Моисеев понимает экологический императив как некоторое множество свойств окружающей среды, изменение которых человеческой деятельностью недопустимо ни при каких условиях, и ясно почему. В то же время нравственный императив понимается как обновленная нравственность, заслоняющая людей от опасностей социального порядка. Разумеется, и экологический, и нравственный императивы — это не более чем органические составляющие стратегии человечества, вне этой стратегии они неминуемо предстанут в форме табу, недостаточно обоснованных догматов, приверженность которым опять же небезопасна.
Итак, стратегия человечества выступает как органический идеал его целеполагающей деятельности в планетарном масштабе в чрезвычайно рискованных условиях. Актуальнейшей задачей стало создание планетарного гражданского общества как института, в рамках которого только и возможна эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая необходимыми формами контроля международных организаций. Стратегия человечества не может быть реализована одним или несколькими избранными народами, это идеал международного сообщества в целом.
Стратегия человечества — это необходимость последовательной, шаг за шагом, бдительной и ответственной реализации философского, научного, эстетического и этического потенциала современного человека, приемлемого для него развития той системы отношений, в которую он включен. К концу XX в., как никогда ранее, выявилась неуместность надуманно-надменного отношения человека к данным наук, к ценностям повседневной жизни, к философствованию как одному из методов разрешения проблемных ситуаций.
Так называемые простые решения с их ориентацией на стихийно складывающееся непроясненное общественное мнение все
чаще ведут в тупик. Именно поэтому речь идет об обновлении стратегии управления развитием человечества. Старые ориентиры далеко не во всем убедительны. С этих позиций вырисовываются контуры новых цивилизаций, при обсуждении которых нам бы не хотелось идти по пути фантазий или же простой экстраполяции существующего положения дел в будущее. Вместе с тем выделим характер той основной озабоченности, с которой футурологи заглядывают в XXI в.
Абсолютное большинство авторов, рассуждающих о новой эпохе, обеспокоено тем, что в наиболее развитых цивилизациях XX в., а именно в странах Запада, технико-экономическая компонента не только доминировала, но подчас и подавляла культурно-этическую составляющую. В этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе информационной цивилизации к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы человек (а не техника). В то же время весьма энергично обсуждаются ценностные составляющие грядущих цивилизаций. Какие именно станут в них доминирующими: удовольствие, свобода, справедливость, национальная принадлежность, мир, счастье? Ответ на поставленный вопрос по необходимости увел бы нас в глубь обширных историко-сравнительных исследований, что не входит в наши намерения.
Итак, стратегия человечества стремится достойно встретить новые модернизации. А для этого ей нужна, между прочим, и новая философия.
Заключение ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В заключение обратимся к тем тенденциям современной философии, которые увлекают ее в будущее и, возможно, определят его. Философия есть творчество по пониманию человеком жизни и обеспечению ее будущего. Философия направлена против краха, кризиса, упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия есть рефлексия, творчество по обретению человеком свободы. Добиться успехов в философском деле, конечно же, не просто. В современном мире с его многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров осуществление желаемого синтеза, создание целостного образа мира оказывается задачей, которая заведомо неподвластна отдельным личностям, будь они семи пядей во лбу. Но задачу эту решать надо, ибо в противном случае человечеству уготовлено безвольное барахтанье в оврагах технократизма, сциентизма, наконец, даже моральной неполноценности. Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей, стремясь выявить, постигнуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия, которые оно вынуждено облекать в различные символические формы — языковые, культурные, технические и другие.
Вместе с тем следует откровенно признать, что небосвод над современной философией отнюдь не безоблачен. Часто появляющиеся публикации о кризисе философии также небезосновательны. Можно указать в этой связи на то, что философия в своих традиционно умозрительных формах не всегда поспевает за стремительной поступью современных научных и технологических новаций, ее прогнозы достаточно часто запаздывают, а их практическое значение оставляет желать лучшего. Наивные люди, особенно из числа позитивистски ориентированных ученых, даже полагают, что философия устарела, что она якобы должна быть заменена некоторым новым положительным знанием. Такого рода сентенции неизменно опровергаются самим ходом исторического прогресса, проблемные аспекты и беды которого самим своим наличием указывают на необходимость развития философии. Заметим, что кризисные явления существуют во всех нау-
ках, во всех областях культуры. Так что в этом смысле философия не может быть неким исключением. Однако наряду с этим следует признать, что кризисные явления в философии в немалой степени являются следствием невнимания к ее запросам власть предержащих. Кризис философии — это не столько результат творческой немощи профессиональных философов, сколько прямое проявление философского уровня данного общества. Каждое общество имеет такую философию, какой оно достойно.
