Пять словесных картинок с контрастной тематикой
1. Вы стоите на краю причала в солнечный, но ветреный день. Почувствуйте попадающие на вас легкие брызги и волны, бьющиеся об ограждения причала; острый соленый привкус в воздухе; вот вы видите регату и море, усеянное точками ярких разноцветных соревнующихся парусников. Вы видите сверкание солнца на волнах, слышите резкий крик морских чаек.
2. Меняем картинку: вы находитесь в саду в ясную зимнюю ночь, тысячи и тысячи звезд мерцают на бархатном черном небе. Чувствуется запах горящих листьев и веток недалекого костра. . . ветер холодный, но не сильный. На фоне неба с южной стороны сада вырисовывается шпиль старой церкви и слышится крик полуночной птицы. В небе играет мерцающий свет, появляющийся из-за горизонта, и слышатся робкие раскаты грома.
3. Теперь вы на холме, увенчанном небольшим лесом древних деревьев. День мирный и спокойный, небо – глубокая нерушимая синева. Поля внизу, умытые солнечным светом, похожи на мозаику из зеленого, коричневого и золотого. Повсюду, куда ни кинешь взгляд, изобилие колокольчиков. Справа длинный виадук пересекает двойной изгиб реки. Вы едва слышите и видите поезд, идущий по виадуку. Ясно слышится мычание коров, доносящееся с невидимого отсюда пастбища.
4. Теперь ночь и вы находитесь на ярмарочной площади. Постарайтесь представить такую картину: вы наблюдаете огромное колесо, которое все крутится и крутится, карусель, «туннель любви», Американские горки, дом с привидениями, автодром, все ярко освещено разноцветными фонариками. Волны оглушительной музыки, галдеж, крики зазывал: «Подходите, подходите!» Маслянистые запахи из продовольственных киосков, запах пороха, доносящийся из тира. И идет дождик, не сильный, только брызгает, но все же достаточно, так, что вы не можете не замечать его.
5. Теперь представьте себе бухту во время отлива. . . и широкое пространство песка между сушей и море; золотой песок, потревоженный приливами, усеянный ракушками и водорослями, и крошечными лужицами, отражающими солнце. Далеко-далеко зеленые с белыми шапками волны разбиваются о берег, и дикий зов морских птиц наполняет воздух странной музыкой. Спокойное небо из опала и перламутра обнимает бухту. . .
Эти чередующиеся концовки даются для того, чтобы подчеркнуть или вынести на поверхность некие особые откровения; сделать вызов каким-либо индивидуальным аспектам самоосознанности или просто усилить осознание субъектом каких-то скрытых проблем, того, чему он противится. Такое сенсорное исследование может быть разработано и направлено на раскрытие дополнительных аспектов самоосознания.
Одна из главных целей – осознать причину перевозбуждения, или остановки альфа сигналов. Например, у одной из учениц внезапно заблокировался альфа сигнал, и показатель прибора подскочил до отметки сильного возбуждения из-за глубокого несогласия с философией, которую излагал инструктор; в момент осмысления состояние спокойствия резко оборвалось. Это дает примерное представление о том, насколько часто наша нервная система подвергается ударам возбуждённого состояния в повседневной жизни. Эта ученица смогла немедленно восстановить спокойное состояние и, соответственно, альфа сигнал, потому что она уже научилась этому. Она не только увидела физический эффект эмоционального расстройства, но также смогла установить источник стресса, который раньше не осознавала. Она училась контролировать смущающие психосоматические симптомы, осознавая свою склонность приносить необязательный стресс в повседневную жизнь и, таким образом, училась быть более отрешенной и расслабленной.
В конце таких сеансов субъектов возвращают в их обычное состояние. Приборы регистрировали и записывали глубину релаксации. Они могут видеть свои достижения и рассказать о своей субъективной реакции на секвенции. В таком ключе тренировка реакции релаксации и расширение самоосознанности скоро становятся синонимами.
До сих пор мы имели дело с реакцией релаксации без медитации как искусства: мы рассматривали и применяли только физиологические аспекты релаксации, которые сопутствуют расслаблению в спокойной позе, в спокойном состоянии сознания, с полетом воображения, усиленного сенсорными и визуальными секвенциями. Что нам еще предстоит обсудить, это медитация в связи с приборами регистрации биологической обратной связи, оставляя множество техник медитации без приборов на потом, как средство продвижения к высшим уровням осознанности, когда освоенные физиологические состояния станут укоренившимися и незабываемыми. На этом пути не возникает вопроса, не грезит ли просто человек наяву или попусту тратит время и усилия в попытке достичь состояния, которое не оправдывает себя, не приносит ожидаемой пользы и, оказываясь безрезультатным, часто становясь, наоборот, причиной напряжения считается повсеместно лишь пустой растратой сил.
