Глава 4. Пятое состояние и Зеркало сознания

Чем больше мы практикуемся в медитации, тем легче нам поддерживать альфа ритмы, а чем дольше поддерживаются альфа ритмы, тем чаще мы можем испытывать состояния высшей осознанности.

На тренировках ЭЭГ по достижению высших состояний сознания или осознанности ученик, все больше и больше погружаясь в интеллектуальную и эмоциональную деятельность, старается сохранить непрерывность альфа волн, чтобы внести спокойную, отрешенную осознанность состояния альфа в нормальную мозговую активность.

В этом направлении то, что доктор Кейт Уоллас назвал Четвертым состоянием сознания ведет дальше в Пятое состояние сознания, или то, что мы называем Проясненной осознанностью, что на психофизиологическом уровне есть функция и бодрствующего состояния, и четвертого состояния, но при этом не является идентичной ни одному из них.

Прототипом состояния проясненной осознанности (или пробужденного сознания) является осознанность уровня четвертого состояния, но она сосуществует с мыслительными процессами. Другими словами, человек пребывает в состоянии, которое является его нормальным состоянием, но демонстрирует при этом мозговые ритмы других состояний.

Глава 4. Пятое состояние и Зеркало сознания - student2.ru
Групповое занятие. Лицом к нам Максвелл Кэйд.

 
  Глава 4. Пятое состояние и Зеркало сознания - student2.ru

Изабель Кэйд и Свами Пракашананд, наблюдаемые на Зеркале сознания Максвеллом Кэйдом и Джеффри Бланделлом (стоит справа).

Впервые мы выявили эту расширенную сферу сознания, когда обнаружилось, что наши ученики сохраняют состояние альфа и тета после окончания сеанса, с открытыми глазами, на разные промежутки времени, и, когда им дают очередное задание, они могут значительно увеличивать эти промежутки времени, несмотря на то, что вернулись к нормальным движениям, разговорам.

Следующие два года исследований и тренировок с участием почти 300 субъектов, в среднем 3,5 часа тренировок с каждым из них, в течение которых регистрировались продолжительность, амплитуда и частота мозговых ритмов в диапазоне от 1 до 20 Гц, привели к нескольким новым открытиям. Оказалось, большинство исследователей в этой области не заметили одновременного присутствия других соответствующих пятому состоянию частот — а именно тета, бета и даже дельта волн.

В своей работе мы обнаружили следующие значительные факторы:

1. Все без исключения субъекты на первой тренировке ЭЭГ в постмедитационный период демонстрировали продолжительные или довольно продолжительные альфа, сохраняющиеся 10 минут или более, с открытыми глазами, при условии, что взгляд не сфокусирован.

2. То, что с первого взгляда выглядело как два разных типа состояния альфа, оказалось совершенно другим состоянием. Одно из них – чистое альфа, без сопутствующих более чем нескольких процентов других частот. Характеристики этого состояния, данные доктором Камия и другими, — бездумное, расслабленное, ни мыслей, ни образов. Для другого состояния характерны высокоамплитудные альфа, сопровождаемые двумя боковыми полосами, составляющими 30% - 60% амплитуды альфа-ритма, непрерывной и устойчивой частоты — одна из них обычно 16 - 18 Гц в бета диапазоне, другая обычно 4 - 6 Гц в тета диапазоне.

Этот особый вид состояния альфа почти неизменно двусторонне симметричен, т.е. показывает одинаковую амплитуду и частоÏты в обоих полушариях головного мозга. Субъекты в этом состоянии открывали глаза, поддерживали разговор и даже прохаживались по лаборатории с аппаратом ЭЭГ, поддерживая достигнутое состояние. Они могли решать в уме простые математические задачи, испытывать самоиндуцированные эмоциональные состояния, читать и понимать литературу — и все это не нарушая достигнутого состояния.

Обычно тестирование состояния приводило к его прекращению примерно через 10 минут, но его непременно можно было восстановить, оставаясь пассивным в течение нескольких минут.

3. То состояние, которое мы называем проясненной осознанностью (то же самое, что пятое состояние сознания по Даниэлю Гоулману), возможно в довольно ограниченном диапазоне неврологического возбуждения. Некоторым людям трудно достичь состояния гипервобуждения, но если это удается, они входят в ординарное состояние бета. Если их оставить слушать музыку или медитировать, они не останутся в двустороннем симметричном состоянии ЭЭГ, но войдут в более ассиметричное состояние, сопровождаемое тета или даже дельта волнами. Кожное сопротивление покажет в этом случае значительное снижение уровня возбуждения.