Что же касается потребности в новой философии, в дальнейшем прогрессе современной философии, то она огромна. Именно в этой связи мы оптимистично оцениваем будущее философии. Не случайно в современной философии наблюдается сдвиг в сторону духовной проблематики, появляется много работ этического и эстетического содержания, препятствующих разрастанию экзистенциального вакуума. Еще одна тенденция современной философии состоит в конкретизации философского знания с тщательным использованием аппарата науки. Неуклонно возрастает значимость аналитических, рационалистических тенденций в философии. Дальнейшее развитие получают неоклассические тенденции, разумеется, при сохранении преемственности с классикой. Все более продуктивным становится диалог различных философских направлений.
Наконец, вся человеческая жизнь в целом становится в философском отношении все более насыщенной. Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше философия необходима человеку.
Глубокоуважаемый читатель! Позвольте закончить текст стихами Г.Гессе, которые будут понятны тому, кто неравнодушен к духовным высотам философии:
Пристанищ не искать, не приживаться, Ступенька за ступенькой, без печали, Шагать вперед, идти от дали к дали, Все шире быть, все выше подниматься!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Курс философии в таблицах
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
Историческая эпоха философии | Главный | философский интерес |
Античность VI в. до н.э.— III в. н.э. | Космос | |
Средние века IV— XIV вв. | Бог | |
Новое время XV— XIX вв. | Человек и общество | |
Новейшее время XX в. | Язык |
Таблица 3. Средневековая философия
Этап | Основной интерес | Основные идеи |
Философствование в вере (Августин) | Люби Бога и тогда делай что хочешь Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума) | Монотеизм Теоцентризм Креационизм Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля Совесть Духовность человека Символизм |
Гармонизация веры и разума (Фома Ак-винский) | Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Философия — это введение к религии Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога |
Таблица 2.Античная философия
Этап | Главный философский интерес |
Натурфилософия | Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы -1- пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.) |
Интеллектуализм | Идеи (Сократ, особенно Платон и ДР·) Форма (Аристотель и др.) |
Эллинистическая философия | Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
Неоплатонизм | Иерархия: Единое-Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя |
Таблица 4. Философия Нового времени
Этап | Авторы основных философских концепций | Основной интерес |
XV-XVI вв. | Гуманизм Эстетическое отношение к действительности | |
XVII в. | Декарт | Ясные идеи и дедуктивные построения теории |
Локк | Теория познания: сенсуализм | |
XVIII в. | Кант | Априорные принципы и их воплощение в науке и морали |
XIX в. | Гегель | Универсальная системная философия идей |
Маркс | Концепция общественного труда, критика капитализма | |
Ницше | Критика «разумных» ценностей |
Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку-занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
Таблица 5. Философия XX века |
Главное философское направление | Главный философский интерес | ||
Феноменология | «Работа» сознания с феноменами | ||
Герменевтика | Бытие человека в мире, поиск сущего | ||
Аналитическая философия | Логический анализ языка, употребление языка | ||
Постмодернизм | Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм | ||
Таблица 6. Философия о человеке | |||
Историческая эпоха философии | Что такое человек? | ||
Античность | Микрокосмос Душа Душа есть проявление идеи (Платон) + тело Душа — это форма человека (Аристотель) | ||
Средние века | Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести | ||
Новое время | Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше) | ||
XX в. | Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики) Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи) | ||
Таблица 7. Философия об обществе
философии | |
Античность | Совокупность людей, более или менее удачно |
живущих по законам справедливости | |
Средние века | «Град земной», стремящийся к «граду небесному» |
Новое время | Люди, живущие в соответствии с ими же ус- |
тановленным общественным договором (Локк, Руссо) | |
Продукт взаимодействия людей на основе их | |
совместной трудовой деятельности (Маркс) | |
Система социальных действий людей, смысл | |
которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.) | |
Коммуникация, взаимосвязь людей по нор- | |
мам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.) |
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
Таблица 8. Три главные ценности
Сфера жизнедеятельности Практическая жизнь Чувственно-эстетическая жизнь Научная деятельность | Главная ценность Добро |
Красота Истина |
Примечание. Ценность - это интерпретация, в которой субъект или группа
людей выражает свои прдпочтения. Всякая интепретация совершает-
ся посредством использования опрееленных философских методов.·
Таблица 10. Философия о добре |
Таблица 9. Философия о красоте |
Историческая эпоха философии | Что такое красота? |
Античность | Космически гармоничное и соразмерное |
Средние века | Символ божественного |
Новое время | Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешанно-сти композиций (классицизм) Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм) |
XX в. | Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология) Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика) Эмоция (аналитическая философия) Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм) |