Применяя наши методы к людям, которые долго практиковали восточные формы медитации, мы выявили неожиданный и поразительный факт: некоторые из них не достигали соответствующей глубины альфа-тета, характерной для медитации, оснащенной измерительными приборами. Они достигали не больше и не меньше альфа (плюс бета), чем любой нетренированный человек, который просто очень спокойно сидит с закрытыми глазами. Они были удивлены этому так же как и мы, но еще большее удивление возникло после нескольких тренировок: они единогласно подтвердили немедленное расширение и углубление самоосознанности.
Этого нельзя объяснить тому, у кого нет опыта настоящей медитации, но настоящим откровением стало то, что многие люди, которые верят, или хотят верить, что они медитируют, всего лишь пребывают у границ этого состояния. Это также объясняет, почему многие бросают попытки или принижают ценность медитации. Если человек медитирует неправильно, единственным достижением принятой позы и неподвижности будет успокоительный эффект, как от любого вида отдыха. Недостатки (иногда опасные) заключаются в напряжении и усилиях, принудительном сдерживании беспокойства, расстройство от отсутствия того, что часто описывают как состояние блаженства, и разочарование в том, что для многих тысяч людей является последней надеждой на новый, лучший путь жизни.
Восточные мастера давно знали об этих трудностях. Если бы каждый страждущий медитировал правильно, знаменитое состояние просветления стало бы всеобщим, распространенным, нередким; было бы больше гуру (учителей), чем учеников!
Таким образом, то, с чем мы здесь имеем дело, это «анатомия» медитации, базовые концепции и практики, являющиеся ментальной стороной монеты тело-сознание.
Давайте начнем с того, чем медитация не является. Мы должны хорошо понимать, что она не является концентрацией. Концентрация нужна перед медитацией — задолго до нее. Невероятно важно понимать разницу между обязательными упражнениями на развитие сознания, предшествующими медитации, и самой медитацией.
Как сказал Кришнамурти, индийский философ: «В самом начале медитация – это контроль внимания. . . Внимание не имеет ни границ, ни пределов; внимание это ясность, ясность от всех мыслей. Мысль – это конец медитации; хорошая медитация начинается с остановки мысли. Осознание этого означает быть внимательным. . . Медитация – не интеллектуальный процесс, находящийся в пределах мысли. Медитация свободна от мысли. . .».
Обучение контролю над вниманием, таким образом, как Патанджали четко сформулировал еще 2300 лет назад, это основа медитации, и упражнения в медитации можно приблизительно разделить на 2 типа, сосредоточенная медитация и медитация внимательности, согласно тому, каким образом фокусируется внимание.
В сосредоточенной медитации (которая лежит в основе большинства техник Христианства, Суфизма и Йоги) человек отдает все внимание единственному неизменному или повторяемому ощущению, или мысли. Цель этой процедуры – достичь состояния неуклонного погружения в объект медитации, так чтобы исключить осознание всех остальных раздражителей. Это один из старейших видов медитации, и во многом он пересекается с техниками, используемыми для достижения экстаза (такими как барабанный бой, кружение, пение и использование галлюциногенов, таких как мескалин).
Медитация внимательности, с другой стороны, это искусство посвящать внимание изменяемому содержанию сознания (или конкретной части сознания), не выбирая содержания и не цепляясь за него, когда вторгается что-то другое. Цель – полностью осознавать все, что тебе известно.
Научиться в повседневной жизни успокаивать сознание; останавливать поток праздной мысленной болтовни; выключать внутренний магнитофон, который непрестанно увещевает, дискутирует, вопрошает или поучает; и неумолимый голос, твердящий нескончаемые повторения, каламбуры, аллитерации и даже обрывки стихов и популярных песен, – это фундаментальный урок медитации.
Не станем отрицать, что это требует терпения, настойчивости и умения отпустить привязанности «нормальной» жизни, которые при всех своих недостатках, по крайней мере, знакомы. Изначально человек склонен цепляться за личные качества в страхе, что в измененном состоянии, с ними что-то может случиться, так же как человек боится смерти, потому что не знает, что это такое. Люди, не имеющие этих страхов и предубеждений, обычно начинают медитировать с легкостью.