В таком ключе представляется логичным уравнять этот тип состояний, поддерживаемых с помощью приборов, с теми мистическими состояниями, которые раньше приписывались только практикам эзотерических религий и духовных философий, когда, например, наши ученики испытывали чувство просветления, блаженства, единства, а иногда неописуемо прекрасные видения. Да, это выглядело так, будто люди, никогда раньше не слышавшие о биологической обратной связи, рассказывающие о своих переживаниях в экстравагантных выражениях, давно состоят на подозрении в умственных отклонениях у психоаналитиков и психиатров, пытаются защититься или спастись бегством от невроза, демонстрируют шизоидные проявления мозга, регрессию к инфантильным или пренатальным фантазиям, другие отклонения.

Мы не стали делать выводов, но продолжили эксперименты. Мы продолжали находить подтверждения люцидных (проясненных) состояний и помогали нашим подопечным сохранять эти состояния, записывая как показания приборов, так и устные описания, не только ощущений, испытываемых во время наших сеансов, но и эффектов, продолжающихся в повседневной жизни.

Вот несколько упражнений, которые мы разработали для достижения этого состояния в сочетании с приборами (их можно выполнять и без приборов, в качестве углубления медитативного состояния, восстанавливая в памяти ощущения, которые возникли в результате успешной медитации, и просто пытаясь добиться продолжения этого состояния):

1. Экстернализация

а. Откройте глаза, медленно обведите взглядом комнату, ни на чем не останавливая взгляд.

б. Внезапно фокусируйте взгляд на различных предметах.

в. Устанавливайте зрительный контакт с другими людьми.

г. Решайте в уме следующие задачи:

(1.) (7 × 7) – (5 × 5);

(2.) (11 × 11) + (12 × 12);

(3.) ¾ of 160;

(4.) Глава 4. Пятое состояние и Зеркало сознания - student2.ru

2. Сентик (Sentic) Циклы (основанные на трудах Манфреда Клайнса, в которых субъекты последовательно испытывают самоиндуцированные ощущения: бесчувственность, гнев, ненависть, печаль, любовь, радость и благоговение): испытывайте следующие 7 эмоций, по 2 минуты на каждую. Последовательность семи состояний называется циклом. Если позволяет время, повторите цикл дважды.

а. бесчувственность, лишь спокойствие

б. гнев

в. ненависть

г. печаль

д. любовь

е. радость

ж. благоговение

3. Трансцендирование (преодоление) стресса — возьмите в руки прибор ЭЭГ и прохаживайтесь по комнате, разговаривая при этом с другими людьми. Если устали, сделайте перерыв и отдохните с закрытыми глазами. Далее, выйдите из комнаты, спуститесь вниз по лестнице и вернитесь.

В качестве расширения данного упражнения мы предлагаем несколько упражнений, которые могут стать эффективным средством для полного пробуждения любого дремлющего в вас чувства, тем самым повышая и стимулируя проясненную осознанность и достижение высших состояний сознания. Эти упражнения разработаны известным философом П.Д.Успенским, учеником Гурджиева. «Человек, – говорил Успенский, – пребывает во сне. Во сне рожден, во сне живет, во сне умирает. Жизнь для него – только сон; сон, от которого он никогда не пробуждается». Успенский говорил не метафорически; он имел в виду, что мы живем в мире, населенном лунатиками, передвигающимися в сумерках сознания, но уверенными, что бодрствуют.

Успенский предлагал простой эксперимент, чтобы проверить, осознаем ли мы себя. Он предлагал сесть в тихом месте и смотреть на стрелки часов, и проверить, как долго мы сможем сохранять пространственное положение типа «я сижу здесь, смотрю на стрелки часов и пытаюсь помнить о себе».

Оказывается, это очень трудно делать, даже в течение одной минуты — концентрироваться только на наблюдении самого себя, наблюдающего стрелки часов.

Другие упражнения Успенского, несомненно, еще труднее, но так же несомненно ценны, поскольку помогают человеку пробудиться и расширить свое сознание. Он предлагает идти по улице и по-настоящему задействовать свои глаза — смотреть н только на трещины в тротуаре, но видеть людей, транспорт, верхушки деревьев, дымовые трубы, облака, птиц. А также видеть предметы не черными и белыми или в блеклых оттенках серого, но во всех их изумительных естественных цветах. Более того, мы должны действительно смотреть на предметы так, как ребенок, который видит их впервые в жизни; не обозначая их сложными названиями и сразу же отбрасывая прочь, но видя их ярко, цельно, такими, какие они есть.

И тогда, когда мы действительно насколько это возможно полно осознаем весь видимый мир вокруг нас, он предлагает нам концентрироваться на том, что мы слышим — не только проходящий мимо транспорт и голоса людей, но и пение птиц, гул далекого самолета, цоканье каблуков по асфальту и голос ветра в листве деревьев. (Опять же, мы не должны обозначать эти звуки, тем самым заметая их под ковер забвения; а слышать их живо, ярко, такими, какие они действительно есть).