Историческая эпоха философии | Идеалы добра | Основные добродетели человека |
Античность | Благо | Мудрость, справедливость, мужество |
Средние века | Бог | Вера, любовь, надежда, совесть |
Новое время | Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо) Абсолютный нравственный закон (Кант) Общество без эксплуатации (Маркс) Сверхчеловек (Ницше) | Рассудочность, свобода (Локк, Руссо) Разумность, свобода (Кант) Преданность делу пролетариата (Маркс) Воля к власти (Ницше) |
XX в. | Положительные ценности (феноменологи) Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики) Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитики) Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернисты) | Умение пользоваться феноменологическим методом Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему Быть последовательным в своих действиях Умение «рассеивать» устоявшиеся ценности |
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Философская концепция | Основное содержание концепции |
Локка | Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциям. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи |
Канта | Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами |
Гуссерля | Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства |
Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Таблица 13. Три современные концепции истины
Историческая эпоха философии | Природа рационального познания |
Античность | Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон) Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражена в правилах логики (Аристотель) |
Средние века | Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековые реалисты) Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номиналисты) Общее представляет собой мысли — обобщения, концепции (концептуалисты) |
Новое время | Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант) Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка) Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель) Мышление и логика есть отображение, практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс) |
XX в. | Рациональное познание — это обобщение, достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменологи) Логика — это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики) |
Концепция истины | Определение истины |
Соответствия | Соответствие высказываний фактам |
Когерентности | Согласованность высказываний, их непротиворечивость |
Прагматическая | Убеждения, способствующие успеху практики |
Таблица 14. Что такое истина?
Историческая эпоха философии | Природа истины |
Античность | Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель) |
Средние века | Бог, вот что является истиной |
Новое время | Истина — это соответствие чувств и идей фактам |
XX в. | Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики) Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики) |
Таблица 15. Уровни научного исследования
Уровень научного исследования | Цели исследования |
Эмпирический | Добыть новые экспериментальные факты Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности |
Теоретический | Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой |
Таблица 18. Философия техники |
Таблица 16. Четыре теоретических метода
Теоретический метод | Характеристика |
Аксиоматический | Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится |
Конструктивистский | Исходные понятия иправила постороения сложных теоретических концептов считаются интуитивно очевидными. Конструкт признается теоретическим, если его действительно можно построить, например в форме математических символов |
Гипотетико-дедук-тивный | Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами |
Прагматический | Ведется поиск эффективных путей по достижению целей в соответствии с определенными ценностями. Цели, ценности и средства считаются эффективными, если они обеспечивают людям жизненных успех |
Таблица 17. Философия языка
Философская концепция языка | Главное содержание философских концепций языка |
Философия имени | Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты) |
Философия предложения | Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности |
Философия ценностных установок | Главной единицей языка является текст, для которого характерны ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается |
Историческая эпоха философии | Интерпретации природы техники |
Античность | Техника — это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания |
Средние века | Техника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества |
Новое время | Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс) |
XX в. | Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи) Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики) Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики) Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровиц-кий) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |
Таблица 19. Философия природы |
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Античность | Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной |
Средние века | Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа |
Новое время | Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе |
XX в. | Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики) Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики) Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание) |
Таблица 20. Две интерпретации образования
Образование — это подготовка | Образование — это усвоение достижений культуры |
Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна | Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место |