Но наше внимание обычно не без оснований направлено на внешний мир. Конечно, нам было бы трудно вести себя должным образом и обеспечивать самосохранение, если бы наше внимание было постоянно приковано к какому-нибудь внутреннему процессу. Мы игнорируем эти внутренние сигналы в пользу сигналов, приходящих из внешней среды, которые могут требовать немедленных действий, связанных с выживанием.
Однако медитация на данном уровне – это преднамеренное отключение этих внешних раздражителей, которые готовят нервную систему к реакции «дерись или беги»; и активизация до сих пор неосознанных стимулов, до настоящего времени сведенных к минимуму в процессе индивидуального выборочного осознания.
Практика медитации имеет много разнообразных экстраординарных форм. Различие между формами, имеющими центральную идею, и формами, не имеющими таковой, это различие только в значительно отличающихся между собой интерпретациях. Некоторые техники делают акцент на ментальной образности, другие препятствуют возникновению образов, чтобы не перепутать их с реальностью; некоторые используют визуальные формы, концентрируясь на лампе, вазе или на мандале (религиозный символ), тогда как другие практикуют полное отключение всех чувств. Некоторые техники требуют от медитирующего полной неподвижности, тогда как другие используют движения пальцев, рук или всего тела, хождение, танцы или кружение (как у Дервишей). Многие формы основаны на более или менее сложных дыхательных ритуалах.
В своих тренировках биообратной связи мы придаем особое значение формам, основанным на осознанности диафрагматического дыхания. При выполнении упражнений на внимательность оно помогает постепенно сокращать разрыв между сознательным и бессознательным контролем. Так сказал доктор Валпола Рахула в своей книге «Чему учил Будда».
Мы постоянно делаем вдох и выдох, днем и ночью, но никогда не обращаем на это внимания. Теперь вам придется это делать. Вдыхайте и выдыхайте как обычно, без усилий и напряжения. Но сосредоточьтесь на вдохе и выдохе; сознательно наблюдайте каждый вдох и выдох. Иногда вы делаете глубокий вдох, иногда нет. Это вовсе не имеет значения. Дышите нормально и естественно. Просто когда вы делаете глубокий вдох, вы должны осознавать, что это – глубокий вдох. . .
Другими словам, ваше сознание должно быть настолько сосредоточено на дыхании, чтобы вы осознавали все дыхательные движения и изменения в них. Забудьте обо всем — забудьте о своем окружении, не поднимайте глаз. Постарайтесь делать это 5-10 минут.
Вначале сосредотачивать сознание на дыхании покажется вам очень трудным. Вы поразитесь, как вам хочется отвлечься. Но если вы продолжите выполнять это упражнение дважды в день, постепенно, мало-помалу вы научитесь концентрироваться на своем дыхании.
Через какой-то период времени вы почувствуете, что вам нужна доля секунды, чтобы полностью сосредоточиться на дыхании, так, что вы не услышите ни звука вокруг — внешний мир перестанет для вас существовать. Незначительный момент, а такой гигантский опыт для вас, полный радости, счастья и спокойствия, что вам захочется продолжить. Но сейчас вы не можете этого сделать. Если вы продолжите тренировки, вы сможете испытывать это снова и снова, и длиться это будет все дольше и дольше. Это момент, когда вы теряете себя в осознании своего дыхания. Пока вы пребываете в осознании себя, вы не можете концентрироваться ни на чем другом. Это упражнение в осознании дыхания предназначено развивать концентрацию, ведущую к высотам мистических достижений.
Развитие внимательности может прийти не слишком быстро, но постепенно во время медитации специфический фокус внимания сужается до осознанности внутреннего взаимодействия с мышечной активностью, контролирующей диафрагму. Контроль не осуществляется сознательно, но его вполне можно наблюдать.
Огромное количество психофизиологических экспериментов, проведенных в последние годы в области биообратной связи и осознанного контроля внутренних состояний, выявило, что, при том, что концентрацию внимания можно сохранять довольно значительный период времени (что зависит от индивидуального психологического типа), самоосознанность имеет тенденцию отождествляться с тем, на что направлен фокус внимания. Стало быть, самоосознанность будет отождествляться с какой-либо функцией тела, если ваше внимание будет зафиксировано на ней достаточно долго, и вы сможете, например, полностью осознавать свое собственное дыхание.
