В.И. Ленин. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Каждый отдельный производитель в мировом хозяйстве сознает, что он вносит такое-то изменение в технику производства, каждый хозяин сознает, что он обменивает такие-то продукты на другие, но эти производители и эти хозяева не сознают, что они изменяют этим общественное бытие. Сумму всех этих изменений во всех их разветвлениях не могли бы охватить в Капиталистическом мировом хозяйстве и семьдесят марксов. Самое большее, что открыты законы этих изменений, показана в главном и в основном объективная логика этих изменений и их исторического развития, — объективная не в том смысле, чтобы общество сознательных существ, людей, могло существовать и развиваться независимо от существования сознательных существ..., а в том смысле, что общественное бытие независимо от общественного сознания людей. Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда. Самая высшая задача человечества — охватить эту объективную логику хозяйственной эволюции (эволюции общественного бытия) в общих и основных чертах с тем, чтобы возможно более отчетливо, ясно, критически приспособить к ней свое общественное сознание и сознание передовых классов всех капиталистических стран.
Общественное бытие и общественное сознание не тождественны, — совершенно точно так же, как не тождественно бытие вообще и сознание вообще. Из того, что люди, вступая в общение, вступают в него, как сознательные существа, никоим образом не следует, чтобы общественное сознание было тождественно общественному бытию. Вступая в общение, люди во всех сколько-нибудь сложных общественных формациях — и особенно в капиталистической общественной формации — не сознают того, какие общественные отношения при этом складываются, по каким законам они развиваются и т.д. Общественное сознание отражает общественное бытие — вот в чем состоит учение Маркса. Отражение может быть верной приблизительно копией отражаемого, но о тождестве тут говорить нелепо. Сознание вообще отражает бытие, — это общее положение всего материализма.[21]
Сформулируйте и запишите, как автор текста доказывает независимость общественного бытия от общественного сознания.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким термином можно определить позицию В.И. Ленина, представленную в данном тексте? Свою точку зрения аргументируйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Вставьте пропущенные термины и ответьте на вопросы.
«________________ были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый тип развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения» (Н. О. Лосский). «Евразия – это значит: ни Европа, ни Азия, - третий мир. Евразия – это и Европа и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последней». «_____________, по мнению многих его представителей, характеризовалось не только общностью исторических судеб, населяющих ее народы и их родственных культур, но и, несомненно, единством социально-географического будущего».
Назовите представителей этих социально-философских движений
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какое место во всемирной истории отводится в них России?
__________________________________________________________________Какое из них сохраняет высокий идейно-политический потенциал в XXI веке? Выскажите свое суждение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание ко всему Модулю 2.
1. Составьте словарик основных понятий Модуля 3 (не менее 10 терминов):
- выпишите, на Ваш взгляд, значимые термины;
- запишите определения терминов, пользуясь ресурсами интернета или энциклопедическими, справочными и учебными изданиями.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составьте Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов, которыми Вы пользовались при работе над Модулем 1 (не менее 5, обратите внимание на правила библиографического описания!):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МОДУЛЬ 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
Тема 1. Онтология: бытие и материя как исходные категории.
Задание 1.Определите, кто из философов представлял бытие следующим образом.
а) Единственное (в смысле: «только бытие есть, небытия же нет») _________
б) Идею (или «свет идей») _________________________________________
в) Допущение ___________________________________________________
г) Абсолютное понятие _____________________________________________
д) Волю к власти _________________________________________________
е) Энергию ______________________________________________________
ж) Бытие есть то, что может быть определено (определить - установить предел, ограничить какими-то рамками) научно-рациональным знанием и предметно-практической деятельностью человека _______________________
Какие еще представления о бытии известны вам из истории философии?[22]
_______________________________________________________________
Задание 2. Ознакомьтесь с помощью различных источников с философской категорией «материя». Выполните задания.
1. Существуют различные формы материализма. Перечислите эти формы, выпишите их отличительные особенности и основных представителей. 1.______________________________________________________________
______________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________ _________________________________________________________________
4. ______________________________________________________________ ________________________________________________________________
5. ____________________________________________________________ __________________________________________________________________
2. Прочитайте суждение Гольбаха о материи: «По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различиях, ... изменениях, производимых в нас этими веществами».[23]
Назовите плюсы и минусы приведенного определения материи:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Рассмотрите с помощью доступных вам источников информации концепции соотношения пространства и времени. Заполните таблицу.
Название концепции | Пространство и время | Представители |
1. | ||
2. |
Задание 4. Используя свои знания, составьте кроссворд по онтологии (не менее 10 вопросов).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________