Теперь, тщательно стараясь не утратить те сенсорные стимулы, которые уже вливаются в нас из образов и звуков, мы вторгаемся в мир запахов и замечаем и вдыхаем запах земли после дождя, аромат цветов, возможно, выхлопы дизельных двигателей и запах дыма. (И снова мы не должны заботиться об источниках этих запахов; мы должны усмирить извивающегося мысленного червя рационализации и удовлетвориться тем, что принимаем их такими, какие они есть).

Теперь займемся кожными ощущениями — где мы чувствуем тепло или холод? Замечайте прикосновение одежды к коже, давление обуви на подошвы стопы, ветер на лице и ощущение напряжения и движения в мышцах и суставах. Вы можете добавить вкус и запах, если хотите, и сосать лимонный или мятный леденец.

Теперь 4-5 минут постарайтесь уделять одинаковое внимание всем этим разнообразным сенсорным сигналам. Когда вы добьетесь наилучшего, по вашему мнению, результата, поддерживайте эту степень внимания и одновременно считайте свои шаги при ходьбе и читайте что-нибудь из поэзии, скажем, «Если» Киплинга или «Рубаи о вине» Омара Хайяма. Не думайте, это возможно, только очень трудно.

Если вы добросовестно будете отрабатывать упражнения Успенского, вы испытаете то, что равносильно новому, измененному состоянию сознания — состояние общей повышенной чувствительности, или расширение сознания, без наркотиков — и, независимо от того, насколько успешны вы были в концентрации на всех стимулах, если вы действительно старались изо всех сил, вы поймете, почему Успенский сказал: «Человек пребывает во сне; потому что по сравнению с тем, на что мы способны, наше нормальное бодрствующее состояние больше похоже на лунатизм».

Наконец, мы даем следующую медитативную секвенцию (последовательность), которой должна предшествовать релаксационная секвенция Мирса (см. Главу 3) и дыхательная методика Дзадзен.

Нет такого понятия, как время. Его не существует. Существует только «сейчас». Только этот текущий момент. Обратите внимание на ваши собственные внутренние ощущения, на ваше окружение и на присутствие окружающих вас людей.

Теперь концентрируйтесь на чувстве товарищества. На чувстве бытия здесь-и-сейчас друг с другом. Откройте глаза и посмотрите на каждого члена группы. Постарайтесь, сохраняя зрительный контакт, развивать чувство общности, пребывая при этом в осознании отсутствия времени. В вас времени нет; вне вас времени нет. Вы просто все вместе в безвременном настоящем моменте.

Этот момент вместе с другими есть. . . Этот момент бесконечен. . . Этот момент существовал всегда. . . Этот момент будет существовать всегда. . . Эта уникальная частица вечности просто есть.

Теперь посмотрите друг на друга, на мебель и на все предметы в комнате и постарайтесь увидеть все в четырех измерениях, имеющим не только высоту, длину и ширину, но также и протяженность во времени. Вы видите каждого из нас как длинных змеек времени, вытягивающихся за пределы комнаты, дома, вдоль улицы и возвращающихся обратно в дом. . .

Теперь посмотрите на стены, дверь, окно. Как далеко они простираются в прошлое? На пятьдесят лет? На сто лет? Нарисуйте в своем воображении картину их производства в цехах и мастерских. Их установку здесь. Представьте себе их судьбу, когда это здание, в конце концов, снесут.

В общем, выйдите из обычного времени. Вы видите всё и всех, как мировые линии, простирающиеся вперед и назад во времени. Затем обратно, к уникальному, находящемуся здесь-и-сейчас. Существует только «сейчас». Этот момент существует.

Актуальность таких упражнений для достижения высших состояний осознанности становится очевидной, когда человек помнит, что его цель – не обрести более бодрое или, наоборот, расслабленное и сонное состояние, но, насколько это возможно, расширить диапазон состояний, которые он может полностью и сознательно контролировать.

Мы получаем много писем от учеников, которые учились достигать пятое состояние сознания в группе и постепенно поняли, как его использовать в стрессовых ситуациях повседневной жизни. Хлопотливые домохозяйки, архитекторы, врачи, руководители компаний и другие люди, живущие полной ответственности жизнью, рассказывают, как они умеют концентрироваться, ясно, без эмоций видеть ситуацию и справляться с ситуационными трудностями и огромным объемом работы, что было невозможно, пока они не научились тому, что понял и фламандский мыслитель Ян ван Рёйсбрук: «Наша жизнь только тогда есть единое целое, когда труд и созерцание бок о бок обитают в нас, и мы одновременно и полностью – в обоих».


Наши рекомендации