Здесь кроется научное объяснение мистических практик всех веков, в которых так называемое раздельное существование сознания и тела объединяется в сознании: перекрывание сенсорного канала в добровольно-принудительном порядке вынуждает ментальную и физическую осознанность проявляться в единстве, которое не воспринимается либо как сознание, либо как тело, потому что это одно и другое одновременно.
Мы завершаем эту главу несколькими упражнениями для медитации и темами, используемыми на наших тренировочных курсах, которые могут быть полезны в расширении и углублении ваших медитативных состояний.
МЕДИТАЦИЯ НА СВЕТ СВЕЧИ
Визуализируйте горящую свечу; длинную мерцающую восковую свечу. Вы видите голубое внутреннее и золотистое внешнее пламя; тонкую струйку черного дыма; маленькую лужицу тающего воска вокруг основания пламени. Теперь вдыхайте запах горящего воска, наблюдайте мерцающие тени; но кроме всего этого осознавайте яркость света. . .
Представьте теперь этот свет в своем сердце — просто прохладный, ясный блеск света. Представьте, что свет становится ярче и ярче, светит сквозь вас и освещает ваше тело. Представьте теперь, что он светит из вас, становясь все ярче, освещая ваше тело целиком. Все ваше тело светится и блестит, как светящаяся статуэтка в чистейшем хрустале. . .
Представьте другого человека, наполненного светом. . . и еще одного. . . и еще одного, до тех пор пока вся группа превратится в сверкающие золотистые кристальные фигурки, наполняющие комнату сияющим великолепием. Смотрите – стены, пол, потолок и каждый предмет в комнате сияют. . .
Теперь комната переполнена потоком света, и свет переливается через двери и окна на улицу. . . Смотрите, как свет течет по улицам, наполняя людей, транспорт и здания своим радостным, золотым сиянием. . .
Теперь вся земля умыта светом. . .
И свет наполняет Солнечную Систему и разливается во внешний космос. . .
И теперь свет наполняет всю Вселенную. . .
САМОМЕДИТАЦИЯ
Я хочу, чтобы вы нарисовали в воображении себя самого в тихом месте, находящимся в центре пузыря, который представляет ваше сознание, а также ваше личное пространство, то есть свободное пространство до вашего вступления в контакт с личным пространством другого человека. Вы видите нежный, переливающийся всеми цветами радуги пузырь, заключающий вас в себя с головы до пят; представляйте, что это пространство содержит ваше сознание — все, внешнее и внутреннее, что вы в данный момент осознаете. Теперь нарисуйте в воображении большой пузырь, например, размером с двухэтажный автобус, который представляет ваше предсознание (в том же масштабе), т.е. все то, чего нет в вашем сознании, но что легко может быть передано туда усилием воли (что вы делали прошлой ночью, где вы провели свой прошлый день рождения, теплее ли ваша левая стопа вашей правой стопы, ваш собственный телефонный номер или телефонный номер друга). Наконец, нарисуйте гораздо более огромный пузырь, размером с кафедральный собор, имеющий общий центр с двумя другими. Он представляет собой безграничность вашего подсознания (содержащего, среди всего прочего, забытые воспоминания обо всех местах, где вы когда-либо бывали, обо всех людях, которых вы когда-либо встречали; обо всех книгах, которые вы когда-либо читали, пьесах, фильмах и телешоу, которые вы когда-либо смотрели; о разговорах, которые вам пришлось услышать; неприятностях, о которых лучше бы не вспоминать). Заметьте, что в этой конфигурации все приходит к вам через промежуточные стадии вашего подсознания и предсознания, и медитируйте, что это так и есть. Когда вы узнаёте что-нибудь обычным промежуточным и косвенным способом, через специальные ощущения и разум, восприятие изначально бессознательное, потому что вы не осознаёте деятельность ваших органов чувств, а осознаёте только электрические изменения, которые они вызывают в соответствующих областях мозга. Если вы получаете мистические знания, т.е. знания, приобретаемые немедленно и прямым способом (становящиеся объектом мысли, как сказали бы мистики), эти знания также появляются через подсознание. Медитируйте на эти три пузыря в течение нескольких минут, а потом медитируйте так: «Я (то есть мое настоящее я) есть не мое физическое тело, а то, что его использует, включая его чувства. Я – не мои эмоции, а то, что контролирует их. Я – не мои мыслительные процессы, а то, что инициирует их и управляет ими. Но я ЕСТЬ. Что я?»